Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Указатель имен 5 страница. [226]Четвертая студия была организована в 1921 году



[226]Четвертая студия была организована в 1921 году. В 1924 году студия отделилась от МХАТ и стала самостоятельным театром, сохранив, однако, прежнее название. В 1927 году студия была переименована в Реалистический театр, который просуществовал до 1937 года.

[227]Первая постановка Музыкальной студии – оперетта Лекока «Дочь Анго» – была показана 16 мая 1920 года. Первоначально Музыкальная студия ставила свои спектакли на сцене МХАТ. В 1926 году студия была переименована в Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича‑Данченко. (О работе Вл. И. Немировича‑Данченко в Музыкальной студии и театре его имени см. книгу П. А. Маркова «Вл. И. Немирович‑Данченко и Музыкальный театр его имени», М., 1936.)

[228]К. С. Станиславский в помещении студии «Габима» читал лекции для учеников ряда московских театральных студий.

[229]В первоначальном варианте этой главы сохранилось описание аттракционов на «капустниках», которые показывались в пяти фойе театра: «…устраивался музей‑паноптикум с разными примечательными вещами, например: „Живые клопы из „Ревизора“ в баночке“ (образец натурализма МХТ). Была панорама – „Вид на Москву“ – с входной платой 15 копеек: в обтянутую кумачом будочку впускался посетитель, там в обыкновенное окно фойе можно было любоваться видом на Камергерский переулок, в котором находится наш театр. В том же музее стоял автомат с надписью: „Положите 10 копеек – получите благодарность“. Посетитель клал деньги, и тотчас же через отверстие протягивалась к нему рука того, кто был спрятан внутри, и обыкновенным пожатием руки выражалась обещанная благодарность». (Музей МХАТ, К. С., № 2.)

[230]Пушкинский спектакль, состоявший из трех «маленьких трагедий»: «Каменный гость», «Пир во время чумы» и «Моцарт и Сальери», был впервые показан 26 марта 1915 года. Постановка Пушкинского спектакля в годы империалистической войны свидетельствует о том, что Художественный театр не желал подчинить свое искусство вкусам шовинистически настроенной буржуазной публики.

[231]не пресыщенного (от французского – blase). (Ред.).

[232]А. В. Луначарский – народный комиссар просвещения – и Е. К. Малиновская, возглавлявшая в то время Управление государственными академическими театрами, в своей деятельности руководствовались указаниями Коммунистической партии и Советского правительства и лично В. И. Ленина о бережном отношении к наследию театральной культуры, о создании наиболее благоприятных условий для крупнейших театров, выдающихся по своим художественным заслугам. В наброске резолюции о пролетарской культуре В. И. Ленин писал, что нашей целью является «развитие лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры» (Ленинский сборник XXXV, стр. 148). Когда встал вопрос о необходимости оказать помощь Художественному театру, рассказывает А. В. Луначарский, В. И. Ленин сказал: «Если есть театр, который мы должны из прошлого во что бы то ни стало спасти и сохранить, – это, конечно, Художественный театр» (А. В. Луначарский. «Речь на заседании, посвященном 30‑летию МХАТ». Цит. по «Ежегоднику МХТ» за 1943 год, стр. 5).

[233]Андреев Николай Андреевич (1873–1932) – выдающийся скульптор и график, заслуженный деятель искусств, автор замечательной серии скульптурных и графических портретов В. И. Ленина. В круг творческих интересов Н. А Андреева входило театрально‑декорационное искусство.

[234]Мысль о сценическом воплощении мистерии Байрона «Каин» возникла у руководителей МХТ еще в 1907 году, но царская цензура запретила постановку. За неимением современных пьес театр вернулся после Октября к своему прежнему намерению, считая, что содержащиеся в мистерии богоборческие тенденции и бунтарство Каина находятся «в соответствии с переживаемым моментом», как об этом пишет К. С. Станиславский. Театр в то время не был в состоянии полностью осознать социально‑политический смысл великой пролетарской резолюции. Абстрактное произведение Байрона на библейскую тему, поставленное в условном плане, конечно, ни в какой мере не было созвучно революционной действительности. Зритель не принял этой работы Художественного театра. После премьеры, состоявшейся 4 апреля 1920 года, спектакль был показан еще семь раз и затем снят с репертуара.

[235]салонные игры (франц.).

[236]С 1919 по 1926 год Оперная студия работала в квартире К. С. Станиславского (сначала в Каретном ряду, затем в Леонтьевском переулке). В 1926 году она была преобразована в Государственную оперную студию‑театр имени Станиславского, а в 1928 году – в Оперный театр имени Станиславского. К. С. Станиславский до конца жизни руководил работой своего оперного театра. В 1941 году произошло слияние этого‑театра с Музыкальным театром имени Вл. И. Немировича‑Данченко; объединенный театр стал именоваться Музыкальным театром имени народных артистов СССР К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича‑Данченко. О работе К. С. Станиславского в студии Большого театра см. книгу «Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра в 1918–1922 гг.» (записаны К. Е. Антаровой), «Искусство», М., 1952.

[237]К. С. Станиславский считал Шаляпина образцом сочетания драматического, музыкального и вокального искусства и говорил, что свою «систему» он «писал с Шаляпина» (см. воспоминания Г. В. Кристи в сб. «О Станиславском», стр. 466–467).

[238]К. С. Станиславский имеет здесь в виду нападки, которым подвергался в то время Большой театр (как и все русское реалистическое искусство) со стороны формалистов и пролеткультовцев, отрицавших классическое художественное наследие, как якобы враждебное пролетариату. Партия решительно осудила эти реакционные, антинародные взгляды, призвав советских людей к критическому освоению культурного наследия и развитию передовых, реалистических традиций культуры прошлого.

[239]Первое представление оперы Масснэ «Вертер» состоялось 2 августа 1921 года. Опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин» была показана студией 15 июня 1922 года (до этого – 1 мая 1922 года – «Евгений Онегин» был показан в концертном исполнении, под рояль).

[240]К. С. Станиславский намеренно берет слово гротеск в кавычки, так как имеет здесь в виду то формалистическое трюкачество, которое выдавалось всевозможными лженоваторами за новое, пролетарское искусство, а в действительности являлось типичной чертой упадочной буржуазной культуры. Выступая против изощренной утрировки внешней формы, которая не служит выявлению идейного содержания произведения и является самоцелью, Станиславский писал: «…настоящий гротеск – это внешнее, наиболее яркое, смелое оправдание огромного, всеисчерпывающего до преувеличенности внутреннего содержания. Надо не только почувствовать и пережить человеческие страсти во всех их составных всеисчерпывающих элементах – надо еще сгустить их и сделать выявление их наиболее наглядным, неотразимым по выразительности, дерзким и смелым, граничащим с шаржем» (К. С. Станиславский. «Статьи, речи, беседы, письма», стр. 256).

[241]Татлин В. Е. (1885–1953) – художник, заслуженный деятель искусств. В то время, к которому относится высказывание К. С. Станиславского, В. Е. Татлин являлся представителем конструктивизма в живописи. Впоследствии он отходит от формализма. Этому в значительной степени способствовала его работа в театре.

[242]Стравинский И. Ф. (род. в 1882 году) – композитор, был близок к кругам «Мира искусства». Творчество Стравинского в последний период носит резко выраженный реакционный характер.

[243]Фердинандов Б. А. и Церетелли И. М. были артистами МХТ, а затем перешли в Камерный театр, где их игра была проявлением формализма и эстетства на сцене.

[244]Гоген Поль (1848–1903) – французский художник, представитель буржуазного формалистического искусства.

[245]Малевич К. С. (1878–1935) – художник‑формалист, проповедовавший беспредметность изобразительного искусства.

[246]В 1922 году Художественный театр выехал в заграничную гастрольную поездку по Западной Европе и Америке. Театр дал за время гастролей пятьсот шестьдесят один спектакль. В его репертуаре были следующие пьесы: «Царь Федор Иоаннович», «Вишневый сад», «На дне», «Три сестры», «Иванов», «Дядя Ваня», «Хозяйка гостиницы», «Доктор Штокман», «На всякого мудреца довольно простоты», «Братья Карамазовы», «Провинциалка», «Смерть Пазухина», «У жизни в лапах».

[247]В то время, когда МХАТ гастролировал за границей, на сцене Художественного театра Вл. И. Немирович‑Данченко осуществил постановки Музыкальной студии: «Лизистрата» (1923) и «Карменсита и солдат» (1924).

[248]«Вампука» – опера‑пародия, осмеивающая нелепые условности и рутину оперных постановок. Впервые показана в 1908 году в театре «Кривое зеркало» (музыка В. Г. Эренберга). «Вампука» стала именем нарицательным для обозначения всего трафаретного и несуразного в театральных постановках.

[249]Дега Эдгар (1834–1917) – французский художник‑импрессионист.

[250]Тальма Франсуа‑Жозеф (1763–1826) – выдающийся актер‑трагик и реформатор сцены эпохи французской буржуазной революции. Он выступал против условностей театра классицизма и требовал психологической правды исполнения.

[251]Впоследствии К. С. Станиславский заменил термин «аффективная память» термином «эмоциональная память».

[252]Развернутый план своих трудов по театральному искусству К. С. Станиславский изложил в письме от 23 декабря 1930 года своему другу и помощнику по литературной работе театроведу и театральному критику Л. Я. Гуревич.

«…Мой план всего большого труда таков, – писал К. С. Станиславский. – 1) Первый том. Изданная книга „Моя жизнь в искусстве“. Предисловие, введение […], приводящие к „системе“. 2) Работа над собой. Распадается на Переживание и Воплощение. Сначала я думал их соединить в один том. Потом, за границей, подсчитал страницы, [и] у меня вышло, что текст займет 1200 печатных страниц. Я было испугался и решил сделать две книги („Переживание“ и „Воплощение“). Теперь, после огромных сокращений, как будто становится опять возможным сделать второй том, „Работу над собой“, из переживания и воплощения вместе. 3) Третья книга, или том, – „Работа над ролью“ …В этой книге подробнейшим образом буду говорить и о кусках и задачах и о сквозном действии. Говорить об этом можно на целой пьесе. На маленьком же этюде этого никак не скажешь. Сколько я мучился по поводу этого вопроса! Сколько исписал и разорвал бумаги! Не сказать о задаче среди элементов самочувствия – нельзя. Лишь только начинаешь говорить одно слово, все остальное, т. е. вся система партитуры и сквозного действия роли, тянут и нет возможности остановиться.

Если заговорить об этом подробно, то потребуется не меньше 30–50 печатных страниц. Это совершенно отведет от линии второй книги, посвященной сценическому самочувствию и его элементам – и только (Работа над собой). 4) Четвертая книга (а может быть, это тоже уместится в третью, т. е. в „Работу над ролью“) будет говорить о самом творчестве готовой роли, приводящей к Творческому Самочувствию с большой буквы (сценическое самочувствие, проходя через пьесу, вырастает в творческое), за границами которого находится Творческое подсознание. Здесь только откроется последний анонимный флаг, на котором (3‑й из китов) напишут: Подсознательное через сознательное (на рисунке‑чертеже это яснее). 5) Пятая книга. Три направления в искусстве. Об искусстве переживания уже все сказано. Поэтому книга посвящена искусству представления и ремеслу (в значительно расширенном виде). „Переживание“ будет изложено в виде грамматики.

Беда в том, что об искусстве представления нельзя начинать говорить, пока не сказано всего о переживании. В пятой книге я и начну с того: все то, что сказано про искусство переживания, относится целиком и к искусству представления плюс еще – пережитое надо исправить в своем стиле и научиться производить механически. Если то, что представляет, еще не пережито, значит это ремесло. О последнем можно сказать только после того, как будут знать о двух первых направлениях. 6) Шестой том посвятится режиссерскому искусству, о котором можно начать говорить только после того, как будет сказано о трех направлениях, с которыми все время имеет дело режиссер, которые он призван направлять и соединять в один общий ансамбль. 7) Седьмая книга посвящается опере… …Да!.. Забыл сказать одно самое важное. Есть еще восьмая книга, в которой я хотел говорить о революционном искусстве…» (К. С. Станиславский. «Статьи, речи, беседы, письма», стр. 295–296).

При жизни К. С. Станиславского была издана «Моя жизнь в искусстве». «Работа актера над собой», часть первая, была подготовлена Станиславским к печати и вышла в свет вскоре после его смерти.

Вторая часть «Работы актера над собой» была подготовлена по материалам, сохранившимся в архиве К. С. Станиславского, и издана в 1948 году.

Третья книга не была закончена К. С. Станиславским; материалы по «Работе актера над ролью» частично опубликованы в «Ежегоднике МХТ» за 1945, 1948 и 1949–1950 годы, а также в сборнике «К. С. Станиславский. Статьи, речи, беседы, письма».

Тема четвертой книги частично была освещена в заключительных главах первой части «Работы актера над собой».

Сохранившиеся материалы по пятой книге опубликованы в сборнике «К. С. Станиславский. Статьи, речи, беседы, письма».

По шестой, седьмой и восьмой книгам материалов не сохранилось.

[253]«Комеди Франсэз» (Comedie Française) – старейший национальный театр Франции (основан в 1680 году в Париже).

[254]Поссарт Эрнст (1841–1921) – знаменитый немецкий актер‑трагик; неоднократно приезжал в Россию.

[255]Парадиз – немецкий антрепренер, арендовавший театр в Москве на Большой Никитской улице (ныне улица Герцена), который назывался «Интернациональным». В настоящее время в этом здании находится Московский театр имени Вл. Маяковского.

[256]Зонненталь Адольф (1832–1909) – известный актер венского Бургтеатра. Кроме классического репертуара, с большим успехом выступал в салонных пьесах буржуазных драматургов.

[257]директором.

[258]Вагнеровские фестшпили – циклы представлений опер Рихарда Вагнера.

[259]В марте 1897 года К. С. Станиславский впервые выступил в качестве оперного режиссера, поставив на сцене Малого театра спектакль оперного класса М. Н.

Климентовой‑Муромцевой. «Климентовский спектакль», о котором пишет К. С. Станиславский, – второй опыт его оперной режиссуры. Этот спектакль был показан на сцене Большого театра в марте 1898 года. В программу входили сцена «У монастыря» из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», третий акт оперы Ц. Кюи «Ратклиф» и второй акт оперы К. Рейнеке «Губернатор из Тура». На афишах имя режиссера обозначалось инициалами «К. А.» (Константин Алексеев).

[260]Сюжет оперы «Иван Сусанин» был подсказан М. И. Глинке В. А. Жуковским. Автором либретто был рекомендованный В. А. Жуковским барон Г. Ф. Розен, малодаровитый поэт, пользовавшийся покровительством императорского двора.

[261]Не называя имени художника, К. С. Станиславский как бы подчеркивает, что эта глава носит общий, принципиальный характер. Поводом к написанию главы послужило разногласие с художником М. В. Добужинским, оформлявшим спектакль «Провинциалка» Тургенева (1912). К. С. Станиславский, который играл графа Любина, не принял предложенный Добужинским эскиз грима, как не соответствовавший его представлению об этом образе.

[262]Веймарский театр – придворный театр герцогов Саксен‑Веймарских.

С 1791 по 1816 год его руководителем был Гёте.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 145 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...