Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Спасская башня



Царская башня украшает кремлевские стены с 1680 г. По своему внешнему виду она представляет собой каменный шатер, который покоится на четырех округлых столбах, напоминающих кубышки, которые, в свою очередь, имеют своим основанием Кремлевскую стену.

Царская башня кажется сказочным теремком благодаря белокаменному декору, островерхим фронтонам, закругленным пирамидкам по углам и восьмигранному маленькому шатру, украшенному причудливым позолоченным флюгером.

Эта башня состоит из двух ярусов. Первый ярус перекрывается аркой; через него можно пройти по стене. На втором ярусе устроена площадка, где в Средневековье висел колокол – Спасский набат.

Раньше на месте этого сооружения была установлена деревянная башенка, откуда Иван Грозный любил наблюдать за церемониями различного рода, проходившими, как правило, около Лобного места. Отсюда события, совершавшиеся на Красной площади, были как на ладони. Вероятно, именно поэтому возведенную впоследствии каменную башню назвали Царской.

Царская башня реставрировалась с 1946 по 1950 г., в одно время с остальными башнями Московского Кремля. Высота этой башни от ходовой площадки стены составляет 14,45 м, а с флюгером – 16,7 м.

Без сомнения, самой красивой и стройной башней Московского Кремля можно назвать Спасскую, которая в то же время является и главными кремлевскими воротами. Ее строительство возглавлял итальянский архитектор Петр Антонио Солярио в 1491 г., о чем свидетельствуют надписи, помещенные на белокаменных досках, что красуются над проездными воротами. Со стороны Красной площади гости видят латинскую надпись, а со стороны Кремля – славянскую вязь: «В лето 6999 (1491) июля Божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана». Постройка Спасской башни положила начало строительству укреплений на восточной стороне Кремля.

Через эту башню в Кремль въезжали русские государи. Отсюда же выходил торжественный крестный ход по великим церковным праздникам. Сейчас эта древняя традиция продолжается. До Октябрьской революции через Спасскую башню мог пройти любой человек, а не только высокопоставленный государственный чиновник или церковный иерарх. Однако во все времена существовала непременная традиция: мимо Спасской башни не может пройти ни один мужчина, не сняв предварительно головной убор. Чтобы традиция не нарушалась, за этим очень внимательно следили торговцы и паломники, которых раньше здесь было множество. Так выражал народ свое отношение к древним национальным святыням.

Сначала башня называлась по‑иному – Фроловская стрельница. Существует предположение, что неподалеку от нее находилась церковь, возведенная во имя Святых Фрола и Лавра. В то время башня представляла собой по внешнему виду четырехгранник, а высота ее равнялась половине той башни, которую мы можем видеть сегодня. Сверху ее венчала деревянная шатровая постройка, над которой был помещен часовой колокол. Со стороны Красной площади к башне была пристроена отводная стрельница, по бокам которой красовались два бастиона. От отводной стрельницы через ров, прорезавший Красную площадь, был перекинут подъемный мост, вначале деревянный, а в XVII столетии замененный на каменный.

В 1625 г. Спасская башня стала еще красивее. Русский мастер Бажен Огурцов пристроил к ней многоярусный верх, а английский часовщик Христофор Галовей установил новые часы. К сожалению, почти немедленно по окончании работ башня сильно пострадала от пожара, но через год ее восстановили.

Надо сказать, что часы‑куранты – самая большая достопримечательность Спасской башни. Сейчас они занимают целых три этажа башни из десяти. Если смотреть на куранты снизу, то их величина воспринимается не особенно сильно, однако следует заметить, что и минутная, и часовая стрелки значительно превышают человеческий рост. Часы состоят из трех узлов: механизма хода, механизма боя четвертей и механизма боя часов. Куранты приводятся в действие тремя гирями, вес которых составляет 160–224 кг. Точность хода часов обеспечивает маятник весом 32 кг.

Часы, похожие на куранты, изготовил для одной из белокаменных кремлевских башен монах Лазарь Сербин еще в 1404 г. Однако Спасские куранты Христофора Галовея были поистине незабываемыми: вокруг их единственной стрелки вращался дивной красоты циферблат, разделенный на 17 часов. Его небесно‑голубой фон украшала роспись, изображающая звезды, солнце и луну. Луч солнца являлся указательной стрелкой.

Механизм часов, которыми гости могут любоваться в настоящее время, был изготовлен известной фирмой «Бутеноп» в середине XIX столетия. Об этом свидетельствует надпись на часах: «Часы переделаны в 1851 году братьями Бутеноп в Москве». Этот механизм состоит из десяти четвертных колоколов (вес каждого равен 320 кг) и часового (весом 2160 кг). Колокола украшает орнамент с надписями, одна из которых гласит: «Сей колокол для битья четвертей Спасской башни вылит в 1769 г., маия 27 дня. Весу 21 пуд. Лил мастер Семен Можжухин». Все колокола размещены на десятом ярусе Спасской башни в открытых звонах под шатром.

Куранты можно назвать говорящими часами, поскольку они бьют и играют музыку. В разное время Спасские куранты даже «разговаривали» по‑разному.

Первое изменение во внешнем облике часов произошло благодаря Петру I. Царь издал указ, по которому с 1 января 1700 г. летоисчисление должно было происходить от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как это было принято на Руси. В это время средневековый циферблат заменили новым, двенадцатичасовым. В 1770 г. часы исполняли песенку «Ах, мой милый Августин», которую в середине XIX столетия сменил гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». После Октябрьской революции куранты пели «Интернационал» и «Вы жертвою пали…». С 1996 г. со Спасской башни звучит государственный гимн и мелодия из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». Бой старинных колоколов раздается каждые 15 минут, и этот мелодичный звон придает всему путешествию по Кремлю ни с чем не сравнимую торжественность.

Вес этих часов равен 25 т, диаметр циферблата составляет 6 м 12 см. Длина минутной стрелки равна 3 м 28 см, часовой – 2 м 97 см. Высота цифр на циферблате – около 72 см. Колокола‑куранты изготовили в XVII–XVIII столетиях русские кузнецы‑часовщики Ждан, его сын и внук. Тринадцать колоколов для перечасья изготовил литейщик Кирилл Самойлов. По курантам Спасской башни сверяет время вся страна, поскольку подземный кабель соединяет часы с контрольными часами, которые находятся в астрономическом институте.

Нижний четверик Спасской башни украшал пояс из арок, декорированных белокаменными узорами, похожими на кружева, а также причудливыми башенками, пирамидками, изображениями диковинных животных. На углах четверика красовались пирамидки из белого камня с позолоченными флюгерами.

Аркатурный пояс прорезали ниши, в которых стояли «болваны» – белокаменные статуи. Документальные источники свидетельствуют, что царь Михаил Федорович распорядился сшить для них однорядки – специальную одежду, чтобы прикрыть их неприличную для того времени наготу. Эти статуи погибли в пожаре 1654 г.

Нижний четверик обладает двойными внутренними стенами. Между ними располагаются обходные галереи и лестницы между ярусами.

С верхней площадки нижнего четверика вздымается двухъярусный четырехгранник несколько меньшего размера, декорированный белокаменными деталями и колонками по углам. Кроме того, здесь находятся часы – удивительное техническое новшество для того времени. Выше часов четырехгранник венчается восьмериком, где сделаны открытые арочные звоны. Наконец, на самом верху башни расположен восьмигранный кирпичный шатер, покрытие которого исполнено из черепицы.

В 1658 г. Фроловская башня получила название Спасской, поскольку над ее въездными воротами появилось изображение Спаса Нерукотворного в белокаменной раме. Эти ворота народ называл святыми, а мимо них никому нельзя было не только ходить с непокрытой головой, но и проезжать верхом на лошади, даже царям.

Большой ущерб Спасской башне причиняли пожары. Не раз ее приходилось ремонтировать. Особенно большие восстановительные работы проходили после изгнания из Москвы полчищ Наполеона, а также во второй половине XIX столетия.

В 1946–1950 гг. реставраторы восстановили на башне белокаменные детали и облицовку, покрыли позолотой флюгера и медью – шатер. Высота башни составляет 67,3 м.

Рядом со Спасскими воротами можно увидеть строение с типично классическим портиком. На этом месте с XIV столетия стояли два крупнейших московских монастыря – девичий Вознесенский и Чудов. К сожалению, они были взорваны в 1929 г. Обе эти обители играли виднейшую роль в жизни Русского государства.

Вознесенский монастырь был основан в 1389 г. великой княгиней Евдокией, супругой Дмитрия Донского. Здесь же она обрела упокоение. Затем в Вознесенском монастыре хоронили великих княгинь, княжон, царевен и цариц. Некрополь захоронений правящих особ был достаточно велик – около сорока. Это жена Ивана III Софья Палеолог, жены Ивана IV Грозного от Анастасии Романовой до Марии Нагой, матери царевича Дмитрия. Здесь покоились жены царя Алексея Михайловича: Мария Ильинична Милославская, Наталья Кирилловна Нарышкина, мать Петра I. Перед свадьбой с Лжедмитрием I в монастыре несколько дней проживала Марина Мнишек. По своему статусу Вознесенский монастырь считался первым среди прочих женских обителей России. На его территории располагалось множество памятников старинной культуры, в том числе церковь, выстроенная Карлом Росси, единственная в Москве.

Чудов монастырь сыграл значительную роль в становлении личности великого русского поэта А. С. Пушкина. Сюда его срочно вызвали из ссылки в Михайловском по императорскому приказу в 1826 г. Как раз перед этим Пушкин написал «Бориса Годунова», одна из знаменитых сцен которого происходит как раз в келье Чудова монастыря. Это тот момент, когда старый монастырский летописец Пимен дает наставления своему ученику, монаху Григорию, будущему Лжедмитрию:

«Описывай, не мудрствуя лукаво,

Все то, чему свидетель в жизни будешь…»

Через некоторое время Григорий мысленно обращается к царю Борису:

«А между тем отшельник в темной келье

Здесь на тебя донос ужасный пишет:

И не уйдешь ты от суда мирского,

Как не уйдешь от Божьего суда».

Правда, у монахов‑летописцев не существовало цензоров, кроме собственной совести, и он излагал события, представая только перед лицом Бога. В то же время российский император Николай Павлович сам назначил себя пушкинским цензором. Это произошло в Чудовом дворце, и интересно, что первым произведением, подвергнутым критике царя, стал именно «Борис Годунов».

Чудов, или Николаевский, дворец располагался на месте архиерейского дома. Это строение также принадлежало к владениям Чудова монастыря.

И. Глазунов. Борис Годунов

Вспомним знаменитое произведение Ивана Шмелева «Лето Господне». Писатель рассказывает о своем герое, в трудную минуту приехавшем на Воробьевы горы, чтобы взглянуть на знаменитые московские святыни: «Отец смотрит на Москву долго‑долго. И будто сам говорит с собой: «А там Донской монастырь, розовый… А вон Казанская наша… а то – Данилов… Симонов… Сухарева башня… А Кремль‑то наш… ах, хорош! – говорит отец. – Успенский, Архангельский. А где же Чудов? Что‑то не различу»». Сразу же после этих слов герой замечает и Чудов монастырь. Однако наш современник, к несчастью, больше не сможет разглядеть с Воробьевых гор ни Чудов монастырь, ни Сухареву башню.

Чудов монастырь, уничтоженный большевиками в 1929 г., имел древнюю и славную историю. Его основал в XIV столетии святой митрополит Алексий по обету, данному во время пребывания в Золотой Орде. Благодаря Алексию поддерживалось равновесие в отношениях между Москвой и Ордой. Этот человек воспитал Дмитрия Донского.

В 1357 г. митрополита вызвали в Золотую Орду к жене хана Узбека Тайдуле. Несчастная женщина ослепла три года назад, и однажды ей привиделся пророческий сон, будто сможет ее исцелить русский митрополит Алексий. Летопись повествует о чудесном исцелении Тайдулы. После молебна митрополит окропил жену хана святой водой, и женщина немедленно прозрела.

Это событие произошло в праздник Чуда архангела Михаила в Хонех, и Алексий дал обет после благополучного возвращения в Москву основать мужскую обитель, тем более что татары, обрадованные чудесным исцелением, подарили Алексию земли на территории Кремля, где у них располагался посольский двор.

Монастырские здания разместили на Ивановской площади, напротив колокольни Ивана Великого. Неподалеку находилась женская Вознесенская обитель. Чудов, или Николаевский, дворец был выстроен гораздо позже. Главный соборный храм монастыря во имя Чуда архангела Михаила в Хонех являлся самым древним сооружением на территории обители, его выстроили на месте старой деревянной церкви в 1503 г.

Эта святыня посвящалась чудесному спасению архангелом целебного источника в Древней Фригии и христианскому храму, воздвигнутому при этом источнике. По преданию, язычники направили воду двух рек на уничтожение источника и храма, но вмешался архангел Михаил, который изменил течение воды и направил ее в расселину – хоны. Так был спасен и святой источник, и христианская церковь.

Соборный храм Чуда архангела Михаила в Хонех явился зримым воплощением памяти о святом митрополите Алексии. В 1378 г. Дмитрий Донской и все духовенство решили похоронить Алексия в этом храме.

В конце XV столетия в монастыре была возведена Алексеевская церковь. После этого при большом стечении народа святые мощи митрополита Алексия были перенесены на новое место. Этот храм был единственным в своем роде в Москве: сюда строго воспрещался вход женщинам. Сейчас мощи митрополита Алексия покоятся в Благовещенском Елоховском соборе.

Время от времени в Чудов монастырь отправляли в заключение людей, неугодных властям. Например, в XV столетии по приказу великого князя Василия Темного в монастырскую келью был заключен митрополит Исидор. Он был вероотступником: на Флорентийском соборе подписал документ о воссоединении православной и латинской церкви. Когда весной 1441 г. Исидор возвратился из Италии, перед ним несли католический крест. Совершив литургию, отступник‑митрополит во всеуслышание прославил имя Папы Римского. По тогдашним временам эта акция являлась серьезным преступлением. Исидор отправился в темницу, а унию православный русский народ все равно отказался принять.

В начале XVII столетия монахом Чудова монастыря насильно сделали царя Василия Шуйского. В Смутное время узником монастырской темницы стал святой митрополит Гермоген, пострадавший от захвативших власть поляков. Несмотря на свою старость и немощь, митрополит стал душой русского ополчения. Даже в заключении он не прекращал борьбы против интервентов: по всей России летели его грамоты с призывом не подчиняться новой преступной власти и встать на защиту Отечества. Поляки требовали, чтобы Гермоген отменил восстание российских городов, но безуспешно. Враги перестали кормить старца: давали ему в неделю сноп овса и совсем немного воды. Не вынеся этих нечеловеческих условий содержания, Гермоген скончался. Как раз в это время к Москве уже подходили дружины из 25 городов России.

В 1666 г. произошел раскол Русской православной церкви. В церкви Благовещения в Чудовом монастыре собрались Вселенские патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, чтобы совершить суд над патриархом Никоном. Публично огласив прегрешения патриарха, иерархи лишили Никона сана и сняли с него клобук и панагию. Тем не менее реформы Никона в России были признаны правильными.

В конце богатого событиями XVII столетия в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи дед Петра I Кирилл Нарышкин. А до этого в монастыре крестили Петра, будущего императора России. Вообще в этой обители часто крестили царственных младенцев: детей Ивана Грозного, будущего царя Алексея Михайловича, отца Петра I, будущего императора Александра II, отменившего крепостное право.

Часто русские государи делали богатые вклады на нужды Чудова монастыря. Так, по приказу первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича, в память об отце, патриархе Филарете, был отлит большой колокол, который установили на монастырской колокольне.

В 1812 г. в Чудовом монастыре расположился главный штаб Наполеона. Старинная обитель была осквернена и разграблена иноземцами. При отступлении французский император намеревался взорвать монастырь, но произошло самое настоящее чудо: неожиданно хлынул проливной дождь и загасил уже зажженные фитили, к тому же подоспели жители столицы и загасили то, что оставалось.

И вот уже приближается к концу история монастыря. В 1918 г. новое, советское, правительство перебралось из Петрограда в Москву, разместив свои семьи на территории Кремля. Впервые за 800 лет своего существования ворота Кремля наглухо захлопнулись. Монастырь чрезвычайно раздражал новых кремлевских обитателей. Первый большевистский комендант жаловался: «Более всего хлопот и неприятностей доставляли мне монахи и монахини, так и сновавшие по Кремлю в своих черных рясах. Жили они в кельях Чудова и Вознесенского монастырей, приткнувшихся возле Спасских ворот». Через несколько лет обитель уничтожили, а монахов изгнали из Кремля. На этот раз чуда не произошло.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 294 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...