Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Задание 1. Ответьте кратко и точно на теоретический вопрос

Контрольная работа по риторике

Контрольная работа составлена в соответствии с теоретическим материалом, который представлен в данном пособии. Цель контрольной работы – закрепить полученные знания и подготовиться к сдаче экзамена (зачета).

Контрольная работа состоит из 5 заданий, в каждое из которых входит 20 вариантов.

Задание 1. Ответьте кратко и точно на теоретический вопрос.

Вариант 1. Что такое риторика? Приведите основные определения риторики. Когда возникла риторика?
Вариант 2.   Какие роды и виды ораторского искусства вам известны? Что лежит в основе их классификации?
Вариант 3.   Что такое образ ритора? Какие рекомендации можно дать оратору по основным составляющим «языка телодвижений»?
Вариант 4.   Что такое риторический троп? Каково происхождение термина? Назовите основные тропы.
Вариант 5.   Что такое риторическая фигура? Каково происхождение термина? Назовите основные фигуры речи.
Вариант 6.   Охарактеризуйте этапы подготовки ораторской речи. Какие виды планов составляются на различных этапах подготовки выступления?  
Вариант 7. Каковы традиционные части композиции речи?
Вариант 8.     Охарактеризуйте виды аргументов: двустороння и односторонняя, нисходящая, восходящая, дедуктивная и индуктивная аргументация, опровергающая и поддерживающая аргументация.  
Вариант 9. Какие способы изложения материала в рассуждении вам известны?
Вариант 10.   Изобретение. Что такое общие места (топы, топосы)? Какие существуют виды общих мест (топосов)?  
Вариант 11. Что такое описание как тип речи? Охарактеризуйте его лексико-грамматические особенности. Как строится описание?  
Вариант 12. Что такое повествование как тип речи? Охарактеризуйте его лексико-грамматические особенности. Как строится повествование?  
Вариант 13. Какие приемы стимулирования интереса и привлечения внимания аудитории вам известны?  
Вариант 14.   Каковы параметры произнесения? Какие рекомендации можно дать оратору относительно деления речи на такты, паузации, логических ударений, дикции?
Вариант 15. Общие требования к информационной речи.
Вариант 16. Общие требования к убеждающей (аргументирующей) речи.
Вариант 17. Общие требования к эпидейктической речи.
Вариант 18. Стилевые особенности публицистической монологической речи.
Вариант 19. Вступление к речи: задачи и виды.
Вариант 20. Заключение к речи: задачи и виды.
Вариант 21 Понятие аргумента. Классификация аргументов в риторике.
Вариант 22 Образ оратора. Ораторские нравы.
Вариант 23 Жесты. Классификация жестов.
Вариант 24 Что такое орфоэпия? Основные нормы произношения гласных звуков.
Вариант 25 Что такое орфоэпия? Основные нормы произношения согласных звуков.

Методические указания. Выполнение данного задания требует внимательного чтения теоретического материала (курса лекций) и отбора только того, что относится к данному вопросу. Ответы можно оформлять в виде текста с четким делением на подпункты или схемы

Задание 2. Подберите термин к данным определениям.

Вариант 1. - фигура, построенная по принципу контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний и т.п.  
Вариант 2. - фигура, состоящая из ряда словесных компонентов: слов, словосочетаний, предложений, расположенных в порядке их возрастающей или убывающей смысловой и/или эмоциональной значимости.  
Вариант 3. - троп, который состоит в сильно преувеличенном выражении чувств, мысли или факта.  
Вариант 4. - фигура, которая состоит в том, что смежные фразы или стихи строятся по одной и той же синтаксической модели.  
Вариант 5. - прием, состоящий в такой перестановке членов предложения, которая нарушает их обычное расположение.  
Вариант 6. - фигура, состоящая в соединении двух не просто контрастных, но противоречащих друг другу по смыслу слов, связанных определительными отношениями.  
Вариант 7. - разновидность метонимии, которая как-то связана с количеством – часть берется от целого, единственное число вместо множественного и наоборот.  
Вариант 8. - необычные синтаксические обороты речи, служащие её украшению.  
Вариант 9. - употребление слова (словосочетания, предложения) не в прямом, а в переносном значении, т.е. использование слов (словосочетаний, предложений), называющих один объект для обозначения другого объекта, связанного с первым тем или иным смысловым отношением.  
Вариант 10. - непомерное преуменьшение, используемое для усиления выразительности речи.  
Вариант 11. - разновидность метонимии, которая как-то связана с количеством – часть берется от целого, единственное число вместо множественного и наоборот.  
Вариант 12. - троп, заключающийся в замене какого-либо слова или выражения описательным оборотом, в котором называются наиболее существенные признаки обозначаемого.  
Вариант 13. - фигура речи, состоящая в расчленении исходного целостного высказывания на интонационно обособленные отрезки.  
Вариант 14. - сложный комплекс внешних условий общения и внутренних состояний общающихся, представленных в речевом произведении, направляемом адресату.  
Вариант 15. - законченное целое, состоящее из самого высказывания и мимики, жестов, сопровождающих речь, а также условий, обстановки, в которых происходит речевое общение.  
Вариант 16. - говорение, порождение речи субъектом, с одной стороны, с другой — восприятие речи адресатом, ее декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование.  
Вариант 17. - положение, утверждение, мнение, которое обосновывается и которое необходимо доказать в речи.  
Вариант 18. - логический довод, основание, положение, которое используется для доказательства.  
Вариант 19. - логическое рассуждение, в процессе которого положение и утверждение необходимо обосновать доводами.
Вариант 20. - перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение двух явлений по сходству или контрасту.
Вариант 21 - искусство речи; способность, умение: совокупность текстов оратории и прозы.
Вариант 22 - жесты, акцентирующие отдельные части высказывания.
Вариант 23 - сознательно выстраиваемая совокупность внешних и внутренних характеристик говорящего или пишущего, проявление личности в речи.
Вариант 24 - строение содержания, взаимное расположение содержательных частей речи
Вариант 25 - выделение тоном голоса и силой выдыхания главного по смыслу слова в предложении.

Методические указания. При выполнении данного задания используйте глоссарий из учебного пособия, а также курс лекций по темам 5, 2.

Задание 3. Определите жанр красноречия (по сферам употребления) и вид (информационное, убеждающее, эпидейктическое) следующих выступлений:

Друзья! Разрешите поднять, в данном случае умозрительно, этот символический бокал за очаровательное украшение нашей жизни – за Зиновия Гердта. В эпоху великой победы дилетантизма всякое проявление высокого профессионализма выглядит архаично и неправдоподобно. Гердт – воинствующий профессионал-универсал. Я иногда думаю, наблюдая за ним: кем бы Гердт был, не стань он артистом?

__________,___E__x_¦@_Ђ_Њ6ЪK>Wрі›А]_P+I_b)—w_P__AKЩ__'ecволический бокал за очаровательное украшение нашей жизни – за Зиновия Гердта. В эпоху великой победы дилетантизма всякое проявление высокого профессионализма выглядит архаично и неправдоподобно. Ге


Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 697 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...




Вариант 1. Дорогие метростроевцы! Честь вам и слава за прекрасный подарок, сделанный москвичам к Новому году! Все мы знаем, с каким упорством и мужеством, с какой изобретательностью вы трудились на этой трассе! И вы сделали чудо! Вы стали победителями самых неожиданных препятствий. И станция «Медведково» не просто очередная станция Московского метрополитена, а памятник мужеству каждого строителя этого сооружения (М. Дудин).    
Вариант 2. Дорогие друзья! Скоро выйдет первый выпуск студенческой газеты. У нее еще нет названия. Издатели газеты не решились взять на себя ответственность дать имя новому изданию. И решили предложить сделать выбор вам, будущим читателям первой студенческой газеты нашего института. Ибо только острый ум студента найдет то меткое, яркое и запоминающееся слово, которое станет символом свободной студенческой мысли. Конечно, сейчас конец семестра, приближается сессия, и ваши умы заняты более серьезными вещами, чем участие в конкурсе на лучшее название газеты. Но, несмотря на это, мы надеемся, что вы выкроите минутку драгоценного времени и напишете нам письмо со своим вариантом названия. А когда ваш вариант окажется лучшим, вас будет ожидать маленький, но приятный сюрприз (устная речь).    
Вариант 3. Друзья! Не огорчайтесь тому, что вы не смогли поступить в Литературный институт. Это не должно помешать вам заниматься любимым делом. Творческие пути неисповедимы. Студент физмата Лев Кассиль стал писателем, а я, студент литературного отделения, стал инженером и лишь через 20 лет окончательно возвратился к писательскому труду. Этим я хочу подчеркнуть, что так называемая «творческая профессия» не всегда зависит от получения образования. И очень часто бывает, что жизненный путь молодого человека с творческими задатками лежит вдалеке от вузовской параллели. Примеры такие общеизвестны даже из жизни классиков, не говоря уже о целой плеяде советских писателей, художников, актеров и других деятелей искусства (В. Немцов).    
Вариант 4. Ребята, поверьте, человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги. Огромный мир – заманчивый и разнообразный – врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Всего не перечислишь, не расскажешь. Поэтому каждый из нас волнуется, когда видит стопку новых книг. Что скрыто в них? Какие прекрасные мысли и новые события? Какие интересные люди и увлекательные познания? Читайте, читайте и читайте! Читайте не торопясь, чтобы не потерять ни одной капли драгоценного содержания книг. Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только перед человеком посвященным и знающим. Учитесь у героев книг любить свою землю – ее поля и леса, ее города и заводы, ее небо, ее реки, ее язык и искусство. Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги (К. Паустовский).    
Вариант 5. Ребята! Вы, конечно, знаете, что самый большой недостаток нашего календаря заключается в том, что числа месяцев каждый год переходят с одних дней на другие, то есть 1 февраля, например, может быть и понедельником, и вторником, и средой. Вопрос об усовершенствовании календаря регулярно поднимается мировым сообществом. Разрабатываются проекты реформы всемирного календаря. Так, по одному проекту день 31 декабря переносится из 4-го квартала в первый, переименовывается в нулевое января – праздничный день Нового года и исключается из недельного счета. При этом 1 января (всегда понедельник) будет первым рабочим днем года. В високосном году день 29 февраля тоже исключается из недельного счета. Так достигается постоянство календаря и устраняется раздробленность недель между кварталами и годами. При этом не происходит перемещения дат (К. Сергеев).    
Вариант 6. Дорогие соотечественники! В эти дни мы вместе пережили страшное испытание. Все наши мысли были о людях, оказавшихся в руках вооружённых подонков. Мы надеялись на освобождение попавших в беду, но каждый из нас понимал, что надо быть готовыми к самому худшему. Сегодня рано утром проведена операция по освобождению заложников. Удалось сделать почти невозможное – спасти жизни сотен, сотен людей. Мы доказали, что Россию нельзя поставить на колени. Но сейчас я прежде всего хочу обратиться к родным и близким тех, кто погиб. Мы не смогли спасти всех. Простите нас. Память о погибших должна нас объединить (В. Путин).    
Вариант 7.