Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Pax tibi Marce evangelista meus 3 страница



[169]Согласно Горацио Брауну, он «прикрепил к дверям одного почтенного патриция связку коралловых безделушек потешного вида и оскорбительного значения».

[170]Гиббон пишет, что «любовь, а точнее, похоть была его единственной сильной страстью. Обнимая жен и дев города, турецкий раб забыл о чести романского императора».

[171]Романин утверждает, что известен всего один случай такого рода наказания, когда в XVII веке священник, обвиненный в ужасных злодеяниях, был вывешен в клетке с колокольни Сан Марко и даже ухитрился сбежать. Возможно, путаница возникла из‑за того, что клеткой, которая на венецианском наречии называется cheba (ит. gabbia), называли еще небольшую темницу во Дворце дожей.

[172]Последнее положение, особенно в отношении использования детского труда, далеко предвосхитило подобные законы, принятые в Англии в XIX веке.

[173]Среди них особенно выделяются скуола Кармини, скуола Сан Марко, скуола Сан Джорджо дельи Скьявони, скуола Джованни Еванджелиста и скуола Сан Рокко. Из них переоборудованы для других нужд: скуола Сан Марко (сейчас общественная больница) и скуола Санта Мария делла Карита (теперь Академия).

[174]Рескин пишет: «…Наконец, будто в экстазе, арки тонут в мраморной пене и тянутся высоко в синее небо гирляндами изваянных побегов, как если бы волны перед волноломами на Лидо застыли за миг до разрушения и морские нимфы увили их кораллами и аметистами».

[175]Ис 9:2.

[176]Это здание, которого теперь нет, не следует путать с прекрасным палаццо делла Раджоне.

[177]Современник этих событий Леонардо Бруни писал: «Если один наступал, другой отступал. Если один был грозным зверем земным, то другой – тварью водяной. И так, на исходе сил и жизни, эти престарелые священники играли спокойствием и спасением христианского мира».

[178]Священная Римская империя пришла в упадок со смертью Фридриха II в 1250 году. Теперь она стала довольно ущербной федерацией городов и княжеств под почетным управлением одного из своих правителей, носившего титул короля Римского и традиционно короновавшегося папой. Но между 1250 годом и смертью Максимилиана в 1519 году из 18 королей только 5 действительно короновались в Риме. Последним был Фридрих III в 1452 году. Самого Максимилиана не короновали, его императорский титул, провозглашенный в 1508 году, не имел законного подтверждения. Карл V короновался, но в Болонье. Это была последняя коронация в Священной Римской империи.

[179]Обстоятельства его избрания и последующего смещения не оставляют ему места в каноническом списке пап. Поэтому совершенно законно, хотя и не менее странно, что Анджело Ронкалли, став папой в 1958 году, выбрал такое же имя.

[180]Его похоронили в церкви Санта Марина, а не в Серви, как утверждает Рескин. Возле гробницы висели ключи от Падуи. В 1820 году, когда эту церковь снесли, изображение ключей перенесли в Санти Джованни э Паоло и поместили над другим саркофагом.

[181]Перевод с итальянского М. Юсима.

[182]Его гробница представляет собой странный гибрид венецианского и флорентийского стилей, готики и Возрождения. Сельватико, критик XIX века, описывает ее как «богатую, но некрасивую» («ricco, ma non bel»). Рескин – как «благородный пример смертности повелителей», что более справедливо, но менее точно.

[183]Этот дворец сгорел в XIX столетии. Его место, сразу за палаццо Приули‑Бон, к западу от площади Сан‑Стае, сейчас пустует.

[184]Впоследствии они увеличивались еще немного, но на короткий срок.

[185]Позднее его перевезли в Милан, где в церкви Сан Франческо Гранде он покоился вместе со своей семьей. В конце XVIII века, когда ее снесли, говорят, его останки вернулись во церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, там их поместили в деревянный саркофаг над дверями южного придела, обращенными к монастырю. Но в 1874 году саркофаг вскрыли для проверки и не обнаружили на останках следов палаческого топора. Следовательно, эти останки не могут принадлежать Карманьоле, а место его последнего упокоения скрыто пеленой истории.

[186]Этот дворец XIII века, с большим трудом восстановленный 1860‑х годах и больше известный как Фондако деи Турки, сейчас стоит в верхней части Большого канала. Теперь там находится Музей естественной истории.

[187]Этот дом на площади Сан‑Поло, за церковью, раньше принадлежал Джакомо да Каррара и Джакомо даль Верме, до того как его передали Гаттамелате.

[188]Однако Франческо Сфорца продолжал чинить препятствия Венеции. В 1461 году свой дом в районе Сан‑Поло он сменил на особняк в Сан‑Самуэле, предполагая переделать на свой вкус то, что Андреа Корреро (отец королевы Кипра) строил для себя как временный дворец. Вскоре венециано‑миланские отношения расстроились и дом конфисковали. Работы прервались, когда закончен был только один угол. До сих пор можно увидеть на Большом канале незаконченный дом, известный как Ка' дель Дюка.

[189]Перевод И. А. Бунина.

[190]Патриарх Иосиф, согласившийся с католиками, что Дух Святой исходит от Сына, подразумевая, что в греческой формулировке Дух Святой исходит через Сына, заболел и умер. Сэр Стивен Рансимен недобро заметил, что после той путаницы, которую он навел, ничего лучшего он сделать уже не мог.

[191]В этом месте следует упомянуть, что я несколько отошел от изложения, данного сэром Стивеном Рансименом в книге «Падение Константинополя», согласно которому флот вышел в конце апреля под командованием Лонго. Причина в том, что такое изложение событий плохо согласуется с указаниями сената.

[192]Николо Барбаро, один из их числа, привел полный список.

[193]Ток, женский или мужской головной убор конца XVI века из шелка или бархата. – Примеч. ред.

[194]Перевод Е. Зарина.

[195]Восса di leone («львиная пасть») – специальный ящик для жалоб и доносов. Такие ящики расставлялись в разных местах города. Доносы поступали в Совет десяти, который, правда, старался их игнорировать, если они не имели подписи, и принимали меры только после проверки обвинений.

[196]Осмотр можно производить с третьим томом «Камней Венеции» Рескина в руках: «Мы обнаружим, что совершенное Возрождение, по крайней мере, чисто в своей безвкусице и утонченно в своих пороках. Но этот памятник замечателен тем, что он отвергает один стиль, обремененный зародышем другого, и все повелители жизни облачены либо в одежды, либо в саван». И так далее, на протяжении трех страниц, Само изображение понравилось Рескину еще меньше: «Огромный, тучный, с лицом изможденного шута, с выражением особого рода вялой и порочной хитрости, так часто встречающимся у худших из католических священников. Изображение частью железное, частью глиняное…» Однако он осуждает скульптора больше, чем его творение.

[197]Эта скульптурная группа– прекрасно выполненная в XIX веке копия. Оригинал в 1797 году уничтожили французские войска. К счастью, голова оригинальной скульптуры работы Бартоломео Бона уцелела, и ее можно увидеть в музее скульптуры Дворца дожей. Недавно всю Порта делла Карта почистили и отреставрировали с помощью британского фонда «Венеция в опасности» благодаря щедрым пожертвованиям мистера и миссис Сейнсбери.

[198]Если он это чувствовал, то был прав. Как показала последующая история Османской империи, как только она остановила свой натиск, начался ее упадок.

[199]Его гробница работы Пьетро Ломбардо находится снаружи ризницы церкви Санти Джованни э Паоло.

[200]Однако такая миролюбивая политика не помешала в 1456 году Совету десяти предпринять попытку убить султана руками модонского еврея. Убийце обещали богатое вознаграждение. Интересно, что в 1460 году, когда построили огромные ворота Арсенала, их украсил крылатый лев святого Марка, державший в лапе закрытую книгу. Обычная надпись «Pax tibi Магсе» («Мир тебе, Марк!») не подходила ни к месту, ни ко времени.

[201]Он почти не мог ходить. Обычно это считали подагрой, но почти наверняка это было следствием обморожения. Исполняя дипломатическую миссию в Шотландии в 1435 году, посреди зимы Пий совершил босиком паломничество из Данбара к церкви Пресвятой Девы Марии в Уайткирке.

[202]Существует легенда, ее приводит Ян Моррис, рассказывающая, что Аристотель, будучи не в силах объяснить тайну Эврипа, бросился в него. На самом деле Аристотель умер в Халкиде скорее от болезни пищеварительного тракта, чем от помешательства рассудка.

[203]Его прижизненный портрет работы одного из последователей Беллини висит над дверью ризницы.

[204]Современный Шкодер. Прошу не путать с другим, более известным Скутари, который расположен по другую сторону Босфора от Константинополя, где во время Крымской войны Флоренс Найтингейл лечила солдат.

[205]В соответствии со странным венецианским обычаем, по которому пышность гробницы дожа находится в обратной зависимости от исторической роли того, кто в ней лежит, и Трон, и Марчелло удостоились великолепных надгробий. Могила Трона в церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари, слева от главного алтаря, Лоренцетти описывает как «самую лучшую резьбу в Венеции времен Возрождения». Могила Марчелло в северной стене церкви Санти Джованни э Паоло тот же автор описывает как, «пожалуй, самое совершенное и уравновешенное произведение искусства Ломбарде».

[206]См. гл. 27.

[207]Пьетро Ломбарде изобразил его на внутренней части западной стены церкви Санти Джованни э Паоло. Он стоит справа от своего саркофага, при полном вооружении, с решительным, воинственным видом, более подходящим для триумфальной арки, нежели для гробницы. Трудно представить себе более типичный безбожный образец надгробной скульптуры Возрождения.

[208]В начале XIX века, когда церковь Серви снесли, его останки и прекрасный памятник перенесли в церковь Санти Джованни э Паоло. Они размещены слева от главного алтаря. «Он умер, – пишет Рескин, – оставив Венецию обесчещенной на земле и на море, когда голубые дали Фриули дымились, разоренные врагом. А Венеция воздвигла ему самую драгоценную гробницу, какую когда‑либо воздвигала для своих монархов». Рескин восхищается гробницей, равно как и скульптором Антонио Риццо, завершившем только ту часть работы, которая видна снизу. Это восхищение в дальнейшем сменяется разочарованием в Риццо (см. далее).

[209]Помимо прочих условий, генуэзцы изгонялись из крымской Каффы, и на северном берегу Черного моря исчезала последняя европейская торговая база.

[210]Мавром он был прозван за смуглое лицо.

[211]Права герцога Орлеанского на Милан были неоспоримы благодаря его бабке, Валентине Висконти. О правах Карла VIII на Неаполь см. далее.

[212]Марко Барбариго стал первым дожем, принявшим пост на вершине созданной Риццо Лестницы гигантов, во внутреннем дворе дворца. Такая инаугурация вошла в обычай, просуществовавший столько же, сколько и сама республика.

[213]Уточнение, не нужное в книгах такого рода и вообще нежелательное. Хотя я назвал фамилию Екатерины так, как она произносится на венецианском диалекте: «Корнер», но общеизвестен итальянский вариант, поэтому называть ее иначе, чем Корнаро, было бы чистым педантизмом, а то и просто внесло бы путаницу.

[214]Говорят, что сцена проводов вдохновила Карпаччо на ряд картин, посвященных святой Урсуле. Они находятся в Академии.

[215]В Венеции не менее 16 дворцов Корнер. Этот стоял на слиянии Большого канала и реки Сан‑Кассиано. Его, к сожалению, уже нет. В 1724 году его заменили тем зданием, что стоит там и поныне и по старой памяти называется палаццо Корнер делла Реджина.

[216]Здесь и далее «Мемуары» Ф. де Коммина в переводе Ю. Малинина.

[217]С 1478 года Венеция имела при французском дворе постоянное посольство – первое постоянное дипломатическое представительство за пределами Италии.

[218]Претензии французов на Неаполь были связаны с тем, что Карл Анжуйский, брат Людовика Святого, получил от папы римского неаполитанский трон, и его семейство занимало его на протяжении двух столетий. Затем, в 1432 году, трон захватила Арагонская династия.

[219]Пьемонтский город Асти был частью наследства Валентины Висконти, которая была замужем за герцогом Орлеанским. Позже он достался Филиппо Марии, но после его смерти вновь отошел к Орлеанской династии. Для похода Карла он послужил удобной базой в Италии

[220]Величайшее поражение в истории Древнего Рима в 216 году до н. э., когда карфагенское войско под началом Ганнибала перебило почти всю римскую армию – около 5000 человек.

[221]Приземистый порфировый столб, который и сейчас стоит на юго‑западном углу Базилики. Его привезли из Акры во времена крестовых походов. С 1256 года и до конца существования республики служил традиционным местом оглашения законов и указов.

[222]По иронии судьбы, «Мадонна делла Виттория» кисти Мантеньи сейчас выставлена в Лувре.

[223]Современный остров Црес

[224]Огромная фамильная гробница Барбариго если и не сделана лично Антонио Риццо, то по крайней мере изготовлена в его мастерской. Изначально она размещалась в церкви скуолы Санта Мария делла Карита (теперь это Академия), но когда церковь секуляризировали, гробницу взломали. Основная ее часть, включающая фигуру коленопреклоненного дожа Агостино, сейчас находится в прихожей ризницы церкви Санта Мария делла Салюте.

[225]«Fo ditto per la terra esser sta tosegado, ma non fu vero, fu da graveza el crept» («В народе говорят, что его отравили, но это неправда, он лопнул от тяжести»).

[226]Когда‑то портрет стал частью коллекции Уильяма Бекфорда, а сейчас находится в Лондонской Национальной галерее.

[227]Творение Пьетро Ломбарде (одна из его любимейших в Венеции церквей), которая была освящена ночью 31 декабря 1489 года, хотя работы над внутренним убранством продолжались еще некоторое время.

[228]Адриан, известный в Риме как Богатый Кардинал, являлся к тому же, как это ни странно, епископом Херефорда (в предстоящем году он намеревался сменить эту должность на пост епископа Бата и Уэльса), свидетельствует: «Он был поражен случившимся настолько, что впал в растерянность и ступор. Со временем он оправился от потрясения, но прежде со всего его тела облупился верхний слой кожи».

[229]Шарль д'Амбуаз сеньор де Шомон был племянником кардинала д'Амбуаза, подписавшего договор лиги с французской стороны. Его портрет работы Леонардо да Винчи висит в Лувре.

[230]Письмо от Паоло Капелло. В дневниках Сануто имеются описания трех очевидцев этой церемонии – двоих венецианских послов и кардинала Корнаро.

[231]Дож и синьория, как всегда, присутствовали.

[232]Его привезли в Венецию и с почестями похоронили в церкви Санти Джованни э Паоло. Там, в южном трансепте, находится его надгробие с конной статуей золоченого дерева.

[233]Считается, что первоначально пресс размещался в маленьком Готическом дворце (№ 2311) на Рио Терра Секондо. Теперь, как пишет Тассини, появились свидетельства того, что он находился в доме на самой площади.

[234]Венецианский посланник в июле 1510 года в письме на родину называл отношение к французам в Риме «самым худшим».

[235]Выздоровление фактически объяснялось не столько божественным вмешательством, сколько тем обстоятельством, что врачи запретили папе обильные возлияния.

[236]Позднее тело было отправлено для погребения в Милан. Великолепное монументальное изображение работы Бамбайа сохранилось до нашего времени, его можно увидеть в музее города. Остальные детали надгробия были, к сожалению, разрознены и утрачены – часть их попала в Музей королевы Виктории и Альберта.

[237]По свидетельству Гвиччардини, который в то время был флорентийским послом при испанском дворе.

[238]Старую базилику практически со всем убранством разрушили по приказу папы Юлия – это стало одним из наиболее бесстыдных примеров государственного вандализма во всей христианской истории, – а новый собор, спроектированный Браманте, только начали строить.

[239]Этот диалог приведен в труде Альбери.

[240]Наследство от матери, Иоанны Безумной (дочери Фердинанда и Изабеллы).

[241]Обещание (promissione) Гримани, которое теперь находится в Британском музее, представляет особенный интерес, так как оно положило конец обычаю почти такому же древнему, как и сама республика, в соответствии с которым дож при своем вступлении в должность дарил диких птиц каждому члену магистрата. Когда спустя годы количество членов магистрата значительно увеличилось, а местная фауна сократилась, стало все труднее следовать этому обычаю. Было решено, что Гримани и его преемники вместо птиц будут раздавать специально выпущенные монеты, также известные как «oselle», в память птиц, которых эти монеты заменили.

[242]Сегодняшняя кампанила, однако, не является оригиналом. Башня обрушилась 14 июля 1902 года и была восстановлена почти в том же виде в 1912 году.

[243]Поэтому самая лучшая память об этом доже – два портрета, которые находятся в зале Четырех дверей во Дворце дожей. Один из них кисти Тициана – хотя закончен другим художником после смерти мастера и в большой степени отреставрирован. Другой подписан учеником Тициана, Джованни Контарини.

[244]Довольно неожиданно, что это событие отражено на картине Марко Вечеллио в зале Совета десяти во Дворце дожей.

[245]Перевод В. Левина.

[246]Предусмотрительно выждав, его сын установил ему памятник в церкви Санти Джованни э Паоло – высоко на стене в северо‑западном углу.

[247]Палаццо сохранился до сих пор и находится на западной стороне площади. В 1564 году он был куплен государством и подарен папе в качестве резиденции для папского нунция; позднее, в XIX столетии, здание перешло к францисканцам, которые построили верхнюю галерею, опирающуюся на колоннаду, чтобы соединить здание с их монастырем.

[248]Хотя главная часть церкви работы Сансовино, ее фасад построен в 1568–1572 годах по проекту Палладио.

[249]Зимнее Казино, где в 1883 году умер Рихард Вагнер.

[250]Теперь здесь располагаются префектура и Банк Италии.

[251]Это, по крайней мере, представляется наиболее вероятным диагнозом на основе зафиксированных симптомов.

[252]Герцог Альба был представителем Филиппа не только на брачной церемонии, но также и во время консуммации в ту же самую ночь. Венецианский посол, Джованни Микеле, сообщил своему правительству подробности:

«Королева легла на брачное ложе, вслед за ней вошел, освещенный множеством факелов, король, ее отец, в сопровождении герцога Альба. Этот герцог, разув одну ногу, поднял покрывало на кровати королевы с одной стороны, и положив ногу под простыню, коснулся ею обнаженной плоти королевы; и таким образом брак полагался состоявшимся от имени короля Филиппа ' через посредничество третьего лица».

[253]Это очень упрощенное описание народа, который, как хорошо известно, исторически, этнически, политически и социально трудно характеризовать.

[254]Палаццо Венеция, как потом стало называться это здание, оставалось венецианским посольством до падения республики; после этого – когда провинция Венето стала частью Австрии – оно служило в качестве австрийского посольства по окончании Первой мировой войны. Позже Муссолини использовал его для своей канцелярии. Теперь это музей.

[255]Цитируется по книге «История Кипра» сэра Джорджа Хилла.

[256]Лоредано был избран только после четырнадцати дней и семидесяти семи голосований, в качестве компромиссной кандидатуры, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Его карьера была исключительно непримечательной, и когда на него по дороге домой на обед обрушились новости об избрании, он в течение долгого времени наотрез отказывался в это поверить.

[257]Показателем всеобщего чрезвычайного положения является то, что членам коллегии и всем должностным лицам, связанным с Арсеналом или с программой перевооружения, было позволено не присутствовать на выборах.

[258]В это время коллегия состояла из дожа, шести его советников, глав Совета десяти и главного советника.

[259]В южном приделе, справа, сразу после того, как войти в западную дверь. Ниша была открыта 24 ноября 1961 года по инициативе ведущего специалиста по Брагадино и его прямого потомка – синьоры Марии Грации Силиато. Как выяснилось, там находилась свинцовая шкатулка, в которой было несколько кусков темной человеческой кожи. Они были возвращены обратно в марте 1962 года, после реконструкции памятника. Бюст работы подражателя Витториа – неплохой, но не выдающийся. Также там находится довольно неудачная фреска, изображающая пытку.

[260]Краткое описание этих кораблей будет вполне уместно. Галера – однопалубное судно, 120–180 футов в длину, 20 футов в ширину. Обычно передвигалось под парусом, но во время сражения всегда ускорялось с помощью весел. Пять пушек было установлено на носу, несколько орудий поменьше – посередине. Металлический «клюв» длиной в 10–20 футов использовался в качестве тарана. Галеон гораздо тяжелее галеры, двухпалубный, на обеих палубах тесно устанавливались пушки. Не имел весел. Высокая, неповоротливая плавучая крепость. Галеас нечто среднее между двумя упомянутыми. Высокая корма и бак (обеспечивающие укрытие для гребцов); 50–70 пушек, установленных треугольником.

[261]Среди раненых христиан на борту «Маркизы» был Мигель де Сервантес. Он был дважды ранен в грудь, третий выстрел навсегда изувечил его левую руку – «к большей славе правой», как он писал. Он описывал Лепанто как «величайшее событие, которому когда‑либо были свидетелями прошлые или нынешние поколения, или поколения будущие могут надеяться увидеть», и больше всего в своей жизни гордился своим участием в этом сражении.

[262]Гете случайно увидел прибытие этой процессии к церкви в 1786 году, и он описал ее в своем «Итальянском путешествии». Однако он не присутствовал на последующей мессе.

[263]В зале Четырех дверей во Дворце дожей находится полотно работы Вичентино, изображающее эту сцену.

[264]Чиновники, отвечающие за медицину. – Примеч. ред.

[265]До середины 1970‑х годов во время празднования наводили понтонный мост через канал к Джудекке, от Иль Реденторе до Дзаттере, расположенного напротив; к сожалению, эта замечательная традиция теперь прекращена из‑за соблюдения требований промышленной зоны.

[266]Однако на фасаде здания, выходящем на берег, можно увидеть, что в новом зале Большого совета окна были сделаны выше, без прекрасного ажурного рисунка XIV века, сохранившегося на двух старинных расположенных справа окнах, избежавших огня.

[267]Он был похоронен, довольно неожиданно, в церкви Санта Мария дельи Анжели в Мурано. Только в 1907 году его тело было перенесено обратно в Венецию и помещено в северном трансепте церкви Санти Джованни э Паоло, рядом с могилой его предка, дожа Антонио Веньера.

[268]Да Понте был похоронен в церкви Санта Мария делла Карита, но его могила была разрушена, когда здание церкви отошло к Академии в 1807 году. Сохранился только бюст, и сейчас он находится в музее Венецианской семинарии.

[269]Удивительно, но в Риме было три папы в период после смерти Сикста V в августе 1590 года и до вступления на престол Климента VIII в январе 1592 года. Урбан VII правил две недели в сентябре 1590 года, Григорий XIV – десять месяцев, с декабря 1590 по октябрь 1591 года, и Иннокентий IX – шестьдесят два дня, с октября по декабрь того же года.

[270]Перестроенная в XVIII веке, теперь эта церковь известна как Джезуити, но могила Чиконьи сохранилась от более ранней постройки и сейчас находится рядом с дверью ризницы.

[271]Затруднение от избытка (фр.).

[272]По традиционным подсчетам, он был восемьдесят девятым; однако в настоящее время точно установлено, что первые двое, обычно включаемые в список, вообще не были дожами. Один из них был византийским экзархом Равенны, а другой – magister militum.

[273]Название Ченеда невозможно найти на современных картах. Теперь это часть современного города Витторио‑Венето, который находится приблизительно в двадцати километрах к юго‑востоку от Беллуно.

[274]На самом деле багаж почти наверняка проверяли. См. следующую главу.

[275]Сэр Генри не постоянно занимал эту должность. Первый срок полномочий Уоттона длился с 1604 по 1612, второй – с 1616 по 1619, и третий – с 1621 по 1624 годы. Большую часть его времени занимала покупка картин для короля и герцога Бэкингема. Итонскому колледжу, провостом (проректором по учебной работе) которого он стал позднее, Уоттон подарил огромную картину, изображающую полную панораму Венеции, которая до сих пор там висит.

[276]Марино Гримани и его жена, которая пережила его на семь лет, покоятся в одной могиле в отдаленной церкви Сан Джузеппе ди Кастелло – их фамильной церкви. Но захоронение одной из самых великолепных супружеских пар, каких когда‑либо рождала республика, в столь отдаленном и неприметном месте довольно странно.

[277]Они часто встречались в Венеции во дворце, который теперь известен как Корнер‑Мартиненьо, на Большом канале. В то время он был собственностью братьев Андреа и Николо Морозини, которые превратили его в подобие научной академии. Леонардо Дона и будущий дож Николо Контарини также были здесь завсегдатаями.

[278]Сарпи был похоронен в монастырской церкви, откуда в 1828 году его останки были перемещены в церковь Сан Микеле. В библиотеке Марчиана есть его портрет, написанный, когда Сарпи был уже стариком, и на котором отчетливо виден шрам на его лице. Тот самый кинжал сохранился, сейчас им владеет семейство Джустиниани. К сожалению, от монастыря сервитов остались развалины; в начале XIX века он был конфискован, и прекрасное здание XIV века спустя несколько лет было разрушено. Развалины были выставлены на продажу в 1852 году – «земля и все камни», как писал Рескин.

[279]Перевод К. Ковешникова.

[280]Дона был похоронен в соборе Сан Джорджо Маджоре, его могилу можно увидеть у западной стены. В зале Буссола во Дворце дожей находится его замечательный портрет работы Марко Вечеллио, сына Тициана.

[281]Салуццо перешел к Савойскому герцогству по Лионскому соглашению в 1601 году.

[282]Он не обманул их надежд, раздав 2000 дукатов мелкими монетами, а затем еще 1000 дукатов золотом. Его дочь. Адриана Корнаро, бросала монеты из окон дворца, и это была значительная сумма.

[283]Непосредственным источником для Отуэя послужил роман аббата де Сент‑Реаля «История заговора испанцев против Венецианской республики в 1618 году».

[284]Читателям, которые достаточно упрямы и все еще хотят узнать о заговоре больше, лучше всего обратиться к книге Горацио Брауна «Исследование истории Венеции», где изложена вся история целиком, со всеми подробностями.

[285]Знатнейшая англичанка (ит.).

[286]Бывший эрцгерцог унаследовал империю в 1619 году.

[287]Возможно, здесь стоит отметить, что нигде нет ни намека в подтверждение известной истории, будто бы леди Арундель, признавая постоянные ночные визиты Фоскарини в ее дом, уверяла дожа, что эти визиты не были связаны с политикой, а носили исключительно романтический характер. Напротив, есть все причины полагать, что, несмотря на пребывание Фоскарини в Англии, эти двое не были особенно близкими друзьями и в действительности редко встречались.

[288]Сейчас это дом № 2128а. Его построил Санмикели в 1550‑х годах, главный фасад выходит на канал и лучше всего виден с моста. В начале XX века во дворце недолго жил Фредерик Рольф, барон Корво.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 219 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...