Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ТОБОСО. (см.Мартинес Тобосо Хосе)



ТОКАТЕН Луис. Композитор и гитарист из Северной Америки. Нью–Йорское издательство Карла Фишера опубликовало несколько произведений Токабена в серии “Музыка в домашнем кругу” и в тетради “Фаторинг гитаристов № 7” – собрание из 36 произведений, оригинальных и переложенных. Сюда включены “Купидиетта”, а также интермеццо, что позволяет оценить хорошее знание инструмента автором. Оно написано в стиле салонной музыки и было издано в 1903 году.

ТОНАССИ Пьетро. Гитарист середины XIX века. Автор “Собрания попурри для гитары”, изданного Джованни Рикорди. Это солидный сборник из 20 произведений, хороших с точки зрения гитарных эффектов.

ТОПФЕР Карл. Гитарист и композитор. Родился в 1791 году. Получил прекрасное образование, стал доктором философии. Его привлекала музыка, а в ней гитара. Ему аплодировали в Вене, где он жил в 1816–23 годах. Вышло несколько его сочинений для гитары: опус № 1 “Вариации”, опус № 2 для двух гитар и несколько сочинений для этого инструмента с другими инструментами, в том числе трио, квартет и т.д.

ТОРРЕ Угарте Рикардо де ла. Был умелым гитаристом–любителем в Лиме в Перу, где жил в 1894. Когда знаменитый испанский слепой гитарист Хименес Манхон совершил турне по Центральной Америке, де ла Торре был большим почитателем этого инструмента, а позже учился у известного маэстро Пуэнте Арнау.

ТОРРЕС Гаспар де. Известный поэт, писатель и гитарист Висенте Гомес Мартин, известный раньше и теперь под именем Эспинель, рассказывает нам в “Третьем рассказе”, глава V “Оруженосца Маркоса де Обрегона” о вечерах в узком кругу, которые проходили в доме знаменитого органиста Бернардо Клавихо, где играли на различных инструментах и, в частности, на ручной виуэле: “В сад около его дома приглашали Гаспара де Торреса, который дошел до совершенства в искусстве ранить струну с прекрасными пассажами голоса и горла...” В конце XVI и начале XVII века, славной эпохи виуэлы и литературы, уже устраивали вечера, на которых блистал Гаспар де Торрес.

ТОРРЕС падре Эддардо. Испанский композитор. Родился в деревне Альбайда провинции Валенсия в 1872 году. Родители его были глубоко религиозными людьми и склонили его стать священником. Он интересовался композицией и в 1897 году занял пост маэстро капеллы кафедрального собора в Портосе в провинции Таррагона; в 1910 году занимал тот же пост в Кафедральном соборе в Севилье. Издательство J. М. Е., мадридское “Орфео”, парижское Руар–и–Сенар выпустили множество его сочинений религиозного характера, в том числе одну мессу, несколько хоральных произведений и более ста пьес для органа. Известна его прекрасная “Колыбельная” для двух гитар, приятная и интересная для изучения гармонии, благодаря оригинальным модуляциям. Еще более она интересна тем, что написана для двух гитар, т.к. в наш век мало пишут значительных произведений для такого состава. Уважающие себя гитаристы не пренебрегая достойными переложениями, должны отдавать предпочтение оригинальной литературе, в которой возвышаются гитара и исполнитель, избегая таким образом обесценивания в переложениях произведений, написанных для других инструментов.

ТОРРЕС Фреча Луиса. Гитаристка и исполнительница мексиканского фольклора. Родилась в столице Аргентинской Республики 9 октября 1900 года. Гитару изучала у мексиканского фольклориста Хосе Муньоса (см.), с которым позже соединилась в дуэт. Они много выступали по всей Америке, особенно в своих странах. Дуэтом с Хосе Муньосом выступают по радио и записываются на грампластинки.

ТОРРОБА Федерико Морено. ( см. Морено Торроба Федерико)

ТОРТОРА Атилио. Современный гитарист. О его выступлении в Росарио и провинциях выходящий в Буэнос–Айресе журнал “Таррега” за 11.03.1933 год № 95 писал: “Сегодня в субботу, снова перед микрофонами радиостанции L. М. 34 Сельскохозяйственного общества промышленников Росарио предстанет гитарист Атилио Тортора, который даст серию концертов по этой радиостанции, а затем переедет в Байа Бланка”.

ТОСТАДО Х. М. Испанский композитор–гитарист. Известно пять его опубликованных сочинений: “Танго”, Халео Фламенко”, “Сегидильи и севильяны” со словами, “Андалузские гуахиры”, “Гранадины и тростниковая водка” (песня). За исключением последней из перечисленных, которая написана для пения под гитару, остальные произведения только для гитары. Эти произведения взяты прямо из гущи народной жизни и с реальными качествами, придающие им жизненность и являются заслуживающими доверия документами, к которым обратятся впоследствии, когда захотят изучить все их характеристики. Эти сочинения Тостадо очень похожи на сочинения Е. Матальяны, различаются лишь объемом.

ТОСТАДОИ–И–КАРВА АЛЬ ФРАНСИСКО. Уроженец Мадрида. Был любимым учеником падре Базилио, т.к. обладал необычайными исполнительскими данными и понятливостью. Тостадо вынужден был играть на гитаре от нужды и объехал основные провинции Испании с концертами со все возрастающим успехом. Артист уехал в Гавану и там, несмотря на то, что слепота прогрессировала, он вновь обрел зрение, но ненадолго. Мы имели удовольствие услышать артиста по его возвращении в Испанию. Его жанр музыки был блестящим и веселым. Самым популярным его произведением было “Фанданго” с 53 вариациями, наилучшее по вкусу и исполнению. (Сориано, том IV, стр. 213). Мы смогли ознакомиться с “Темой и Вальсом” с 12 вариациями, не очень интересными с точки зрения сочинения для гитары и с еще менее интересной музыкальной структурой. Это произведение находится в собрании, принадлежавшем известному аргентинскому любителю доктору Фернандо Крусу Кордеро.

ТРИЛЬО Хосе Мария. Знаменитый аргентинский пайядор и гитарист первой половины XIX века. Трильо, Раблес и “Эль Чано” составляли трио гитаристов, которое оживляло искусством гаучо артистические собрания, периодически проходившие в залах дворца диктатора Хуана Мануэля де Росаса. Хосе М. Трильо был одним из самых известных учеников гитариста из Генуи Эстебана Массини.

ТРОВАДОР Алехандро. Бразильский гитарист. В свое время был очень популярен у себя на родине. “Он исполнял на гитаре целые оперы” (журнал “А вос до виолао”, март 1931 года). Вот как звучала гитара и опера в руках Тровадора!

ТРОМБЕТТИ АГОСТИНО. Итальянский композитор и гитарист XVII века. Вульф упоминает вышедшую в Болонье в 1639 году “Табулятуру. Сонаты для испанской гитары”. Агостино Тромбетти.

ТРОНКОСО БЕРНАРДО. Родился в Севилье 17 марта 1835 года. Аргентинский темперамент привел его к изучению живописи и рисунка. Сочетал изучение этих предметов с гитарой под руководством пресвитера дона Мануэля Мария Муро (см.). В то время как его соученики по живописи Вильегас и Хименес Аранда, в последствии великие художники, искали более широкие горизонты для своего искусства и уезжали в Рим, Тронкосо не захотел уехать из родного города ни за какие сокровища мира, его даже не тянуло, как и всех провинциалов познакомиться с Мадридом. Республиканец по убеждениям и темпераменту, лучшие молодые годы он провел на родине, деля время между живописью, страстью к занятиям и политическими идеалами, пока революционные события 1868 года не заставили его искать за границей спокойствие духа и будущего для своей семьи. Из Севильи он в 1869 году уехал прямо в Буэнос–Айрес и вернулся в Испанию, когда ему было уже почти 60 лет, чтобы познакомиться с городами и вещами, которые он не захотел увидеть в молодости. Таким образом, большую часть своей продолжительной жизни он провел в столице Аргентины, и здесь с самого начала благодаря художественному вкусу, дару понимания людей, щедрой духовности и доброте характера, он нашел поддержку правительства и общества. Карандаш и кисти были его оружием ежедневной борьбы. После образования Нормальной школы преподавателей он занял кафедру рисунка и вскоре стал преподавать этот предмет в Национальном Колледже Буэнос–Айреса, соответственно под руководством докторов Алькорты и Ормы. Он занимался педагогической деятельностью тридцать лет и вышел в отставку как преподаватель. Два десятилетия – с 1870 по 1890 год – Тронкосо много рисовал, активно будил в юношестве художественный вкус к живописи и поднимал уровень национального искусства.

В часы досуга после основной деятельности Тронкосо продолжил занятия гитарой и давал уроки техники и исполнительского мастерства таким увлеченным ученикам, как доктор Венсеслао Эскаланте, дон Хуан Молина и доктор Хуан Бордон, либо исполнял произведения Сора и Аркаса со своим большим другом Мартином Руисом Морено, для которого он добыл в Испании гитару Торреса. Неоднократно Тронкосо выходил за пределы круга друзей и почитателей и играл для публики на концертах, организованных с социальной и благотворительной целью. Гитарист из Севильи играл как произведения испанских классиков, так и андалузийский фольклор. В первых его интересовала техника школы, в последних он наслаждался грацией, вкусом и колоритом народности. Внимание музыканта привлекала лирическая сущность радости и горя души андалузца, и, чтобы воплотить этот интерес в своих занятиях по композиции и гармонии с Фетисом, он упорно применял переложения для гитары. Это были очень простые, местные мелодии его родины.

В нашем личном архиве, любезно предоставленном нам доньей Сарой Эскаланте де Маура, имеются наброски к “Руководству по гармонии для гитары”, неизданной оригинальной рукописи авторов Бернардо Тронкосо и аргентинского экс–министра Венсеслао Эскаланте (см.). Я также храню оригинальную рукопись Тронкосо под названием “Танец Роситы”. На нем стоит дата 3 июня 1874 года, Консепсьон в Уругвае. Живопись Тронкосо хранится во дворце Правосудия, на почте провинции Буэнос–Айреса и в частных коллекциях. Тронкосо умер в очень почтенном возрасте в столице федерации 11 декабря 1928 года. Газета “Ла Насьон” за 12 декабря называет его в некрологе художником и даже добавляет: “Артистическое призвание привело его также к занятиям музыкой, он прославился и в этом искусстве”. Эти строки вызывают болезненное впечатление, т.к. гитара открыла двери Аргентины для Тронкосо, что ему не удалось бы сделать иначе. Благодаря гитаре он завоевал дружбу своего ученика – названного выше министра Эскаланте – который помог ему достичь высот, которых достойны его талант и знания. Это стало причиной, по которой он окончательно поселился в стране, где остались достойные его сыновья и внуки.

ТРОНКОСО Медина Ромуло. Аргентинский преподаватель и концертный исполнитель. Родился в Ламас–де–Самора, провинция Буэнос–Айрес, 24 сентября 1881 года. Сын известного испанского гитарного мастера. Отец хотел, чтобы сын выбрал ту же профессию и считал, что было бы хорошо, если мальчик научится играть на гитаре. Он попросил заниматься с мальчиком скромного любителя, приходившего к нему в мастерскую. Ромуло было 9 лет, когда он начал заниматься гитарой. Ученик продвинулся, и отец пригласил для него более компетентного преподавателя Хосе Антонио Феррейру. Одновременно он отдает мальчика в учение к другу и коллеге, известному мастеру Франсиско Нуньесу. Когда в Буэнос–Айресе жил известный слепой гитарист Хименес Манкон, он значительно подогрел страсть Тронкосо к гитаре, который, несомненно, вскоре увидел музыкальное превосходство слепого перед обстановкой, которую поддерживал и создал Гарсия Тольса. В 1905 году Ромуло решил заниматься у Хименеса Манхона. В это время, очевидно, он уже пользовался некоторой известностью, если вспомнить, что композитор Хосе Санче публиковал свое произведение “Ночная мелодия” в 1905 году, посвятив его коллеге и любимому другу Ромуло Тронкосо. Он отходит от мастерской и посвящает всю свою энергию гитаре, быстро усваивая новые направления, которые дает ему слепой Хименес. Вскоре он уходит от Хименеса с системой собственных оригинальных идей, которые должны были привести его на должную высоту. В 1908 году, будучи штатным преподавателем “Славянской академии”, он временно передает преподавание там автору этих строк, чтобы уехать в турне по Южной Америке с коллегой и другом Эмилио Бо, частично выполнив эту задачу. Темперамент его был самым подходящим, чтобы показываться перед публикой, и это очень жаль, потому что Тронкосо был умелым исполнителем. Если встречались трудности, он преодолевал их со второго прочтения. Он умер в расцвете своего преподавательского таланта. Его ученицами были Мария Сельфа Бадзане, умная исполнительница с ясным талантом и удивительным исполнением и Кармен Альмандос, глубоко эмоциональная исполнительница. Ромуло Тронкосо умер в Буэнос–Айресе 22 июля 1912 года.

ТРЭГ Андрес. Композитор–гитарист конца XVIII века. Жил в Вене. Лейпцигский журнал “Альгемайне музикалише цайтунг” за 1803–07 года упоминает его выпущенные венским издательством “Собрание различных пьес, песен, мелодий и вариаций для гитары”.

ТУЗЕК Висенте Ф. Композитор и гитарист. Родился в Праге в 1755 году. В этом городе, где он долгое время жил и работал, его ценили как певца и гитариста. По данным “Справочника” Зута, опубликованы его опус 2 “Менуэты”, опус 4, 7, 8, 10 “Вариации” и “Дивертисменты”, собрание легких и приятных пьес, а также другие произведения. Умер в Пеште около 1820 года.

ТУЛУЗ Ноэми. Аргентинская гитаристка. Инструментом занималась у маэстро Кармело Ридзути, получив наилучшую квалификацию. Продемонстрировала прекрасные данные на концертах во многих местах, в том числе в клубе “Хижина”, исполняя очень трудную и избранную программу. Об этом концерте писала многотиражная газета “Лица и маски” в № 1779 за 5 ноября 1932 года.

ТУЛУЗ Педро. Композитор–гитарист. В Йене был преподавателем музыки и гитары. В издательстве Шпеера из Бруншвестга вышел его “Этюд для гитары”. Упоминается в “Руководстве” Зута.

ТУРИНА Хоакин. Известная фигура среди испанских композиторов. Родился в Севилье 9 декабря 1882 года. Плодовитый автор сочинений для различных инструментов, солистов, камерных, оркестровых, театральных и др. Пользуется известностью как писатель–музыковед. Он автор “Краткой музыкальной энциклопедии”, “Фандангильо” и “Порыва ветра” – это музыкальная удача для гитара, особенно “Фандангильо”, гораздо более высокого уровня, чем другие оригинальные сочинения для гитары. Мы не можем того же сказать о “Порыве ветра”, которое, хотя и отвечает своему названию, имеет несколько сомнительную форму, но хороший эффект как музыкальное “пятно”. Турина на правильном пути в том, что касается сочинения для гитары, и мы считаем, что этот великий музыкант еще напишет много хороших вещей для гитары.

Тутило. Был монахом–гитаристом (кифаристом) в королевстве Карлос в Германии в 1000 году. Обладал очень веселым нравом, и король однажды сетовал, что Бог из такого шумного, вдохновенного человека и великого музыканта создал высокопоставленного монаха.

У

"УАСОС ЛОС КУАТРО". Квартет гитаристов и певцов, исполнителей чилийского фольклора. В него входили Фернандо Доносо Силва, Хорхе Берналес Вальдес, Эухенио Видаль Тагле и М. Веласко Гарсия. Эти упорные рыцари чилийских традиций оживили у себя в стране "куэку" и песни "гуасос", отступившие под нашествием чужого чарльстона и джаз–бэндов. Все четверо – хорошие гитаристы, знатоки инструмента и глубокие исполнители на нем местного репертуара. Они записали большое число грампластинок, которые быстро разошлись. В Буэнос–Айресе и на курортах Мар–дель–Плата они имели выгоднейшие контракты, принесшие им самый завидный успех. В настоящее время они разъезжают с концертами по стране.

УГАС Хосе. Испанский гитарист. Родился в Торроэлье–де–Монгри, в провинции Херена в 1837 году. Имеются данные, чтобы утверждать, что Х. Угас был родственником гитариста и композитора Хосе Коста Угаса, которого высоко ценил Ф. Педрель, и о котором мы пишем в этом словаре. В ценной коллекции произведений для гитары, принадлежавшей каталонскому композитору Хосе Ферреру (в настоящее время нашей) мы встречаем три сочинения для двух гитар на тему отрывков из "Фауста". Все три сочинения в двойной партитуре подписаны следующим образом: "8 октября 64 года Угас"; "Декабрь 1866 года Х. Угас"; "1 октября 67 года. Х. Угас".

Ни в одной из надписей он не подписывается именем Хосе, которое ему принадлежало, как считает Педрель в "Биографическом и библиографическом словаре испанских музыкантов". Во всех трех сочинениях чувствуется опытный исполнитель, несомненно, выдающийся. Из деревни Торроэлья–де–Монтгри вышли гитаристы Х. Феррер, Х. Коста и бенедектинский монах из Мониррата Фрай Ансельмо Виола, который был учителем Сора. Хосе Угас умер 1877 году.

УОЛКЕР Луиза. ( см. Валькер Луиза)

УРКИСА А. де. Современный аргентинский гитарист и композитор. В Буэнос–Айресе известна его опубликованная мазурка "Эльза" для гитары.

УРКИСА Хусто Хосе де. Аргентинский генерал. Родился в Энтре Риос 18 октября 1801 года. Биография генерала Хусто Хосе де Уркиса не находилась бы в этом Словаре, если бы он не был увлеченным гитаристом. В славные дни Касероса, грубого деятеля Аргентинской Конфедерации, спешившего свергнуть диктатуру Реставратора законов дона Хуана Мануэля де Росаса, он имел обыкновение в перерывах между маршем и началом боя играть чувствительные видалы и мотивы провинции Энтре Риос на гитаре какого–нибудь гаучо, ставшего солдатом, который, оставив "любовь" на ранчо, по крайней мере утешался тем, что вспоминал ее в песнях, играя на инструменте.

Преданность знаменитого победителя Касероса гитаре и предпочтение, которое он отдавал ей, еще больше подчеркивается тем, что тот подарил ее, как самую ценную вещь своей невесте. Журнал "Лица и маски" из Буэнос–Айреса опубликовал в связи с этим фотографию гитары и строки, поясняющие читателю: "Столетие гитары, которая принадлежала генералу Уркисе". Публикуемая фотография воспроизводит оригинал гитары, которой сто лет. Ценный инструмент принадлежит сеньору Мануэлю Сенеде, старинному и всем известному землевладельцу из департамента Гуалегуайчу (Энтре Риос), который приобрел ее в 1857 году и с тех пор аккуратно хранит. Эту гитару генерал Хусто Хосе де Уркиса в 1850 году привез из Кадиса, чтобы подарить невесте, сеньорите Долорес Коста. После свадьбы супруги уехали из Гуалегуайчу, и инструмент остался у доньи Микаэлы Самудио де Коста, тещи генерала. Через некоторое время сеньора де Коста, которая была равнодушна к гитаре, много лет назад отдала ее дону Гаспару Тискорния, и в 1857 году она перешла к сеньору Сенеде за две унции вместе с другой гитарой, которая стоила 25 песо.

По поводу того, что гитаре исполнился век и по случаю рождения ее владельца в этом месяце, в Гуалегуайчу состоялся интересный семейный праздник, который стал общественным событием. Завидный инструмент изготовлен из хакаранды, из той же породы дерева сделан и футляр. Внутри надпись: "Изготовлена в Кадисе, Матео Бенедитом год 18 – улица Сан Агустин № 76". Удивляет прекрасное состояние этого инструмента, который, несмотря на то что на нем играли долгие годы и он прошел испытания, выглядит как новый и сохранил на протяжении многих лет свою ценность. Таким образом, речь идет об историческом инструменте, потому что он принадлежал первому президенту Аргентинской Конфедерации, герою Касероса и славному освободителю поселка Майо. Генерала Уркису убили в его резиденции в Сан Хосе 11 апреля 1870 года, когда он был на должности конституционного губернатора провинции.

УРКУЛЬО Леопольдо. Гитарист середины XIX века. В ценном собрании музыки для гитары, принадлежавшем каталонскому композитору–гитаристу Хосе Ферреру Эстеве и ныне принадлежащем нам, имеется "Интродукция и вариации" Л. Уркульо. Это Анданте, Тема 1,2, и 3, Вариации и Кода, очень подходящие для гитары и производящие приятное впечатление. Данное произведение в рукописи датировано "17 июня 1863 года", откуда можно сделать вывод, что это копия того, кто был Хосе Брока (см.). в Миланском издательстве Рикорди вышло несколько переложений мелодий из опер этого автора.

УРСИЛЬО Фабио. Знаменитый исполнитель на архилютне, тьорбе и других инструментах. Жил в Риме в середине XIII века. Выпустил три концерта для тьорбы, один концерт для гитары и музыку для трио, сонаты и другие свои сочинения.

УРТАДО "Пепе". Испанский гитарист. Живет в Барселоне. Специализируется в основном в жанре фламенко. В родном городе его ценят как хорошего "токаера" солеарес, фанданго, сегидилий, тьентос, гранадин и других мелодий разнообразного испанского фольклора. Своей заслуженной славой "Пепе" Уртадо обязан чистоте звука. Уртадо говорит, что он владеет "современной школой".(!)

УРТАСУМ (...). Известный исполнитель на гитаре. 6 февраля 1801 года выпустил в Мадриде очень грациозную "Польку" для пения под гитару. (Сальдони, том IV).

УРТУБЕЙ Хулио. Современный аргентинский гитарист и композитор. Опубликовал Самбу для гитары под названием "Ты уходишь, душа".

УСТАШ (...). Автор, из сочинений которого известна опубликованная "Тема с вариациями", опус 11 для гитары, флейты, скрипки и контрабаса. Это сочинение имелось в конце XIX века в парижском издательстве Косталья и Ко.

УЭРТА Катауэла Тринитарио. Известный концертный исполнитель. Родился в Ориуэле, крупном населенном пункте в провинции Аликанте, в Испании 6 июне 1804 года. Мы хотели бы дать некоторые биографические данные, опубликованные заслуживающими доверия фирмами. "Официальный бюллетень" провинции Маоага от 24 сентября 1835 года пишет следующее: "Доктор Тринитарио Уэрта–и–Катауэла родился в Ориуэле в 1803 году (?) в богатой испанской семье. С первых лет жизни мальчика проявились его большие способности к гитаре: его увлеченность искусством Евтерпы и особенно к этому инструменту проявлялась во всех его действиях и мыслях. Он учился в Саламанке, а музыку изучал в колледже Святого Павла; его пылкому воображению казались скучными другие трудные и мало поэтичные предметы. Закончив колледж в 15–летнем возрасте, Уэрта уезжает в Париж, так как чувствуя себя независимым человеком, он посчитал просторы родины недостаточными для полета своей души. Здесь его вдохновлял и составлял ему протекцию знаменитый Мануэль Гарсия; однако он всегда вынужден был рассчитывать только на самого себя, на свои способности, уже тогда выдающиеся, на свой голос, и гитара становится его судьбой, его существованием, им самим. Уэрта действительно узнал то, что другие могут изучить, и уже следовал линии, которой дано следовать только гениям. Под его пальцами мелодия и гармония рождались одновременно. Высокая скорость исполнения и способ исполнения арпеджио поставили Уэрто в первые ряды. Дав несколько концертов в Париже, он уезжает в США; объехал Мартинику и даже Канаду, где с триумфом выступает перед ошеломленными индейцами. Если у цивилизованных народов его считали наследником исполнителей на лире Евтерпы, то для полудиких людей он был самим богом музыки. В Нью–Йорке он дал несколько концертов, которые принесли ему кучу денег и даже спел в "Севильском цирюльнике" с Гарсией во время болезни баса в итальянской труппе".

"Похоже, природа обиделась на то, что Уэрта стал дробить дар, которым она его так щедро наградила. После болезни груди он лишился голоса и с тех пор, как никогда прежде, слился с гитарой. Имея очень хорошие рекомендации генерала Лафайета, ценившего его дар, он объехал Соединенные Штаты, везде пользуясь неизменным успехом и зарабатывая много денег. Затем он переехал в Гавану, и верная гитара спасла его при переезде от ярости пиратов, которые напали на корабль, повесили капитана и плохо обращались со всеми пассажирами, за исключением современного Орфея".

"Немного позже Уэрта отправляется в Европу, и Лондон открывает ему свои дружеские объятия. В этом большом городе успех не изменяет ему. Находившиеся в то время в Лондоне такие артисты, как Ла Паста, Лаблаш, Донцелли, Драгонетти, Девеннис, Куриони, Крамер, Москелес, поспешили выступить в концертах вместе с ним. Ему оказали протекцию влиятельные придворные: принцесса Виктория, герцогиня Кентская, герцог Сассекский, Девенширский и др. Эти рекомендации сослужили ему при дальнейших поездках".

"Из Лондона Уэрта уезжает на Мальту и скромная испанская гитара звучит в стенах древней Византии, в столице рухнувшей империи Махмуда. Он познакомил с ней жителей многих египетских городов, он извлекал из нее гармонические звуки и божественные песни у подножия самой Голгофы в святом Иерусалиме, которая выше ливанских кедров, где звучали его магические акценты и куда он ездил с мадам Маннифьери, сестрой жены знаменитого Ротшильда, лондонского банкира".

"Вернувшись в Париж в 30–х годах Уэрта подружился с Россини, Паганини, с самыми знаменитыми музыкантами Европы, дал несколько концертов, в том числе в пользу эмигрантов–либералов из всех стран, что свидетельствует о личных качествах талантливого музыканта. Наконец, он становится почетным членом всех филармонических обществ Лондона и Парижа".

"1833 год Уэрта провел в Сан Себастьяне, чтобы присутствовать на корриде и почувствовать воздух родины, если у такого универсального таланта может быть другая родина, а не весь земной шар. Здесь он имел честь быть представленным Его Высочеству инфанту дону Франциску–де–Паула, перед которым он играл с 9 до 11 часов вечера. Затем он возвращается в Париж, дает последний прощальный концерт и вновь через Тулузу и Перпиньян направляется в Испанию, увозя с собой за свой счет нескольких неимущих эмигрантов. Он дает три концерта в Барселоне, два из них в зале и третий в театре. Затем садится на корабль и отправляется в Валенсию; корабль потерпел крушение в проливе Святого Георгия, и Уэрта спасается со своей гитарой, как Цезарь со своими "Записками". Он едет в Алькаррио прежде всего затем, чтобы обнять своего престарелого отца, которого он не видел долгие годы".

"Гитара в руках Уэрты была другим, неизвестным, инструментом, которого еще никто не слышал. Об этой трудно поддающейся объяснению истине самое яркое представление дает письмо Виктора Гюго и стихи на импровизацию знаменитой Жирарден Дельфингай после того, как она услышала игру Уэрты".

"Если для Вас, сеньор Уэрта, сколько–нибудь ценно мое мнение, я счастлив признаться Вам, настолько меня очаровало Ваше мастерство. Гитара, такой ограниченный инструмент, в Ваших руках не имеет предела возможностей. Вы заставляете ее издавать все звуки, все аккорды, все голоса, Вы можете извлекать из немногочисленных струн самые разнообразные звуки, которые много говорят душе, разуму, сердцу. Ваша гитара – это целый оркестр. Я очень люблю Испанию и испанцев, сеньор Уэрта, и, следовательно, гитару, и особенно в Ваших руках. В них она не просто струны, которые вздыхают, это голос, настоящий поющий голос: она и говорит и плачет. Это один из тех глубоких голосов, заставляющих думать о тех, кто счастлив и склоняющих к размышлению о людях, которые печальны. Поверьте мне, сеньор Уэрта, что для меня огромное удовольствие сообщить Вам мое мнение по этому вопросу и примите уверения в моем наилучшем к Вам отношении. Париж, 16 февраля 1834 года. Виктор Гюго".

"Сеньору Уэрта, после того, как я услышал его гитару.

Импровизация сеньоры б. де Ж.

Счастливая страна Андалузия,

Твоя избранная земля

Хранит радость и гнев.

Честь, любовь и поэзия

Стоят больше золота и свободы

Слышали ли вы этого испанского трубадура,

Которого в бою сопровождает его гармоническое искусство,

Над своей гитарой он поет и одновременно вздыхает;

Его пальцы – удар, его струны – голос,

Его песня – гармоническая поэма без рифмы,

Все, что чувствуется и звучит, она выражает,

При ее аккордах сердца молодеют,

Слушающая ее красота счастлива вспомнить,

То, что никогда ей не говорили ничего более нежного,

Звучащая гитара всегда напоминает

Язык души, язык любви;

Каждый узнает вдохновляющий его инструмент,

Для композитора это целый оркестр,

Это легкий барабан для бредящего Васкуньи,

Это рог для воина,

А для поэта – лира!

Мы много и хорошо сказали об Уэрте и не хотим завершить эти заметки, не вспомнив о словах Сериано Фуэртеса в его Истории, т. IV, стр. 211, год 1859: "Периодические издания возвели в апофеоз этого гитариста, объехавшего Европу, выступавшего перед принцами и королями; испанская королева Изабелла II наградила его крестом кавалера ордена Карла III. Главная заслуга Уэрта – нежность звуков, когда он поет под гитару. Он изящно исполняет терции и исключительно трудное арпеджио, которое он сам придумал. В музыке его чувствуется недостаточное знание гармонии. К самым нежным пассажам он постоянно присоединяет разновидность перебора струн, которой он дал название Тутис и которой гасит вызванную им же иллюзию, когда с облегчением щиплет струны. Этот контраст хорошего и плохого был причиной того, что Сор дал ему прозвище возвышенного цирюльника, а Агуадо говорил, что Уэрта унижает инструмент. Если бы Уэрта просеял свою музыку, как крестьянин просеивает свой обмолотый урожай, чтобы дать зерно разумным существам, а солому животным, несомненно, что им бы восхищались самые суровые профессора, потому что, когда он поет, он очаровывает".

И, наконец, приведем слова Фетиса в "Ревю мюзикаль" за 1830 год: "По правде говоря, сеньор Уэрта необычайный человек. Вызывает изумление легкость, с которой он справляется с трудностями при исполнении. Никто не смог бы описать чудесную легкость его пальцев". Это написал знаток искусства, когда Уэрте было неполных 26 лет, и можно только догадываться, насколько великим он стал, судя по приведенным нами свидетельствам.

Напомним, что этот великий виртуоз женился в Лондоне на дочери знаменитого скрипичного мастера Г. Л. Панермо по имени Ангиолина. По данным некоторых авторов, он умер в Лондоне, по мнению других, – в Париже, в 1875 году.

Ф

ФАБИНИ Эдуардо. Известный скрипач, концертный исполнитель, проживающий в Монтевидео. Как и другие современные композиторы: Фалья, Лопес Чаварри, Турина и др., написавшие для гитары вещи большого художественного значения, Э. Фабини внес свой вклад в хорошо прочувствованные композиции, как оценил, прослушав их, уругвайский гитарист Х. Мартини Остангурен.

ФАБРИНИ Ф. Итальянский гитарист, автор «Практического и теоретического руководства». Так он упоминается в 3–ем издании учебника игры на гитаре А. Пизани, опубликованного в Милане.

ФАБРИЦИО. ( см. Костанцо Ф.)

ФАКУНДУС Скриптор. Автор ценного кодекса под названием «Трактат Апокалипсиса Иоганна – Объяснение Даниэлиса–пророка».

Написан на латыни, на пергаменте, тщательно нарисованными буквами и украшен цветными рисунками; хранится в Национальной библиотеке Мадрида _сейчас 1930 г./ в витрине 13, номер 2. Состоит из 312 листов формата 271/2 х 19. Это сочинение интересно тем, что на многих страницах изображены музыканты, играющие на гитарах. Факундус Скриптор творил в 1085 г., соответствующем 1047 г., не более и не менее, чем за 200 лет до того, как король Альфонсо Х, прозванный «Мудрым», создал важную коллекцию из 420 «Кантиков Святой Марии в Толедо в 1255 г. Другой экземпляр, который хранится в Эскуриале, вышел после 1889 г., когда их опубликовал Дон Леопольдо Аугусто Куэто, маркиз де Вельмар, в издательстве Испанской Академии. Книга Факундуса заслуживает того, чтобы подобная же персона занялась и возродила ее, тогда бы она вышла из многовекового забытья.

Мы изучали это сокровище в ноябре 1930 г., причем с нами заранее был проведен инструктаж, как с ним обращаться; за мной наблюдал библиотекарь. На стр. 7 среди другого материала изображен ансамбль из шести исполнителей, причем каждый держит трехструнную гитару; данная страница многоцветная. На стр. 117 изображен круг с поющими аллегорическими фигурами и с четырьмя парами музыкантов. Один из участников играет на инструменте, по форме напоминающем лиру, еще один на трехструнной гитаре; эта гитара отличается от лиры только тремя значительно большими колками.

Одна из сцен разделяет стр. 205 на две части: в верхней части представлена группа из 9 певцов, в середине 14 гитаристов; из них 5 в верхнем ряду стоят на коленях и один на ногах; в среднем ряду трое сидят слева, стоящие на коленях расположены справа; внизу, в третьем ряду, двое играют и как будто бы движутся. Всего 11 пятиструнных гитар и 3 трехструнных.

Стр. 212 – музыкальная сцена. В верхней части аллегория из 7 крылатых существ, играющих на разновидности лиры; в нижней части 8 гитаристов, каждый инструмент имеет 3 струны. Музыканты стоят группами по 4 человека напротив друг друга.

Стр. 276: на ней несколько аллегорий, одна из которых – группа из 6 музыкантов, играющих на различных инструментах. Один из них играет на разновидности рога, второй – на гитаре с четырьмя колками, третий – на разновидности сосуда; четвертый – на двойной флейте, пятый – на тарелках, шестой и последний – на длинной и прямой трубе.

Гитары, которые я перечислил, все одного типа, то есть имеют одни и те же детали, за исключением одной, имеющей колок: форма ее та же, что известна нам по «кантикам».

Кодекс Факундуса – старейший из хранящихся в Национальной Библиотеке в Мадриде и поэтому заслуживает глубокого изучения. Мы очень хотим и надеемся, что это и будет добросовестно проделано.

ФАЛЬКЕНХАИН Адам. Известный сочинитель музыки для лютни. По данным некоторых авторов, родился в деревне около Лейпцига 17 апреля 1697 г. Он получил полное музыкальное образование; был преподавателем лютни в Байрете; написал 6 сонат для лютни, опус 1, 1740 г. В муниципальной библиотеке Гаугсоиди хранится рукопись для названного инструмента «Концерт в соль–миноре» и «Шесть партитур для лютни соло» /1730 г./. Умер в Байрете /Биаррице/ в 1761 г. Упоминается в словаре Эйтера.

ФАЛЬКОНЕРИ Андреа. Лютнист, композитор 17 века. Родился в Неаполе; был на службе в доме Фарнези в Парме. Жил в Риме и во Флоренции; в 1650 г. был маэстро Королевской капеллы в Неаполе. Одна из самых его важных книг опубликована в Неаполе Пьетро Пачини и Д. Риччи /1650 г./. В этот сборник вошли «Песни», «Симфонии», «Фантазии», «Каприччо», «Бранди», «Карренти», «Гальярды», «Аммане» /немецкие песни/, «Валеты» и т.д., а также сочинения в алфавитной табулатуре для испанской гитары.

ФАЛЬЯ Мануэль де. Известный испанский композитор. Родился в Кадисе 23 ноября 1876 г. Мы не будем давать биографию этого музыканта, так как он хорошо известен во всем мире. Для гитары Фалья сочинил «В память о Клоде Дебюсси». Пьеса с первых тактов заинтересовывает слушателей, но ни в один момент не вызывает восхищения и не приводит к убежденности в ценности произведения. Несмотря на благосклонные комментарии профессиональных музыкантов пьесу все же следует признать неудачной. Об этом говорит ее непопулярность среди исполнителей вот уже в течении 15 лет со времени создания. Для гитары были переложены некоторые сочинения этого же автора, которые были лучше приняты публикой.

ФАЛЬЯМЕРО Габриэль. Лютнист и композитор, александриец, автор «Табулатуры для лютни», 1584 г. О творчестве Г. Фальямеро упоминают граф Гильермо Морфи, Килесоти и другие авторы.

ФАРБИ Тито. Итальянский современный гитарист, преподаватель. Издатель Р. Маурри из Флоренции опубликовал его «Школу игры на гитаре; ежедневные упражнения на технику». Здесь же в «Эдициони Вентурини» вышло его «Руководство игры на гитаре» и третье сочинение того же направления «Практическое и теоретическое руководство» в 2–х частях в издательстве Гариш–и–Янихен в Милане /Новое издание/. Кроме того, известны несколько небольших, довольно тривиальных пьес, опубликованных в разных издательствах.

ФАРДИНО Лоренцо. Автор музыки для гитары. Гаспар Санс упоминает его в «Инструкции... музыки», опубликованной в Сарагосе в 1674 г.

ФАРРЕ Орс–де–Прат Кармен. Испанская преподавательница гитары. Родилась в Барселоне 21 июля 1900 г. Преподает в «академии Прата». Из сочинений ее опубликованы 6 произведений: «Билини», «Пинина», «Мартита», «Эстило», «Гато Сантьяго», «Воспоминание о мелодии»; два из них сочинения в народном стиле для гитары и голоса. Все это скромного содержания; как понятно читателю, я должен воздержаться от комментариев, поскольку это моя супруга и коллега, вдохновительница данного словаря.

ФАРРЕ–ДУРО Леон. Гитарист–любитель. Родился 7 июня 1867 г. в Льорда (55 жителей 1910 г.), в местечке муниципалитета Исона (Лерида).

Этот неграмотный старый пастух с богатым душевным миром останется жить в памяти испанских гитаристов, начиная со времен Тарреги, как один из подвижников в материальном и моральном плане взлета нашей любимой гитары. Он начал работать в Барселоне на молочной ферме, которая позже стала принадлежать ему. Идя навстречу своему музыкальному признанию, Леон выучил свои первые буквы и очень подружился с книгами, превратился в любознательного собирателя литературы для музыкальных инструментов и особенно литературы для гитары. И, несмотря на свое простое происхождение и уже зрелые годы, стал очень широко образованным в музыке человеком. Получив первый толчок от музыканта и гитариста Макина Алегре, «Грустные воспоминания» которого он играл до последних дней, Леон познакомился с Таррегой и стал его самым большим и решительным покровителем. Маэстро из Вильяреаля обязан старому пастуху из Исоны за его щедрые покупки и помощь, духовную и материальную. С такой же добротой и бескорыстием он относился к Сеговии, который с волнением вспоминает свой первый вечер в Барселоне, к Эмилио Пухолю, которому пастух покровительствовал больше всех, к Рехино Сайнсу–де–ла–Маса, для которого Леон организовал его первый концерт в Барселоне при огромном стечении любителей, к гитаристам Луису де Сории, Хуану Паррас и Пепите Рока.

Ферма, на которой Леон Фарре был управляющим благодаря женитьбе его на хозяйке, стала «вифлеемскими яслями» для многих артистов. Здесь же у него родился сын Рафаэль, ставший впоследствии известным гитаристом несравненного таланта, но который рано умер во Франции. Но, наряду с настоящими артистами, попадались и «фарисеи», которые портили жизнь доброму человеку и пользовались тем, что его сердце и кошелек безраздельно принадлежали гитаристам.

На ферме собирались гитаристы Франсиско Таррега и его сын Пако, Луис де Сория, Мигель и Федерико Льобет, Даниэль Фортеа, Мигель Борруль /отец/, Эмилио Пухоль, Х. Ферре–и–Эстеве, Махин Алегре, Андрес Сеговия, Рахино Сайнс–де–ла–Маса и его брат, изучавший гитару с Леоном Фарре–Дуро, – в настоящее время хороший виолончелист, Доминго Бонет, Альфредо Ромеа, хороший гитарист и писатель, Кармен Фарре де Прат и Доминго Прат, любители: Леандро Феррер, Хосе Эрнандес, Томас Прат, Рафаэль Гордон, Вальдомеро Катеура, Хуан Байголь, доктор Северино Гарсия Фортеа, Хуан Ферран, Бош, Анхель Фарре, Кайетано Бурхес, команданте Гильермо Итурменди, Эустебио Гуаль, Марио Пальмес, Хосе Поркерес и Пабло Бальду, который известен нам как «Патрисио»; гитарные мастера: прежде всего, Энрике Гарсия, несравненный художник, которому так помогал Леон Фарре, доброте которого он благодарен, Энрике Сандельюр, Хосе Фликс, Франсиско Симплисио и Хосе Серратоса.

Артист по темпераменту, тот, чью биографию мы пишем, был прямым родственником художников, добившихся мировой славы, как например, его пасынок гениальный живописец Хуан Кардона, чья сестра вышла замуж за известного художника Рикардо Описсо, сына знаменитого писателя и публициста, врача и содиректора барселонской «Вангуардиа», Альфредо Описсо–и–Виньяс, и наконец, отца гитариста Альфредо Описса Кардона, мать которого тоже превосходная художница. Что касается Рафаэля Фарре, сына Леона Фарре, мы уже сказали, что он был знаменитым скрипачом, но, к несчастью, ушел из жизни в полном расцвете славы.

Мой дорогой друг Леон имел обширный и ценный архив произведений, а также был владельцем трех превосходных гитар Торреса и других известных мастеров. В январе 1931 г. я видел его в последний раз в стенах его дома. Леон тогда подарил мне первые издания Руководства Сморетти, Сонаты Лабарра /опус 8/ и другие сочинения, ставшие сокровищем моего архива.

Этот прекрасный исполнитель и автор переложений, меценат гитаристов умер 31 января 1932 г. На смерть этого человека откликнулись журналисты Испании, в частности жители Барселоны.

ФАРСТ Мариус. Гитарист и композитор Генри Лемуан в Париже опубликовал его «Мазурку», «Воспоминание о Кубе», «Хабанеру». Все три сочинения принадлежат к так называемому салонному жанру, правильные по фактуре и тривиальные по содержанию.

ФАСОЛО /.../. Композитор и гитарист, очевидно, уроженец Бергамо. Жил в 1–й половине 17 в. До 1886 г. не был известен в истории музыкального искусства. Автор редчайшей книги: «Фасоло...». Единственный известный экземпляр, не совсем полный, принадлежал музыканту Килесотти. Это интересная книга как по содержанию, так и по форме записи той эпохи. Килесотти занимался ей впервые в миланской «Музыкальной газете» 28.11.1886 г. Творчество Фасоло включает музыку разных стилей, а в танцевальных сочинениях «создаёт прекрасный эффект на гитаре и на теорбе».

ФЕЙСТ Эрхард. Современный гитарист и композитор. До первой мировой войны был директором клуба гитаристов Нюрнберга. Он посвятил клубу несколько сочинений для гитары соло и в ансамбле с другими инструментами. В венском издательстве Хаслингера опубликован секстет для гитары Фейста. Упоминается в словаре Зута.

ФЕЛИЦ Ховита. Испанская гитаристка–любительница. Середина 19 века. В архиве, принадлежавшем ранее гитаристу Хосе Ферреру Эстеве, а в настоящее время нашем, есть несколько посвященных ей сочинений, среди которых одно Буэнавентуры Банольса, где говорится: «... и посвященное донье Х. Фелиц, моей одаренной ученице». В той же тетради ей посвящено еще одно сочинение гитариста Агустино.

ФЕНОЛИО Д. Современный итальянский гитарист. В миланской газете «Плектр» в августе 1914 г. опубликовано его сочинение под названием «Закат солнца», эскиз в память гитариста Альдо Феррари. Сочинение написано в ре миноре, средней трудности, приятное и очень полезное для развития техники.

ФЕРАНДЬЕРО Фернандо. Известный испанский музыкант и композитор. В 1897 г. Феликс Педрель сказал примерно то же, что до этого писалось о данном авторе; такой вывод можно сделать из его «Биографического и библиографического словаря». С самыми лучшими побуждениями мы должны сказать, что имена занимающей нас личности дошли до настоящего времени и жаль, что они ошибочны. Фетис в «Универсальной биографии музыкантов» дает его как «Ферандейро», а Лихтенталь в «Словаре музыки» /Милан, 1826 г./ «Дераньеро». Неизвестно место его рождения, хотя все считают, что он был испанцем. Можно сделать некоторые предположения и выводы из сказанного Ферандьеро: «...когда я учился в колледже Самора». Я не считаю это бесспорной истиной: очевидно, у тех, кто представлял его нам как уроженца Самора, есть свои мотивы, но они нам их не приводят. Очень осторожный Педрель начинает так: «Похоже, уроженец Самора, которого одни называют Феррандьеро, а другие Феррандейро».

Опубликовал несколько небольших трактатов и песен. Из трактатов можно назвать:

1). Музыкальный справочник или искусство игры на скрипке, Малага, 1775 г.

Я не знаю этого сочинения. О нем упоминает сам Ферандьеро в «Прологе к искусству игры на гитаре» /второе издание 1816 г., которое имею под рукой/ «Как сочинение, которое понравится любителям музыки». В данном «Прологе» автор ссылается на музыкальные произведения /несомненно, для гитары/, которые он написал в Кадисе и Мадриде на протяжении 10 лет.

2). Музыкальный справочник для исполнителя–гитариста и певца. Малага, 1791 г.

Это небольшой том ин–кварто с нотами, напечатанными на дереве.

3). Инструментальное произведение под названием «Эскиз о природе», состоящий из трех квартетов для гитары, скрипки, флейты и фагота; первый квартет имитирует время от рассвета до полудня; второй – от полудня до вечера, а третий имитирует мрачную тяжесть ночи. Таким необычным название объявлялся день 6 сентября 1793 г. в указанном «Эскизе природы».

4). Искусство игры на испанской гитаре, составленное и упорядоченное Д... Мадрид, в издательстве Азнар, 1799 г., ин–кварто, 12 страниц и 17 пластин.

Этими данными я владею из первого издания. Кроме других любопытных вещей, здесь имеется диалог между учителем и учеником о композиции.

У меня под рукой второе издание небольшой книги Ферандьеро. На заглавном листе читаем:

5). Искусство игры на испанской гитаре, составленное и упорядоченное Д... придворным преподавателем музыки. Второе издание. С разрешением в Мадриде, типография вдовы Азнар, 1816, ин–кварто из 30 стр. Плюс 2 оповещающие и 11 пластин музыки.

После заглавного листа следует План или Краткое содержание книги и затем Удовлетворение в кратком томе. Ферандьеро говорит не как математик или философ, а только как музыкант, он не утомляет читателя справками из Священной истории, цитированием святых отцов по латыни в песнях и не упоминает имен авторов рассказов, хвалебных стихов и т.д.

В Прологе «К читателю» Ферандьеро говорит о том, что не преследует других целей, кроме как научить любителей игре на испанской гитаре: он надеется, что любителям это понравится, точно так же «как им понравился музыкальный справочник или Искусство игры на скрипке, которое я издал в Малаге в 1775 г.»

Н. не хочет только, чтобы это были аккомпаниаторы фанданго, хот, болеро и тонадилий, а исполнители, заставляющие инструмент петь, «и чтобы остальные инструменты составили ему ансамбль, когда он собирается перейти к колокольчикам, певучий выразительный переход, переход с таким большим пробегом, что пальцы левой руки соединяются с пальцами правой». Он ссылается на музыкальные произведения, которые он написал в Кадисе и Мадриде на протяжении 10 лет, где можно увидеть все сказанное и больше. /Разве есть что–нибудь еще?/

Для того, чтобы ученику было не так трудно проходить уроки его искусства, во второй урок он включает Аллеманду, в третий – Менуэт, в четвертый – Рондо, в пятый – Контрданс щеголей, в шестой – Гармонический лабиринт, в седьмой – Грациозный полонез и в восьмой – Болеро под аккомпанемент гитары.

На шестистройной гитаре Ферандьеро устанавливалось 11 струн, басовая струна секстильо /на октаву выше/ на низких тонах «оставаясь одна или не дублируя первую».

Он советует учиться по французскому сольфеджио /без замен/, потому что так у всех струн будут постоянные названия.

Он объясняет позиции, образование тонов, обозначения и т.д.

Он говорит: «Даже если вы не чувствуете, но видите в точности рассуждения о композиции специалиста (ведь никто не описывает, как он занимается тем, чего не знает: мы не оцениваем свое искусство игры на скрипке и на гитаре, но оцениваем свое перо), то заметите, что мои сочинения заявляют о том, что композицию я изучил, начиная с основ, будучи учеником в колледже Самора».

Ферандьеро пишет «Диалог учителя с учеником» и объясняет, что такое контрапункт, каковы разновидности созвучий и диссонансов и т.д. Диалог заканчивается на стр. 28 и здесь же заканчивается книга обещанием, что, возможно, при удобном случае будет написано «Искусство композиции».

Известны следующие его тонадильи:

Соло:

1). Совет его пела Майорита, говорится в примечаниях.

2). Новая садовница, для Ла Рафаэлы.

Для дуэта:

3). Придворная пайеда /народная песня/.

4). Ожидающие франты.

Для трио:

5). Путешествующие испанцы, 2–я часть. Ее пели Ла Полония /Рашель/, Сориано /Мигель/ и Тадео /Паломино/.

6). Обманутая вдова.

Общие сочинения:

7). Скупцы.

Названные тонадильи хранятся в Мадридской библиотеке. Субира в «Сценической тонадилье» говорит, что их девять. Они были предоставлены в период с 1775 по 1781 гг. Особым успехом пользовался «Совет», который в 1778 г. спела знаменитая исполнительница тонадилий Мария Майор Ордоньес /Ла Майорита/. В этой же библиотеке хранится музыка для двух комедий – «Богатый скупец» и «Триумф женщины». И, наконец, напомним, что в архиве кафедрального собора Малаги хранится папка с тремя «Вальянсико о непорочном зачатии».

ФЕРБАХ Хосе. Виртуоз, концертный исполнитель на гитаре. Родился в Вене 25 августа 1804 г. Сочинил несколько концертов для гитары и флейты. Как флейтист пользовался заслуженной славой. Умер в Вене 7 июня 1883 г.

ФЕРНАН Феликс–де–Амадор (Доминго Фернандес). Тонкий аргентинский поэт и искусствовед. Обладает обширными познаниями во всем, что связано с гитарой. Это видно по его статьям и лекциям. В декабре 1932 г. в зале Вагнериана в Буэнос–Айресе он представил документированную выставку о гитаре с иллюстрациями гитариста–исполнителя Эулохио Коральта. С культурой и одухотворенностью Фернана Феликса я мог познакомиться в 1910 г. в Париже, когда мы вместе с писателем Рикардо Сайенсом Хайесом, художниками Родольфо Франко и Родольфо Фаляже /см./, скульптором Альберто Лагосом собрались в мастерской великого испанского художника Англазы Карамасы на превосходные вечера, посвященные искусству, куда приходили аргентинцы, которые жили в Париже. Наряду с Луисом Мария Хорданом, Рикардо Муньосом, Карлосом Вегой, Хорхе Каоралем /см./ и другими аргентинцами, Фернан Феликс–де–Амадор является знатоком искусства аргентинской гитары и жаль, что он до нас не добрался, в отличие от других, смелых и сомнительных, посещающих нас, пропагандистов.

Фернан Феликс–де–Амадор преподает историю искусств в Университете Ла Плата в Национальной школе изящных искусств в Буэнос–Айресе.

ФЕРНАНДЕС Акоста Бенито. Известный аргентинский гитарист, исполнитель и преподаватель. Родился в Росарио–де–Санта Фе 12 декабря 1884 г. Гитарой начал заниматься у знаменитого Махиеро Хуана Пастора, а в 1908 г. записался в класс автора этих строк. Благодаря тонкому и аналитическому уму, он всегда получал самые высокие отметки. На ученическом концерте 30.09.1913 г. в Салоне «Ла Аргентина» Бенито Фернанди исполнил трудные номера и заслужил горячие аплодисменты присутствующих. Твердо и последовательно идя по избранному пути, он посвятил себя преподавательской деятельности, и в настоящее время имя Бенито Фернандеса – гарантия профессионализма.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 349 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.033 с)...