Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методические рекомендации преподавателям



1. Целью курса является ознакомление студентов музыкального факультета с историей мирового и отечественного изобразительного искусства и архитектуры. Однако следует особо подчеркнуть, что общение с произведениями искусства, специфика которых состоит в их визуальной форме, предполагает и серьёзную, последовательную работу преподавателя над формированием специфических навыков «визуальной грамотности», «визуального мышления». Для этого в структуру программы введен блок специальных лекционно-семинарских занятий (тематический раздел: «Введение в историческое изучение искусства»). Его задача - подготовить студентов к общению со специфической частью визуального мира – иконическими объектами. Желательно, чтобы эти занятия проходили не только в учебной аудитории, где студенты имеют дело не с подлинными художественными объектами, а с их суррогатами (репродукции, фотографии и цифровые матрицы). Залы художественной выставки, художественная мастерская, экспозиция художественного музея должны стать той средой, в пространстве которой студенты должны почувствовать особый характер визуально-пластических искусств, «настроиться» на необходимость воспитания в себе способностей адекватно и творчески постигать зрительный художественный образ во всём богатстве его проявлений (колористических, фактурных и т.д.).

2. Исторический принцип изложения материала заданный Госстандартом, на наш взгляд, не должен гиперболизировать задачи информационного характера, заставлять концентрировать главное внимание на фиксации многообразия понятийно-терминологического аппарата. Не менее важными приоритетами является развитие эмоциональной культуры, художественного вкуса, способности воспринимать произведение искусства на высоком уровне.

3. Очень серьёзное внимание следует уделить формированию у студентов навыков самостоятельной работы с источниками, составляющих учебную базу данного предмета. Специальная искусствоведческая литература требует определённой читательской культуры, способности постигать структуру специфических интерпретационных конструкций выражающих личностное отношение исследователя к изучаемому объекту, стремлением дать адекватный вербальный «перевод» специфики пластической формы, символики изобразительного знака или конструктивно-пространственных решений архитектуры.

II. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ

Примерные вопросы к зачёту (3 семестр)

1. Искусство в системе первобытной культуры. Синкретизм как специфическая черта первобытного мышления и художественной деятельности. Первобытная мифология и первобытное искусство.

2. Искусство первобытного общества и раннего средневековья на территории Пермского края. Пермский звериный стиль. Специфика образной системы и особенности её эволюции.

3. Искусство Древнего Востока. Типологическая характеристика. Региональные варианты.

4. Искусство Древнего Египта как канонический тип художественной культуры.

5. Искусство Передней Азии, Двуречья, Ассирии. Общая характеристика.

6. Античное искусство. Характеристика типа культуры. Основные этапы эволюции искусства.

7. Греческая архитектура эпохи классики (V – последняя треть IV в. До н.э.). Афинский Акрополь.

8. Греческая скульптура эпохи классики и эллинизма. Сравнительная характеристика.

9. Искусство Древнего Рима. Основные особенности и главные этапы развития.

10. Архитектура Древнего Рима, как новый этап развития теории и практики строительного искусства.

11. Искусство эпохи средневековья. Типологическая характеристика и особенности эволюции.

12. Искусство Византии. Крестово-купольная конструкция храма. Специфика синтеза искусств в восточно-христианском храме.

13. Восточно-христианская икона. Религиозно-догматические и художественно-образные особенности.

14. Средневековое искусство Западной Европы. Основные типологические особенности.

15. Романский стиль (X-XII) в архитектуре Франции и Германии.

16. Готическое искусство XIII-XV вв.) в архитектуре Франции, Германии и Англии.

17.Типологическая характеристика искусства Возрождения. Основные этапы эволюции. Региональные варианты.

18. Высокое Возрождение в Италии. Основные особенности и ведущие мастера (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело).

19. Искусство Венеции XV-XVI вв. Основные особенности. Ведущие мастера (Д. Беллини, Джорджоне, В. Тициан, П. Веронезе, Б. Тинторетто).

20. Северное Возрождение в Нидерландах. Основные особенности. Ведущие мастера (Ян Ван Эйк, Гуго Ван дер Гус, Рогир Ван дер Вейден, Питер Брейгель).

21. Основные стили и направления в искусстве Западной Европы XVII века.

22. Стиль барокко в европейском искусстве XVII века. Образная система, основные памятники, ведущие мастера.

22. Классицизм в европейском искусстве XVII века. Образная система. Основные памятники, ведущие мастера.

23. Реализм в европейском искусстве XVII века. Образная система, ведущие мастера.

24. Синтез искусств в архитектуре XVII века в различных художественных концепциях (Собор Св. Петра в Риме; Версаль).

25. Жанровая система изобразительного искусства в XVII веке и её основные особенности. Графика в системе искусств XVII века.

26. Искусство Западной Европы в XVIII веке. Характер взаимодействия художественных стилей и направлений. Основные художественные центры (Англия, Франция, Германия, Италия).

27. Стиль рококо в искусстве Франции XVIII века. Архитектура, скульптура, живопись.

28. Реализм в западноевропейском искусстве XVIII века. Творчество Ж.-Б. С. Шардена и идеи Просвещения.

29. Классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве Франции XVIII века. Общая характеристика.

30. Графика в системе искусств XVIII века. Основные тенденции и ведущие мастера.

31. Академия художеств XVIII века и её роль в искусстве эпохи Просвещения.

32. Идеи Просвещения в искусстве Англии XVIII века. Эволюция, этапные произведения. Архитектура. Живопись, графика.

33. Искусство Европы XIX века. Основные стили и направления (романтизм, классицизм, академизм. Салонная живопись, реализм, импрессионизм и постимпрессионизм). Художественные центры (Франция, Германия, Англия, Испания).

34. Романтизм в европейском искусстве XIX века. Истоки, образная система, эволюция. Основные произведения и мастера.

35. Особенности классицизма в европейском искусстве XIX века. Революционный классицизм и ампир.

36. Салонное искусство XIX века. Истоки и особенности эволюции.

37. Импрессионизм. Характеристика художественного метода. История и значение импрессионизма.

38. Стиль модерн в архитектуре и искусстве Западной Европы. Общая характеристика.

39. Постимпрессионизм. Основные принципы. Творчество П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека.

40. Художественная культура и искусство ХХ века. Основные тенденции развития.

41. Функционализм в западноевропейской архитектуре ХХ века. Творчество В. Гропиуса, Ле Корбюзье, Мисс Ван дер Роэ.

42. Основные направления в развитии архитектуры Запада послевоенных десятилетий. Интернациональный стиль, национальные школы, постмодернизм.

43. Основные авангардные течения в искусстве запада первой половины ХХ века (Фовизм, кубизм, экспрессионизм, дадаизм и сюрреализм). Ведущие мастера.

44. Абстракционизм. История направления и ведущие мастера.

45. Поп-арт, оп-арт, гиперреализм и другие течения в художественном авангарде последних десятилетий ХХ века.

46. Коллекция Государственного Эрмитажа (г. С.-Петербург). История формирования. Значение для отечественной художественной культуры.

47. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (г. Москва). История строительства и особенности коллекции.

48. Коллекция западноевропейского искусства в собрании Пермской государственной художественной галереи.

Примерные вопросы к экзамену (5 семестр)

1. Периодизация русского искусства. Общая характеристика основных этапов его эволюции.

2. Древнерусское искусство. Общая характеристика.

3. Искусство в системе языческой культуры древних славян.

4. Искусство Киевской Руси. Стиль монументального историзма.

5. Древнерусской искусство периода феодальной раздробленности. Искусство Владимиро-Суздальской и Новгородской земли. Общая характеристика.

6. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева.

7. Древнерусское искусство периода объединения русских земель вокруг Москвы (XIV – XVI вв.).

8. Ансамбль Московского Кремля. Общая характеристика.

9. Русское искусство XVIII века. Общая характеристика.

10. Русское искусство петровской эпохи. Градостроительные особенности Петербурга.

11. Русское барокко. Творчество Ф.Б. Растрелли.

12. Русская усадебная культура. Архитектурно-парковые ансамбли Петергофа, Царского села, Останкино, Архангельского (по выбору студента).

13. Русский классицизм второй половины XVIII – первой четверти XIX века. Общая характеристика.

14. Портрет в русском изобразительном искусстве второй половины XVIII века. Творчество Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского.

15. Романтизм в русском изобразительном искусстве. Творчество О.А.Кипренского, С.Ф.Щедрина и К.П.Брюллова.

16. П.А.Федотов и традиция бытовой картины в русском изобразительном искусстве середины – второй половины XIX века.

17. Творчество передвижников. Общая характеристика.

18. Русский пейзаж второй половины XIX века (И.И.Шишкин, А.И.Куинджи, И.И.Левитан).

19. Творчество А.А.Иванова и библейская тематика в русском изобразительном искусстве (работы Н.Н.Ге, В.Д.Поленова, И.Н.Крамского).

20. Историческая картина в русском изобразительном искусстве второй половины XIX в. Творчество В.Сурикова.

21. Творчество И.Е.Репина.

22. Русское искусство рубежа XIX-XX веков. Общая характеристика.

22. Творческое объединение «Мир искусства».

23. Творчество М.А.Врубеля.

24. Русский портрет на рубеже XIX – XX вв. Творчество В.Серова.

25. Символизм в русском изобразительном искусстве рубежа XIX – XX вв. Творчество В.Э.Борисова-Мусатова и П.Кузнецова.

26. С.П.Дягилев и Русские сезоны в Париже.

27. Русский авангард. Общая характеристика.

28. Творчество В.Кандинского.

29. Творчество К.Малевича.

30. Творчество П.Филонова.

31. Советское искусство 20-х –начала 30-х годов. Общая характеристика.

32. Советское искусство в тоталитарную эпоху (30-е – нач. 50-х гг.).

33. Особенности художественной жизни в 60-х – нач. 80-х гг. Официальное искусство и андеграунд.

34. Изобразительное искусство перестроечного и постперестроечного времени. Потери и обретения.

35. Собрание русского искусства в Пермской государственной художественной галерее. Общая характеристика.

36. Древнерусское искусство в собрании Пермской государственной художественной галереи. Строгановские иконы и золотое шитьё.

37. Пермская деревянная скульптура. История создания коллекции. Христианская иконография и особенности фольклорного понимания образа в произведениях Пермской деревянной скульптуры.

38. Третьяковская галерея. Общая характеристика коллекций и значение в истории русского искусства.

39. Государственный Русский музей – крупнейшее собрание русского искусства. Общая характеристика коллекций и значение в истории русского искусства.

40. Российская Академия художеств и её роль в истории отечественного искусства.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 219 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...