Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
VIII. 1. Далее, соглашения могут освящаться не только клятвой царя или сената, но и клятвой самого государства. Так, -Ликург заставлял лакедемонян освящать клятвой свои законы, Солон - афинян, а чтобы правовая сила клятвы не угасала со сменой лиц, клятва должна была возобновляться ежегодно.
Если такой порядок вводится, то исключительно с той целью, чтобы от обещания не отступались даже в интересах общегосударственного блага; ибо государство может отступиться от своего достояния и слова могут иметь столь явный смысл, что не допускают никакого возражения. Валерий Максим так обращается к Афинам: "Прочти закон, связывающий тебя клятвой" (кн. V, гл. 3). Римляне называли священными законы, которыми сам римский народ связывался клятвой, как объясняет Цицерон в речи "В защиту Бальба"8.
2. У Тита Ливия по этому предмету в третьей книге имеется само по себе довольно темное рассуждение, где на основании мнения многих толкователей права он называет священными и неприкосновенными трибунов, но отнюдь не эдилов, не судей и децемвиров: однако если кто-нибудь причинит вред кому-либо из них. то это произойдет вопреки праву. Причина такого различия в том, что эдилы и прочие должностные лица ограждались одним только законом то, что окончательно повелевал народ, имело обязательную силу; поскольку же закон оставался в силе, ни у кого не было права поступать вопреки закону. Трибунов же ограждала государственная религия римского народа; и принесенная клятва не могла быть устранена даже самими поклявшимися без нарушения религии. Дионисий Галикарнасский в книге шестой пишет: "Брут, созвав народное собрание, внес предложение о том, чтобы это должностное лицо квириты сделали неприкосновенным не только в силу закона, но также и в силу клятвы, что всеми было одобрено". Потому-то закон и назван священным.
В связи с этим не был одобрен добрыми гражданами поступок Тиберия Гракха9, который лишил трибунского звания Октавия, заявив что власть трибуна получает освящение от народа, а не вопреки народу.
Таким образом, как мы сказали, клятвой могут обязываться государство и царь, даже в делах граждан.
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 216 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!