Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Отличие народа, хотя бы поступающего незаконно, от морских и прочих разбойников



II. 1. С другой стороны, ни государство, ни городская община не перестают быть таковыми, если даже и совершат что-нибудь незаконное, хотя бы в целом; но шайка морских или иных разбойников не становится еще государством, если даже ненароком они во взаимных отношениях станут соблюдать некоторого рода справедливость, без которой не может существовать ни одно сообщество. Ибо разбойники объединяются ради преступления4; члены же государства, хотя иногда и не свободны от правонарушений, тем не менее объединились ради пользования правом и соблюдают правосудие в сношениях с иностранцами, если и не во всем следуя праву природы, которое, как мы указали в другом месте, у многих народов отчасти изгладилось из памяти, то, по крайней мере, поступая согласно договорам, заключенным с некоторыми из государств, или согласно существующим обычаям.

Греки в то время, когда считали дозволенным производить грабежи на море, воздерживались от убийств и ночных грабежей, от похищения быков у земледельцев, как замечает схолиаст на Фукидида (кн. I). Страбон (кн. XI) упоминает и о других народах, живущих тоже грабежом, которые, возвращаясь с моря домой, предлагали собственникам награбленного, если им угодно, выкупить добычу по приличной цене5. К подобным народам относится также следующий отрывок из песни XIV "Одиссеи" Гомера:

Сами алчут добычи, кто берега посещает

Чуждые; если волей богов им найдется добыча,

Нагрузив корабли, домой паруса обращают,

Гнева богов страшась, навлекшего многие беды.

2. Важнейшее значение в вопросах морали имеет существенный характер вещи. Как правильно сказано у Цицерона в книге пятой трактата "О границах добра и зла", "вещь в целом получает свое наименование от того, что составляет ее наибольшие и пространнейшие части". Этому соответствует следующее место у Галена: "Название ведется от того, что преобладает в смешении". Он же часто обозначает соответствующие вещи "носящими название по преобладающему составу".

Слишком резко сказано тем же Цицероном в книге третьей "О государстве", что когда царь несправедлив, когда несправедливы знатные или сам народ, то государство не только порочно, но там его нет. Исправляя это изречение, Августин ("О граде божием", кн. XIX, гл. 24) говорит: "Как бы то ни было, я не скажу, что нет самого народа или что его форма не есть государство, пока пребывает в любом количестве собрание разумных людей ради дел, к которым они стремятся объединенное единодушным общением". Тело хилое все же есть тело; и государство, хотя и тяжко больное, есть все же государство, пока существуют законы, существуют судьи и прочие необходимые вещи, дабы там иностранцы могли добиться того, что им следует по праву, не менее, чем частные лица взаимно между собой.

Еще правильнее говорит Дион Хризостом ("Борисфенские речи" и "О законе"), по мнению которого закон (в особенности тот, который заключается в праве народов) в государстве то же, что ум а человеческом теле; ибо по удалении закона государство более не существует6. И Аристид в речи, в которой он убеждает родосцев в необходимости согласия, доказывает, что даже при тирании могут действовать многие хорошие законы. Аристотель в главе девятой книги пятой "Политики" заявляет, что если кто-нибудь станет слишком напрягать силы немногих или меньшинства, или целого народа, то сначала государство извращается, а затем и прекращает свое бытие.

Поясним это примерами.

3. Лица, захваченные в план разбойниками, не становятся законной собственностью захватчиков, как мы слышали об этом выше от Ульпиана. По его же словам, напротив, пленники германцев лишаются свободы. А между тем у германцев разбой, совершившийся вне пределов государств, "не считался позором", как сообщает Цезарь (кн. VI). О венедах Тацит пишет:

"Леса и горы, простирающиеся между певцинами и фенниями, кишат разбойничьими шайками" ("Об обычаях германцев"). Он же в другом месте сообщает, что знаменитое германское племя каттов совершало разбойничьи набеги ("Летопись", кн. XII). По Тациту, гараманты. представляющие собой племя, изобилующее разбойничьими гнездами, все же составляют племя ("История", кн. IV).

Иллирийцы без различия имели привычку разбойничать на море, и. однако же, победа над ними сопровождалась триумфом. А Помпей не удостоился триумфа за победу над морскими разбойниками (Аппиан, "Война с иллирийцами"). Столь значительна разница между народом, хотя бы и преступным, и теми, которые, не образуя народа, объединились для совершения преступлений.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 233 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...