Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В особенности ясе в случае оскорбления величества



III. 1. Что касается наказаний, то первой обязанностью нашей не только как людей, но, конечно, как христиан является готовность легко и с полной охотой прощать содеянное против нас, как и бог прощает нам во Христе (посл. ап. Павла к ефесеям, IV, 32)4. По словам Иосифа Флавия, "быть свободным от гнева за то, что заслуживает смертной казни, есть приближение к божественной природе"5.

2. Сенека говорит о государе ("О милосердии", кн. I, гл. 20): "Да будет он снисходительнее к оскорблениям, наносимым ему, а не другим. Ибо ведь не тот великодушен, кто снисходителен к обидам чужим, но тот, кто отнимает у себя, даруя другому; так что я назову милосердным не того, кто снисходителен к скорби другого, но того, кто не возмущается причиненными ему огорчениями, кто сознает, что великодушие заключается в том, чтобы терпеть оскорбления на вершине могущества, и что нет никого славнее государя, чьи оскорбления остаются безнаказанными"6. Квинтилиан пишет: "Мы посоветуем государю жаждать скорее похвалы со стороны человечества, чем наслаждаться в отмщении". В заслугу Ю. Цезарю Цицерон вменил в особенности то, что тот не имел обыкновения забывать ничего, кроме причиненных ему обид. Ливия в обращении к Августу, у Диона Кассия, отмечает: "Многие полагают так, что правителям надлежит наказывать преступления против общего блага и, наоборот, скрывать преступления против них самих". Философ Марк Аврелий Антонин в речи, обращенной к сенату7, заявляет: "Ибо ведь никогда не вызывает сочувствия отмщение императором причиненной ему обиды, которое чем справедливее, тем кажется суровее". Амвросий в послании к императору Феодосию пишет: "Ты простил антиохийцам нанесенную тебе обиду". А в похвале тому же императору Феодосию, обращаясь к сенату, Фемистий говорит: "Доброму государю следует быть выше тех, кто совершает против него преступление, не отмщать им в свою очередь, но благотворить".

3. Аристотель считает, что великодушный "не злопамятен". Это Цицерон ("Об обязанностях", кн. I) выражает таким образом: "Нет ничего достойнее великого мужа, чем кротость и милосердие". Блестящие примеры такой выдающейся добродетели дает нам священное писание в лице Моисея (кн. Чисел, XI, 12) и Давида (II Самуил, XVI, 7).

В особенности же прощать нужно, когда мы сознаем за собой какой-нибудь проступок или когда проступок против нас проистекает от некоей человеческой и простительной слабости, или когда в достаточной мере очевидно, что преступник раскаивается в своем поступке (Дриедо, "О свободе христианской",. II, гл. 6). "Есть мера отмщения и наказания, - говорит Цицерон, - и я не знаю, не достаточно ли, если раскаивается в своем проступке досадивший"8. "Мудрый, - по словам Сенеки, - многое простит; он спасет многих, чей дух не вполне здоров, но все же излечим".

Эти основания воздержания от войны возникают из приязни, которую нам полагается оказывать врагам или воздавать по справедливости.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 201 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...