Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Не должно ничего предпринимать против голоса совести, хотя бы ошибочного



II. 1. Главным же образом необходимо иметь в виду, что если даже что-нибудь и справедливо на самом деле, но если исходит от того, кто, взвесив все, считает это несправедливым то такое действие - порочно. Об этом апостол Павел говорит (посл. к римлянам, XIV, 23): "То, что не творится верою, есть грех". Здесь "вера" означает суждение о деле3. Ибо бог дал руководителем силу суждения о человеческих поступках, а если пренебречь ею, то дух одичает.

2. Часто, однако, бывает так, что суждение не может дать четкого решения, но колеблется. Если такому колебанию невозможно помочь тщательным разбором, то должно следовать следующему правилу Цицерона ("Об обязанностях", кн. I): "Правильно предписывают те, кто воспрещает предпринимать что-нибудь, когда есть сомнения4, справедлив или нет какой-либо поступок". Еврейские учители говорят: "В сомнительном деле воздержись". Но воздержание неуместно там, где каждому открыта возможность поступать во всяком случае так или иначе, хотя то и другое и представляется сомнительным. В таком случае, стало быть, нужно избрать нечто, представляющееся нам менее противоречащим справедливости (Коваррувиас, torn. I de matr. p. 2, с. 7, 2, 9). Ибо когда невозможно избегнуть выбора, то наименьшее зло заменяет добро. "Мы должны избирать меньшее из двух зол", - говорит Аристотель ("Этика Никомаха", II, 9). У Цицерона сказано: "Из зол каждый должен выбирать меньшее" ("Об обязанностях", III). Квинтилиан полагает: "При сравнении зол меньшее зло занимает место блага".





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 251 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...