Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Обязательно ли погребение лиц, отличившихся злодеяниями?



IV 1. Я полагаю, что имеются причины для сомнений относительно совершивших великие злодеяния. Закон божий, данный евреям как наставление в добродетели и человечности, повелевает погребать в тот же день повешенных на виселице (что у них считалось крайне позорным) (кн. Чисел, XXV, 4; Второзаконие, XXI, 23; II Самуил, XXI, 26). Оттого Иосиф Флавий говорит, что у иудеев столь велика забота о погребении, что даже тела приговоренных ко всенародной казни они снимают и предают земле до заката солнца; а другие еврейские толкователи добавляют, что здесь оказывается уважение образу божию, по которому создан человек.

Гомер упоминает в третьей песне "Одиссеи" об Эгисте, который прелюбодеяние увенчал цареубийством, но сыном убитого царя Орестом был предан земле. И у римлян, как утверждает Ульпиан, близким родственникам не отказывали в выдаче тел осужденных на смертную казнь (L. I. de cad. punit.). А юрист Павел полагал, что они подлежат выдаче кому угодно, кто попросит (L. Ill, Ibidem). Императоры Диоклетиан и Максиминиан дали такой ответ: "Присужденных за преступления ч заслуженным наказаниям мы не воспрещаем предавать погребению"17 (L. II. С. de rellg.).

2. В истории же мы знакомимся с примерами, когда тела людей выбрасывают18, не предавая их погребению, что случалось чаще во времена гражданских, нежели внешних войн. И ныне мы видим, как тела некоторых осужденных подолгу остаются на виду у всех. По вопросу о том, заслуживает ли одобрения такой обычай, спорят не только политики, но и богословы (Рох, "Об обычаях", 12; Аббас, на С. ex parte de sepult.; Сильвестр, на слово "погребение", вопр. 13).

3. Напротив, известно, что восхвалялись люди, которые приказывали погребать тела тех, кто сам не дозволял этого другим. Так, Павсаний, царь лакедемонян, побуждаемый эги-нянами отомстить персам тем же самым, что те причинили Леониду, отверг такой совет как недостойный имени греков.

У Папиния Тесей обращается к Креонту со следующими словами:

Ступай причинять же

Черные муки, отнюдь не мешай погребенью.

Фарисеи предали погребению царя Александра Ианнейского, который причинил немало поношений умершим из их народа (Иосиф Флавий, "Иудейские древности", XIII, гл. 13, и Горион). Если бог иногда наказывал определенных лиц лишением погребения, то он поступал так по своему усмотрению сверх установленных законов. А что Давид сохранил голову Голиафа, дабы выставить ее напоказ, то так было поступлено с иноземцем, оказавшим неуважение богу, согласно закону, распространявшему имя ближнего только на евреев.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 186 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...