Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О возникновении войн из самообороны взыскания принадлежащего и причитающегося нам или ради наказания правонарушителя



II. 1. И, очевидно, сколько существует судебных исков, oстолько же - источников войны; ибо, где нет возможности прибегнуть к суду, там возникает война. Иски же возможны по поводу как еще не совершившегося, так и по поводу уже совершившегося правонарушения. Первое имеет место, например, тогда, когда предъявляется требование обеспечения против грозящего причинения обиды или против возможного причинения вреда, а также в случае иных интердиктов против какого-либо насилия. В случае действительно причиненной обиды возможен иск или о возмещении, или же о наказании. Оба эти источника обязательств правильно различает Платон в девятой книге диалога "Законы"8. Возмещение причиненного ущерба касается того, что или принадлежит, или принадлежало нам, в этой связи возникает повод для исков, содержанием которых являются имущественные интересы или действия лиц. Оно также касается того, что причитается нам по договорам или в силу правонарушений, или по закону; сюда же относятся обязательства, возникающие как бы из договоров и как бы из правонарушений. Все это служит основанием и для появления прочих требований (Бальд, толк. на L. С. de servit. et aqua. 71). Наказуемое же деяние влечет обвинение и публичное осуждение.

2. Большинство авторов выдвигает три справедливых причины войны: самозащиту, возвращение имущества, наказание (Вильгельм Маттэи, "О справедливой и дозволенной войне"). Эти три причины встречаются в заявлении Камилла, обращенном к галлам: "Все, что дозволено по праву, - защитить, возвратить, воздать" (Тит Ливии, кн. V). В этом перечне, если слову "возвратить" не придавать более широкого смысла, опущено истребование того, что нам причитается. Это не опущено у Платона, так как, по его словам, войны ведутся в случаях не только угнетения или ограбления кого-либо, но также и обмана ("Алкивиад"). Сюда же подходят следующие слова Сенеки: "В высшей степени справедливо и согласно с правом народов правило: "Верни свой долг" ("О благодеяниях", кн. III, гл. 14). Та же мысль выражена в формуле фециалов: "Что не отдано, не уплачено, не выполнено, то следует отдать, выполнить, уплатить" (Тит Ливии, кн. I), а у Саллюстия в "Истории" сказано: "Требую возврата вещей по праву народов". Августин, говоря о том, что "справедливыми следует признать те войны, которые ведутся ради отмщения обид" ("На Иисуса Навина", кн. VI, вопр. 10)9, слово "отмщение" применяет в более общем смысле - взамен "воздаяния"; это подтверждается дальнейшим текстом, где приводятся не подразделения понятий, но примеры: "Так, нападать следует на народ или на государство, если оно не озаботится покарать деяния преступников или же не возвратит насильственно похищенное".

3. Следуя такому естественному понятию, индийский Царь, по сообщению Диодора Сицилийского, обвинял Семирамиду "в том, что она начала войну, не потерпев никакой неправды". Так же поступали римляне, прося сенонов не нападать на тех. от кого они не потерпели никакой неправды (Тит Ливии, кн. V). Аристотель в "Аналитиках" (кн. II, гл. 11) пишет: "Предпринимать войну следует против тех, кто ранее нарушил право". Об абийских скифах Квинт Курций (кн. 12) сообщает: "Несомненно, они справедливее всех варваров: они воздерживались прибегать к оружию, если их не тревожили"10. Словом, первая причина справедливой войны есть еще не нанесенная, но угрожающая людям, их телу или их имуществу обида.




Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 195 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...