Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет 17



1. Развитие промышленности в Казахстане в 1964-1980 годах.

27 вопрос: Материальная и духовная культура казахов в XV - XVII вв.

Культура Казахстана в XVI - XVII вв. являлась культурой сложившейся казахской народности, вобравшей в себя культур­ные ценности своих предков. Виесте с тем господствующий в ту эпоху общественный строй нашел свое отражение в формиро­вании в культуре двух тенденций - народной и феодальной.

Развитие культуры на обширной территории Казахстана шло неравномерно: в городских центрах оно шло быстрее, чем е кочевых и полукочевых районах.

Домашние ремесла и промыслы: Основной тип хозяйства наложил свою печать на характер домашних промыслов и ремесел. Письменные источники и памятники материальной культуры, восходящие к XVI - XVII вв., свидетельствуют о нали­чии у казахов ряда профессиональных ремесел. Ведущее место среди них занимали кузнечное, ювелирное, слесарное, горное, кожевенное, портняжное, сапожное.

Казахи издавна умели выделывать кожу и войлок и окрашивать их в различные цвета, владели техникой тиснения, ап­пликации и узорного шитья по войлоку и коже.

Особой популярностью пользовалось искусство казахских резчиков по дереву. Резчики вытачивали из березовых корней красивые по форме и богато орнаментированные геометрическим узором чаши, изящные ковши для кумыса. Ремесленники также делали доспехи и парадное оружие, луки, колчаны для стрел, щиты, ножны, рукоятки сабель.

В XVI - XVII вв. среди казахом имелись рудокопы (кенцл), хорошо знавшие месторождения полезных ископаемых и тех­нику их разработки.

В основе своей казахское хозяйство XVI - XVII вв. было натуральным. Большая часть изделий домашних промыслов шла на удовлетворение потребностей семьи производителя, не превращаясь в товар. Однако, это не говорит еще о том, что товар­ного хозяйства не существовало. Например: Деревянные остовы юрт сбывались в полупустынные и степные местности, обме­нивались на скот.

Жилище: Абсолютное большинство населения Казахстана XVI - XVII вв., занимавшееся кочевым и полукочевым ското­водством, обитало в переносных жилищах. Они различались своей формой, размерами и конструкцией. В теплое время года скотоводы жили в легких переносных жилищах, в холодное - большей частью (исключая кочевников) в постоянных теплых помещениях - землянках и наземных домах.

Наибольшее распространение имела юрта, которая относится к типу легко разборного жилища, приспособленного к коче­вому образу жизни.

Одежда. Пища: Казахи обычно носили рубашки, поверх них бешмет, камзол и разнообразного типа халаты (шапан). Зимней одеждой были широкий теплый кафтан, изготовленный из овечьей или верблюжьей шерсти и покрытый плотной мате­рией. Казахи носили также широкие штаны (шалбар). Зимние - из дубленой овчины шерстью внутрь, летние - из материи, армячины, козлиной или сайгачьей шкуры без шерсти.

Свадебные обычаи: Духовная культура народа, как известно, раскрывается в обычаях, в частности, в свадебных.

По казахским народным преданиям, инициатива в выборе невесты для молодого человека принадлежала его родителям. Обычай требовал, чтобы невеста была из другого рода, ибо внутри рода бракосочетание запрещалось до седьмого колена.

В случае смерти жениха (мужа) невеста (жена) переходила к его брату или ближайшему родственнику по праву аменгер-ства.

Религия: В XVI - XVII вв. казахи официально исповедовали ислам. Основными центрами его распространения были Тур­кестан, Хорезм, Бухара, Астрахань.

Однако среди трудового народа ислам не пустил глубоких корней, народные массы еще были далеки от догм ислама и больше придерживались верований доисламского времени, основанных на культе тенгри. В их мировоззрении еще долго су­ществовало двоеверие: соединение ислама и меры в «тенгри». Казахи исповедовавшие культ тенгри, с рассветом поклонялись восходящему солнцу.

Казахи полагали, что почитание духа предков несет им счастье, обилие продуктов, помогает им сохранить стада. Духам приносили жертвы, устраивали в их честь поминки. Культ предков, основанный на почитании образа родоначальника, сохра­нился у казахов и до более позднего времени, что подтверждают русские источники.

Носителями старых обрядов были казахи-кочевники, мало подверженные исламу, и особенно баксы, не принимавшие идеологию ислама. Все эти проявления язычества преследовались мусульманским духовенством. Бухарские шейхи и казии, подстрекаемые Шайбани-ханом, составили решение, в котором утверждалось, что поскольку казахи - идолопоклонники, то хану следует объявить против них священную войну.

Таким образом, время позднего средневековья оставило заметный след в истории культуры казахского народа. В XVI -XVII вв. окончательно сложились и закрепились главные элементы духовной культуры казахов. Народные массы были твор­цами прекрасных образцов устного народного творчества, памятников своеобразного зодчества, произведений музыкального искусства. Хотя темпы культурного прогресса были сравнительно замедленными в силу консервативного типа хозяйства и со­ответствующих ему общественных отношений, в казахском обществе в этот период несомненен определенный прогресс в раз­витии народного творчества.

Билет





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 393 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...