Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос: Общественно-политическая жизнь и культурное строительство в Казахстане в 20-е - 30-е годы XX века



С победой Великой Октябрьской социалистической революции В.И. Ленин ставил задачу строительства социалистической культуры в тесной связи с общими задачами борьбы за социализм.

Уничтожались феодальные путы, шла острая борьба с патриархальщиной, родовыми институтами, религиозными предрас­судками, раскрепощалась женщина-казашка, осуществлялся комплекс мер по ликвидации массовой неграмотности, созданию системы среднего и высшего образования, формированию кадров советской интеллигенции. При этом партия и Советское го­сударство применяли специфические формы и методы просветительной работы, понятные и приемлемые для степняков-кочевников и полукочевников, приспособленные к их образу жизни, быту, мировоззрения.

В первые годы Советской власти рабочий класс в республике был крайне малочислен и на первых порах не мог оказывать существенного влияния на ход революционных преобразований общественно-политической и культурной жизни края, причем рабочие были в массе неграмотны.

Культурная революция в Казахстане развивалась в борьбе с различного рода националистическими и шовинистическими воззрениями, с попытками отхода от ленинской национальной политики. Великодержавные шовинистические элементы отри­цали необходимость развития национальной культуры, националистические же выступали за национальную замкнутость, про­тив приобщения казахского народа к социалистической культуре русского и других братских народов. И те, и другие нанесли большой вред культурному строительству. Трудности борьбы на идеологическом фронте усугублялись малочисленностью мар­ксистски подготовленных кадров работников культуры и вообще интеллигенции.

Большое внимание партия уделяла работе среди женщин. Важное значение в связи с этим имели декреты правительства Казахстана об отмене калыма, о наказуемости многоженства. Но надо было довести до сознания масс смысл этих законов, по­мочь женщине пользоваться ими на деле. В 1920 - 1922 годах повсеместно создавались женотделы. Вопросы вовлечения женщины в общественную жизнь постоянно находились в поле зрения партийных организаций, местных советских органов, комсомола, профсоюзов. С 1925 года для женщин кочевых районов создавались специальные женские красные юрты, которые вели широкую просветительную работу среди казашек, издавали стенгазеты, проводили медицинские консультации, обучали грамоте. Женщины Казахстана выходили на широкую дорогу борьбы за социализм. Возрастало их участие во всех областях экономической, общественной и культурной жизни.

Одной из удачных форм политической и культурно-просветительской работы среди кочевников были красные караваны. Первый караван во главе с А. Джангильдиным, организованный ЦИК республики (1922 год), прошел сотни километров от Оренбурга до Семипалатинска по районам, где преобладало казахское население. Участники каравана разъясняли политику партии, вели большую культурно-просветительскую работу, выступали с докладами, распространяли газеты, журналы.

Значительный размах и все более важное место в жизни трудящихся, особенно в аульно-сельской местности, получало художественное творчество масс. Получили распространение любительские драматические, хоровые, музыкальные и другие самодеятельные кружки и коллективы, которые в спектаклях, частушках и стихах, в инсценировках «живой газеты» разобла­чали и высмеивали кулаков, баев, духовенство, воскрешали славные дни революции, героику гражданской войны, поднимали злободневные вопросы социалистического строительства.

С первых лет Октября в республике получают большое развитие периодическая печать и книгоиздательское дело. Пионе­рам советской периодической печати в Казахстане приходилось преодолевать исключительные трудности. Полиграфическая база была очень слаба и несовершенна. Уездные типографии не имели необходимого оборудования. Не хватало шрифта, кра­сок, бумаги, не хватало опытных полиграфистов. Эти трудности постепенно преодолевались.

На книжных полках библиотек появилась совершенно новая по своему содержанию и назначению литература: произведе­ния классиков марксизма-ленинизма, книги о социалистической революции, художественные произведения русских и совет­ских писателей, стихотворения, рассказы и пьесы казахских писателей. Книг было еще мало, но они учили народные массы и звали их к новой, светлой и свободной жизни, к победе социализма, к победе справедливости над злом, к миру на земле, к установлению социалистической нравственности.

С 1923 года расширяется сеть школ, улучшается материальное положение учителей. В 1923/1924 учебном году число школ первой ступени выросло на 15%, семилеток тоже на 15%.

Перестраивалась школа в Казахстане. Серьезную роль в этом сыграл отказ от арабского алфавита и переход к латинской графике. Националисты, мусульманское духовенство и другие поборники старины, стремясь сохранить арабский алфавит, «доказывали», что отказ от него есть якобы отход от национальных традиций и даже от национальной культуры. Упорство «арабистов» объяснялось очень просто: они боялись, что переход к латинскому алфавиту затруднит проникновение в среду трудящихся идей панисламизма и пантюркизма.

Наука в Казахстане, как и во всей стране, развивалась не гладко, а в острой борьбе. Буржуазно-националистические и шовинистические элементы, остатки свергнутых классов оказывали яростное сопротивление всем мерам партии и советской власти в области строительства науки. Наука, зародившаяся в Казахстане благодаря заботам партии и Советского государст­ва, из года в год все в большей мере служила делу строительства социализма.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 546 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...