Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Азбука современного бильярда



Предлагаемая читателю азбука – это не просто словарь бильярдных терминов. По существу, это – краткий справочник, отражающий технику и тактику многих современных бильярдных игр, а также современные правила, современное оборудование и аксессуары. Азбука содержит единую систему понятий и определений с подробными комментариями и пояснениями, а в ряде случаев и практическими советами, предназначенными прежде всего для начинающих и любителей. Однако в целом она ориентирована на самые различные категории читателей.

К составлению азбуки автора буквально вынудил ряд объективных причин. Во‑первых, выяснилось, что бильярдных понятий и терминов катастрофически не хватает. Во‑вторых, оказалось, что даже в рамках существующих бильярдных терминов царит полнейшая неразбериха. Одни и те же понятия до сих пор называются по‑разному, а одним и тем же терминам придается разный смысл. Для одних понятий имеют хождение несколько зачастую устаревших терминов, а для многих других нет даже подходящих названий. Профессиональные бильярдисты говорят между собой на только им одним понятном языке, а то и вовсе на разных языках. Каково же в такой ситуации новичкам и любителям, и о какой методологии может идти речь.

При составлении азбуки автор отказался от многих устаревших терминов, неиспользуемых в бильярдной практике, но кочующих на протяжении последних ста лет из одного издания в другое (например, штосс, биллия и т. п.). После долгих сомнений, раздумий и колебаний автор решил отказаться и от заимствованного у Лемана термина «клапштос» (по‑немецки klappstoss – хлопающий удар, «хлопушка»), который встречается практически во всех отечественных изданиях на бильярдную тему и даже окрещен кое‑кем основным ударом бильярда. И дело вовсе не в том, что это – неудачный и неуклюжий иностранный термин, который мы без особой необходимости переписываем из литературы прошлого века. Тут дело не в названии. Говори хоть «бамбарбия» и даже «киргуду», но при соблюдении как минимум одного из двух условий: единое понимание и/или отсутствие русского аналога. (Этим условиям удовлетворяет, в частности, оставленный автором французский термин «массе», который, кстати, является международным.) К сожалению, в случае с клапштосом нет ни того ни другого. Известны по крайней мере три трактовки этого термина.

Клапштос по Леману трактуется как сильный удар в центр битка, сообщающий ему лишь скользящее поступательное движение (без вращения). В таком случае это – нонсенс, так как даже при сильном ЦЕНТРАЛЬНОМ УДАРЕ за счет трения о сукно уже через 30–50 см начинается сначала небольшая, а затем все более сильная раскрутка битка, переводящая в конечном счете скольжение в естественное качение. Удар в центр битка действительно рекомендуется как основной для начинающих на стадии отработки ударно‑махового движения и прицела. Однако этот удар вовсе не обязательно должен быть сильным («хлопающим»).

Клапштос трактуется некоторыми авторами как лобовой удар с остановкой битка (Леман так и пишет: «Шар… взвился как молния и замер на дивном клапштосе»). В таком случае это – лобовая остановка или просто ОСТАНОВКА (в американской бильярдной литературе такой удар так и называется – stop shot). Причем остановка и центральный удар (и даже удар чуть ниже центра битка) – это далеко не одно и то же. Многие профессионалы для остановки используют мягкий удар под самый низ битка. В то же время сильный центральный удар зачастую используется, допустим, в «Американке» при прямом ударе по лузе с небольшой прокаткой битка вперед. Впрочем, имеет право на жизнь и остановка на тихой подкатке.

И наконец, в просторечии «клапштос» часто трактуется в буквальном смысле как «хлопушка», то есть пушечный удар по лузе. Игроков, сотрясающих бильярдный стол неконтролируемыми «хлопштосами», давно уже прозвали «хлопушечниками», однако не они делают погоду в современном бильярде. (К сожалению, привычка не просто забивать, а вколачивать шары в лузы проистекает прежде всего от игры на русском столе плохого качества с неприемными лузами и неупругими бортами. К счастью, в настоящее время многие фирмы наладили производство качественных русских столов, но это отдельная тема.) Таким образом, вместо «клапштоса» в зависимости от контекста рекомендуется использовать два различных термина – «центральный удар» и «остановка».

Что же касается провозглашения клапштоса основным ударом в бильярде, то, не говоря уже о том, что возможность произвести прямой удар по лузе возникает далеко не так часто, как бы нам этого хотелось, необходимо подчеркнуть следующее. СОВРЕМЕННЫЙ ЛУЗНЫЙ БИЛЬЯРД – ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА. Поэтому игровая техника – это главным образом техника контроля и управления битком. С этой точки зрения ни один конкретный (пусть даже хорошо отработанный) удар или технический прием никак не может быть основным. ОСНОВНОЙ УДАР В СОВРЕМЕННОМ ЛУЗНОМ БИЛЬЯРДЕ – ЭТО УДАР, ВЫТЕКАЮЩИЙ ИЗ ОЦЕНКИ ПОЗИЦИИ. Позиция, и только позиция определяет выбор тактического и технического приема, силы и способа нанесения удара по битку.

Наряду с отказом от многих устаревших и утративших смысл привлечен целый ряд современных международных терминов, относящихся прежде всего к пулу и снукеру (игра с руки, очередной шар, открытый стол, кластер, бегущий винт и др.).

В азбуке нашел также отражение и сложившийся лексикон русского бильярда. Автор, однако, не счел возможным давать бессодержательные определения типа «пропих – один из запрещенных ударов» или «перескок – один из особых ударов». А также образные определения в духе Лемана: «Маска – когда за одним шаром не видно другого». Практически все, даже хорошо известные термины по возможности строго и подробно пояснены. При этом автор старался кратко осветить механику явлений, их физический смысл. Особое внимание при этом уделено роли трения о сукно и характеру соударения битка с прицельным шаром. В связи с этим некоторым понятиям из современной игровой практики (накат, остановка, оттяжка и др.) придана несколько иная трактовка. При этом автор старался разграничить не только понятия «центральный удар» и «остановка», но и «удар ниже центра» и «оттяжка», «удар выше центра» и «накат». Целый ряд понятий и терминов (плоский удар, раскрутка, естественный и скользящий накат, жесткий удар и др.) введен и определен впервые. Кроме того, впервые описан бортовой эффект, правильный перескок, правило плоского соударения, этапы ударно– махового движения и многое другое.

Следует подчеркнуть, что предлагаемая «Азбука современного бильярда» не претендует на освещение всех нюансов. В ней, однако, названы и пояснены практически все основные технические и тактические приемы. В том числе и хорошо известные из игровой практики, но не упоминавшиеся до настоящего времени в бильярдной литературе элементы позиционной игры (например, наигрыш, подбивка, удар по отыгрышу, маска со сторожем и др.). Это обстоятельство особенно важно для начинающих бильярдистов, желающих играть всерьез. Надеемся, что она будет полезна и более опытным мастерам, а также спортивным судьям и тренерам.

При подготовке второго и третьего изданий в данный раздел внесены существенные изменения и дополнения.

Добавлен ряд новых понятий и терминов (пробуксовка, буксующий накат, скат, прокат, хлест и др.). Многие определения уточнены или сформулированы заново. Вместе с тем методологическая основа и система взаимосвязей осталась прежней.

АБРИКОЛЬ – см. УДАР ОТ БОРТА.

АМОРТИЗАЦИЯ ОТДАЧИ – смягчение обратного действия удара (через кий и кисть) на предплечье в момент столкновения разогнанного кия с неподвижным битком (см. также ХЛЕСТ, МЯГКИЙ УДАР, ЖЕСТКИЙ УДАР, ОТДАЧА). Являясь неотъемлемой частью кистевого хлеста, амортизация обеспечивает надежное сцепление (схватывание) наклейки с битком и плавную (мягкую) передачу движения от кия к битку. Амортизация достигается за счет легкого хвата кия и раскрепощения лучезапястного сустава. В противном случае удар по битку получается ЖЕСТКИМ (СКОВАННЫМ) со всеми вытекающими отсюда последствиями.

АРАМИТ – современный композиционный материал для бильярдных шаров на основе фенолоальдегидных смол. Арамитовые шары в настоящее время получили наиболее широкое распространение во всех разновидностях бильярдных игр.

БЕГУЩИЙ ВИНТ – разновидность бокового вращения битка (см. также ВИНТ, БОКОВИК и ОБРАТНЫЙ ВИНТ). Используется прежде всего для расширения УГЛА ОТРАЖЕНИЯ битка от борта при выполнении выходов, отыгрышей и ударов от борта. Битку при этом придают боковое вращение в таком направлении, чтобы он за счет трения о бортовое сукно получил ускоряющий, «попутный» импульс, увеличивающий продольную составляющую скорости (см. рис. 1). Попутный импульс тем больше, чем сильнее вращение и трение о борт. Соответственно, тем больше угол отражения.

ПРИМЕЧАНИЕ. Угол отражения, так же как и для зеркала, отсчитывается от перпендикуляра. Поэтому угол между направлением движения отраженного битка и бортом становится, наоборот, уже.

Описанный эффект широко используется в русском бильярде при СЫГРЫВАНИИ БИТКА под углом к лузе, когда биток перед падением неизбежно задевает одну из губок. Такой прием носит название ВВИНЧИВАНИЕ БИТКА. Чтобы произошло ввинчивание, биток должен получить при взаимодействии с губкой попутный импульс, направленный внутрь лузы (см. рис. 2). Классическим примером ввинчивания является пуск ВОЛЧКА вдоль борта в угловую лузу (см. рис. 11). Таким образом, ВВИНЧИВАНИЕ – ЭТО ПАДЕНИЕ БИТКА В ЛУЗУ ЗА СЧЕТ БЕГУЩЕГО ВИНТА. Характер промежуточного соударения битка с прицельным шаром может быть различным. Это может быть соударение с бегущим или ОБРАТНЫМ ВИНТОМ (см.). Все зависит от позиции. В любом случае после соударения биток сохраняет приданное направление бокового вращения.

Особенности соударения с БЕГУЩИМ ВИНТОМ обусловлены небольшим ускоряющим попутным импульсом в направлении касательной к точке соударения (см. рис. 3). Трение между шарами относительно невелико, поэтому перечисленные ниже эффекты проявляются в гораздо меньшей степени, чем бортовые, однако их необходимо учитывать при выполнении многих ударов.

Рис. 1. БЕГУЩИЙ ВИНТ. Отражение от борта

Рис. 2. БЕГУЩИЙ ВИНТ. Ввинчивание битка

1. Бегущий винт расширяет УГОЛ ПРОКАТКИ при выполнении НАКАТА и УГОЛ ОТКАТА при выполнении оттяжки.

Рис. 3. БЕГУЩИЙ ВИНТ. Соударение с прицельным шаром

2. Бегущий винт увеличивает протяженность ОТСКОКА и уменьшает крутизну дуги наката и оттяжки на резке (см. рис. 29).

3. Бегущий винт отбрасывает прицельный шар в сторону увеличения УГЛА РЕЗКИ.

ПРИМЕЧАНИЕ. Следует также иметь в виду, что придание битку бокового вращения требует внесения поправки в прицел (см. БОКОВИК). В противном случае соударение с бегущим винтом происходит, как правило, на чуть более толстой резке.

Некоторые типичные примеры использования бегущего винта в пуле и русском бильярде показаны на рис. 4–9. Его применяют, кроме того, для компенсации БОРТОВОГО ЭФФЕКТА при использовании БРИЛЛИАНТОВОЙ СИСТЕМЫ.

При выполнении выходов и отыгрышей необходимо учитывать, что бегущий винт значительно увеличивает РАЗМЕР УДАРА. Отсюда и его название (в американской бильярдной литературе – running english, а в некоторых отечественных изданиях – ПОПУТНЫЙ ВИНТ).

Следует также иметь в виду, что бегущий винт может быть не только придан при ударе, но и приобретен за счет трения о борт (см. БОРТОВАЯ РАСКРУТКА).

БИЛЬЯРДНАЯ ПЕРЧАТКА – один из бильярдных аксессуаров, предназначенный для облегчения скольжения ДРЕВКА КИЯ по руке (КИСТЕВОМУ УПОРУ). Изготавливается, как правило, из шелковых и синтетических волокон и надевается на большой, указательный и средний пальцы.

БИЛЬЯРДНЫЙ МЕЛ – специальная абразивная субстанция, спрессованная в форме кубика стандартного размера и используемая для намеливания наклейки кия с целью увеличить ее трение о поверхность битка при нанесении удара. Намеливание обеспечивает устойчивый контакт наклейки с битком, что позволяет придать ему вращение и предотвратить КИКС (см.) при выполнении удара в удаленные от центра участки битка.

Рис. 4. БЕГУЩИЙ ВИНТ («Девятка»). Сыгрывание единицы с выходом под двойку в обход тройки и четверки

Рис. 5. БЕГУЩИЙ ВИНТ («Восьмерка»). Выход из маски с сыгрыванием восьмерки от трех бортов по бриллиантовой системе с компенсирующим бегущим винтом

Рис. 6. БЕГУЩИЙ ВИНТ («Русская пирамида»). Удар по отыгрышу с уводом битка за шары

Рис. 7. БЕГУЩИЙ ВИНТ («Московская пирамида»). Сыгрывание битка по отыгрышу в среднюю лузу

Рис. 8. БЕГУЩИЙ ВИНТ («Московская пирамида»). Отыгрыш правым боковиком

Рис. 9. БЕГУЩИЙ ВИНТ («Московская пирамида»). Отыгрыш оттяжкой с правым боковиком

БИТОК – шар, по которому согласно правилам конкретной игры наносят удары кием (см. правила игр). В пуле, снукере и карамболе всегда используется биток белого цвета. Несколько сложнее ситуация в «Русском бильярде». При игре в «Русскую пирамиду» и «Московскую пирамиду» битком служит один и тот же цветной (предпочтительно желтый) шар без номера. При игре в «Американку» («Свободную пирамиду») любой шар на игровой поверхности стола (независимо от его номера и цвета) может быть выбран играющим в качестве битка при выполнении любого очередного удара. (Исключением является лишь начальный удар, при выполнении которого используют цветной шар без номера.)

БЛИЗКОСТОЯЩИЕ ШАРЫ – позиция, когда биток и прицельный шар отстоят друг от друга на расстояние, не превышающее размера стандартного бильярдного мелка (или иное оговоренное правилами расстояние). При ударе по близкостоящему прицельному шару действуют особые правила. При этом неправильный удар по близкостоящим шарам в русском бильярде рассматривается как ПРОПИХ, а в пуле – как ДВОЙНОЙ УДАР (см. правила игр).

БОКОВИК – децентрированный удар с приданием битку бокового вращения, которое принято называть ВИНТОМ (см. ВИНТ, ОБРАТНЫЙ ВИНТ, БЕГУЩИЙ ВИНТ). Чтобы винт как следует «схватился», недостаточно просто нанести удар в сторону от вертикальной оси битка. Важную роль играет технически правильное УДАРНО‑МАХОВОЕ ДВИЖЕНИЕ, а также полусферическая форма наклейки и ее хорошее трение о поверхность битка. Боковик существенно дополняет и видоизменяет основные технические приемы контроля и управления битком – НАКАТ, ОТТЯЖКУ и ПЛОСКИЙ УДАР. Он используется при выполнении самых различных выходов, отыгрышей, ударов от борта, а также при сыгрывании битка в лузу в «Московской пирамиде» и «Американке» («Свободной пирамиде»). Следует, однако, иметь в виду, что боковик искажает траекторию движения битка и при его использовании необходимо внести коррективы в прицел (см. «Основы техники и тактики»).

БОРТОВАЯ РАСКРУТКА – приобретение шаром, пущенным под углом к борту, бокового вращения за счет трения о бортовое сукно. Этот эффект заложен в любую бриллиантовую систему (см. БЕГУЩИЙ ВИНТ).

БОРТОВОЙ ЭФФЕКТ – эффект сужения УГЛА ОТРАЖЕНИЯ шара от борта с увеличением силы удара. Бортовой эффект (так же как и эффект БОРТОВОЙ РАСКРУТКИ) усиливается при использовании более мягкой резины. Его необходимо учитывать при выполнении дуплетов (см. рис. 10) и ударов от борта. В последнем случае битку придают иногда компенсирующий БЕГУЩИЙ ВИНТ.

БРИЛЛИАНТОВАЯ СИСТЕМА – способ расчета ударов от бортов с помощью вкрапленных в поручни особых отметок – «бриллиантов». Широко используется в трех– бортном карамболе (см. рис. 58), а также в пуле, когда невозможен прямой удар по ОЧЕРЕДНОМУ (ЛЕГАЛЬНОМУ) шару (см. рис. 5). Бриллиантовая система построена в расчете только на умеренно слабое естественное качение битка, обеспечивающее естественные углы отражения от борта. С увеличением силы удара начинает сказываться БОРТОВОЙ ЭФФЕКТ. Для его компенсации используют БЕГУЩИЙ ВИНТ.

Рис. 10. БОРТОВОЙ ЭФФЕКТ

БУКСУЮЩИЙ НАКАТ – разновидность СКОЛЬЗЯЩЕГО НАКАТА, когда биток подходит к прицельному шару в состоянии скольжения с избыточным (по сравнению с естественным качением) верхним вращением (см. СКОЛЬЖЕНИЕ, ЕСТЕСТВЕННОЕ КАЧЕНИЕ, ПРОБУКСОВКА). При этом по битку наносится весьма сильный и хлесткий удар как можно выше центра (насколько позволяет кий и техника исполнения удара). Если расстояние между битком и прицельным шаром сравнительно невелико, выполнить буксующий накат не слишком сложно. Однако по мере увеличения расстояния между шарами сделать это становится крайне затруднительно, а при большом трении битка о сукно зачастую и невозможно. Вместо буксующего наката получается ЕСТЕСТВЕННЫЙ. Буксующий накат применяют обычно при выполнении лобовых и почти лобовых ударов на близкой и средней дистанции, когда необходимо максимально увеличить размер прокатки битка вперед после соударения с прицельным шаром (см. рис. 18).

ВВИНЧИВАНИЕ БИТКА – один из приемов сыгрывания битка в лузу (см. БЕГУЩИЙ ВИНТ).

ВЕРХНИЙ ЦЕНТР УДАРА (по битку) – точка на вертикальной оси битка, расположенная выше центра на 2/5 радиуса. При ударе в верхний центр с любой силой биток сразу же начинает движение в состоянии ЕСТЕСТВЕННОГО КАЧЕНИЯ, а при соударении с прицельным шаром всегда происходит ЕСТЕСТВЕННЫЙ НАКАТ.

ВЕРШИНА ПИРАМИДЫ – передний шар ПИРАМИДЫ, расположенный на задней отметке.

ВИНТ – боковое (вокруг вертикальной оси) вращение битка, приданное при ударе кием или приобретенное при взаимодействии с бортом (см. БОКОВИК, БЕГУЩИЙ ВИНТ, ОБРАТНЫЙ ВИНТ, БОРТОВАЯ РАСКРУТКА). Следует иметь в виду, что боковое вращение битка всегда сопровождается СКОЛЬЖЕНИЕМ или ЕСТЕСТВЕННЫМ КАЧЕНИЕМ. Другими словами, приданный при ударе винт не существует в чистом виде. Он лишь дополняет и видоизменяет основные технические приемы управления битком – НАКАТ, ОТТЯЖКУ и ПЛОСКИЙ УДАР. И хотя приданное битку боковое вращение практически не изменяется вплоть до соударения (напрямую) с прицельным шаром, характер сопутствующего поступательного движения с нижним или верхним вращением может принципиально измениться за счет РАСКРУТКИ (см.). Поэтому популярные советы типа «Играй с левым нижним!» вольно или невольно вводят в заблуждение непосвященных. Биток, пущенный с «левым нижним», может встретить прицельный шар с «левым верхним».

ВОЛЧОК («Московская пирамида») – биток с чрезвычайно сильным вращением вокруг вертикальной оси и медленным поступательным движением в сторону лузы.

Рис. 11. ВОЛЧОК

Волчок представляет собой результат сочетания сильного бокового децентрированного удара по битку (см. БОКОВИК) с сильным ЛОБОВЫМ (или почти лобовым) СОУДАРЕНИЕМ битка и прицельного шара. Он используется главным образом при СЫГРЫВАНИИ БИТКА в «Московской пирамиде», и прежде всего в тех случаях, когда позиция позволяет пустить волчок вдоль борта в угловую лузу (см. рис. 11). Запуск волчка в заданном направлении – технический прием высшей категории сложности, осваивать который лучше всего под руководством опытного наставника. (Некоторые бильярдисты в указанном узком смысле используют термин ВИНТ, однако на практике ему придается иной, более общий смысл.)

ВЫСКОЧИВШИЙ ШАР – шар, оказавшийся после завершения удара вне игровой поверхности стола и луз (см. правила игр). Согласно международным спортивным правилам всех без исключения разновидностей мирового бильярда – русского бильярда (Пирамиды), пула, снукера и карамболя – выскакивание любого шара (независимо от того, биток это или прицельный шар) влечет за собой штраф.

ВЫСТАВЛЕНИЕ – специально оговоренная в правилах каждой конкретной игры процедура возвращения на игровую поверхность стола выскочивших и неправильно забитых шаров (см. правила игр).

ВЫХОД – основной тактический прием ведения активной ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ во всех разновидностях лузного бильярда, при выполнении которого биток, направив в лузу один прицельный шар, «выходит» на позицию, удобную для сыгрывания в лузу следующего (см. рис. 4, 16, 17, 18, 23, 27, 30). В более общем смысле (применимом в том числе и для «Американки» («Свободной пирамиды»), где битком служит любой шар) – это переход от одной выгодной для результативного удара позиции к другой. Выход является наиболее эффективным способом построения СЕРИИ результативных ударов. Он играет ключевую роль в пуле, снукере и «Американке» («Свободной пирамиде»), где успех приносят не забитые поодиночке шары, а СЕРИИ (см. «Основы техники и тактики»). В основе выхода – ТОЧНОСТЬ УДАРА и КОНТРОЛЬ БИТКА.

ГУБА – скошенная часть УПРУГОГО БОРТА, расположенная в створе лузы.

ДВОЙНОЙ УДАР – запрещенный удар, при котором наклейка кия касается битка более одного раза. Наиболее часто двойной удар происходит при игре по БЛИЗКОСТОЯЩЕМУ прицельному шару.

ДЕЦЕНТРИРОВАННЫЙ УДАР – удар кием выше, ниже или в сторону от центра битка. Децентрированный удар наносится с целью придания битку начального вращения. Следует, однако, иметь в виду, что само по себе нанесение удара не в центр битка еще не означает придание ему нужного вращения. Это происходит лишь при технически правильном ударе. Особую роль играет при этом тщательно намеленная наклейка полусферической формы, а также мягкость удара и плавность сопровождения. На придании битку наряду с поступательным движением самых различных вращений основана, по существу, вся техника контроля и управления битком (см. «Основы техники и тактики»).

ДОВЕДЕНИЕ ДО БОРТА (пул) – требование при любом ударе, не сопровождающемся падением в лузу прицельного шара, довести до борта какой‑либо шар после соударения (первого касания) битка с ОЧЕРЕДНЫМ (ЛЕГАЛЬНЫМ) прицельным шаром (см. также ПРАВИЛЬНО ЗАВЕРШЕННЫЙ УДАР).

ДОМ – часть игровой поверхности стола между ПЕРЕДНЕЙ ЛИНИЕЙ и ПЕРЕДНИМ БОРТОМ.

ДОМИНИРУЮЩИЙ ГЛАЗ – глаз, функционально преобладающий в акте бинокулярного зрения.

ДРЕВКО КИЯ – передняя часть кия, к торцу которой прикрепляется наклейка. В сборном кие – часть кия от наклейки до винтового соединения.

ДУПЛЕТ – удар, при котором прицельный шар сначала отражается от борта (бортов), а затем падает в лузу (см. рис. 10). Дуплет не следует путать с УДАРОМ ОТ БОРТА.

ЕСТЕСТВЕННОЕ КАЧЕНИЕ – движение шара по игровой поверхности стола без проскальзывания (см. также СКОЛЬЖЕНИЕ). Катящийся биток сочетает поступательное движение с естественным верхним вращением. При естественном качении скорость точки соприкосновения с сукном равна нулю, поэтому линейная (периферийная) скорость вращения в точности равна скорости поступательного движения. В этом смысле можно говорить о «равновесии» поступательного и вращательного движения. Поступательное движение любого скользящего шара в конечном счете переходит в равновесное финальное состояние (термин Кориолиса), то есть в естественное качение до полной остановки. Естественное качение обеспечивает так называемые естественные УГЛЫ ПРОКАТКИ (см. рис. 15) при выполнении удара на резке, а также естественные углы отражения от бортов при условии компенсации БОРТОВОГО ЭФФЕКТА. Равновесное естественное качение следует отличать от неравновесного скольжения шара с сохранением приданного при ударе или приобретенного от сукна верхнего вращения (см. РАСКРУТКА, ПРОБУКСОВКА, СКОЛЬЗЯЩИЙ НАКАТ).

ЕСТЕСТВЕННЫЙ НАКАТ – разновидность наката (см. НАКАТ, ЕСТЕСТВЕННОЕ КАЧЕНИЕ).

ЖЕСТКИЙ (СКОВАННЫЙ) УДАР – удар по битку «жесткой» (скованной и закрепощенной) рукой, без кистевого хлеста и амортизации отдачи, с чрезмерным сжатием кия и перенапряжением лучезапястного сустава. Жесткий удар не обеспечивает ни контролируемой силы, ни заданной точности, ни придания битку заданного вращения. (См. также МЯГКИЙ УДАР, АМОРТИЗАЦИЯ ОТДАЧИ, ОТДАЧА.)

ЗАБИТЫЙ ШАР – см. СЫГРАННЫЙ ШАР.

ЗАВЕРШЕНИЕ УДАРА – остановка на игровой поверхности стола всех приведенных в движение, в том числе вращающихся на месте, шаров.

ЗАВИСШИЙ ШАР – шар, остановившийся после завершения удара в створе лузы в положении неустойчивого равновесия.

ЗАДНЯЯ ЛИНИЯ – линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.

ЗАДНЯЯ ОТМЕТКА – точка на продольной линии, равноудаленная от центральной отметки и заднего борта.

ЗАКАЗ – требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он будет сыгран. Различают строгий заказ (например, при игре в «Русскую пирамиду»), который необходимо объявлять перед каждым, даже самым простым и очевидным ударом по лузе, и джентльменский заказ (например, при игре в «Восьмерку»), когда очевидные для судьи и соперника шары можно не заказывать, однако судья или соперник вправе до удара уточнить заказ.

ЗАКАЗНАЯ ЛУЗА – объявляемая в заказе луза, в которую играющий намерен забить прицельный шар.

ЗАКАЗНОЙ ШАР – объявляемый в заказе прицельный шар, который играющий собирается положить в заказанную лузу.

ЗАКРЫТЫЙ УПОР – один из вариантов КИСТЕВОГО УПОРА (см. «Основы техники и тактики»). Он используется обычно в тех случаях, когда необходимо нанести удар с приданием битку сильного вращения.

ЗОНА СЕКТОРА (снукер) – пространство между передним бортом и ЛИНИЕЙ ЗОНЫ СЕКТОРА (см. рис. 56).

ИГРОВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ СТОЛА – покрытая сукном плоская поверхность бильярдного стола между упругими бортами.

ИГРОВАЯ СТОЙКА – положение корпуса, ног и рук играющего при выполнении удара (см. «Основы техники и тактики»).

ИГРОВОЙ ПОДХОД – вступление в игру одного из соперников.

КАРАМБОЛЬ – 1) разновидность безлузного бильярда; 2) удар, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой. В одноименной разновидности безлузного бильярда карамболь представляет собой РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ УДАР, дающий право на продолжение своей серии. Во многих лузных бильярдных играх карамболь широко используется как тактический прием (см., например, ПОДБИВКА). Особую роль играет карамболь при игре в «Девятку», когда биток направляет в лузу девятку, коснувшись ОЧЕРЕДНОГО прицельного шара (см. рис. 12). При выполнении карамболя используют самые разнообразные способы управления битком

Рис. 12. КАРАМБОЛЬ («Девятка»). Сыгрывание девятки карамболем от единицы

.

КИЙ – бильярдная принадлежность, используемая для нанесения удара по битку. Каждому классу бильярдных игр соответствует свой, вполне определенный тип кия надлежащего размера и веса. Различают кии для пула, снукера, карамболя и русского бильярда (см. приложение 3). Кий должен быть абсолютно прямым и хорошо сбалансированным. Он не должен «гасить» удар и искажать траекторию движения битка. Выбрать хороший кий не просто. Начинающим настоятельно рекомендуется обращаться за консультацией к признанным специалистам. Вместе с тем следует иметь в виду, что хороший кий хорош лишь в хороших руках. Даже самый совершенный кий не может компенсировать грубые огрехи в технике. Вот почему начинающему нужно сосредоточить усилия не на поисках «идеального» кия, а на постановке «идеального» удара. Возьмите это на заметку.

КИКС – неудачный удар с проскальзыванием наклейки кия по поверхности битка. Для предотвращения кикса наклейку кия следует тщательно мелить специальным БИЛЬЯРДНЫМ МЕЛОМ. Чтобы наклейка лучше удерживала мел, ее поверхность необходимо периодически взрыхлять специальным «ершиком». Следует иметь в виду, что при выполнении ДЕЦЕНТРИРОВАННОГО УДАРА работает не центральная часть наклейки, а ее края, поэтому намеливать их следует особо тщательно. Особую роль при этом играет и правильная полусферическая форма наклейки, за которой следует тщательно следить. Однако даже для самой лучшей наклейки существует предельно допустимое отклонение от центра точки нанесения удара по битку (примерно 0,7 радиуса шара), за пределами которого располагается зона киксов. С увеличением массы кия, а также на ЖЕСТКОМ (СКОВАННОМ) УДАРЕ, сопровождающемся сжатием кия (что, по сути, равносильно увеличению его массы), зона киксов увеличивается. И именно это обстоятельство зачастую вызывает кикс с подпрыгиванием битка при попытке выполнить сильную оттяжку ударом под самый низ битка.

КИСТЕВОЙ УПОР – постановка руки, поддерживающей и направляющей древко кия при выполнении удара (см. «Основы техники и тактики»).

КЛАДКА – способность игрока забивать («класть») шары в лузы. Кладка – важнейший технический элемент любой лузной игры. Однако она становится грозным оружием лишь в сочетании с КОНТРОЛЕМ БИТКА и опытом ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ. Хорошая кладка сама по себе далеко не всегда приносит успех в серьезном поединке. Начинающий игрок, делающий ставку только на свою кладку, как правило, проигрывает более опытному позиционному игроку.

КЛАСТЕР (пул) – скопление двух и более шаров, ни один из которых не играется в лузу напрямую (см. также ПОДБИВКА). Наличие кластеров оказывает определяющее влияние на тактику и ход большинства лузных игр, но особенно велика их роль при игре в «Восьмерку» (см. рис. 32) и «Американку» («Свободную пирамиду»).

КОМБИНАЦИОННЫЙ УДАР – удар, включающий промежуточное соударение битка или играемого шара с другим прицельным шаром.

КОНТРОВАЯ ПАРТИЯ – последняя решающая партия матча при равном счете по партиям.

КОНТРОЛЬ БИТКА – умение остановить биток в заданной точке игровой поверхности стола после завершения удара. Наряду с техническими приемами УПРАВЛЕНИЯ битком составляет основу основ ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ. Контроль битка необходим при выполнении любого тактического приема, будь то ВЫХОД или ОТЫГРЫШ. По существу, тот, кто контролирует биток, контролирует всю игру. Об этом следует постоянно помнить начинающему бильярдисту. Для контроля битка используется широкий арсенал технических приемов, однако самое главное – умение контролировать СИЛУ и, соответственно, РАЗМЕР УДАРА.

КОНТРОЛЬ ПРИЦЕЛЬНОГО ШАРА – умение остановить прицельный шар в заданной точке игровой поверхности стола. Наряду с контролем битка контроль прицельного шара необходим при выполнении большинства тактических приемов. Он особенно важен при НАИГРЫШЕ, ПОДБИВКЕ, постановке МАСКИ и СТОРОЖА. Контроль прицельного шара основан на правильной резке и умении регулировать силу удара с учетом раската.

КОНТРТУШ – повторное и, как правило, нежелательное соударение битка с прицельным шаром. Особенно часто происходит в случае, когда прицельный шар находится недалеко от борта. О возможности контртуша следует всегда помнить при подготовке очередного удара.

ЛЕГАЛЬНЫЙ ШАР – см. ОЧЕРЕДНОЙ ШАР.

ЛИНИЯ ВЫСТАВЛЕНИЯ ШАРОВ (пул, русский бильярд) – часть продольной линии стола от задней отметки до заднего борта, на которую выставляются выскочившие и неправильно забитые шары (см. правила игр).

ЛИНИЯ ДОМА – см. ПЕРЕДНЯЯ ЛИНИЯ.

ЛИНИЯ ЗОНЫ СЕКТОРА (снукер) – прямая, параллельная переднему борту и отстоящая от него на У5 длины стола.

ЛИНИЯ ПРИЦЕЛИВАНИЯ – прямая линия, соединяющая центр битка с ТОЧКОЙ ПРИЦЕЛИВАНИЯ (рис. 39).

ЛИНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ – прямая, проходящая через точку прицеливания, параллельно касательной к точке соударения битка и прицельного шара (см. рис. 29). При выполнении любого удара на резке, будь то накат, плоский удар или оттяжка, биток проходит некоторое расстояние вдоль линии скольжения. Такое движение битка называют ОТСКОКОМ.

ЛОБОВАЯ ОСТАНОВКА – см. ОСТАНОВКА (битка).

ЛОБОВОЕ СОУДАРЕНИЕ – соударение битка с прицельным шаром при лобовом ударе, когда ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ совпадает с центром прицельного шара. При лобовом соударении вся энергия поступательного движения битка передается прицельному шару. Однако оставшаяся к моменту соударения энергия вращения в основном сохраняется. Лобовое соударение играет важнейшую роль при выполнении целого ряда технических приемов (НАКАТ, ОСТАНОВКА, ОТТЯЖКА, ВОЛЧОК и др.).

ЛОБОВОЙ УДАР – удар битком по прицельному шару не на резке («в лоб»). Лобовой удар не следует путать с ПРЯМЫМ УДАРОМ.

МАСКА – позиция, когда один или несколько прицельных шаров мешают произвести ПРЯМОЙ УДАР по конкретному прицельному шару с сохранением прямолинейности траектории движения битка. Постановка масок – один из распространенных тактических приемов ведения ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ практически во всех разновидностях бильярда, но особенно велика его роль в пуле и снукере, когда маскируют ОЧЕРЕДНОЙ (ЛЕГАЛЬНЫЙ) прицельный шар или шары. Умение поставить маску и выйти из маски необходимо любому серьезному игроку (см. рис. 5, 13, 14, 37, 38).

Рис. 13. МАСКА. Постановка маски в «Восьмерке»

ПРИМЕЧАНИЕ. В практической игре нередко встречаются частичные маски, когда прямое попадание битком прицельному шару в принципе возможно, но не на той резке, которая необходима для сыгрывания шара в лузу. В этом случае говорят, что шар «замазан».

МАССЕ – особая категория ударов по битку наклоненным или вертикально поднятым кием. Эти удары – французского происхождения и заимствованы из карамболя. Для них характерно чрезвычайно сильное горизонтально ориентированное вращение с длительной поперечной ПРОБУКСОВКОЙ при относительно малой доле приданного поступательного движения. В пуле массе часто используют для выхода из маски. При этом по битку наносится хлесткий кистевой децентрированный удар под углом примерно в 70 градусов с приданием чрезвычайно сильного бокового вращения. При ударе в правую половину шара биток под действием ударной силы вначале резко отклоняется вперед и влево, а затем за счет пробуксовки уходит вправо, огибая при этом маскирующий прицельный шар или шары. При выполнении массе особенно важно обеспечить надежный контакт наклейки с битком и устойчивое направление движения кия. Возможность применения массе во многом зависит от качества бильярдного стола и прежде всего сукна. Далеко не каждый бильярдный стол позволяет выполнить массе и тем более проконтролировать траекторию движения битка. Выяснять этот вопрос необходимо до игры. Массе относится к ударам высшей категории сложности, и осваивать его практически рекомендуется под руководством опытного тренера.

МАШИНКА – бильярдная принадлежность, используемая в качестве опоры для кия при нанесении удара по отдаленному битку.

МЯГКАЯ ОСТАНОВКА – разновидность ОСТАНОВКИ битка (см.).

МЯГКИЙ УДАР – удар по битку с хорошей АМОРТИЗАЦИЕЙ ОТДАЧИ (см. также ХЛЕСТ). Антиподом мягкого удара является ЖЕСТКИЙ (СКОВАННЫЙ) УДАР.

НАИГРЫШ – тактический прием, цель которого переместить один или несколько прицельных шаров в более удобное для играющего игровое положение с точки зрения дальнейшего развития партии. Наигрыш представляет собой один из основных приемов ведения ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ. Он широко используется практически во всех бильярдных играх. Наигрыш может сочетаться как с результативным ударом по лузе (см. ПОДБИВКА), что позволяет продолжить свою серию у стола в более выгодной позиции, так и с ОТЫГРЫШЕМ (например, при постановке МАСКИ со СТОРОЖЕМ). При выполнении наигрыша важен контроль как битка, так и прицельного шара (см. рис. 14).

Рис. 14. НАИГРЫШ («Восьмерка»). Наигрыш последнего шара своей группы с маскировкой восьмерки

НАКАТ – удар, при котором биток к моменту соударения с прицельным шаром сохраняет верхнее вращение. Наряду с ПЛОСКИМ УДАРОМ и ОТТЯЖКОЙ накат – один из основных технических приемов КОНТРОЛЯ и УПРАВЛЕНИЯ БИТКОМ (см. «Основы техники и тактики»). Он используется в самых различных игровых ситуациях. Накат может быть как ВЕРХНИМ (приданным), так и НИЖНИМ (приобретенным). В первом случае биток получает верхнее вращение сразу после удара выше центра битка. Во втором случае удар наносится ниже центра, после чего биток постепенно приобретает верхнее вращение за счет РАСКРУТКИ о сукно. И в том и в другом случае биток подходит к прицельному шару с верхним вращением. В зависимости от характера соударения следует различать ЕСТЕСТВЕННЫЙ и СКОЛЬЗЯЩИЙ накат.

Рис. 15. НАКАТ. Естественный накат различной силы

Рис. 16. НАКАТ («Восьмерка»). Лобовой накат с выходом под восьмерку

При ЕСТЕСТВЕННОМ накате биток подходит к прицельному шару в состоянии естественного качения, для которого характерно равновесное соотношение поступательного и вращательного движения. На тихом естественном лобовом накате биток продолжает качение в том же направлении практически без задержки. Если такой удар выполняется на резке, то биток почти сразу после соударения переходит в состояние финального качения под углом к линии прицеливания – ПРОКАТКУ. Для естественного наката характерны естественные УГЛЫ ПРОКАТКИ. Они зависят только от резки. С увеличением силы удара начинает сказываться ОТСКОК (см.), однако финальный угол прокатки остается неизменным (см. рис. 15).

При СКОЛЬЗЯЩЕМ накате биток подходит к прицельному шару в неравновесном состоянии скольжения с верхним вращением. Если равновесие сдвинуто в сторону поступательного движения, скользящий накат получается КОРОТКИМ, если в сторону вращения – БУКСУЮЩИМ. Короткий скользящий накат может быть как верхним, так и нижним. В первом случае наносят сильный удар чуть выше центра в расчете на то, что биток не успеет раскрутиться. Такой накат сокращенно называют ПЛОТНЫМ. Во втором случае наносят несильный удар ниже центра битка в расчете на неполную раскрутку. Такой удар называют также коротким НАКАТОМ НА ПОЛЗУНКЕ. В отличие от короткого буксующий скользящий накат может быть только верхним. При этом наносится достаточно сильный удар как можно выше центра битка. Таким образом, скользящий накат допускает самое различное сочетание энергии остаточного поступательного и вращательного движения. На плотном накате можно, допустим, выполнить сильный лобовой удар с незначительной прокаткой битка вперед. В свою очередь, на буксующем лобовом накате биток сначала пробуксовывает на месте, а затем энергично прокатывается вперед.

Рис. 17. НАКАТ («Девятка»). Выход под восьмерку в обход девятки с использованием естественного угла прокатки

Рис. 18. НАКАТ («Девятка»). Буксующий скользящий накат с отражением от трех бортов и выходом под девятку

Рис. 19. НАКАТ («Московская пирамида»). Сыгрывание битка по отыгрышу на тихом естественном накате (резка в полшара)

Рис. 20. НАКАТ («Московская пирамида»). Сыгрывание битка на естественном накате с отскоком

Однако вне зависимости от разновидности наката при достаточно сильном ударе на резке биток отражается от прицельного шара с отскоком и по выпуклой дуге (см. рис. 15 и 29), что часто используется при СЫГРЫВАНИИ БИТКА в «Американке» («Свободной пирамиде») и «Московской пирамиде». Некоторые типичные примеры использования наката в пуле и русском бильярде представлены на рис. 16–20.

НАКАТ НА ПОЛЗУНКЕ – разновидность НИЖНЕГО НАКАТА, при выполнении которого наносится «глубокий» удар под самый низ битка (см. ПОЛЗУНОК).

НАКЛЕЙКА – приклеенный к торцу древка кия кусочек специально обработанной кожи, который непосредственно соприкасается с битком при выполнении удара. Наклейка позволяет наносить удары в различные участки битка и придавать ему наряду с поступательным движением самые различные вращения. Для этого она должна иметь правильную полусферическую форму и хорошо намеливаться (см. БИЛЬЯРДНЫЙ МЕЛ, КИКС). В настоящее время наклейки наряду с приспособлениями для их обработки и замены выпускаются многими специализированными фирмами. Профессионалы отдают предпочтение более твердым наклейкам. Диаметр наклейки варьируется в пределах 11–14 мм в зависимости от типа кия и разновидности игры и всегда совпадает с диаметром переднего торца кия. Для пула и русского бильярда он составляет в среднем 12 –13 мм. Заслуга изобретения кожаной наклейки полусферической формы принадлежит великому французскому бильярдисту Франсуа Менго (1771–1847), которого по праву считают родоначальником современной техники бильярдной игры.

НАЧАЛО УДАРА – момент соприкосновения наклейки кия с битком.

НАЧАЛЬНЫЙ УДАР – специально оговоренная правилами процедура введения битка в игру (см. правила конкретных игр).

НЕДОРЕЗКА – удар на излишне «толстой» резке, когда ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ недостаточно смещена в сторону от центра прицельного шара. При этом УГОЛ РЕЗКИ оказывается слишком малым. Следует иметь в виду, что причиной недорезки может быть не только неправильный прицел, но и технически неправильный удар. (См. также ПЕРЕРЕЗКА.)

НЕПРАВИЛЬНОЕ РАЗБИТИЕ – нарушение специальных требований, относящихся лишь к выполнению начального удара (разбития) в конкретных лузных бильярдных играх (см. правила игр).

НИЖНИЙ НАКАТ – разновидность НАКАТА, при выполнении которого удар наносится ниже центра битка. В основе нижнего наката лежит явление РАСКРУТКИ (см.).

ОБРАТНЫЙ ВИНТ – разновидность БОКОВИКА (см. также ВИНТ, БОКОВИК и БЕГУЩИЙ ВИНТ). Используется прежде всего для сужения УГЛА ОТРАЖЕНИЯ битка от борта при выполнении выходов, отыгрышей и ударов от борта. Битку при этом придают боковое вращение в таком направлении, чтобы он за счет трения о бортовое сукно получил тормозящий импульс, гасящий продольную составляющей скорости (см. рис. 21). Тормозящий импульс тем больше, чем сильнее вращение и трение о борт. Соответственно, тем уже угол отражения. Сильный обратный винт может не только уменьшить, но и изменить угол отражения битка от борта на противоположный по знаку (отсюда и его название).

Рис. 21. ОБРАТНЫЙ ВИНТ. Отражение от борта

ПРИМЕЧАНИЕ. Угол отражения, так же как и для зеркала, отсчитывается от перпендикуляра. Поэтому угол между направлением движения отраженного битка и бортом становится, наоборот, шире.

Обратный винт широко используется также в русском бильярде при СЫГРЫВАНИИ БИТКА под углом к лузе, когда биток перед падением неизбежно задевает одну из губок. При этом в подавляющем большинстве случаев для ВВИНЧИВАНИЯ БИТКА в лузу за счет БЕГУЩЕГО ВИНТА промежуточное соударение битка с прицельным шаром должно произойти с ОБРАТНЫМ ВИНТОМ. Именно к этому игровому решению приводит большинство реальных позиций. В любом случае после соударения биток сохраняет приданное направление бокового вращения. Трение между шарами может лишь слегка притормозить его.

Рис. 22. ОБРАТНЫЙ ВИНТ. Соударение с прицельным шаром

Особенности соударения с ОБРАТНЫМ ВИНТОМ обусловлены небольшим тормозящим импульсом в направлении касательной к точке соударения (см. рис. 22).

Трение между шарами относительно невелико, поэтому перечисленные ниже эффекты проявляются в гораздо меньшей степени, чем бортовые, однако их необходимо учитывать при выполнении многих ударов.

1. Обратный винт сужает УГОЛ ПРОКАТКИ при выполнении НАКАТА и УГОЛ ОТКАТА при выполнении ОТТЯЖКИ.

2. Обратный винт уменьшает протяженность ОТСКОКА и увеличивает крутизну дуги наката и оттяжки (см. рис. 29).

3. Обратный винт отбрасывает прицельный шар в сторону уменьшения УГЛА РЕЗКИ.

Рис. 23. ОБРАТНЫЙ ВИНТ («Восьмерка»). Сыгрывание тройки с проводкой битка между шарами и выходом под восьмерку

Рис. 24. ОБРАТНЫЙ ВИНТ («Восьмерка»). Сыгрывание восьмерки ударом от борта с обратным винтом

Рис. 25. ОБРАТНЫЙ ВИНТ («Американка»). Сыгрывание битка скользящим накатом с обратным винтом

Рис. 26. ОБРАТНЫЙ ВИНТ («Русская пирамида»). Отыгрыш левым боковиком с наигрышем семерки

ПРИМЕЧАНИЕ. Следует также иметь в виду, что придание битку бокового вращения требует внесения поправки в прицел (см. БОКОВИК). В противном случае соударение с обратным винтом происходит, как правило, на чуть более тонкой резке.

Некоторые типичные примеры использования обратного винта в пуле и русском бильярде показаны на рис. 23–26. При выполнении выходов и отыгрышей необходимо учитывать, что обратный винт уменьшает РАЗМЕР УДАРА.

ОСТАНОВКА – удар, при котором биток останавливается сразу же после ЛОБОВОГО СОУДАРЕНИЯ с прицельным шаром. Для остановки необходимо, чтобы биток к моменту соударения сохранял лишь скользящее поступательное движение без верхнего и нижнего вращения. Таким образом, лобовая остановка – это не что иное, как лобовой ПЛОСКИЙ УДАР (см.). Следует различать плотную и мягкую остановку.

При ПЛОТНОЙ остановке наносится достаточно сильный удар чуть ниже центра битка в расчете на то, что за счет силы удара биток не успеет раскрутиться о сукно и вплоть до соударения сохранит скользящее поступательное движение. Прицельному шару при этом сообщается максимальная поступательная скорость. В русском бильярде плотная остановка, как правило, используется при прямом ударе в угловую лузу, когда расстояние между битком и прицельным шаром не слишком велико.

При выполнении МЯГКОЙ остановки по битку наносится практически такой же удар, как и при оттяжке (с приданием нижнего вращения). Силу удара, однако, рассчитывают таким образом, чтобы за счет трения о сукно биток утратил приданное ему нижнее вращение к моменту соударения с прицельным шаром, не раньше и не позже. Как правило, профессиональные игроки предпочитают мягкую остановку ударом под самый низ битка. Ее называют также остановкой на ПОЛЗУНКЕ, так как ей предшествует сильное торможение битка о сукно.

Рис. 27. ОСТАНОВКА («Восьмерка»). Сыгрывание тройки с остановкой и выходом под четверку

Рис. 28. ОСТАНОВКА («Русская пирамида»). Отыгрыш с постановкой битка на короткий борт

Особой разновидностью остановки является ОСТАНОВКА НА ПОДКАТКЕ (см.).

Остановка – один из основных технических приемов КОНТРОЛЯ БИТКА. Она используется как при выходе, так и при отыгрыше, когда необходимо остановить биток в месте соударения с прицельным шаром (рис. 27–28).

ОСТАНОВКА НА ПОДКАТКЕ – остановка битка на предельно тихом естественном лобовом накате, когда все поступательное движение передается прицельному шару, а оставшееся у битка вращение гасится за счет трения между шарами. Будучи наиболее простым способом остановки битка, часто используется в практической игре.

ОСТАТОЧНОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ – скользящее движение битка после соударения с прицельным шаром при выполнении удара на резке (см. рис. 29). Начальный участок остаточного скольжения носит название ОТСКОК (см.). Независимо от характера остаточного вращения отскок происходит вдоль линии скольжения. Чем сильнее удар и чем тоньше резка, тем больше протяженность прямолинейного участка остаточного скольжения. Другими словами, тем сильнее отскок. При ПЛОСКОМ УДАРЕ биток продолжает прямолинейное движение строго вдоль линии скольжения. При НАКАТЕ биток сохраняет приданное верхнее вращение под углом к линии скольжения. В результате поперечной пробуксовки траектория искривляется и биток движется по выпуклой дуге. За счет трения о сукно движение неизбежно переходит в финальное качение вперед – ПРОКАТКУ. Механизм искривления траектории при ОТТЯЖКЕ тот же самый. За счет сочетания остаточного скольжения с остаточным нижним вращением биток движется по вогнутой дуге, после чего движение переходит в финальное качение назад – ОТКАТ.

ОТДАЧА – обратное воздействие битка на кий при выполнении удара в полном соответствии с третьим законом Ньютона. Применительно к бильярдной игре его можно сформулировать так: сила воздействия кия на биток равна силе воздействия битка на кий. При выполнении сильного, но ЖЕСТКОГО УДАРА отдача через кий передается крепко сжимающей его руке. От этого дергается локоть, плечо. В итоге страдает точность.

Рис. 29. ОСТАТОЧНОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ

ОТКАТ – естественное качение битка за счет остаточного нижнего вращения после соударения с прицельным шаром при выполнении ОТТЯЖКИ. Контролируемый откат является необходимым условием выхода и отыгрыша (см. также УГОЛ ОТКАТА).

ОТКРЫТОЕ РАЗБИТИЕ (пул) – специальное требование, относящееся лишь к начальному удару (разбитию) и предусматривающее обязательное доведение до борта как минимум четырех прицельных шаров или падение хотя бы одного в лузу.

ОТКРЫТЫЙ СТОЛ («Восьмерка») – начальная стадия игры в «Восьмерку», когда еще не выбраны группы шаров (сплошные или полосатые). При открытом столе действуют особые правила (см. правила игр).

ОТКРЫТЫЙ УПОР – наиболее простой и распространенный способ постановки опорной кисти (см. «Основы техники и тактики»). Используется прежде всего в тех случаях, когда требуется нанести удар без придания битку сильного вращения, а также при нанесении удара по отдаленным шарам.

ОТСКОК – начальный участок скользящего движения битка вдоль линии скольжения после соударения с прицельным шаром на резке. Чем сильнее удар и чем тоньше резка, тем большее расстояние проходит биток на отскоке. Отскок часто используют в русском бильярде при сыгрывании битка в лузу. (См. также ОСТАТОЧНОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ, ЛИНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ.)

ОТТЯЖКА – скользящий нижний удар, при котором биток к моменту соударения с прицельным шаром сохраняет нижнее вращение. Наряду с НАКАТОМ и ПЛОСКИМ УДАРОМ оттяжка – один из основных технических приемов КОНТРОЛЯ и УПРАВЛЕНИЯ БИТКОМ (см. «Основы техники и тактики»). При выполнении оттяжки важно не допустить преждевременной РАСКРУТКИ битка. При сильной лобовой оттяжке биток сначала пробуксовывает на месте, а затем энергично откатывается назад. При ударе на резке биток отражается от прицельного шара по явно выраженной вогнутой дуге (рис. 29). Ее крутизна зависит от угла резки и от соотношения остаточного поступательного и вращательного движения. Оттяжка широко используется при выполнении самых различных выходов и отыгрышей, а также при СЫГРЫВАНИИ БИТКА в «Московской пирамиде», реже – в «Американке» («Свободной пирамиде») (см. рис. 30–31).

Рис. 30. ОТТЯЖКА («Восьмерка»). Сыгрывание тройки с выходом под восьмерку в угол

Рис. 31. ОТТЯЖКА («Московская пирамида»). Сыгрывание битка по отыгрышу оттяжкой в угол

ОТЫГРЫШ – один из основных тактических приемов ведения ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ во всех разновидностях мирового бильярда. Отыгрыш сводит к минимуму шансы соперника на последующий результативный удар и/или на ответный отыгрыш (см. также УДАР ПО ОТЫГРЫШУ). Его смысл, таким образом, заключается в передаче удара сопернику в невыгодной для него позиции. Активный отыгрыш, как правило, сочетают с другими тактическими приемами, например НАИГРЫШЕМ или постановкой МАСКИ (рис. 14). При этом используют различные технические приемы КОНТРОЛЯ БИТКА и ПРИЦЕЛЬНОГО ШАРА.

ПРИМЕЧАНИЕ. В некоторых заказных пуловских играх, например в «Восьмерке», иногда возникает ситуация, когда игроку из тактических соображений выгодно забить очевидный шар в лузу и передать ход сопернику в невыгодной для него позиции. Согласно правилам пула игрок в этом случае должен до удара объявить «Отыгрыш!». Такое объявление означает, что он играет без заказа и независимо от результата удар переходит к сопернику. (См. также УДАР ПО ОТЫГРЫШУ (пул) и рис. 38.)

ОЦЕНКА ПОЗИЦИИ – важнейший элемент ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ. Она предусматривает принятие того или иного игрового решения с учетом положения всех шаров на игровой поверхности стола. Оценивая позицию, необходимо прежде всего определить, в каком месте следует остановить («поставить») биток после завершения удара (см. КОНТРОЛЬ БИТКА).

ОЧЕРЕДНОЙ ШАР (пул, снукер) – прицельный шар, с которым в соответствии с правилами игры должно состояться первое соударение (касание) битка. При игре в «Девятку» – это шар с наименьшим номером. В снукере это может быть красный или цветной в зависимости от игровой ситуации (см. правила игр). Наличие очередных шаров в корне меняет стратегию и тактику игры. Характерным тактическим приемом в этом случае становится маскировка очередного шара неочередным (см. МАСКА). В указанном смысле используется также и более общий термин – ЛЕГАЛЬНЫЙ ШАР, например шар своей группы при игре в «Восьмерку».

ПАРТИОННЫЙ ШАР («Русская пирамида») – прицельный шар, правильное сыгрывание которого в лузу позволяет достичь в сумме 71 или более набранных очков и одержать таким образом победу в партии.

ПАТОВАЯ ПОЗИЦИЯ («Восьмерка», «Русская пирамида») – позиция, когда нанесение любого удара каждым из соперников приводит к неминуемому поражению в партии (см. правила игр).

ПЕРЕДНЯЯ ЛИНИЯ – линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту. Передняя линия не является частью дома. Если центр шара располагается в точности на передней линии, то считается, что он находится вне дома.

ПЕРЕДНЯЯ ОТМЕТКА – точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.

ПЕРЕРЕЗКА – удар на излишне «тонкой» резке, когда ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ чрезмерно смещена в сторону от центра прицельного шара. При этом УГОЛ РЕЗКИ оказывается слишком большим. Следует иметь в виду, что причиной перерезки может быть не только неправильный прицел, но и технически неправильный удар. (См. также НЕДОРЕЗКА.)

ПЕРЕСКОК (пул) – удар, при котором биток отрывается от игровой поверхности стола и перескакивает через маскирующий прицельный шар. Используется в пуле для выхода из маски. Способ выполнения правильного перескока оговорен правилами. Основное требование – нанесение удара наклоненным кием в верхнюю половину битка. Получив сверху ударный импульс от кия, а снизу практически такой же импульс от плиты, биток сжимается и подпрыгивает, как мячик. Перескок, как правило, выполняется специальным облегченным кием и полностью расслабленной кистью с таким расчетом, чтобы под действием отдачи кий сразу же отскочил назад, не сталкиваясь повторно с подпрыгнувшим битком. Естественно, что это очень сложный технический прием, который нужно специально отрабатывать.

ПИРАМИДА – 1) начальная расстановка прицельных шаров в форме равностороннего треугольника с вершиной на задней отметке, используемая во многих лузных бильярдных играх; 2) термин, используемый в последнее время в России и за рубежом в качестве синонима русского бильярда.

ПЛОСКИЙ УДАР – скользящий нижний удар, при выполнении которого биток к моменту соударения сохраняет лишь скользящее поступательное движение без верхнего или нижнего вращения. Плоский удар обеспечивает ПЛОСКОЕ СОУДАРЕНИЕ битка с прицельным шаром. Он занимает промежуточное (нейтральное) положение между НАКАТОМ и ОТТЯЖКОЙ. Понятие плоского удара представляет собой, по существу, обобщение понятия лобового удара с ОСТАНОВКОЙ битка для случая удара на резке. С точки зрения техники нанесения удара по битку остановка и плоский удар выполняются совершенно одинаково. Так же как и при выполнении остановки, удар наносится ниже центра битка в расчете на то, что к моменту соударения биток за счет трения о сукно (см. РАСКРУТКА) утратит приданное ему нижнее вращение. Таким образом, лобовая остановка есть не что иное, как лобовой плоский удар. Подобно остановке, плоский удар может быть плотным и мягким. При плоском ударе действует ПРАВИЛО ПЛОСКОГО СОУДАРЕНИЯ (см.). Он применяется в случае, когда необходимо отразить биток от прицельного шара по прямой траектории (без дуги) в направлении касательной к точке соударения, то есть вдоль линии скольжения (см. рис. 29). Такая необходимость часто возникает в русском бильярде при сыгрывании битка в лузу или при нанесении сильного прицельного удара по отыгрышу с постановкой битка на борт и т. п. В пуле плоский удар используется, в частности, при подбивке (разбитии) кластеров, а также в случаях, когда необходимо сыграть прицельный шар и предотвратить падение в лузу битка (см. рис. 32–35).

Рис. 32. ПЛОСКИЙ УДАР («Восьмерка»). Подбивка кластера на плоском ударе

Рис. 33. ПЛОСКИЙ УДАР («Восьмерка»). Плоский удар предотвращает падение битка в угол

Рис. 34. ПЛОСКИЙ УДАР («Московская пирамида»). Сыгрывание битка в среднюю лузу

Рис. 35. ПЛОСКИЙ УДАР («Русская пирамида»). Сильный плоский удар по лузе с постановкой битка на короткий борт

ПЛОСКОЕ СОУДАРЕНИЕ – соударение битка с неподвижным прицельным шаром в случае, если биток к моменту соударения сохраняет лишь скользящее поступательное движение без верхнего и нижнего вращения. Плоское лобовое соударение приводит к остановке битка. При плоском соударении на резке (ПЛОСКОМ УДАРЕ) биток и прицельный шар расходятся под углом 90 градусов (см. ПРАВИЛО ПЛОСКОГО СОУДАРЕНИЯ).

ПЛОТНАЯ ОСТАНОВКА – разновидность лобовой ОСТАНОВКИ битка (см.).

ПЛОТНЫЙ НАКАТ – разновидность СКОЛЬЗЯЩЕГО НАКАТА (см.).

ПОДБИВКА – разновидность НАИГРЫША, в результате которого биток, направив прицельный шар в лузу, подбивает один или несколько прицельных шаров таким образом, чтобы они заняли позиции более удобные для продолжения СЕРИИ. Данный прием можно рассматривать также как частный случай КАРАМБОЛЯ. Подбивка очень часто применяется в пуле, снукере и «Американке» («Свободной пирамиде»). При игре в «Восьмерку» ее используют для разрушения КЛАСТЕРОВ (см. рис. 32). Особенно велика ее роль в игре «14.1 с продолжением», так как только подбивка карамболем от пятнадцатого шара новой пирамиды из четырнадцати шаров позволяет продолжить свою серию. И по существу, вся партия строится в расчете именно на этот удар.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 620 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.053 с)...