Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Любка двулистная или ночная фиалка



Русское название – ночная фиалка – из‑за душистых цветков.

Согласно легенде, во времена Запорожской сечи казаки носили высушенные клубни любки двулистной на шее, и те не раз спасали казацкие жизни, возвращали силу.

Татары обычно переставали преследовать казаков, когда те уходили от преследования в пустынные степи, считая, что они там погибнут.

Однако казаков спасали высушенные клубни любки, которые они жевали. Клубни утоляли голод, жажду, восстанавливали силу.

Татары допрашивали редких пленников, пытались узнать, что спасает их в голодной степи.

Казаки погибали, но тайны не выдавали.

Спустя некоторое время, татары все‑таки узнали о таинственных свойствах любкиных клубней и сами начали носить амулеты.

В старину знахари давали жаждущим овладеть чудо‑силой два клубня любки двулистной. Они говорили: «Прочертить белым по больному месту накрест – забудешь, что болело. Черный – для врага. Притронешься корнем к нему – сбудется все, что ты ему пожелаешь». Девушкам давали клубни, чтобы их полюбили парни. Отсюда произошло и русское название – любка.

Мак

Сказания о маке уходят своими корнями в глубокую античность.

Однако самая распространенная легенда о маке связана не с язычеством, а с христианством. После создания мира Богом все были счастливы: и люди, и животные, и растения, и небо, и вода. Только Ночь осталась несчастной. Ее очень печалил тот факт, что ей приходится скрывать под своим покровом природные красоты. Она придумывала разные хитрости – звезды, светлячков, чтобы хоть как‑то стать светлее. Но все было напрасно. Ночь недолюбливали и люди, она пугала и навевала тоску. Бог решил сжалиться над бедной Ночью и создал Сновидения. С тех пор Ночь перестала пугать, наоборот, ее стали ждать, как желанную гостью. И на первозданной Земле все было спокойно и замечательно, пока в людях не проснулся грех. Человек задумал убить своего ближнего. Сон старался воспрепятствовать этому, но грех был слишком силен и не подпустил к себе сновидения. Тогда Сон разозлился и ударил оземь своим жезлом, Ночь пришла на помощь и вдохнула в него струю жизни. Жезл пустил корни, зазеленел и, сохраняя свою вызывающую сон силу, превратился в мак.

Так на нашей планете появился мак, который до сих пор сохраняет свою, вызывающую сон, силу.

Мак служил символом плодородия из‑за своей большой плодовитости. Поэтому он является постоянным атрибутом Геры (Юноны) – богини плодородия и супружества. Храм и статуя богини плодородия и супружества – Геры (Юноны) на острове Самос украшались маковыми головками. С маком в руке всегда изображалась богиня жатвы – Церера (Демитра). Из цветков мака и хлебных колосьев плели венки, которыми украшали ее статуи. Часто саму богиню называли Меконой (от греческого mecon, makon – мак).

Древние греки считали, что этот цветок был сотворен богом сна Гипносом для Деметры, когда она настолько устала в поисках своей пропавшей дочери Персефоны, которую украл Аид, повелитель подземного царства мертвых, что не могла более обеспечивать рост хлебов. Тогда Гипнос дал ей мака, чтобы она заснула и отдохнула.

С маком иногда изображали Персефону – ее представляли обвитой гирляндами маковых цветов – как символ спускающегося на землю в это время покоя. По древнеримской легенде – он вырос из слез Венеры, которые она проливала, узнав о смерти прекрасного юноши Адониса.

Согласно буддийской легенде, мак вырос на земле, которой коснулись ресницы засыпающего Будды.

Мак – мифопоэтический образ – знак сна и смерти, а цветущий – небывалой красоты, также символ неувядаемой молодости и женского очарования. Символ Великой Матери, означающий Мать‑Деву, ночь. Посвящен всем лунным и ночным божествам. Символизирует плодовитость, плодородие, забвение, праздность.

В Китае – уход от дел, отдых, красота, успех. Но как источник опиума – распад и зло.

В христианстве – сон, невежество, безразличие. Кроваво‑красный мак олицетворяет страдания Христа и сон смерти.

В греко‑римской философии – период сна и смерти растительного мира, эмблема Деметры (Цереры), Персефоны, Венеры, Гипноса и Морфея.

Мак был атрибутом бога смерти – Танатоса, поэтому его изображали в виде юноши с венком из мака, но с черными крыльями, в черном одеянии и гасящего опрокинутый горящий факел. Царство сна Морфея было засажено маками.

Мак так же считается цветком ангелов, так как его употребляют для украшения церквей в день Сошествия Святого Духа. Маленькие дети, одетые ангелочками, идут в этот день в процессии перед священником, несущим Святые дары, и осыпают дорогу перед ним маковыми цветками.

Усыпляющие и обезболивающие свойства мака были хорошо известны во времена античности. Теофраст, которого называют «отцом ботаники», дал весьма чёткое описание мака и его целебных свойств. В древних медицинских рукописях маковый сок упоминается как напиток, погружающий человека в сон на время хирургических операций. Гомер писал, что Елена Прекрасная облегчала маковым соком страдания воинов, раненных во время Троянской войны. Вергилий назвал мак «lathean» – «дающий забвение». Гиппократ говорил, что маковый сок может служить питательным и укрепляющим средством. Диоскорид предупреждал, что сок мака может убить, если его выпить слишком много.

Существуют во многих местностях поверье, будто мак растет всегда в обилии на полях битв. Главным основанием этого народного поверья послужила, конечно, красно‑кровавая окраска его цветов. Но на самом деле обилие здесь мака легко объясняется тем, что на этих полях обыкновенно не пускают пастись скот, вследствие чего мак имеет больше времени для вызревания и, рассевая ежегодно многочисленные семена, со временем чуть не сплошь покрывает эти поля своими ярко‑красными цветами. Народ, однако, уверен, что это не цветы, это кровь убитых, которая поднимается из земли и, превратившись в кровавые цветы мака, просит живых молиться об упокоении грешных душ погибших.

Манго

Многие источники говорят о манго как о символе любви между мужчиной и женщиной. Одна из древних легенд повествует о том, что появлению манго на земле мы обязаны богу Шиве и его прекрасной возлюбленной. Спускаясь на землю, любимый плод супругами был утерян. Охваченный горем, Шива использовал свои магические чары и сумел воссоздать манговое дерево на земле, которое с тех самых пор и стало олицетворением страсти и любви. Именно поэтому индийские мужчины перед свершением любовных подвигов стараются обязательно пить манговый сок.

Согласно другой легенде, манговое дерево выросло из пепла, который стал результатом колдовских проделок злой колдуньи с дочерью Солнца – женой индийского принца, когда та, скрываясь от нее, превратилась в лотос. Частички пепла разлетелись по воздуху. Принц с потерей любимой смириться не мог и отправился ее искать. Однажды у лесного озера ему повстречалось удивительное дерево с необычными плодами, один из которых принц привез в свой дворец. По неосторожности плод уронили на каменный пол, в результате чего он разлетелся на части, возродив во всей прежней красе возлюбленную принца. Супруги обрели друг друга вновь, и их жизнь была долгой и счастливой. Как отголосок этой легенды, в Индии до сих пор свадебный наряд жениха и невесты обязательно содержит венок из ветвей дерева манго, символизирующего прочность чувств молодоженов.

В менее романтической истории говориться о магических свойствах дерева манго, которое притягивает к себе духов умерших. Предками Баджи Рао – махараджи города Пуна – ради захвата власти был убит его предшественник, в результате чего разгневанный дух убитого стал Баджи Рао преследовать. Тогда последним был дан приказ для успокоения духа окружить город несколькими тысячами деревьев манго. Потомки правителя благодаря такому поступку почитали его как дальновидного и хозяйственного политика.

Бирманская легенда рассказывает о том, что однажды Будде преподнесли большой плод манго. Ананда, один из его любимых учеников, разрезал его для своего учителя. После того, как манго было съеден, Будда отдал Ананде косточку и указал место, на котором нужно было ее посадить. Ананда исполнил пожелание учителя, и тогда Будда омыл свои руки, полив, таким образом, место посадки. И тотчас выросло прекрасное дерево, усыпанное большим количеством цветов и плодов. Каждое утро Будда приходил к дереву, срывал с него плод и, прокалывая его, выпивал его сок, придающий Учителю мудрость и жизненную силу.

В Индии до сих пор существует обычай при постройке нового здания закладывать в его основание плод манго, который прибивают к фундаменту длинным гвоздем. Таким образом, манго служит залогом защиты и процветания всех будущих обитателей дома.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 618 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...