Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификации новых религиозных движений 6 страница



Для более глубокого понимания проблемы ученые прослеживают процесс развития конверсии при условии, что каждый новообращенный приводит одного, двух, трех или четырех человек в организацию за два года (табл. 2.). Таким образом, при тех же базовых предпосылках, просчитывается следующий рост численности адептов НРД.

136Stark Я, Bainbridge W. S., Lynne R. The Arithmetic of Social Movements: Theoretical Implications // R. Stark, W. S. Bainbridge The Future of Religion. Secularization, Revival and Cult Formation. Berkeley: University of California Press, 1985. S. 346—365.

Таблица 2

Влияние конверсии за двухлетний период на количество обращенных, если каждый новый адепт приводит в НРД новых членов

Годы Количество человек завербованных 1 адептом  
             
           
           
        1,700  
      2,420 6,820  
    1,260 7,280 27,300  
    2,540 21,860 109,220  
    5,100 65,600 436,900  
    10,220 196,820 1,747,620  
    20,460 590,480 6,990,500  
    40,940 1,771,460 27,962.020  

В обоих случаях расчет дается только для одного НРД. Для построения полной картины необходимо учитывать также следующие факторы:

а) в мире существует несколько десятков тысяч сект и культов;

б) многие из них имеют от одного до нескольких тысяч филиалов и фронтовых организаций, которые обладают самостоятельной динамикой роста и при общем статистическом расчете членства должны учитываться как самостоятельные единицы;

в) некоторые из них действуют более 100 лет;

г) многие имеют мощную финансовую основу и базу для распространения;

д) далеко не все люди в принципе могут быть завербованы в секту.

Если допустить, что НРД в большинстве случаев достаточно успешны и вербуют 90—100 % всех входящих к ним, то весь мир был бы завербован ими в течение одного десятилетия. Даже если предположить, что секты не слишком эффективны в вербовке новых членов и что все существующие НРД могут сохранять у себя хотя бы 30 % из всех входящих в группу, то к настоящему моменту в мире уже не осталось бы ни одного человека,

не являющегося членом той или иной секты. На основании этих и других данных ученые приходят к выводу, что 95—99 % всех людей, входящих в секты и культы, достаточно быстро их покидают. Менее одного процента людей остается в НРД после 3 лет участия в егс деятельности. Таким образом, высокий уровень конверсии в сектах и культах практически всегда сопровождается пропорциональным ему уровнем дефекции с периодически меняющейся незначительной разницей в доли процента в сторону увеличения либо уменьшения количества членов группы. НРД считается достаточно успешным в том случае, если ему удалось стабилизировать свой рост на уровне 2—3 % в год в течение нескольких десятков лет. Кроме того, НРД можно считать очень успешным, если каждый адепт сможет приводить ежегодно хотя бы одного нового последователя, который впоследствии не выйдет из организации. В реальности далеко не каждый член секты обладает необходимыми для вербовки новых членов способностями, опытом, личностными характеристиками. Часто им не удается завербовать вообще никого на протяжении всего своего пребывания в НРД. Представленное соотношение конверсии и дефекции снова ставит под вопрос степень обоснованности широко распространенного в обществе мифа о сектах и культах как успешных, беспроблемных, вербующих огромные массы последователей группах.

Нужно учитывать, что секты и культы на разных этапах своего развития могут иметь разный процентный прирост, который в самые лучшие времена их существования, как правило, это период их возникновения, ожидания конца света, успешно проведенных реформ и т. д., может достигать 20—40 % в год. В наихудшие моменты жизни группы: смерть лидера, внутригруппо-вые кризисы и конфликты, ведущие к распаду группы и т. д., соотношение конверсии и дефекции имеет отрицательные значения от —10 % до —50 % и более.

Учитывая количество людей, действительно нуждающихся при выходе из секты в помощи квалифицированных специалистов (священников, психологов, психиатров, социальных работников), можно прийти к выводу, что оно составляет менее одной тысячной процента от всех, кто вообще выходит из сект. Если бы хотя бы 50 % людей, выходящим из сект, нужна была квалифицированная помощь, то проблема дефекции из сект и культов стала бы одной из самых тяжелых социальных проблем совре-

менного общества, так как речь бы шла о сотнях миллионов во всем мире полностью дезориентированных в социальном плане людей и, порой, страдающих рядом психических заболеваний.

Однако для самих НРД высокий уровень дефекции и конверсии далеко не всегда представляет собой однозначно негативный момент. Очевидно, что для клиентурных культов нулевой прирост и дефекция, полностью уравновешивающая конверсию, является нормой, залогом успеха и основой существования, а не отклонением от нормального развития группы. Однако даже секты и культы, имеющие институт постоянного членства, могут получать определенные выгоды от постоянной ротации членства. Так, Бенжамйн Цаблоки попытался выявить функциональную значимость быстрой смены членства для группы в целом136. Ученый выделил пять негативных и позитивных функций, которые высокая текучесть кадров может исполнять в разных НРД. Согласно Цаблоки, высокий уровень дефекции может стать:

1) главной причиной и основной движущей силой к распаду НРД;

2) долгосрочной альтернативой распада в тех группах, которые не способны поддерживать высокий уровень вовлеченности адептов в деятельность своей организации. В этом случае предполагается также высокий уровень конверсии;

3) средством фильтрации и отбора индивидов, способных к длительному участию в деятельности группы;

4) способом улучшения экономического состояния группы, так как каждый новый член организации всегда приносит с собой больше финансов и имущества, чем уносит обратно в случае дефекции. Сюда относится также добровольная бесплатная работа новообращенного на группу;

5) средством поддержания внутригруппового этоса всеобъемлющей любви и полной непривязанности к конкретному индивиду, осуществляющейся при бескомпромиссном отвержении уходящих из НРД старых членов и столь же бескомпромиссном мгновенном принятии новых последователей.

136Zablocki В. Alienation and Charisma. A Study of Contemporary American Communes. New York & London: The Free Press & Collier Macmillan Publ., 1980. S. 154—156.

10. ЛИДЕРСТВО В НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЯХ

Место и роль основателей и лидеров в структуре НРД, степень их влияния на внутригрупповые процессы и в первую очередь на своих последователей, сам феномен и источник их власти над людьми, харизма и ее составляющие стоят в центре внимания исследователей лидерства в сектах и культах.

Как и в случае с определением понятия «секта», так и в вопросе изучения лидерства сектоведение находится под мощным влиянием работ Макса Вебера. Именно Вебер определил основные темы и направления развития исследований в этой области, сведя проблему лидерства в НРД к феномену харизмы. К трем наиболее активно обсуждаемым в течении всего XX в. темам относятся:

а) определение понятия харизмы и его структурных составляющих;

б) анализ соответствующих харизматическому лидерству форм социальной организации и структуры НРД;

в) анализ процесса рутинизации личной харизмы и возникновения институализированных форм харизмы.

Харизматическое лидерство. Макс Вебер выделял в качестве двух основных характеристик личной харизмы: а) необычные свойства, качества и способности человека; б) признаваемые в качестве таковых его окружением, одаряющим его в соответствии с ними особыми полномочиями и правами. Оригинальные воззрения и необычные индивидуальные характеристики человека воспринимаются его социальным окружением как нечто особенное и экстраординарное, им приписывается божественное, сверхъестественное происхождение, и человек наделяется в соответствии с этим властью. При этом потенциальный харизматический лидер вынужден балансировать между уклоном в абсолютную оригинальность и неповторимость и привычной традиционностью своих идей и индивидуальных качеств. В первом случае ему грозит социальная изоляция. Он будет не понят и не признан из-за слиш-

ком большой «специфичности» и полностью чуждой его окружению «оригинальности» его идей и личности. Во втором случае он сам, его идеи и индивидуальные свойства будут не настолько важны, интересны и новы, чтобы вызвать к ним внимание в обществе и пробудить новое религиозное движение137.

Впоследствии сформировались три традиции в разработке понятия «харизма». Каждая из них в той или иной мере заимствовала определение Вебера, претендуя при этом на полное преемство в этом вопросе от великого ученого.

В рамках первой традиции феномен харизмы полностью сводится к индивидуальным качествам и способностям индивида. Все определения харизмы полагают ее как набор личностных психологических характеристик харизмата, благодаря которым он обладает необычной способностью влиять на людей и пробуждать у них личную привязанность и уважение138. Соответственно основная проблема сводится к поиску и выявлению этого «индивидуального харизматического набора» характеристик. Нарциссизм, самоуверенность, целеустремленность, непосредственность, граничащая с фамильярностью и наглостью, независимость и любовь к риску, экспрессивность, театральность и драматичность, фанатичная привязанность к символам и собственным идеям, поверхностность мысли, нелогичность и целый ряд других качеств наиболее точно соответствуют, по мнению представителей этой традиции, психологическому портрету харизматического лидера. Кроме того, предполагается, что большинство обладателей личной харизмы имеют богатый опыт общения с людьми и участия в других религиозных организациях.

В границах второй традиции утверждается, что феномен харизмы нельзя определить через набор каких-либо психических или физических характеристик индивида. Харизма понимается, прежде всего, как явление интерсубъективное, определяемое исключительно через особую структуру социальных отношений. Последняя включает в себя процесс социального признания и

1S7Waddell R. G. Charisma and Reason: Paradoxes and Tactics of Originality // A Sociological Yearbook of Religion in Britain. 1972. Vol. 5. S. 1—10.

138См. напр.: Stark R, Bainbridge W. S., Lynne R. The Arithmetic of Social Movements: Theoretical Implications // R. Stark, W. S. Bainbridge. The Future of Religion. Secularization, Revival and Cult Formation. Berkeley: University of California Press, 1985. S. 346—365; Oakes L. Prophetic Charisma. The Psychology of Revolutionary Religious Personalities. Syracuse: Syracuse University Press, 1997. 246 s.; Хоффер Э. Истинноверующий. Минск: ЕГУ, 2001. С. 131—134.

почитания какого-либо индивида в качестве человека с экстраординарными способностями, наделяющими его правом обладания властью над последователями189. Харизматический лидер для осуществления своей власти нуждается в постоянном процессе лодтвержде. ия своих полномочий со стороны последователей, в полной зависимости от которых он находится. Иначе говоря, харизма социально конструируется и при этом не важно, обладает ли харизматический лидер в реальности какими-либо особыми качествами или нет. Важен сам факт присутствия и постоянного поддержания особого отношения к нему со стороны окружающих. В этой традиции утверждается, что харизма может существовать лишь в виде харизматического движения.

В третьей традиции, которая вероятно наиболее полно отражает позицию Вебера, постулируется полная зависимость феномена харизмы как от индивидуальных характеристик индивида, так и от их подтверждения и признания его социальным окружением. Утверждается невозможность сведения феномена харизмы только к одному из двух полюсов. Типичным представителем этой традиции является Арчи Смит со своей теорией возникновения лидерства в НРД140. Согласно Смиту, наделенный определенными талантами лидер группы предлагает своим последователям целый набор не слишком серьезных и не глубоко разработанных идей, норм и правил поведения. Последователи принимают их и одновременно учатся реагировать на парадигму общения, устанавливаемую лидером так, как он этого хочет. Лидер постепенно усиливает свои претензии, усложняет учение, делает более строгими правила и т. д. Видя, что нововведения принимаются его последователями, он все более уверяется в их правомочности и собственной избранности. Лидер провозглашает себя Богом, и члены группы принимают его новый образ. Весь процесс развивается в течение продолжительного периода времени и практически неосознанно. Лидер попадает в тиски созданного им же образа, становится источником и жертвой собственного процесса обожествления. Последователи снова и снова добровольно подтверждают и признают свою зависи-

139См. напр.: Bradley R. Т. Charisma and Social Structure. A Study of Love and Power, Wholeness and Transformation. New York: Paragon House, 1987. S. 49—72; Wallis R. The Social construction of charisma // Social Compass. 1982. Vol. 19:1. S. 25—39.

ыо Smith A. We Need to Press Forward: Black Religion and Jonestown, Twenty Years Later. По материалам URL: http://jonestown.sdsu.edu/About Jonestown/Articles/smith.htm по данным на 2005.03. S. 16.

мость и подчиненность лидеру. Лидер и группа совместно конструируют и конституируют друг друга.

Харизматическое лидерство может лежать в основании как культов, так и сект. Харизматические лидеры постоянно возникают также в границах традиционных религий мира и значительно, порой радикально влияют на ход их развития. Деятельность харизмата, работающего в общих границах традиционной религии и полностью посвящающего себя ее благу, несмотря на внесение некоторой хаотичности в его непосредственном окружении во время его жизни, в долгосрочной перспективе всегда будет способствовать укреплению, «оживлению» и обновлению религии. Харизматический лидер, появившийся в традиционной религии, но не связанный твердым желанием работать на нее, станет в большинстве случаев причиной появления новой секты. Присутствие харизмата в любой группе всегда характеризуется высоким уровнем ее напряженности с окружающей социокультурной средой.

Вне зависимости от того, как конкретно личная харизма определяется, ученые более или менее едины в описании характеристик групповой структуры и межличностных отношений, ее сопровождающих и поддерживающих141. В качестве таковых выделяются следующие:

• подвижная, нечетко фиксированная внутренняя структура группы, выстраиваемая и регулярно изменяемая по усмотрению лидера. Назначение и снятие с различных постов происходит вне зависимости от реальных знаний, умений, навыков и опыта кандидатов, но по желанию лидера;

• лидер сам принимает участие в рекрутировании последователей и развивает с ними высоко личностные отношения;

• последователи НРД выражают приверженность в первую очередь не вероучению или культовой практике группы, но ее лидеру.

141 Bird F. Charisma and Leadership in New Religious Movements // The'Handbook on Cults and Sects in America / Ed.: D. G. Bromley, J. K. Hadden Greenwich-London: JAI Press inc., 1993. Vol. 3. Part. A. S. 75—92; Gebhardt W. Kirche zwischen charismatischer Bewegung und formaler Organisation. ReligiOser Wandel als Problem der soziologischen Theoriebildung // Institution, Organisation, Bewegung. Sozialformen der Religion im Wandel. Hrsg.: M. Kruggeler, K. Gabriel, W. Gebhardt. Opladen: Leske+Budrich, 1999. S. 101—119.

По конкретной форме своего воплощения выделяются следующие типы харизматических лидеров с наиболее характерными для них формами НРД142:

мудрец — интерпретирует уже существующие и открывает новые знания (секты, культы);

посредник — распространяет уже существующую религиозную традицию (секты);

предсказатель — интерпретирует и предвещает будущее, как правило, грядущие катастрофы и концы света (культы);

пророк — возвещает новые откровения либо от своего лица, претендуя на собственную божественность, либо от лица Бога (культы);

реформатор — видоизменяет и реформирует существующую религиозную традицию (секты);

святой — обучает практике изобретенных им новых либо развитых им старых техник духовного развития, самосовершенствования и самопознания (секты, культы).

Рутинизация харизмы. Вебер подчеркивал глубокую, внутреннюю неустойчивость харизматического лидерства и разработал в соответствии с этим теорию «рутинизации харизмы». Ученый утверждал, что с момента полагания харизмы в виде какой-либо социальной структуры, даже очень подвижной, сама харизма в чистом виде начинает умаляться и исчезать, т. е. начинается процесс рутинизации харизмы. Появление любых форм структуры неизбежно начинает оказывать давление на харизму и все движение в целом в сторону их всесторонней институализации. Увеличение строго фиксированных норм и правил, рационализация структуры в целом и отдельных структурных взаимосвязей в частности значительно упрощает управление организацией, повышает ее шансы на выживание в долгосрочной перспективе, открывает возможность планирования ее развития, уменьшает напряжение с окружающим обществом и т. д. Постепенно происходит радикальная трансформация всех сторон ее жизнедеятельности и замена личной харизмы, так называемой институализированной харизмой.

Сопротивление процессу рутинизации практически всегда приводит к распаду харизматического движения сразу после смерти его лидера или, не редко, еще при его жизни. Поэтому в

ii2Wach J. Religionssoziologie. Tubingen: J. С. В. Mohr, 1951. S. 387—422; Bird F. Charisma and Leadership in New Religious Movements // The Handbook on Cults and Sects in America / Ed.: D. G. Bromley, J. K. Hadden. Greenwich-London: JAI Press inc., 1993. Vol. 3. Part. A. S. 75—92.

интересах самого харизматического лидера является обеспечение наиболее безболезненного начала процесса институализации харизмы и одновременно создание механизмов ее благополучного завершения после его смерти. Ради предохранения НРД от возможного раскола, харизмат должен определить себе наследника или заранее предусмотреть и утвердить механизм его избрания. Если этого не будет сделано или если наследство и механизм передачи власти будут определены не достаточно ясно, четко и однозначно, в организации начнется борьба за власть и правильную интерпретацию сказанного умершим харизматом.

Выделяется три наиболее распространенных типа институализированной харизмы, появляющихся на месте личной харизмы:

1) административная, или бюрократическая харизма. Передается по решению уполномоченного совета руководителей НРД одному из потенциальных кандидатов на основании оценки его личных качеств, знаний, умений, навыков и опыта, наиболее подходящих для руководства организацией;

2) наследственная харизма. Передается харизматом по наследству одному из членов семьи либо по его личному выбору и решению кому-либо из ближайшего окружения;

3) сверхъестественная харизма. Передается под «руководством» и при непосредственном «участии» духовных и сверхъестественных сил (например, механизмы признания очередного перерождения «кармапы» в тибетском буддизме и др.).

Представители институализированной харизмы любого типа вынуждены проводить ряд мероприятий и структурных изменений в организации, основная цель которых будет заключаться в искусственном поддержании «актуальности» новой харизмы. К таковым можно отнести:

• оформление момента принятия должности различными торжественными церемониями, инициациями, посвящениями, напоминающими силу изначальной личной харизмы и освящающими, легитимирующими нового индивида на новой должности;

• оформления самого места и должности специфическими символами и регалиями превосходства;

• прохождение специального обучения носителем новой харизмы, необычных испытаний, инициации, аскетических упражнений, создание особого этикета, окружающего роль институциализированной харизмы;

• основание, развитие и поддержание корпуса легитимирующих место институциализированной харизмы идей и смысловых

конструкций: сказаний, легенд, мифов, слухов, историй происхождения харизмы, канонических текстов и т. д., в которых она предстает единственной формой поддержания изначальной харизмы143.

Далеко не все существующие НРД основываются и руководятся харизматическим лидером. Высокий уровень напряжения с окружающим обществом может присутствовать также в группах, его не имеющих. До открытия этих фактов считалось, что именно рутинизация харизмы лежит в основании процесса трансформации сект и культов в деноминации и церкви. В настоящее время можно говорить о рутинизации лишь как об одной из возможных составляющих такой трансформации, характерной только для групп, имевших изначально харизматического лидера. Таким образом, в настоящее время исследования харизмы в сектах и культах начинает дополняться изучением иных типов, форм и структур руководства в НРД.

iiSGebhardt W. Kirche zwischen charismatischer Bewegung und formaler Organisation. ReligiSser Wandel als Problem der soziologischen Theoriebildung // Institution, Organisation, Bewegung. Sozialformen der Religion im Wan-del. Hrsg.: M. Kniggeler, K. Gabriel, W. Gebhardt. Opladen: Leske+Bud-rich, 1999. S. 101—119.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное учебное пособие рассчитано на ознакомление студентов с основами современного теоретического сектоведения. Так как пособие является лишь введением в предмет, в него включены наиболее важные темы и представлены только базовые теории, концепции и модели, объясняющие основные принципы функционирования всего многообразия форм нетрадиционной религиозности общества. Полный курс теоретического сектоведения включает в себя кроме представленных в пособии следующие темы:

• методология изучения НРД;

• членство в НРД;

• структура НРД;

• деньги и финансы в НРД;

• учение и ритуалы НРД;

• миссионерская деятельность НРД;

• образование и социализация в НРД;

• семья и семейные отношения в НРД;

• деструктивность и феномен «саморедукции деструктивности» в НРД и т. д.

Как и многие другие дисциплины, теоретическое сектоведение непропорционально развито в разных регионах мира. Так, безусловными лидерами в исследованиях в этой области являются Америка, Англия, Канада, Япония. В Азии, Западной, Центральной и Восточной Европе теоретическое сектоведение менее распространено, но там присутствуют значительные наработки в области практического сектоведения. Последнее занимается как изучением истории, учения и структуры конкретных сект, делая при этом особый акцент на выявлении в них уникальных и неповторимых элементов, свойств и характеристик, так и разработкой адекватной системы действий по отношению к сектам и культам для заинтересованных сторон (государственные, политические, общественные, религиозные организации, друзья, знакомые, родственники, коллеги людей, находящихся в сек-

тах). Соответственно под «сектоведением» в Восточной Европе наиболее часто понимается лишь практическое сектоведение, а теоретическое сводится в лучшем случае к небольшому введению в область практическую. Такое положение не адекватно отражает реальное соотношение и значимость обоих направлений сектоведения. Западные наработки в области теоретического и практического сектоведения включают в себя несколько десятков тысяч работ. Многие из них посвящены либо сектам и культам, действующим в том числе и на территории Беларуси, либо разрешению актуальных проблем сектоведения, представляющих большой интерес в том числе и для Беларуси. Именно поэтому критический анализ достижений западного сектоведения и оценка степени их применимости к белорусской специфике представляются важными задачами для белорусского теоретического и практического сектоведения. Решение этих задач, вне всякого сомнения, будет способствовать как укреплению и обогащению белорусского сектоведения, так и обеспечению самой возможности выхода его на мировой уровень с оригинальными отечественными разработками, основывающимися на изучении особенностей нетрадиционной религиозности в Беларуси.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...3

1. Сектоведение в современном мире...4

2. Ключевые понятия сектоведения...11

3. Классификации новых религиозных движений...25

4. Возникновение новых религиозных движений...36

5. Развитие новых религиозных движений...48

6. Миграция новых религиозных движений...63

7. Конверсия, вход в религиозную организацию...69

8. Дефекция, выход из религиозной организации...80

9. Соотношение конверсии и дефекции...87

10. Лидерство в новых религиозных движениях...94

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...101

В. А. МАРТИНОВИЧ

ВВЕДЕНИЕ В ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ СЕКТОВЕДЕНИЯ

ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ТЕОЛОГИИ БГУ

МИНСК БГУ 2008





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 592 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...