Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Город Асклепия и его трех театров



Скоростные автобусы доставляют туристов из Афин в Эпидавр – древнегреческий город, знаменитый гигантским амфитеатром. Из путеводителя путешественники узнают, что архитектурный шедевр, построенный в IV веке до н.э., вмещал 15 тысяч зрителей. Легко подсчитать, что это в восемь раз больше, чем московский Большой театр. Машина по узкому мосту пересекает Коринфский канал и выезжает на Пелопоннес. За окном субтропические пейзажи – виноградники, оливковые и фисташковые рощи, заросли олеандров. В древности эта часть полуострова называлась Арголидой.

Автобус тормозит перед рощей южных сосен. Туристов гурьбой ведут по тропинке вверх, и вот он – огромный амфитеатр. Наступает невольная тишина. Эти мраморные ступени, поднимающиеся к голубому небу, просто ошарашивают и завораживают. Их трудно пересчитать! И зарождается первое впечатление – из скалы руками каменотесов удалено все лишнее и образовалась чаша – ровный полукруг…

Гигантский амфитеатр в Эпидавре

Акустика в этом театре идеальна и неповторима. Хор и монологи артистов одинаково слышны как в первых рядах, так и в последних. Здесь представляли трагедии и пьесы Еврипида, Эсхила, Софокла, Аристофана, Менандра. Звучали и гекзаметры Гомера и острые басни Эзопа.

Гид впадает в патетику и вещает, что здесь многократно звучали слова Софокла из его трагедии «Антигона»:

Много в природе дивных сил.

Но сильнее человека – нет!

Сохранились сведения, что чудаковатый тиран Нерон, посетивший завоеванную Элладу, выступал здесь в качестве певца. Пел он по‑гречески, но собрать много публики не смог. Слушали его собственные легионеры и сановники из свиты.

После этого туристов сразу увозят в Коринф. Словом, посмотрели в Эпидавре архитектурное чудо древнего мира – и хватит.

На самом деле в этом городе, от которого остались пыльные руины, главным было совсем другое. Если зайти в местный археологический музей, то сразу у входа можно увидеть две одинаковые мраморные скульптуры старцев в длинной одежде. Лица их задумчивы, как и полагается мудрецам, понимающим свою ответственность. Но это один и тот же бог. Внутри главного музейного зала на застекленных стендах и просто на полках стоят десятки маленьких скульптур этого же бога. Все извлечено археологами из местной земли. И этот бог – Асклепий. Гид музея поясняет, что Эпидавр в древности был городом не муз трагедии и комедии, а святилищем всегреческого бога врачевания. В течение восьми веков он был знаменитейшим лечебным и курортным центром Эллады. И крупнейшим в тогдашнем мире. Амфитеатр – это лишь необходимый придаток ко всем видам лечебных учреждений. В честь Асклепия здесь возведены не только храмы и алтари, но и медицинские здания, гостиницы и общежития для пациентов‑паломников. Сейчас все это в руинах. Много накуролесили лихие римляне, завоевавшие Арголиду в 146 году до н.э. Через сто лет они опомнились и начали восстанавливать город и курортные зоны, добавив свои бани и ипподромы. Переименовать бога в Эскулапа они успели, а потом были вынуждены уйти на затяжные войны с галлами, готами, даками и прочими «варварами».

Греческие эпосы и народные легенды, записанные еще в конце XIX века этнографами, в том числе и русскими, не повествуют о гигантском театре как о главной достопримечательности Эпидавра. В них город воспевается как святилище бога Асклепия, который даже воздух сделал там целебным, не говоря уже об источниках минеральных вод. И работали в этом городе сотни опытных врачей, исповедующих целительные методы бога: от хирургов до глазников.

Доказали правоту легенд раскопки немецких археологов во второй половине XX века. Работали там специалисты из ФРГ и ГДР. Крупная экспедиция специалистов из Берлина в 1972 году работала среди руин города и открыла не только святилища Асклепия, но и лечебные здания и несколько тысяч мраморных и керамических табличек, содержащих слова благодарности за излечение богу Асклепию. Специалисты насчитали на них двести разных болезней. В местном музее есть табличка, на которой по заказу благодарной пациентки была изображена голова Асклепия и ее собственные глаза. Все понятно без слов – гречанка лечилась здесь у глазника.

Кстати, именно по таким табличкам установлены адреса счастливых посетителей Эпидавра – они приезжали со всей Греции, Фракии, Македонии, стран Малой Азии, Крита и даже Египта.

Но поразительно и другое. Оказывается, помогали богу не только местные врачи, но и астрологи. Да, да! До VI века до н.э. в этом медицинском комплексе процветали лавочки составителей гороскопов. Благоприятное время приема настоек, минеральных вод, массажных процедур зависело от положения звезд, планет, Луны и Солнца. Ничто не ново под Луной! Другой мистический компонент местной медицины – толкование снов. Этим занимались храмовые жрецы. Пациентов помещали в подвальный зал (абастон) и в прохладе и тишине оставляли на ночь. Если приснилась змея – добрый знак на быстрое излечение. Различные аспиды были символами целительной силы Асклепия.

Главной помощницей бога Асклепия была богиня Артемида, отвечающая за благополучное деторождение. Приезжали в ее святилища‑роддома со всей Греции. Были еще богини, покровительствующие гигиене, бодрости духа, миру в семье и благодати в природе. Да, древние греки понимали толк в экологии, свою курортную зону берегли. Вокруг Эпидавра делали лесопосадки, в городе разводили цветники, устраивали фонтаны с водой из минеральных источников.

Многих из этих богов и богинь вывезли в Рим солдаты римского консула Муммия. В столице империи не хватало площадей, чтобы ставить греческие мраморные шедевры по одному. Ставили шеренгами…

Итак, Эпидавр в ходе раскопок оказался не так прост, как может показаться с первого взгляда. Его скорее можно назвать академическим медицинским центром античного мира. И гигантский амфитеатр в нем не был главным сооружением.

Кстати, археологи ГДР нашли в руинах города второй амфитеатр, более скромных размеров. Руины его выглядят печально – каменные ступени частью разбиты, частью куда‑то пропали, а то, что осталось, заросло бурьяном и кустами. Сразу за бывшей сценой начинаются прозаические огороды и сады, пасутся козы и шныряют куры…

Ныне в этом окраинном районе древнего города работают греческие студенты, обучающиеся на археологов. Копают на добровольных началах, ибо у государства нет средств на изучение руин Эпидавра. Находки энтузиастов пополняют местный музей – тут и ритуальные статуэтки Асклепия, Артемиды и Зевса. Глава пантеона богов Эллады боготворил труды Асклепия, помогавшего здоровью как простых людей, так и греческих воинов, сражавшихся с персами, римлянами, скифами и дикими кочевниками из Малой Азии.

Молодые археологи со своими лопатами докопались и до квартала жилых домов и ремесленных мастерских. Нашли амфоры, двуручные кратеры, сосуды для лекарств и благовоний. Обнаружен и небольшой клад. На дне притоптанной ямки лежали десятки маленьких бюстов Асклепия из крепкого известняка. Это были сувениры, сделанные местными мастерами‑камнерезами. Вылечившиеся охотно увозили их домой. Кто‑то спрятал их от варваров, как и большую скульптуру Артемиды из мрамора, выкопав для нее глубокий горизонтальный ров. По пятнам на камне можно судить, что богиню бережно укрыли тряпками и кусками кожи.

Хирургические инструменты из раскопок в Эпидавре

Найден и другой клад – комплект хирургических инструментов в глиняном горшке: бронзовые ножички, пинцеты, скребки, зажимы. Их сразу же увезли в Афины в Национальный музей археологии как большую ценность.

Сами клады – это последствия набегов персов, диких франков, римских мародеров, османов. Да и византийцы не оценили Асклепия, признав его языческим идолом. Угас культ бога‑врачевателя – угасла и вся местная медицина, Эпидавр опустел…

А зачем городу два театра? На этот вопрос археологи отвечают, что в Эпидавре был еще и третий театр, но иного архитектурного вида. Он находился посредине между первым и вторым и был круглым в плане с купольной крышей. Остались от него кладка фундамента и подвальное помещение, засыпанное камнями. О назначении круглого здания специалисты еще спорят, единого мнения нет. Скорее всего – это одно из святилищ Асклепия, лечебника, где очищали от духовной скверны и психических недугов. Есть еще версия, что в этой постройке III века до н.э. пациентов лечили хоровым пением. Что касается подвала, то в нем были круглые ряды каменных скамеек. Быть может, там заседал консилиум врачей. Кто знает? Стародавние времена крепко держатся за свои тайны. Но вот в центре подвала сохранился каменный монолит, может быть, там был анатомический театр, а на скамьях восседали студенты‑медики, будущие служители Асклепия…

На греческом острове Эгина, где тоже было святилище Асклепия и свой лечебный центр, записана легенда, повествующая о том, что бог врачевания с особым расположением относился к врачам‑чудотворцам, которых в наше время назвали бы экстрасенсами‑целителями. Ученые не исключают, что в круглом театре в Эпидавре могли давать сеансы маги и кудесники, наделенные от природы силой благоприятного воздействия на недуги других людей.

Словом, назначение третьего театра вполне могло быть многоцелевым. Гипотезы еще кипят, но, к сожалению, реставрация разрушенного здания еще не начиналась. Будем ждать и надеяться!

В путеводителях по Арголиде Эпидавру посвящена одна страница, и вся она занята восхвалением неподражаемого по размерам и акустике амфитеатра. Ни второй, ни третий театр не упоминаются. Нет слов о святилищах Асклепия и больницах при них. Но туристические фирмы можно понять – руины города Асклепия унылы и бесхозны, вековой пыли на них тонны и тонны, а внешний вид – сплошной хаос. Поэтому иностранцам лучше показывать то, что хорошо сохранилось и удивляет своими масштабами и мистической красотой. А сохранился театр только потому, что после распада города ступени трибун были занесены пылью с окрестных холмов. В XIX веке амфитеатр был похож просто на вогнутый склон огромного холма.

Руины дворца Максимиана

В одной немецкой книге о древностях Пелопонеса мне удалось прочитать, что в Эпидавре обитало около 10 тысяч человек. При этом 80% – это рабы, домашние слуги, огородники и ремесленники. Кто же посещал театры, если рабам и рабочему люду доступа туда не было? Интересный вопрос, не правда ли? Загадку можно прояснить в Афинах в Национальном музее, где есть отдел находок из Эпидавра. Квалифицированные гиды, ссылаясь на труды немецких историков древнегреческой культуры, приводят мнение философа Ницше. Он считал: окружающий мир для эллина был мистическим и угрожающим. Отсюда и изобилие богов и полубогов, защищающих от злых духов и слепых сил природы, от чудовищ из болот и лесов. Кроме того, греки боялись нашествий диких племен извне и своих рабов изнутри. И грек устремлялся в театр на мистерии и на мифы, изложенные драматургами. Репертуар чаще всего был патриотическим и оптимистическим. Пьесы подбирались и исполнялись так, чтобы привести зрителей в экстаз и тем самым успокоить, отвести от страшного хаоса жизни. Представления были культовыми, ритуальными, всегда с огромным подтекстом – от упоения страстями до радости от побед богов и полубогов над чудовищами. От радости за дела героев‑патриотов происходило укрепление духа. Публику привлекала та часть зрелища, которая давала надежды, возможность избавиться от суеверных страхов и сомнений, зарядиться жизнестойкостью мифических персонажей и национальных героев.

Все это прекрасно понимали великие древнегреческие трагики и комедиографы. Они тонко знали свое дело – давали зрителям жизненные силы, веру в гармонию и освобождение от ужасов, загнанных до этого в глубину подсознания. Для этого и артисты играли вдохновенно, чтобы привести публику в состояние катарсиса. Великий Аристотель считал, что катарсис от произведений искусства на сцене – это очищение духа, успокоение, излечение внутренних недугов.

И все становится на свои места. Три театра в городе Асклепия – не случайность. Подлечив раны, болячки и воспалительные процессы, паломники устремлялись на мраморные трибуны для духовной помощи. Несомненно, среди служителей Асклепия был совет по репертуару. Страждущих было так много, что одного гигантского амфитеатра не хватило бы. И три разных театра – это разные спектакли и разная публика, подбираемая врачами.

Древние греки во всем любили гармонию, логику и порядок.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 316 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...