Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Концепции культуры в системе современного культурологического знания: культура как «символическая вселенная» (Э. Кассирер)



Семиотический подход (научный термин семиотика происходит от греческого слова “semeion”, что в переводе звучит как “знак”. Следовательно, семиотика – это наука о знаках). Рассматривает культуру как систему символов или знаков. Здесь особый интерес представляют труды Э. Кассирера.

Эрнст Кассирер (1874-1945) - немецкий философ, автор монументального труда «Философия символических форм» (1923- 1929), один из наиболее ярких представителей символической концепции происхождения культуры - культурологической теории, рассматривающей человеческую культуру как синтез разнообразных символов.

Основой своей концепции культуры он делает человеческую способность к массовой, систематической и постоянной символизации. Истоки культуры он ищет в способностях человека «творить» некий искусственный мир, обозначая реальность определенными символами. Язык, письменность, наука, искусство, религия, мифы и т.п. являются составными частями символического круга, в котором живет и страдает человек. То обстоятельство, что человек, в отличие от животного, существует в созданной им самим символической системе, и составляет специфику его жизни. По сравнению с другими живыми существами человек находится как бы в другой действительности, живет не просто в физической, а в символической Вселенной. Язык, литература, искусство, религия, все наши духовные проявления - части этой Вселенной. Они сплетаются в плотную символическую сеть, которая порой заслоняет от нас реальность. Весь наш духовный прогресс в мысли и на практике делает эту сеть все более сложной и непроницаемой для здравого смысла естественного человека. Отсюда огромная разница в восприятии мира каким-нибудь европейским ученым и южноамериканским дикарем. Цивилизованный человек уже не может иметь дело непосредственно с вещами, а взаимодействует с ними не иначе, как с помощью искусственных символов. Исходя из этого, Кассирер предлагает называть человека не «мыслящим животным», а «символическим животным»,имея в виду тот очевидный факт, что у животного, в отличие от человека, нет внутреннего мира, нет воображения. В ответ на полную загадок и опасностей реальность человек как бы уходит в себя, в свою внутреннюю вселенную и живет там своими мыслями и идеями. А животное сделать этого не может, оно накрепко привязано к «здесь и теперь» и всегда ориентировано лишь на внешний и вполне реальный мир.

Направление символической школы,представители: Ф.Соссюр, Э.Кассирер, К.Леви-Стросс.

19.Концепции культуры в системе современного культурологического знания: культура как деятельность (Ильенков, Маркарян, Каган)

I вариант Деятельностный подход к культуре представлен в работах В. Е. Давидовича, Ю. А. Жданова, Е. С. Маркаряна, М. С. Кагана. М. С. Каган в книге "Человеческая деятельность: опыт системного анализа" выделяет в человеческой деятельности четыре элемента: субъекты деятельности, объекты, на которые она направлена, продукты деятельности, способы и средства ее осуществления. Культура - продукты, способы и средства деятельности, а общество - коллективный субъект этой деятельности. Общество - это не простое множество людей, а целостная система, в которой они объединены многообразными связями и отношениями (экономическими, политическими, правовыми, нравственными и др.).

К культуре Коган относит способы, средства и продукты деятельности. Деятельностный подход позволяет выявлять взаимосвязи между элементами культуры, представить культуру как целостную систему, показать источники и движущие силы развития культуры, ее противоречия. Одним из главных противоречий – противоречие между стереотипической и творческой деятельностью. Стереотипы – это любые относит. устойчивые, повторяющиеся формы деятельности, кот. служат средством закрепления и передачи соц. опыта.

Основными видами стереотипа деятельности являются обряды, обычаи и традиции. Обряды – формализованные формы деятельности, символич. модели поведения. Обряды несут большую этетич. нагрузку, выступают формой эмоц. Отношения к миру, способствуют укреплению связей между людьми. К обрядам относятся ритуальные действия религиозного хар-ра, празднества, игровые действия, торжественные церемонии. Обычаи – это соц. значимые формы деятельности, благодаря кот. накопленный опыт передается от поколения к поколению. Обычаи действуют вне произвольной сфере, хотя в ряде регионов мира они регулируют и трудовые процессы. К ним относятся традиции трудовые навыки, формы поведения, жизн. уклад, воспитание. Традиции, в отличии от обычаев и обрядов, выступают в более обобщенной, интегрированной форме деятельности. Понятие традиции обозначает единый механизм аккумуляции и пространственно временной передачи соц. опыта. Первоначальный смысл этого слова «передача, предание» указывает на его устойчивость преемственность. Своеобразие традиций в том, что они поддерживаются силой общественного мнения, а не юридич. установками... Выступая как коллективная память, они являются важным элементом этнического самосознания.

Выход за рамки стереотипов, создание новых форм культуры, происходит в процессе творч. деят-ти. Главный критерий творчества – конечный результат, продукт обладающий новизной. Творчеством являются достижения, кот. вносят вклад в историю мировой культуры, но творчеством явл. и деятельность, в процессе кот. чел-к для себя открывает что-то новое или создает его, даже если это является общепринятым достижением культуры. Существует не только творческое производство, но и творч. Потребление.

Примером таких традиций являются философские традиции - материалистическая и идеалистическая. Они существуют еще с древности. С развитием философии изменялись, принимали разные формы, но сохраняли при этом свои основные принципы.

Таким образом, традиции и творчество диалектически взаимосвязаны. Традиции могут включать творчество в качестве момента. Творчество, в свою очередь, опирается на традиции, синтезирует все предшествующие достижения культуры. Новое направление в культуре может отказываться от одних традиций, но обращаться к другим. Например, Возрождение отвергло традиции средневековой культуры, но обратилось к более древним традициям античности. Авангардизм отказался от классических традиций, принципов реализма, но многое заимствовал из культуры Востока. Новое не может возникать вне преемственной связи с предшествующим.

II вариант.ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ.

Имеет два направления.

Первое характеризует культуру как универсальное свойство общественной жизни (В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, М.С. Каган, 3.И. Файнбург, Э.С. Маркарян и др.). Культура рассматривается как технологический аспект общественного процесса. Это способ человеческой деятельности, он состоит из сложной системы механизмов, выработанных внебиологически. С их помощью осуществляется активность людей в обществе, а также стимуляция, программирование и координирование этой активности. Представители Д. к. К. подчеркивают важную роль следующих свойств человеческой деятельности: 1) она является творческой и преобразовательной; 2) ее можно отождествить с производством, причем она носит не спонтанный (как у животных), а целеполагающий характер; 3) она социальна от начала до конца. Деятельность рассматривается в трех аспектах:

· с точки зрения субъекта деятельности (кто действует);

· участков приложения деятельности (на что направлена человеческая деятельность);

· способа деятельности (как осуществляется человеческая деятельность и образуется ее совокупный эффект).

Второе направление Д. к. к. (Э.А. Баллер, Л.Б. Коган, В.М. Межуев и др.) кладет в основу анализа культуры личностное становление человека. Критерием развития культуры выступает то, в какой мере человек развит в качестве личности. Теория культуры исследует не отношения между людьми по поводу опредмеченных результатов деятельности, например, товаров (как социология). Она анализирует преобразование самих индивидов в деятельности распредмечивания и опредмечивания.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1278 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...