Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Стиль. Мода. Вкус



Декоративность как качество произведения ДПИ проявляется многопланово - и во внутреннем значении (в единстве структурных характеристик - формы, конструкции, свойств материала, декора в самом произведении), и во внешнем (в его единении с архитектурной, природной, социально-культурной средой). Декоративный предмет имеет ограниченные контуры своего физического тела и занимает оп­ределенное место в пространстве, становясь в свою очередь декора­тивным элементом более крупного объекта. Будучи пропорционально и стилистически выстроенным в соотнесенности с окружающей сре­дой (с пропорциями и декором интерьера, фасада здания, природного окружения), предмет обретает особое декоративное качество - ан-самблсвость (от фр. ensemble - вместе). Взаимная согласован­ность, гармоничное единство всех элементов в произведении и самого произведения с окружающей средой повышает его художественность. Ансамблевость группы разнофункциональных предметов (например, в чайном сервизе - чайник, чашки, сахарница, конфетница и пр.; в чугунном каминном наборе - щипцы, кочерга, лопатка; в мебельном гарнитуре - стол, стулья, шкаф, зеркало и пр.) определяет их внут­ренняя художественная общность, возникающая в единстве принципов формообразования и декорирования предметов, их «семейное родство».

Объединяющие признаки организации ансамбля предметов (или архитектурных сооружений) могут выступать и как основа для форми­рования художественного стиля, как стилсобразующие признаки. Стиль (отлат. Stilus - склад речи, слог, манера письма) - устойчи­вое единство художественной образной системы, выразительных средств искусства, сумма устойчивых признаков, характеризующих образную и формальную структуру, свойственную искусству той или иной исторической эпохи (романский, готика, барокко, классицизм, модерн и т. д.).

Стиль - это крупное явление культурной жизни, это - некая целостность в художественно-практической жизни людей в опреде­ленном историческом времени и пространстве. Зарождение, развитие и особенности стиля обусловлены определенными эпохами и периода­ми исторического времени, определенными естественно и историче­ски сложившимися условиями жизни и творчества людей в регионе. Это нахождение и установление единых подходов к творчеству, единых принципов работы с материалом, общего языка, общих предпочтений в характере форм и декора, общего миропонимания, общих эстетиче­ских, духовных, социальных приоритетов.

Сложившийся стиль устанавливает свои нормы в искусстве и вы­ступает как особая система внутренних связей между всеми сторона­ми художественного произведения: содержанием и формой, идеей, те­мой, сюжетом, пространственной конструкцией, колоритом, материа­лом, техникой, способами, приемами изготовления.

Каждый стиль имеет свои мягкие, гибкие временные границы на­чала и замирания. Смена стилей определяется логикой историко-ху-дожественпого развития и может происходить последовательно, но часто имеют место наложение и параллельность стилей во времени. Бывают и кризисные «бесстильные» времена, иногда происходит смешение стилей. В разных регионах складывались различные хроно­логии стилей.

Стиль имеет и свои пространственные границы, тоже очень под­вижные: от творческого стиля одного художника (например, керамика Ф. Леже, фарфор А. Щекотихиной-Потоцкой, гобелены А. Люрса, стекло Э. Галле, мебель Т. Чиппендейла, одежда Дж. Версачи и т. п.), стиля какого-либо регионального промысла (хохломская роспись, дымковская глиняная игрушка, касилинское чугунное литье, венеци­анское стекло, лиможскис эмали, ивановские ситцы и т. п.), нацио­нального стиля в искусстве ДПИ (болгарская, грузинская, гуцульская керамика, голландский фаянс, испанское стекло, французские гобе­лены, русские шпалеры и т. п.)до исторических стилей, обусловлен­ных характером эпохи (древнеегипетский стиль в ДПИ, античная бронза, древнегреческая керамика, древнеримское стекло, готиче­ские витражи, мебель барокко, классицизма, модерна и т. п.).

Пространственные границы стиля могут не совпадать с временными, и родственные стили в художественной жизни разных стран могут вызревать в разное время. Так, например, классицизм в разных стра­нах и в разные периоды XVII, XVIII, XIX столетий имел существенные различия. Немецкое барокко отличается от итальянского, свои отли­чительные особенности есть и у русского и украинского барокко.

Не существует «хороших» или «плохих» стилей. Всякий состояв­шийся стиль уже оправдал себя тем, что возник как культурная необ­ходимость и существовал как историческая реальность. Личное согла­сие зрителя с теми или иными культурно-стилевыми системами миро­восприятия и миропонимания, принятие или отрицание характера формальных элементов стилевого языка устанавливает личную оцен­ку каждому стилю. Кому-то нравится пышность барокко и оставляет равнодушным строгость классицизма, другому импонирует интеллек­туальность классицизма, но раздражает эклектика историзма, третье­го пленяет пряность ориентализирующих стилей и не нравится эсте­тика ампира и т. д., и это непременно скажется при восприятии кон­кретного предмета, несущего в себе те или иные стилевые признаки.

В эпохи сложившихся стилей в лучших произведениях ДПИ дос­тигалась органичная взаимосвязь внутренней и внешней сути декора­тивности. Произведения ДПИ, созданные в ансамблевом единстве для стилистически целостного архитектурного пространства (дворцо­вых или храмовых комплексов), являются органичными элементами этой художественной среды, неотъемлемой частью единой системы, отражая в себе все стилеобразующие признаки в принципах формо­образования, в характеристиках формы, в характере декора. Даже бу­дучи изъятыми из этих ансамблей, они представляют собой их стили­стические модели.

Знание стилевых особенностей позволяет зрителю атрибутиро­вать вещь, определить ее историческую и культурную принадлеж­ность, художественную ценность.

Бытование таких произведений в новой среде (музейно-выставоч­ных экспозициях, на полках антикварных магазинов, в современных жилых и общественных интерьерах) изменяет их декоративную функ­цию, подчиняя ее новым условиям восприятия. Так, например, ста­ринная вещь, помещенная в современный интерьер, из рядовой в ста­ром ансамбле превращается в особенную, ценностно выделенную, часто домипируюигую. Утрачивается ее внешняя ансамблевость и по­вышается самозначимость при стилевой согласованности («стилевой чистоте») всех ее внутренних составляющих.

Декоративная функция произведения ДПИ не только расширяет его зрительные, пространственные границы, но и обогащает его художественное содержание, усиливает его идею, раздвигает временные границы его понимания. Зрителя волнует не только то, что видно сей­час, но и то, что могло происходить при создании произведения, при его приобретении, то, чему оно посвящено (событие, человек, сю­жет), или то, какое отражение в его образе нашли прошлые эпохи, стили, орнаментальные мотивы, какова его этнокультурная принад­лежность. Интересно, что при восприятии старинных вещей начинает срабатывать фактор исторического времени, который сильно коррек­тирует эстетические оценки. И те вещи, которые прежде могли счи­таться сугубо утилитарными, нехудожественными, обретают некую художественную образность, становясь памятниками-символами сво­ей эпохи, своего времени. Восприятие их рождает более глубокие и широкие смысловые и образные ассоциации, происходит смещение акцента с их устаревшей утилитарной функции на декоративную, пре­образованную духовными переживаниями обращения к историческо­му наследию. Произведения искусства прошедших эпох являются свидетелями и представителями прошлого, и в культурпого-историче-ском плане служат его изучению и пониманию, приобщению к истори­ческому потоку времени, расширению исторического знания, включая знание о своем времени, о значении старины для всего современного и нового, влияя на оценку этого нового. Очевидно, в этом кроется и сек­рет страсти к коллекционированию старинных вещей.

Особенно сильным корректором восприятия произведений ДПИ является главенствующая в данный момент МОДА, которая опреде­ляет вкус сегодняшнего времени.

По контрасту со стилем, развивающимся и устанавливающимся как общекультурная система в течение довольно длительного време­ни, мода является формой эстетической организации материальной жизни в конкретный, очень короткий исторический момент. Именно материальные формы творчества людей наиболее подвластны влия­нию моды - это мода на определенную форму одежды, ювелирных украшений, посуды, мебели, транспорта, оформления интерьеров ит. д.

Начинаясь как действие творческое, оригинальное, революцион­ное, отрицающее существующие идеалы и нормы, мода быстро осваи­вается людьми в их стремлении выйти на передовые рубежи цивили­зации и сравняться с ее лидерами. Однако элементы, вошедшие в моду, при многократном повторении быстро теряют свою оригиналь­ность, становятся общим стандартом и сменяются новыми.

Главная задача моды - постоянно меняться, «ускользать» от людей, становиться недосягаемой, манящей за собой. Модные вещи стоят дорого, самые модные - еще дороже, не все могут себе позво­лить их приобрести и, как правило, создается и покупается много под­делок, суррогатов (от лат. surrogatus - заменитель, обладающий лишь некоторыми свойствами заменяемого объекта), а то и вовсе ка­рикатур на оригиналы. Все это делает моду явлением не культурным, а коммерческим, не столько художественным, сколько вкусовым (эсте­тическим), не духовным, а прагматическим (гр. pragma - дело). «Парадокс моды заключается в том, что творят ее художники, но нкционально она находится вне художественной коммуникации» В. Власов).

Довольно часто при создании модного образца художники пользу­ются образами, формами, опытом старых стилей, а их творчество за­кладывает основу новых модных тенденций, которые в дальнейшем могут стать источниками новых стилей. Но большинство некогда мод­ных вещей имеют короткую жизнь, быстро превращаясь в «мертвый экспонат истории цивилизации».

Однако модные тенденции захватывают людей очень сильно, ме­няя их отношение к вещам. Так, например, шляпка, украшавшая голову вашей бабушки и приводившая в восторг ее подруг и поклонни­ков, у вас вызывает смех своей вычурностью и кажущейся нелепо­стью. Вы сможете ее надеть, пожалуй, только на карнавал. Или еще один пример. Когда в 50 - 60-е годы XX столетия у нас в стране возобладала эстетика «современного» дизайна с идеей борьбы с излишествами в архитектуре и ДПИ, началось строительство плоскофасадных зданий, производство унифицированной стандартной мебели - фа­нерных стеллажей, стенных модульных шкафов, раскладных металли­ческих или прессованных пластмассовых столов и стульев и т. д. Люди выбрасывали на свалку старинные резные комоды, буфеты, кровати, карнизы для штор, рамы для картин (да и сами картины!) и прочие предметы старого быта, исключая их из своего личностного реестра ценностей. Только некоторые специалисты-музейщики, осознавав­шие их историческое и художественное значение, и пожилые люди, для которых эти вещи были дорогими спутниками их прежней жизни, сохраняли единичные экземпляры той мебели. Но уже в конце 90-х годов общественный интерес и художественные потребности снова обратились к прежней красивой и добротной мебели. Сохранившиеся предметы любовно реставрируются, дорого оцениваются при прода­же; налажено промышленное производство новоделов по старым об­разцам. Резьба, позолота, инкрустация, вставки эмалей, фарфора, бронзового литья вновь украшают и обогащают мебель. И еще о природе художественного образа. В восприятии произведения искусства, в определении своего от­ношения к нему и в его оценке главное зависит от личных особенно­стей и способностей человека, от его чувств. Чувства - это психоло­гический феномен, одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Они управляются потребностями и выделяют явления, отражающие ста­бильную мотивационную значимость для человека. Так формируются личные пристрастия, предпочтения, вкусы.

Хоть и существует расхожее мнение о том, что на вкус и на цвет то­варищей нет, тем не менее вкус есть свойство человека, и его культур­но-социальная жизнь определяет нормы его поведения в сообществе себе подобных. Эстетические и интеллектуальные чувства возникают в единстве с нравственными и обусловливают и обогащают друг друга. Художественные вкусы относятся к высшим эстетическим чувствам человека, предполагающим его осознанную или неосознанную спо­собность руководствоваться при восприятии объектов искусства обобщением своего эмоционального опыта, понятиями прекрасного. Художественный вкус человека формируется на конкретном истори­ческом (культурном и социальном) фоне, складывается из личных ду­ховных потребностей, мотивов, идеалов, норм поведения. Вкусы вос­питываются, меняются. Они, в свою очередь, определяют динамику и содержание ситуативных эмоций, форму оценок и поступков. По суж­дениям, оценкам, поведению человека можно судить о его вкусе.

Итак, вкус - это чувство меры и соответствия времени и про­странству, а точнее - ситуации, конкретному месту и моменту вре­мени. Вспомним известную эпиграмму А.С. Пушкина, которая может служить формулой безвкусицы поведения (невоспитанности): «...И прекрасны вы некстати, и умны вы невпопад». Даже такие неоспори­мые добродетели, как красота и ум выглядят нелепыми и могут иногда быть осмеянными, когда они неуместны.

Чувство меры (историко-культурной нормы, принятой человеком как личный идеал) дает зрителю основание утверждать, что данная вещь «вычурна», или «аляповата», или «недостаточно изящна», или «слишком груба», или «изысканно грациозна» и «гармонична» и т. п. Другие могут с ним соглашаться или аргументированно спорить. Мера и норма устанавливаются внутри каждого стиля, но они воспри­нимаются как абсолютные, когда в них найдено убедительное соответ­ствие, согласованность, гармония.

Мы можем сказать, что вещь безвкусна, если создатель не про­явил в пей своего чувства материала, не помог ему раскрыться в своей красоте, не смог добиться согласованности функционального смысла предмета и его композиционных элементов - размера, массы, силу­эта формы, цвета, декора, если ему отказало чувство меры и стиля. Мы можем сказать, что у человека не развит художественный вкус, если при определении своих симпатий он руководствуется критерия­ми, лишенными эстетического и нравственного переживания, ощуще­ния особенностей времени, и несоотнесенным с пониманием меры (нормы необходимой достаточности).

Итак, вкус - явление субъективное, но формируется оно в усло­виях общественной, социальной жизни и может иметь общие черты и соответствия в духовной практике разных людей. И все-таки именно индивидуальная природа вкуса влияет на характер формирования ху­дожественного образа произведения ДПИ в зрительском восприятии.

Эстетически ценностные категории у разных слоев населения раз­ные, и это также исключает абсолютный характер оценок, оставляя личности право на индивидуальные вкусовые предпочтения, которые также могут развиваться во времени и изменяться под влиянием мно­гих факторов.

Преобразовательная способность творческого мышления челове-г ка делает процесс восприятия искусства очень динамичным, от много­го зависящим, неожиданно меняющимся, поражающим открытиями, завлекающим тайнами и очень индивидуализированным. Однако, от­давшись чувственному восприятию произведений ДПИ, наслаждаясь красотой форм, материалов, декоров, можно помочь себе попытаться Глубже проникнуть в их суть, полнее познать их содержание, прибли­зиться к истинному пониманию их достоинств, если руководствовать­ся знаниями законов природы этого искусства.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 896 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...