Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Словарь-путеводитель 2 страница. Отношение Агни Йоги к медитации неоднозначно: с одной стороны, она резко критикует все искусственные методы сосредоточения (концентрация на чакрах



Отношение Агни Йоги к медитации неоднозначно: с одной стороны, она резко критикует все искусственные методы сосредоточения (концентрация на чакрах, блестящих предметах, необычных запахах), предупреждает об опасности, к которым ведут медитативные методы, основанные на выделении астрального тела, подчеркивает малую эффективность для сегодняшнего дня всех приемов отключения и ухода от реальной жизни, к чему часто прибегала йога прошлого, а с другой стороны, настаивает на необходимости безмолвия, дисциплины мысли, пробуждения, расширения и утончения сознания, развития психической энергии, тренировки внимания, способности к визуализации, что невозможно без применения медитативных методов, пусть и в новом преобразованном виде в соответствии с сегодняшними условиями. То непрерывное устремление к совершенствованию, о котором постоянно говорит Агни Йога можно рассматривать как разновидность особой сердечной молитвенной медитации с открытыми глазами, которая не только не уводит от жизни, но, наоборот, помогает выполнять все жизненные обязанности и виды деятельности наиболее внимательно и качественно. Потому в данном параграфе Учение дистанцируется от всех видов сидячих искусственных методов концентрации и сосредоточения, по сути говоря о медитации в действиях в условиях обычной жизни, представляющей собой "прямой путь совершенной правды, лишенной личного начала" и опирающейся на чувствознание, устремление к Иерархии, пробуждение центров чаши и сердца.

§ 158.… как библейская легенда о несгораемых отроках… – Имеется в виду эпизод из книги пророка Даниила (3, 1-30): товарищи Даниила, три иудейских отрока, преданные своей вере, были по приказу вавилонского царя Навуходоносора ввержены в огненную печь, однако сила молитвы и вера спасли их – они пели и молились даже в огне и остались невредимыми.

§ 161.… Карма Йога имеет много сходства <…> Раджа Йога, Жнана Йога, Бхакти Йога – все они оберегаются от действительности… – Карма Йога – Одна из важнейших йогических традиций Востока, предполагающая достижение нравственного и духовного совершенства при помощи бескорыстного выполнения долга и труда в обычной жизни. Путь отработки собственной кармы через альтруистическую деятельность считался наиболее подходящим для тех «людей», кто по своей природе не склонен к философскому умозрению (Жнана Йога) или мистическому самоуглублению.

Бхакти Йога – духовная традиция Востока, прежде всего Индии, видящая путь к божественному совершенству в следовании законам любви и зову своего очищенного сердца.

(О Раджа и Жнана Йоге см. ЗАЙ § 28.)

§ 163.… когда будет понято преимущество уплотненного астрала… – Уплотненный астрал (астральное тело) – новая оболочка человека, представляющая собой более высокое звено эволюционного восхождения и отвечающая изменившимся космическим условиям. "Новое небо" и "новая земля" приближающегося огненного будущего планеты по закону выживания требует нового тела, более тонкого, чем физическое и более плотного, чем астральное. Создание такого уплотненного тела предполагает сочетание внутреннего духовного творчества человека с экспериментально-лабораторными изысканиями объективной науки.

§ 164.… жалобно воет белый Лобнор… – Лобнор – бессточное соленое мелководное озеро на Западе, в Китае, в Гималаях. В путевых дневниках Н. К. Рериха слово Лобнор встречается несколько раз.

§ 166.… Нередко в ханже узнается уродство Бхакти Йоги… – Имеется в виду, что скрытая принадлежность каждого человека к определенному духовному пути и виду Йоги при неправильной реализации приводит к искажению этой эволюционной тенденции. В данном случае ханжа как человек, принадлежащий к преимущественно эмоциональному психотипу, при неправильной внутренней ориентации низводит основы йоги любви до уровня лицемерия и дешевой сентиментальности.

§ 166.… Советую малую пранаяму утром… – Пранаяма (санскр., букв. смерть дыхания) – пятая ступень восьмиступенчатого пути Раджа Йоги, практикующая задержку дыхания и достижение волевого контроля над ним вплоть до полной остановки; упражнения в сознательном ритмичном дыхании, предполагающие замедление ритма, что способствует накоплению в человеке жизненной силы, праны.

Учение утверждает, что в условиях современного мира и особенно большого города не рекомендуется применение большой, длящейся в течение долгого времени, пранаямы. Допустима лишь малая пранаяма продолжительностью не более пяти минут.

§ 172.… Йог должен содержать в чистоте желудок и кишечные каналы, для чего одобрена лакрица и александрийский лист… – Лакрица (лакричник) – то же, что и солодка – род растений семейства бобовых. В народной медицине известно, что корень солодки (лакричника) может использоваться как легкое слабительное и отхаркивающее средство.

Александрийский лист (сенна) – листья некоторых видов растений рода кассия – кустарников или небольших деревьев семейства бобовых.

§ 181.… Сперва вспыхнут внутренние огни центров… – Центры, или чакры, находящиеся у духовно спящего человека в закрытом, или погасшем, состоянии, могут при пробуждении его сознания открываться, а затем воспламеняться, то есть начать отзываться на притяжение Высшего и воспринимать огненные энергии духовных миров.

§ 195.… Прикрытие огней центров пластинками сомы иногда необходимо… – Сома – согласно древнеиндийской мифологии, божественный напиток, дарующий бессмертие. Под пластинками Сомы в Агни Йоге понимаются совершенно неизвестные для земного человечества находящиеся в арсенале Великих Учителей особые психоэнергетические средства защиты – "сгущенные чехлы психической энергии", специально надеваемые Учителями на центры ученика в случае их преждевременного возгорания. Е. И. Рерих писала:

"Также Сома не есть эфирное тело. Сома есть тонкие секреции гланд, которые могут образовать как бы заградительную сеть для центров, потому при таком заграждении трансмутация центров может продолжаться. Но изоляция центров делает трансмутацию центров менее опасной. Ведь и под снегом ростки живут и растут. Даже самые чудесные ростки зреют под чистым снегом. Так Сома являет заграждение от пожара" (Письма, 1.8.34).

§ 201.… достоинство струн вины… – Вина – индийский струнный музыкальный инструмент с округлым корпусом из долбленого дерева или сушеной тыквы. Тембр звучания мягкий, богатый оттенками.

§ 205.… Огонь Ариаварта зажжется в глазах… – Ариаварта (Арьяварта) – "Страна Ариев", или Индия, причём лишь её северная часть, где поселилась первая волна более образованных, нежели туземное население, арийских племен. Е. И. Рерих писала об этом следующее:

"Ариаварта означает "страна Арийцев". Это древнее наименование Северной Индии, куда пришли и где основались первые выходцы из Средней Азии после гибели Атлантиды. Это наименование относится лишь к горным долинам среди гималайского кряжа, а не ко всем низинам Индии. Так, наш ашрам находится именно в древнейшей и наиболее священной Ариаварта. Огонь Ариаварта означает великий дух и потенциал этой нации, ибо арийцы-индусы называют себя также Ариаварта" (Письма, 1.8.34).

§ 211.… Матерь Друидов охраняла знание от извращения… – Матерь Друидов – Верховная Жрица друидического ордена, в обязанности которой входило поддерживание знания в первоначальной чистоте. В книге "У порога Нового Мира" содержатся сведения, позволяющие считать Матерь Друидов одним из воплощений Е. И. Рерих.

§ 211.… также Матерь Агни Йоги охранит Учение от злотолкования… – Матерью Агни Йоги Великие Учителя Востока Гималайские Махатмы называли Елену Ивановну Рерих, которая не только возвестила основы нового Учения, но и сама под их руководством прошла весь путь Огненной трансмутации центров (Письма, 8.IX.34).

§ 219.… Как можно назвать Агни йога? Конечно апологетом Истины… – Апологет (от греч. apologeomai – защищаю) – в раннехристианскую эпоху писатель, защищающий принципы христианства от критики нехристианских философов; ярый приверженец или последователь той или иной идеи, направления, социального устройства.

§ 220.… если они связаны с пробуждением Кундалини?.. – Энергия Кундалини (змей Кундалини) – согласно йогическим и тантрическим представлениям, мировая энергия ("сила Матери Мира", как называют её в Индии), относящаяся к Женскому Началу и дремлющая в основании позвоночного столба человека, будучи свернутой в три с половиной оборота. Сон Кундалини представляет собой Космическую Грезу, порождающую Мир Иллюзии, что приводит к превращению Единого Божественного Мира в мир множественный. На самом деле множественность существует лишь в сознании спящего человека (или человека со спящей Кундалини). При пробуждении этой энергии и поднятии её по центральному каналу позвоночного столба – сушумне – иллюзорный множественный мир растворяется, уступая место восприятию Единой Божественной Реальности. Традиционные методы пробуждения Кундалини включают в себя работу с позвоночником посредством асан, пранаяму и концентрацию на основании позвоночного столба. Агни Йога, подчеркивая исключительную роль Кундалини в процессе духовного восхождения человека, в то же время говорит о том, что центральное место в Новую Эпоху будет занимать центр Сердца.

§ 227.… для слабых духов увеличится опасность одержимости… – Понятие «одержимости» заимствовано Агни Йогой из христианства, но переосмыслено в новом ключе. Под «одержимостью» следует понимать особый вид тонкого психического и психоэнергетического заболевания, связанного с «пробоем» его защитной оболочки, потерей защитного иммунитета и способности по своему желанию управлять собственной волей. Это связано с внедрением в его ауру тёмной разрушительной воли какой-либо развоплощённой сущности, или существа, из тонкого мира. Учение объясняет эффектом одержимости многие виды психических заболеваний и указывает на широкое распространение одержания среди людей: более половины человечества в той или иной степени поражены этим недугом. Лечение от одержания, точнее его профилактика, – чистота сердца и устремление к Иерархии.

§ 228.… медиумы же, как ладья без руля… – Медиум – человек, в силу врожденной, иногда приобретенной (благодаря нездоровому образу жизни или увлечению магией) психофизиологической организации, склонный к неуправляемому общению с тонким миром, выходу в астрал, слышанию астральных голосов и т. д.

§ 229.… пользуясь <…> открытыми центрами Ур., мы рассмотрели… – Ур. – сокращенное Урусвати, что в переводе с санскрита означает "Свет утренней Звезды", а в данном случае – духовное имя Е. И. Рерих, данное ей Великими Учителями Востока (Письма, 8.IX.34).

§ 229.… Вот почему нужен горный город Знания… – Город Знания (Звенигород) – горный центр, или станция, изучения психической энергии – постоянно присутствовал в сознании Н. К. и Е. И. Рерих, положивших начало подобному городу основанием Гималайского Института «Урусвати». Вот что писала Е. И. Рерих по этому поводу: "Станция должна развиться в город Знания. Мы желаем в этом городе дать синтез научных достижений. Потому все области науки должны быть впоследствии представлены в нём. И так как знание имеет своим источником весь Космос, то участники научной станции должны принадлежать всему миру, то есть всем национальностям; и как Космос неделим в своих функциях, так и ученые всего мира должны быть неделимы в своих достижениях, иначе говоря, объединены в теснейшем сотрудничестве. Место станции избрано совершенно сознательно и обдуманно, ибо Гималаи представляют неисчислимые возможности во всех отношениях. Внимание научного мира сейчас обращено на эти высоты. Изучение новых космических лучей, дающих человечеству новые ценнейшие энергии, возможно только на высотах, ибо все самое тонкое, самое ценное лежит в более чистых слоях атмосферы.

Не являются ли горы величайшими магнитными станциями? Не следует ли исследовать магнетизм и электричество? Исследование магнитных токов не даст ли безопасность воздухоплавания? <…> Также разве не заслуживают внимания все метеорологические осадки, выпадающие на снежных вершинах и несомые в долины горными потоками? Для астрономических наблюдений условия здесь совершенно исключительные в близлежащем Малом Тибете, где легко можно иметь отделение главной станции. Геологически Гималаи также интересны, и пещеры их хранят не одну тайну для археологов, зоологов и антропологов".

В России Рерихи считали наиболее подходящим местом для основания горного города Знания Уймонскую долину на Горном Алтае.

§ 240.… Почему же от микрокосмоса не провести сопоставление с Макрокосмосом, помня все определения нерушимости духа, о которых говорит Бхагават Гита… – Микрокосмос – древнегреческое понятие, переосмысленное Учением и означающее индивидуальный мир человека, внутреннее строение которого содержит в себе целую вселенную, подобную большому мирозданию.

Макрокосмос – древнегреческое понятие, использованное и переосмысленное Учением и означающее весь проявленный космос в совокупности своих частей. Считается, что тонкий образ Макрокосма подобен строению человека, но бесконечно его превосходит размерами и многообразием.

Бхагават Гита (Бхагаватгита – "Песнь Господа") – одна из 18-ти Великих Пуран знаменитой индийской поэмы Махабхарата. Построена в форме диалога между пандавским князем Арджуной и Верховным Божеством Кришной. Её текст отличается необыкновенной поэтичностью и глубиной. Это "евангелие индуизма", священная книга Индии, на изучении которой воспитывались сотни миллионов индусов. По сравнению с более древними текстами утверждает новые религиозные идеалы и новую систему взаимоотношений человека и Бога, делая бульший упор на этику, долг и чувство всепоглощающей преданной любви.

§ 244.… Сущим во гробе живот даровал… – Основное пасхальное песнопение, возвещающее о Воскресении Христа.

§ 245.… От Радж-планеты до микрокосмоса закон один… – Радж-планета – королевская планета. Иногда Учение отождествляло это понятие с понятием «Раджа-Стар» (королевская звезда), представляющее собой вполне конкретное, хотя пока невидимое небесное тело, скрывающееся за Юпитером, которое проявится и приблизится к Земле лишь в решающий момент планетарных испытаний и катаклизмов.

§ 248.… Понимание разных языков происходит от восприимчивости того же гортанного центра… – Речь идёт об одной из семи чакр (центров) – шестнадцатилепестковом лотосе – вишудхе, имеющей физическую проекцию в виде щитовидной железы и отвечающей, согласно представлениям йогической оккультной физиологии, за процесс воплощения мысли в слово и, следовательно, за восприятие звуков и речи.

§ 254.… Делимость духа – есть посылка энергии… – Делимость духа – особое свойство высокоразвитого человека или духовного существа, заключающаяся в его умении разделять единую субстанцию духа на части, элементы или отдельные проявления. К ним можно отнести умение тренированного и продвинутого человека совершать посылки своей духовно-психической энергии в пространстве, в результате чего новорожденные частицы духа могут существовать в невидимом мире самостоятельно.

§ 264.… Однажды Он навестил Правителя Раджагрихи… – Раджагриха – столица государства Магахи, расположившегося в долине Ганга на территории современного Южного Бихара.

§ 266.… Снабжу их отражением, и пусть привыкают к своему облику… – Отражение собственного облика в зеркале традиция тайного знания воспринимала двойственно: с одной стороны, зеркальный образ самого мага мог служить объектом магических операций, с другой стороны, всегда имелась опасность, что отражение в силу своей иллюзорной природы способно сыграть завораживающую роль для того, кто стоит за ним. С этой оценкой зеркала связан и миф о Нарциссе, ослепленном собственным отражением, и тибетский буддизм с его идеей преодоления ради истины "образа себя" (аналога отражаемого в зеркале образа), а также представления современного мистического учения Карлоса Кастанеды о необходимости для ученика "разбить в самом себе зеркало самоотражения". Реальное зеркало способствует, таким образом, рождению зеркала сознания, являющегося узкой эгоистической призмой, искажающей истинное мировосприятие.

§ 277.… Неужели люди не замечают сгущения токов с года Земного Дракона?.. – Согласно тибетскому календарю, речь идёт о 1928 годе, с оккультно-эзотерической точки зрения очень важном для истории человечества и судьбы планеты. Понятие дракона символизирует тайну, препятствие, которое нужно преодолеть, ужасное чудовище, самость и, в то же время, является великим символом мудрости. Выражая эту, генетически наиболее близкую к Учению Агни Йоги, точку зрения, Е. П. Блаватская писала:

"В Вавилонских древних текстах его называют "покрытым чешуей" и на многих геммах связывают с Тиамат, морем. Часто упоминается "Дракон Моря". В Египте звезда Дракона (Полярная Звезда того времени) – источник связи с Драконом почти всех богов. Бел и Дракон, Аполлон и Пифон, Озирис и Тифон, Сигурд и Фафнир и, наконец, Св. Георгий и Дракон – все они одно и то же. Все они были солнечными богами, и где бы ни находили мы Солнце, мы найдем там же и Дракона как символ мудрости (например, Тота-Гермеса). Египетские и вавилонские Высшие жрецы – Иерофанты – называли себя "Сыновьями Змея-Бога" и "Сыновьями Дракона". "Я Змей, я Друид", – сказал о себе друид из кельтско-британских земель, поскольку и Змей, и Дракон олицетворяли Мудрость, Бессмертие и Повторное рождение. Как змея сбрасывает старую кожу, чтобы явиться в новой, так и бессмертное Эго сбрасывает одну личность, чтобы принять другую".

В данном параграфе Учения Дракон рассматривается в своем демоническом аспекте как символ самопожирания и привязанности к низшему.

§ 279.… Вы слышали легенду о нагревавшемся троне Индры… – Индра – в древнеиндийской мифологии считался богом грома, молнии, битвы, впоследствии став главой богов и одним из Хранителей мира – локапал (Письма, 15.11.34).

§ 287.… Махаяна так же относится к Хинаяне, как Буддизм к Веданте… – Махаяна (Большая Колесница) – северный буддизм, распространенный в странах, расположенных к северу от Индии (Китай, Тибет, Япония, Монголия). Идеалом Махаяны считается бодхисаттва – Мудрец, отказывающийся от Нирваны ради духовной помощи человечеству.

Хинаяна (Малая Колесница) – южный буддизм, распространенный в странах и регионах, расположенных к югу от Индии (Вьетнам, Лаос, Кампучия, Бирма, Цейлон, Индонезия). Идеалом Хинаяны признается Архат – совершенный мудрец, полностью отрешившийся от мира во имя конечного освобождения и достигший Нирваны.

Е. И. Рерих, написавшая, как известно, книгу о буддизме под псевдонимом Н.Рокотовой, утверждала по этому поводу следующее:

"Махаяна и Хинаяна – две основные школы Буддизма. Дословный перевод" Большая Колесница" и" Малая Колесница". Махаяна, или Большая Колесница, распространена на всем Севере, как то: в Тибете, в Монголии, среди калмыков, бурят; конечно, последователи этой школы имеются и в Китае, и Японии. Хинаяна, главным образом, распространена на Юге – в Цейлоне, в Индокитае; также имеются отделения и в Китае, и в Японии. Махаяна получила начало своё на юго-западе Индии во втором веке по Р. Хр.; основателем её был великий Учитель Нагарджуна. Почти одновременно, даже немного раньше, Учение это было введено на сев. – западе Индии Асвагошей, драматургом и отцом санскритской литературы.

Главное отличие Махаяны от Хинаяны в том, что первая, кроме Готамы Будды, признает Иерархию Света, возглавляемую многими Бодхисаттвами и Тарами. Среди этих Бодхисаттв, кроме Майтрейи, особенно популярны Бодхисаттва Ченрези, или тибетский Авалокитешвара (Покровитель Тибета), и Бодхисаттва Манджушри (Покровитель буддизма); конечно, имеются ещё многие другие. Среди Тар (женские Божества) самой высокой считается многоокая и многорукая Дуккар, её отождествляют с Матерью Мира (Лакшми и Кали Индии), а иногда с Белой Тарой. Также почитаются и Тара Желтая, и Тара Зеленая, названные так по цвету их лучей. Второе отличие состоит в том, что, в то время как Архат Хинаяны стремится к индивидуальному, личному спасению, Бодхисаттва Махаяны ставит своей целью спасение мира, ради которого он дает обет не вступать в Нирвану до достижения этой цели. Учение о Парамитах, или достижении Высшей Добродетели, особенно характерно для Махаяны.

Последователи Хинаяны, кроме Будды Готамы и одного Его Преемника – Бодхисаттвы Майтрейи, не признают никакой другой Иерархии. Само собой разумеется, они не признают и авторитета Далай Ламы и Таши Ламы. Имеются ещё небольшие разницы, но они не так существенны. Также правильно, что Хинаяна есть школа экзотерическая, тогда как Махаяна – Учение Эзотерическое.

Махаяна в Тибете подразделяется на две многочисленные секты: желтые шапки, или гелугпа, преимущественно распространенная в Тибете и Монголии, основателем её был великий реформатор Цонг-Капа в 14-м веке, и другая, более древняя, секта красных шапок, или ньин-ма; дугпа одно из подразделений её, они населяют весь Сикким и Малый Тибет; основана она была учителем индусом Падма-Самбхава. И Далай Лама, и Таши Лама, и все члены правительства в Тибете принадлежат к секте гелугпа.

Кроме этих двух сект, в Тибете ещё очень живуче самое древнее местное верование, известное под названием бонпо. Сейчас это древнее верование очень много заимствовало от буддизма. Но ламы бонпо, так же как и большинство лам красной секты, очень привержены к колдовству, самой грубой некромантии и тантризму" (Письма в Европу, 19.3.36).

§ 289.… Знак жизни – крест… – Крест – универсальный космический символ, ведущий своё происхождение с незапамятных времен. В наиболее общем значении крест представляет собой центр мироздания, символ пересечения духа и материи, пространства и времени, Неба и Земли. Сущность креста – единство и борьба противоположностей, соединение полярных начал. Крест – это всегда крест, это четыре райские реки. Олицетворяя собой принцип нисхождения духа в материю и, соответственно, равновесие духовного и земного мира, крест в то же время свидетельствует о неизбежности страдания, выступающего постоянным спутником воплощенного бытия. Присутствуя в символике практически всех мировых религий и духовных учений, крест чаще всего означал человеческую судьбу, которая в своей основе всегда драматична. В то же время крест тесно соотносим с символикой огня и Древом Жизни. Отсюда становится понятно, что наиболее известное значение креста связано с Христианством и идеей распятия (само слово «крест» в древнерусском языке произошло от имени Христа через заимствование из немецкого языка). Человек или Бог, принявший человеческую форму (что с метафизической точки зрения не играет роли), распятый на кресте жизни и висящий на нем, раскинув руки по сторонам, гибнет, чтобы посредством собственной смерти, подобно Фениксу, восстать из пепла и возродиться к вечному бытию. Агни Йога указывает именно на это значение креста, наиболее полно выражающее оптимистическую трагедию и мистерию человеческой жизни.

§ 295.… только бы выйти из лабиринта!.. – Лабиринт – древний сакральный символ, встречающийся по большей части в западной традиции. В наиболее общем виде означает разновидность запутанного пути. В буквальном смысле означает архитектурное сооружение особой конструкции, предназначенное для долгих блужданий по его усложненным и разветвленным внутренним ходам в поисках выхода. Лабиринты имели значение символов, олицетворяющих извилистый и трудный длительный путь инициации и постижения тайны. Древние литературные памятники зафиксировали существование пяти наиболее крупных лабиринтов – в Египте, Малой Азии, Древней Греции, однако, мелкие символы-лабиринты встречались и в Скандинавии, и на Востоке, и даже в Океании. Символика лабиринта при ясности своего основного значения многообразна и сложна – это возвращение к мистическому центру, утраченному человеком под действием притяжения периферии и внешнего мира, мистерия жизни и смерти, завершающаяся обретением бессмертия; жизненный путь и сущности сквозь мир иллюзий; проверка человеческой стойкости и находчивости; узел, подлежащий постепенной развязке; извилистая многотрудная судьба. Нередко символ лабиринта тесно связан с другими символами, такими, как, например, золотая нить Ариадны. Тезей древних греков, направляемый золотой нитью божественного устремления и чувствознания находит правильный выход и побеждает свою низшую природу в образе чудовища-Минотавра. Средневековые кафедральные соборы имели в качестве архитектурных элементов внутренние лабиринты, олицетворяющие путь в Иерусалим для тех верующих, которые не могли совершить паломничество в Палестину. Взгляд Агни Йоги на символ лабиринта ближе к восточному подходу, для которого лабиринт есть колесо сансары, движения по кругу без выхода. Учение видит в образе лабиринта символ запутанного и непросветленного человеческого существования при отсутствии перспективы, истинной цели и подлинного знания, превращающегося в тупик и западню. Подобную ситуацию Учение называет "ловушкой жизни", выйти из которой возможно, как свидетельствует данная шлока, лишь преодолев сомнения и выполнив приказ необходимости", что наполняет искателя находчивостью и помогает обнаружить спасительный выход.

§ 302.… ибо, как ртуть в стекле градусника, подымается столб энергии… – Речь идёт об энергии Кундалини, дремлющей в основании позвоночного столба, но в результате йогической практики поднимающейся по центральному каналу позвоночного столба – сушумне.

§ 304.… сам Шива… – Шива (др. – инд. благой, приносящий счастье) – в индуизме один из верховных богов, входящих вместе с Брахмой и Вишну в божественную триаду (Тримурти). Представляет собой начало, регулирующее мировой порядок посредством своего знаменитого танца, в котором он выступает как бог-разрушитель отживших форм мироустройства, тут же созидая миры более высокого качества. В представлениях о Шиве преобладают указания на разрушительный аспект его проявления. Шиваиты отождествляют Шиву с творцом мира. Шива рассматривается также как бог-отшельник, аскет, Владыка йоги (ему приписывается владение 84 миллионами асан), повелителем духов, демонов. Место обитания Шивы – легендарная гора Кайлас. В данной шлоке речь идёт о посвященном Шиве мифе, в котором он для спасения вселенной выпил яд мира. Тантрическая традиция видит в Шиве полюс Кундалини, т. е. чистый дух, Высшее «Я» человека.

§ 306.… Гиганты, держащие ношу, и Искупители, чашу приявшие… – Гиганты – здесь намек на образ Атлантов, держащих небо, миф о которых, согласно эзотерическим представлениям, содержит в себе знание о Великих Учителях человечества, чья благородная миссия на планете действительно подобна несению тяжкой ноши.

Под Искупителями Учение понимает высоких Духов, называемых в религиях Аватарами, или Богами, ради спасения человечества идущих на духовную жертву, символом которой является выпивание чаши с ядом. Ярчайшими примерами Искупителей Живая Этика считает Шиву и Христа.

§ 306.… Потому для Нас Искупители не скрыты золотыми ризами… – Риза – парчовое, тканое золотом или серебром одеяние без рукавов, верхнее церковное облачение священнослужителей.

§ 307.… Сатья Юга начинается со стихией огня… – Сатья Юга – в индуизме название Золотого века, который некогда уже был на планете и потому сохранил память о себе в мифах и легендах различных народов. Новая приближающаяся Сатья Юга не есть полная копия и воспроизведение прежней – все лучшие индивидуальные накопления человеческого духа во время данного цикла сохранятся и расцветут в будущем. Приближение пространственного огня к земле есть приближение Сатья Юги.

"Именно сейчас мы переживаем переходное состояние. Сатья Юга должна начаться с утверждением шестой расы, отдельные группы которой появляются на Земле, но истинное наступление Сатья Юги на нашей планете может совершиться лишь с очищением планеты от негодного материала и с появлением новых материалов. Как всегда, предвестники эпохи появляются много раньше, но материки, сужденные принять главный прилив монад шестой расы, могут уже являть признаки наступления Новой Эпохи" (Письма, 31.5.35).

§ 307.… приводят в действие неукротимую энергию Камадуро… – Энергия Камадуро есть символ подземного огня, отвечающего взрывом и катаклизмами на повышение концентрации ядовитых планетных газов.

§ 315.… Не утвердится нога человеческая на Моей Вершине. Не утвердится основа дерзания тёмного. Не удержится свет месяца, но луч солнца достигнет Вершины… – Е. И. Рерих так прокомментировала этот параграф:

"Вершина, упоминаемая здесь, есть вершина Эвереста или, как она называется по-тибетски, Джемо Канг-Кар – Владычица Белого Снега. Высочайшая точка на Земле, также и оба земных полюса имеют огромное значение в силу того запаса электромагнитных сил, которые собраны на них. Когда наступит критический момент – быть или не быть нашей Земле, эти точки будут иметь решающее значение в спасении планеты. Как Вы знаете, все попытки утвердиться на вершине Эвереста до сих пор не увенчались успехом и стоили уже немало жизней" (Письма в Европу, 27.11.37).





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 210 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...