Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Материалы



Прежде всего надо научиться ориентироваться в тканях, изучить возможности росписи по ним, их особенности и то, чего следует ожидать от того или иного материала. Традиционными для батика являются шелк, шелк‑понже, крепдешин, туаль, хлопчатобумажные и льняные ткани (ситец, репс, медаполам, батист, поплин, лен), органза, сатин. Все они разные – тонкие и более плотные, гладкие и чуть шершавые на ощупь, блестящие и матовые, но важно не только это, но и то, что они неодинаково впитывают краску – свойство, важное для батика. Хлопчатобумажные ткани отлично поглощают краску, и они действительно используются в этом прикладном искусстве, в частности для горячего и узелкового батика. Находят применение и более плотные ткани, такие как репс или поплин. Однако, чем ткань тоньше, чем реже переплетение волокон, ее образующих, тем процесс легче, а результат изысканнее, поэтому очень привлекательно смотрится роспись на маркизете, батисте, шифоне или мадаполаме.

Льняные ткани окрашиваются труднее; кроме того, на них нередко встречаются узелки, которые своей грубостью портят впечатление от работы.

Ткани, которые производят на основе растительных волокон, подвержены усадке при стирке. Но они растягиваются в меньшей степени, поэтому легко закрепляются на раме. Подобные ткани характеризуются наиболее древним – полотняным плетением (рис. 1), в котором нити основы и утка располагаются в шахматном порядке, т. е. вдоль ткани идут нити основы, а поперек – нити утка.

Рисунок 1. Полотняное переплетение нитей:

1) основа; 2) уток

Если вы решились на первую работу то именно с более дешевых и легких в работе хлопчатобумажных тканей и следуют начать. Когда вы вполне освоите азы этого искусства, можете переходить на более тонкие шелковые ткани, которые предпочитают профессионалы, любящие шелк за нежность, воздушность, блестящую поверхность, на которой эффектно переливаются и сочные, и пастельные тона. В отличие от хлопка на шелке краски смотрятся более насыщенно, они с легкостью растекаются и образуют изящные узоры. Удовольствие работать с таким материалом ни с чем не сравнимо.

Термином «батик» обозначают все виды росписи ткани, выполняемые вручную. Техника резервирования имеет древнее происхождение и была известна еще шумерам: до нас дошли египетские коптские ткани, датированные III–VII вв. н. э., на которых по красному и синему фону причудливо извивался белый рисунок.

Ассортимент шелковых тканей достаточно разнообразен, более того, все они по‑разному ведут себя при росписи. Из шелковых тканей с полотняным переплетением нитей для батика в большей степени подходят креп‑жоржет, крепдешин, креп‑шифон и туаль, хотя применяются и некоторые другие.

Креп‑жоржет (от франц. егере, от лат. crispus – «шероховатый, волнистый» + Georgette – Жоржетта де ла Плант, так звали модистку, жившую в Париже в XIX в.) и креп‑шифон (от франц. chiffon – «тряпка») – тонкие прозрачные ткани с характерной шероховатой поверхностью. Креп‑шифон растягивается по утку, что надо иметь в виду, прикрепляя его к раме; на его поверхность краски ложатся легко и ровно. Креп‑жоржет в этом отношении более сложный материал: его труднее натягивать, поскольку он тянется во всех направлениях – и по утку, и по основе; и краски он воспринимает чуть хуже.

Батик (от индонез. Ьа – «хлопчатобумажная ткань», tik – «точка, капля») в дословном переводе означает: «рисовать каплями на ткани». Современный батик сочетает в себе различные приемы, свойственные другим видам изобразительного искусства, – графике, акварели, мозаике, витражу.

Крепдешин (от франц. crepe de China – «креп из Китая») имеет более плотную мелкозернистую с блестящим отливом поверхность. Растягивается по основе и утку, но по сравнению с предыдущей тканью – менее значительно. Ткань хорошо воспринимает красители, поэтому удобна в работе.

Шелк‑понже (от франц. eponge – «губка») – разновидность полиэстра, имеет гладкую блестящую поверхность, хорош в работе.

Жаккард (по имени изобретателя ткацкого станка для узорчатых тканей Jozeph Marie Jacquard) применяется для росписи, но, поскольку отличается выраженным плетением, необходимо использовать пробный образец.

Чесуча (от кит. toudzy – «шелк‑сырец») представляет собой мягкую шелковую ткань с полотняным плетением нитей. Превосходный материал для росписи.

Атлас (от араб, atlas – «гладкий») – шелковая ткань, тяжелая, блестящая, переливающаяся. В работе сложен, поскольку с трудом пропитывается ограничителем.

Саржа (от итал. sargia, франц. serge, лат. sericus – «шелковый») характеризуется диагональным плетением, расписывается очень легко.

Туаль (от франц. toile – «полотно, холст») имеет плотную упругую фактуру, почти не растягивается, по ней красители растекаются легко.

Для батика подходит и искусственный шелк, который практически не растягивается на раме, неплохо воспринимает красители, особенно если расписывается мокрая ткань.

Необычно смотрится батик на шерстяной ткани, которая отличается особой эластичной и мягкой фактурой.

Все перечисленные ткани относятся к натуральным (они наиболее предпочтительны для батика). Что касается синтетических тканей, то они смотрятся не столь благородно; кроме того, при их использовании возникают трудности с подбором красителя. Чтобы не ошибиться, необходимо точно знать состав ткани (табл. 1), хотя и некоторые внешние признаку способны на это указывать, в частности:

1) полиамидные (нейлон, капрон и пр.) бывают гладкими и прохладными на ощупь;

2) полиэфирные (диолен, лавсан, теторон и др.) – мягкие, пушистые, чаще блестящие, но встречаются и матовые;

3) полиакрилонитрильные (орлон, нитрон, акрилан и т. п.) – объемные и пушистые.

Таблица 1

Определение состава некоторых тканей

Независимо от того, какую ткань вы выберете, ее обязательно следует выстирать. Это необходимо для того, чтобы удалить из нее пропитку (аппретуру, включающую в свой состав крахмал, мыло и другие вещества), которая специально наносится на новую ткань и благодаря которой она приобретает товарный вид, становится жесткой (поэтому и отталкивающей краску). Благодаря стирке ткань приобретает рыхлость, отчего и роспись значительно облегчается, так как краски быстро растекаются и впитываются.

Хотя натуральный шелк не покрывается аппретурой, его все равно надо выстирать. Этому есть объяснение: ткани подвержены усадке, особенно хлопок. Шелк садится, но в меньшей степени.

Если вы используете старую ткань, непременно выстирайте ее, поскольку крашение выявит те пятна, которые прежде не были заметны, и, если это случится, вся работа пойдет насмарку.

В процессе стирки необходимо соблюдать определенные правила:

1) замачивайте ткань в воде, предварительно растворив в ней хозяйственное мыло (синтетические моющие средства применять не рекомендуется, поскольку они плохо выполаскиваются, а оставшись в ткани, могут исказить цвет окраски). Достаточно подержать в ней ткань 1 ч;

2) для шелка налейте теплую воду, для хлопка – горячую;

3) стирайте обязательно вручную, бережно, не трите что есть силы, при отжимании не выкручивайте, иначе можно повредить структуру ткани;

В I в. н. э. Плиний Старший писал: «В Египте окрашивают одежды удивительным способом: после того как белое полотнище расчертят, его пропитывают не красками, но поглощающими краски веществами; когда это сделано, на полотнище не видно ничего, но, погрузив его в котел с горячей краской, в надлежащее время вынимают окрашенным».

4) тщательно прополощите ткань (последняя вода должна быть абсолютно чистой).

После стирки сушите ткань в расправленном виде, гладьте ее, пока она еще чуть влажная, с изнаночной стороны (последнее особенно касается шелковых тканей).

Предварительная подготовка ткани – процесс, который нельзя миновать (профессиональные батикисты очень серьезно подходят к этому вопросу), тем более, если вы действительно увлечены батиком и хотите во всем дойти до сути. Для вас предназначаются следующие наши советы.

1. Подготовка хлопчатобумажных тканей включает такие этапы, как промывка (намачивание), выварка, выбелка (отбеливание):

1) для намачивания предпочтительна мягкая вода (снеговая, дождевая или изо льда, приготовленного в морозильной камере и растопленного). В нее надо погрузить ткань и оставить на 2 суток, после чего выстирать в мыльном растворе, прополоскать и высушить;

2) для удаления остатков воска и жира хлопчатобумажные ткани вывариваются в растворе кальцинированной соды (если под рукой ее не оказалось, подойдет и пищевая, которую следует выдержать в духовке 3–5 мин при температуре 120–130 °C). На 14–15 л воды (именно столько необходимо для обработки 500 г сухой ткани) требуется по 150 г кальцинированной соды и натертого хозяйственного мыла.

Первоначально растворите соду и мыло в небольшом количестве воды (например, в 3 л), налитой в эмалированную посуду, потом добавьте остальную, перемешайте, положите в раствор ткань и, нагревая, постепенно, в течение 1,5–2 ч, доведите температуру до 80–90 °C. Чтобы процесс вываривания равномерно охватил всю ткань, переворачивайте ее, при необходимости подливайте мягкую воду.

Далее, не менее 2 раз сменив воду, прополощите материал, причем сначала в горячей воде (70–80 °C), потом в холодной. Для контроля качества вываривания выдерните из ткани нить и положите в емкость с холодной водой. Если процесс оказался результативным, через 1–2 мин нить упадет на дно.

Родиной шелка, как и компаса, пороха и многого другого, является Китай. Уже в XII в. в провинции Шан‑Тунг научились делать тончайшие ткани, которые вскоре приобрели повсеместную известность. Но китайцы, занимаясь разведением тутового шелкопряда, очень долго никому не раскрывали своего секрета.

В завершение вываривания на 2 мин положите в холодную воду, подкисленную уксусом (500 мл столового уксуса на 15 л воды), ткань и прополощите ее в нескольких водах. Если ткань изначально была белой, то на этом подготовительный этап можно считать законченным. Но, поскольку нередко используются неотбеленные ткани, например бязь, подкладочный материал, то приступают к следующей процедуре;

3) выбелка осуществляется для того, чтобы краски, нанесенные на ткань, не «заглушились», а сохранили свой насыщенный цвет. Для отбеливания требуются определенные условия, прежде всего хорошо проветриваемое помещение, поскольку хлорсодержащие растворы вредят здоровью.

Приготовьте рабочий раствор (в расчете на 500 г сухой ткани): в 14–15 л воды растворите 125 мл «Белизны», после чего положите в него ткань примерно на 1,5–2 ч, причем обязательно прижмите ее (ткань должно быть полностью погружена). По прошествии этого времени прополощите ее в холодной воде, после чего оставьте на 2 мин в подкисленной уксусом воде (пропорция та же). В заключение еще раз тщательно прополощите материю в холодной воде. Если принять за эталон белого цвета медицинскую вату, то можно сравнить с ней полученный результат.

2. Если для работы используется шелк, то процедуру намачивания можно пропустить и сразу же перейти к следующим:

1) растворите кальцинированную соду и нейтральное туалетное мыло в 3 л мягкой воды (на 12–13 л (в расчете на 500 г сухой ткани) понадобятся 8 г соды и 85 г мыла), добавьте остальную воду, положите в раствор ткань и в течение 30 мин доведите до 90–95 °C температуру воды, в которой и надо оставить материю на 2–2,5 ч, после чего прополоскать ее, последовательно сменяя воду с горячей на прохладную и холодную.

Далее в такое же количество воды добавьте 100 г нейтрального мыла, перемешайте и погрузите ткань в раствор, доведите его температуру до 90 °C и подержите в нем материал 1,5–2 ч, после чего прополощите так же, как было описано выше;

2) для отбеливания на 5 л мягкой воды потребуются 80 мл 30 %‑ного раствора перекиси водорода, 5 мл 28 %‑ного раствора нашатырного спирта. Подогрейте его до 50–55 °C и залейте им ткань примерно на 5–6 ч, по истечении которых прополощите материал сначала в прохладной, потом в холодной воде.

Окрашивание шелка и способ изготовления растительных красителей также относились к государственным тайнам. До нас дошла относящаяся к эпохе правления династии Хань древняя рукопись «Чжоу ли», в которой содержатся некоторые секреты красильного дела и даже есть рецепты приготовления красителей.

3. Если предполагается использование синтетической ткани (помните, что структура ее волокон полая, – отсюда трудности с пропитыванием водой и проблемы с окрашиванием), то ее тоже следует подготовить, приняв во внимание, что ее не надо ни длительно вываривать, ни отбеливать – достаточно выстирать, положить в воду (в расчете на 500 г сухой ткани требуются 30 г нейтрального туалетного мыла, 3 г кальцинированной соды на 12 л мягкой воды), нагреть до 70 °C, выдержать в ней 30 мин и прополоскать в холодной воде.

Помимо подготовки ткани, необходимо серьезное внимание уделить краскам, и красителям, поскольку от их качества зависит многое. Для росписи ткани применяют красители, которые легко растворяются в воде и спирте, обладают высокой укрывистостью (кроющей способностью), представлены широким спектром чистых ярких цветов. Краски, т. е. растворы, приготовленные из таких красителей, с легкостью растекаются по ткани, глубоко проникают внутрь волокон и закрепляются в них.

Сейчас имеется большое количество различных красителей, которые по происхождению делятся на естественные и синтетические. Для художественной росписи предпочтительны натуральные красители, в текстильной промышленности используются в основном синтетические.

1. Естественные красители, в свою очередь, делятся на две группы. К первой относятся растительные, ко второй – животные по происхождению. Понятно, что растительные красители получают из корней, листьев, цветков, древесины. Они извлекаются из сырья в процессе вываривания, предназначаются для окрашивания ткани, кожи и др. Как правило, они характеризуются высокой устойчивостью к ультрафиолетовым лучам (т. е. не выгорают) и моющим средствам. В таблице 2 представлены некоторые растения (остались неназванными, например, кора дуба (коричневый), подбел (черный), вайда (синий), марена красильная (от красного до оранжевого), шпорник (от бледно‑желтого до желто‑бурого) и др.), из которых можно получить краски того или иного цвета.

Таблица 2





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 230 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...