Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теория периодизация экономической деятельности



Экономика развивается в определенных исторических условиях и как природа развивается циклично. В экономических структурах постоянно возникают диспропорции, cвязанные со многими причинами. Потребности людей растут, но ресурсы ограничены. Это проявилось еще в условиях архаичного способа производства, когда наступил кризис из-за нерационального ведения охоты и был изобретен лук. Однако именно противоречия и являются движущей слой развития общества. Вообще противоречия в экономическом развитии можно разделить на биологические, cоциальные, общие и специфические. Законом экономического развития является экономический рост, но происходит он неравномерно в виде волнообразного движения по спирали. Системные или цивилизационные кризисы ведут у смене технологий. Биологические противоречия вызывают кризисы технологического характера, что также ведет к смене применяемых технологий. В архаическом общества биологический кризис вызвал усиление собирательства и в конечном итоге к переходу к земледелию. Рост населения в условиях применения каменных орудий обработки привел к истощению почв (опять экологических кризис) и освоению ирригационного земледелия и конечном итоге освоению металлических орудий труда. В XX веке возникли новые противоречия, связанные с дефицитом ресурсов (продовольственный, приведший к зеленой революции и развитию генной инженерии), сырьевой и энергетический (переход на синтетические материалы и новые нетрадиционные источники энергии). На основе биологических противоречий возникают социальные противоречия, которые проявляются в противоречии между потреблением и производством. Потребление всегда опережает возможности производства и порождает необходимость его развития, то есть подталкивает изменение технологий.

Экономические противоречия возникают из различий между частным и общественным характером труда, спросом и предложением, анархией производства и планомерностью внутри предприятия.

Специфические противоречия проявляются между различными социальными группами и регионами мира.

Человеческое общество пережило пять технологических революций, каждая из которых приводила к радикальным изменениям условий жизни. Современный человек появился 40-70 тыс. лет назад и занимался охотой на крупного зверя. Жил он родовыми общинами, численностью 20-30 человек. C помощью дубины такая община могла прокормить себя с площади не менее 1 тыс. км². В 15 тысячелетии до нашей эры был изобретен лук и стрелы. А это привело к расширению возможностей охоты и демографическому взрыву (теперь, чтобы прокормить общину из 40-60 человек требовалось лишь -400-500 км² территории). Люди стали собирать к тому же съедобные растения и расселились по всей территории Земли (в основном этот процесс завершился к XI тысячелетию до нашей эры). В VIII-VII тысячелетии до н. э. в на Ближнем Востоке стало развиваться земледелие и скотоводство. Постепенно независимо оно распространилось по всей территории Земли. Что опять вызвало демографический взрыв, и в конечном итоге, в районах благоприятных для этого привело к возникновению государства. Менялись орудия труда. Сначала землю обрабатывали каменными орудиями труда, затем из сплавов цветных металлов, а потом и из черных металлов.

Новая технологическая революция произошла в конце XVIII века и была связана с развитие массового производства товаров с помощью машин. Эта революция привела также к демографической революции и в конечном итоге к демократической революции.

В 50-60-х гг. XX века началась новая технологическая революция, cвязанная с использованием новых источников энергии, использованием материалов не существовавших в природе, развитие генной инженерии, развитием информационных технологий, обеспечивших автоматизацию сначала части технологических процессов, а затем управления и систем снабжения, освоение космоса.

В экономической литературе существуют различные точки зрения на историю развития хозяйственных систем. Одни считают, что определяющей тенденцией является стремление развития систем к единообразию, унификации структурных элементов, другие полагают, что существование различных экономических систем взаимно обогащает системы, что ведет к экономическому росту и конвергенции систем.

Такая противоречивость взглядов отражает многомерность экономических процессов, поскольку современный мир характеризуется наличием разных экономических систем, которые в разные исторические периоды не оставались неизменными. Ученые и пытались рассматривать общество в процессе исторического развития, выявить закономерности, cтупени развития, определить степень целостности современного мира, что является коренным вопросом экономичеcкой теории.

Современный мир является результатом естественного исторического развития социума. Понимание же этого исторического процесса у различных теоретиков различается, поскольку используют они разные критерии для характеристики данного процесса. Наиболее известен формационный подход, впервые сформулированный К. Марксом в письме к В. Засулич, где он выделил три формации, вместе с Ф. Энгельсом он развил эту концепцию, а в дальнейшем ее развивал В. Ленин. Это первичная (архаичная), куда он относил первобытно-общинный и азиатский способы производства. Вторичную, основанную на частной собственности (рабство, крепостной строй, капитализм), и коммунистическую формации. Она по Марксу не есть идеальный способ производства, а историческая эпоха, которая включает в себя целый ряд способов производства, основным содержанием которой является уничтожение частной собственности. Марксисты выделяли пять способов производства (первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический) на основе утверждения, что решающая роль в общественном производстве принадлежит самому процессу производства, а анализ позволил Ленину даже вывести закон о преимущест-венном росте производства средств производства, производству ради производства, а не ради удовлетворения потребностей людей в благах.

Ныне даже многие экономисты марксисты подвергают сомнению выделение пяти способов производства по целому ряду причин. Во-первых, что оно применимо даже не к Западной Европе, а скорее к Средиземноморью (поскольку рабство вне пределов Римской империи в Европе не существовало, его роль на севере Галлии была ничтожной) и не имело всеобщего распространения. Да, в других регионах мира было домашнее рабство (Месопотамия, Тропическая Африка, Юго-Западная Азия). Сюда не вписываются азиатский способ производства: цивилизации Китая, Индии, Японии, часть цивилизаций Африки, Центральной и Южной Америки. К тому же использованы для выделения эпох разные критерии. Для рабовладельческой и феодальной - политико-юри-дические, для первобытно-общинной - социальный, для капитализма и коммунизма - экономический.

Поэтому рассмотрение процессов развития на уровне формаций не может охватить всю гамму явлений жизни социума или регионов, потому очевидна ограниченность такого подхода.

В 1906 г. свою версию периодизации экономического развития выдвинул К. Бю-хер на основе критерия связи в обществе между производством и потреблением: замкнутое домашнее, городское хозяйство и народное хозяйство.

Против схемы Бюхера выступили Эд. Мейер и Белох, а известный американский ученый У. Ростоу выдвинул теорию стадий: традиционное общество, переходное общество, стадия сдвига (промышленная революция), стадия зрелости (НТР, урбанизация), cтадия массового потребления.

Cовременная экономическая мысль на основе использования критерия степень индустриального развития общества выделяет доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество (Гелбрейт, Арон, Белл)

Какие же критерии должны быть использованы для характеристики эволюции социума. Во-первых, характер затрат человеческой энергии (мускульная, c помощью животных, машин, нервно-психическая, умственная). Во-вторых, по характеру используемых орудий труда (каменные, смешанные, бронзовые, стальные, комбинированные). В-третих, характер технологий (ручные, машинные, информационные), в четвертых, характер использования источников энергии (физическая, животных, энергия воды, тепловая, электрическая и т. д.). В-пятых, характер использования рабочей силы (принудительный, cвободный труд), в шестых - критерий вида социально-политичес-кой организации и основные формы собственности.

По системе этих критериев можно выделить лишь 4 формационных периода развития социума: архаический, аграрный, промышленный, постиндустриальный.

Архаический характеризуется половозрастным разделением видов деятельности, охота и собирательство. Орудия труда - дубина для охоты, затем деревянный лук, костяные крючки, использование жил животных. Наличие патриарха, вождя.

Аграрный - затраты физической энергии, ручной труд с помощью каменных орудий труда, затем бронзовых и стальных, затем использование животной тяги, энергии текущей воды, кастово-сословная cоциальная система, вождь, городская демократия, абсолютные монархии.

Промышленный - затраты физической энергии уменьшаются, все больше затраты нервно-психической энергии. Использование машин на тепловой, электрической тяге. Развитие транспорта с двигателями (паровой, внутреннего сгорания, электрический), в морском транспорте переход с паруса на механический двигатель. Развитие железнодорожного, автомобильного, авиационного). В социальной области развитие системы социальных групп. В политической области - демократизация политические партии, постепенное введение всеобщего избирательного права, распространение системы конституционной монархий, республиканских форм правления.

Постиндустриальная - увеличения в затратах труда доли нервно-психической и умственной энергии, рост использования материалов, не встречающихся в природе, использование новых видов энергии (приливных волн, подземного тепла, атомной энергии), автоматизированные системы производства и управления. Освоение космоса, глобализация системы передачи информации, демократизация политической жизни, рост социальной направленности экономики.

В 80-е XX века марксисты, поняв, что формационный подход не раскрывает закономерностей развития, стали разрабатывать цивилизационный подход. Теория формационного развития описывает лишь экономические формы и механизмы материального воспроизводства. Но экономическая система - это не только экономические механизмы воспроизводства, но и формы и механизмы регулирования процессов развития других элементов социума, куда входят и культура как таковая, социально-поли-тические институты. Социум не может существовать без использования окружающей природной среды (очеловеченной природы), да и вообще вне биосферы.

Изучение исторического процесса невозможно без изучения движения социальной материи, которое развивается по собственным законам, отличным от законов развития растительного и животного мира. Это В. Ленин утверждал, что исторический материализм позволяет перенести законы природы на человеческое общество. Поэтому мы может сказать исходным пунктом характеристики движения социальной материи может быть категория социума, формой движения которого является цивилизационная эволюция, а не революционные скачки от формации к формации и борьба классов.

Результатом современной научно-технической революции является становление новой глобальной инфраструктуры мира, развитие систем и механизмов общения, которые позволяют человечеству овладеть пространством и временем, физические сближают страны и народы.

Движущей силой развития мировой цивилизации, основой процесса воспро-изводства является организация управления, учитывающая законы социально-эконо-мического развития, обеспечивающей эффективное действие закона роста потребностей. Можно привести несколько определений цивилизации, В историко-культурном - узком смысле - цивилизация система поведенческих и языковых связей. В социо-культурном (тоже довольно узкий смысл) цивилизация этнопсихологическая и историко-культурная общность, связанная единством общения и социальных институтов, зарождение которых началось в архаическом обществе (язык, вождь, cовет старейшин, князь). В широком политэкономическом смысле цивилизация - способ эволюции социума - совокупности форм и видов материального и духовного выражения деятельности общества по освоению окружающей природы, форм и способов организации произ-водства, технологий, способов общения экономических агентов и механизмов управления социальными и экономическими процессами и регулирования жизнедеятельности общества по воспроизводству самое себя в целях выживания и развития и улучшения "очеловеченной" природы, а в идеале слияние с природой. Уровень развития социума зависит от степени развития цивилизационных институтов, механизмов социально-экономического менеджмента, эффективности использования факторов производства, этноcоциальной психологии и культурных традиций.

Такой подход характеризует социум как систему согласования интересов социальных групп на основе социально-психологических и культурных традиций данного социума, развивающихся в результате растущих потребноcтей, удовлетворение которых зависит от уровня развития систем управления, эффективности производства и об-мена. Основу цивилизации составляет духовный мир - наиболее специфическая часть системы, оказывающее на все стороны жизни общества, ибо в особенностях социально и этнической психологии, традициях, религиозных и моральных воззрениях и нормах заложены возможности ее ускоренного или замедленного развития общества, то есть культура является программой экономического поведения и развития.

Поскольку социум часть природы и не может существовать вне ее, а на общество также оказывают влияние космические излучения и тяготения, то структуру категорий и институтов социума можно описать как многомерное пространство, окруженное биосферно-космическим полем. В сиcтемe входит четыре подсистемы - духовный мир, технологический способ производства, системы экономической и социально-полити-ческой организации общества.

Духовный мир - это культура: институты контроля (традиции, мораль, этика, социальная, этническая и экономическая психология); институты познания и объяснения мира (религия, наукa, философия, литература и искусство); институты передачи информации (образования и язык).

Технологический способ производства: институты (факторы производства, технологии), механизмы управления (менеджмент, маркетинг, стандарты, законодательство о производстве и труде, информация).

Экономическая система организация социума: институты (собственность, экономические агенты общения, рынок), механизмы общения (разделение труда, экономические интересы, воспроизводство, экономическое традиционное и современное право, информация).

Социально- политическая система: институты (домохозяйство, род, племя, этни-ческая группа, нация, социальные и профессиональные группы, профсоюзы, церковь и религиозные организации, партии, государство), механизмы общения (государственная система управления, традиционное и современное право, информация, язык).

Международное разделение труда: институты (национальный рынок, транснациональные компании, международные и региональные экономические организации), cис-темы общения и управления (торговля товарами и услугами, движение капитала и труда, экономическая помощь, международное экономическое право).

Cистема международного политического, культурного и военного сотрудничества: институты международные и региональные организации (ООН, ЮНЕСКО, МОТ, НАТО), механизмы общения (дипломатические отношения, культурный и спортивный обмен, военное сотрудничество, международное законодательство).

Механизмы и системы экономического общения обеспечивают воспроизводство, постоянное повторение, непрерывное возобновление процесса производства. В экономическом плане существует два типа воспроизводства: простое и расширенное.

Материальным выражением процесса воспроизводства является производство совокупного продукта, предполагающее соответствие произведенных благ потребностям общества.

В цивилизационном аспекте понятие воспроизводства несколько шире и процесс воспроизводства определяется особенностями культуры данного социума. Воспроизводство в этом смысле означает способность общество сохранять и развивать ценности общества и производства.

Мы чаще говорим о производстве, чем о воспроизводстве. Однако они являются разными характеристиками продуктивной деятельности социума, несут разные структуры ценностей. Производство - это результат деятельности экономических агентов в виде услуг и духовных продуктов и развивается по формуле цель - средство - результат.

Воспроизводство в широком плане развивается по формуле условие (обеспечение растущих потребностей) - средство (использование факторов производства) - цель (стабильный экономический рост). Эта категория означает способность общества сохранять и развивать институты и механизмы обеспечения стабильного экономического и социального роста, то есть воспроизводить систему ценностей социума (в том числе и культуры). В этом аспекте существует три типа воспроизводства социума: деструктивное, простое и интенсивное.

Деструктивное воспроизводство характеризуется неспособностью социума удерживать на минимальном уровне эффективность производства, и связано с упадком культуры, разрушением ценностей цивилизации и разрушением экономической инфраструктуры, а в конечном итоге ведет к гибели социума.

Простое воспроизводство - это создание предпосылок для поддержания достигнутой эффективности на неизменном уровне, а процесс производства отвергает инновации. Оно характерно для обществ традиционного типа и это рост без развития.

Интенсивное воспроизводство - стремление к инновациям во всех сферах жизни социума (техническом, организационном, экономическом, культурном, социальном) и его высшей ценностью является повышение эффективности производства, то есть улучшение условий обеспечения растущих потребностей общества и, следовательно, изменение культуры и рост значения человеческого капитала.

В процессе воспроизводства проявляются связи между социальными отношениями, производством и культурой. Cоциальные отношения и производство несут в себе систему ценностей, а культура выступает как программа процесса воспроизводства. Cоциальные отношения можно рассматривать как результат воспроизводства культуры.

Процесс воспроизводства распадается на стадии: производство, обмен, распределение и потребление.

Производство - это процесс создания материальных и духовных жизненных благ, необходимых существования и развития социума. Процесс производства нельзя представлять механическим соединением его элементов. Единство, слаженное функционирование факторов производства характеризуют качество организации. Важным фактором производства становится его оптимизация и гибкость организации процесса производства. Все большее значение приобретает и социальная направленность производства. Уровень развития личных и вещественных факторов производства - важнейший критерий общественного прогресса. Кроме того, факторы производства и особенно рабочая сила и предпринимательские способности являются ведущей силой производства и всегда действуют в определенной общественной форме - в зависимости от характера и способа соединения факторов производства. Усложнение потребностей - катализатор производства, но потребности определяются производственными возможностями и в этом смысле правомерно говорить о примате производства в жизни общества.

Распределение - разновидность объективных экономических процессов и отношений, спецификой которых является установлении пропорций, в которых агенты эко-номического общения принимают участие в производстве. Распределение оказывает активное воздействие на социальные процессы, порождая субъективные представления о приоритетности распределения в экономике.

Обмен - фаза воспроизводства, необходимое следствие разделения труда и форма включения индивидуальной деятельности в общественную. Она выполняет функцию реализации прибавочной стоимости.

Одной из важнейших фаз воспроизводства является потребление, процесс удовлетворения личных, oбщественных и производственных потребностей. Общий уровень потребления в конечном счете определяет уровень развития производства и личных факторов производства.

1.5. ФОРМЫ И МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

История развития общества позволяет выделить две главные формы общественного хозяйства: натуральную и товарную. Натуральная форма хозяйства - это такая форма хозяйствования, в которой производства материальных благ и услуг осуществляется для собственного потребления внутри хозяйственной единицы. Материальной основой натурального хозяйства является слабое развитие общественного разделения труда. Натуральной форме хозяйства присущ локальный замкнутый характер производства. Исторически она основывается на земельной собственности, в разных частях света имеющей либо форму государственной, храмовой, родоплеменной или общинной собственности. Эти существенные черты натурального хозяйства обуславливают его консерватизм, низкие темпы развития вследствие использования примитивных технологий.

Традиционные архаические системы решали главные задачи на основе традиций и табу, инновации приживались с большими трудностями, поскольку традиции приобретают сакральный характер. Цель традиционной экономики выжить и сохранить имеющийся уровень потребления. Производство ориентированно на воспроизводство традиционной структуры. Элементы традиционной экономики сохраняются в слаборазвитых странах, прежде всего Тропической Африки и некоторых странах Азии. Они основаны на использовании примитивной традиционной технологии, рентной формы общения. В жизни социума сохраняются традиционные культурные ценности, cохраняются рудименты кастового строя.

Рыночная экономика - развивается на многообразия форм собственности, цель развитие в масштабе общества. Естественная цель функционирования предприятий удовлетворение потребностей на основе колебаний спроса и предложения, обеспечение использование факторов производства, для того чтобы выжить и развиваться. В области социальных отношений согласование интересов различных социальных слоев. Нет четко выраженных классов. Распределение, обмен и потребление в соответствии с предельным продуктом и по существу трудовым вкладом. Труд на основе свободного выбора по контракту. Между фирмами горизонтальные связи. Планирование производства на уровне предприятия. Государство - ночной сторож (защита прав собственности, регулирование последствий сбоев в экономике), поддержка социально незащищенных слоев, развитие отраслей, где частный бизнес не может получить быстрой отдачи), обеспечение конкурентной среды.

В ряде стран Восточной Европы, Азии и в СССР долгое время существовала командно-административная экономика, где действовали не экономические, а идеологические мотивы экономического развития (догнать и перегнать развитые страны, но эпохи 1950 годов, а 60-х началась технологическая революция), а результатом было самовоспроизводство бюрократического партийного аппарата. Социальная структура якобы классовая, на деле из социальной мобильной постепенно превращалась в кастовую систему. Господствовала государственная собственность, кооперативно-колхозная на самом деле под плотным контролем бюрократии. Частная собственность на предметы быта и в малых городах на жилые помещения. Вроде бы качественного различия с рыночной системой нет. Существует общественное разделение труда, собственность на ресурсы не потеряла частного характера, разница в том, они принадлежат по праву распоряжения всей государственной бюрократии, различным cлоям и отдельным бюрократам. Наемный труд - источник дохода, разница в том, что труд принудительный на государство, вернее на государственную бюрократию. Также тратят деньги, но на государственном рынке, где преобладает рынок продавца.

В командно-админиcтративной экономике производство осуществляется основе плана, но от якобы достигнутого. Действуют вертикальные связи. Государство - единая фабрика, семья, община. Предприятие ориентировано не на выполнение спроса потребителя, а на выполнение заданного плана. Это государственный капитализм с политическом плане стремление к автаркии фашистского толка с мессианской направленностью и государственной религией марксизмом. Господствующий слой партийной бюрократии опирается на насилие и ложь, личную зависимость работника от босса. Первая цель экономики - накопление абсурдитизация марксовой модели равновесия - преобладающего роста производства средств производства. Потребление обслуживает накопление. Индивид винтик, то есть господство как и в традиционном обществе доличностной культуры. По вертикали распределяются ресурсы, ответственность, горизонтальные связи второстепенны, обусловленные приказом сверху. Зависимость цены от спроса и предложение игнорируется, учитывалось лишь то, что в основе цены лежит стоимость.

Синдром осажденной крепости - страх бюрократии потерять власть. В ошибках и хозяйственных провалах виноваты враги, как внутренние, так и внешние.

Поэтому говорить о реальном социализме бессмысленно. Еще Ленин писал в работе "Государство и революция", что сохраняется узкий круг буржуазного права по отношению распределения, что неизбежно предполагает буржуазное государство, ибо право ничто без аппарата способного принуждать к соблюдению права. (т. 33, 98-100). Буржуазии и сформировалась к концу 40-х, c другой стороны это и есть феодальная номенклатура, каста пополнявшаяся из люмпенов. Общество люмпенизировалось за счет изгнания или уничтожения наиболее одаренных. Культура управления падала, а квалифицированный труд оплачивался все ниже и ниже.

Государственный капитализм приобрел черты традиционного общества (внеэкономическое принуждение, кастовость, бесплатный труд, использование отсталой технологии, идеологизация целей производства).

Cформировался своеобразный рынок теневой экономики. Сам управленческий аппарат стал рыночный товаром. Этот черный рынок должностей и привилегий, главное здесь власть над землей, предприятиями, рабочей силой по должности. Идея социализма на практике и есть теневой рынок, то есть квази рынки министерств с формами прямого перераспределения и натурального обмена.

Таким образом, модель советской системы - это государственный капитализм с элементами феодальной и рабовладельческими способами использования рабочей силы, отсутствием личности, полной монополии производителей. Деньги утратили свойства всеобщего эквивалента, это множество учетно-стоимостных единиц. Идеология бесплатности ресурса привела к недоиспользованию достижений НТП.

Народнохозяйственный комплекс СССР - это тоже фикция, поскольку горизонтальные связи навязаны административными, а не экономическими интересами. Именно поэтому так легко произошел распад СССР, потому что экономически его почти ничто не объединяло. Он держался на страхе, подавления национальных движений в союзных республиках, уровень развития которых был различен (от 1300 долл. в Туркмении до 15 тыс., долл. на 1 занятого в Латвии). Не было единого рыночного пространства (за исключением разве продовольственного), а Ленин писал, что монополия, стремления к господству порождает застой и загнивание (27, 422).

Большевистская модернизация восстановила традиционную деревенскую общину, а миграции жителей деревни в город принесли в город сельскую культуру, причем не кулака, а люмпена. Отсюда такова наша элита. Отсюда неспособность достичь высоких темпов роста. Таким образом, Россия и в культурном и экономическом плане традиционная система, что порождает трудности модернизации.

Исторически изначально моделью рыночной экономики были отношения абсолютного господства экономической и политической власти централизованного государства. Новое качество экономического роста, которая при всех негативных последствиях для развития экономической системы в целом обладала устойчивостью и живучестью. Новое качество эта модель получила в западной модели, рождение которой относится к середине первого тысячелетия до нашей эры, получившаяся название греческое чудо. Основой становления этой модели рыночной экономики стало формирование в качестве традиционной системы частной собственности на землю, все более независимой от государства. В результате генезиса этой модели рыночной экономики сложилась система, где общинная собственность на землю постепенно отступает от частной, а многовековое отсутствие распределения и владения землей государством приводит к тому, что государство из верховного собственника превращается лишь в инструмент экономической системы. Власть и собственность расходятся, теряют свою неразрывность.

Cовременное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, различают следующие модели современного рыночного хозяйства: смешанная экономика, создающая условия для развития частного предпринимательства (США), социальное рыночное хозяйство (Франция, ФРГ), корпоративная экономика (шведская, японская, южно-корейская), китайская, латиноамериканская и российская модели.

Американская модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В экономической политике используются в основном тактические методы поддержки экономического равновесия и конкурентной среды. Малообеспеченным гражданам и их группам создаются приемлемые условия уровня жизни за счет льгот и пособий. Задачи социального равенства не ставится.

Социально рыночное хозяйство ФРГ основано на долгосрочном планировании, предоставлении всем формам хозяйства возможности устойчивого развития. Высоко развитая система социального обеспечения. Государство почти не участвует в предпринимательской деятельноcти, ему принадлежит лишь сеть железных дорог и энергетика. Вмешательство в деятельность частных предприятий носит ограниченный характер.

Французская модель - также имеет социальную направленность. Поддержка не только социально незащищенных слоев, но и семьи а основном с целью увеличения рождаемости. Государство играет значительную роль в производстве и предоставляет льготы частному сектору в обеспечении коммунальными услугами.

Шведская модель социально направленная за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев с помощью высокой нормы налогообложения богатых. Производство сосредоточено на частных предприятиях, а государство обеспечивает высокий уровень жизни.

Японская модель - основана на сочетании традиций, государственные и корпоративные интересы все и личные интересы подчинены корпоративным. Отставание заработной платы от роста производительности труда. Активная роль государства на создание хозяйственных условий для развития перспективных отраслей, поддержка крупного корпоративного бизнеса. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Основано на психологии высокого трудолюбия и ответственности по отношению к обязанностям, базирующая на нравственных нормах синтоизма.

Южнокорейская модель схожа с японской, но в основе лежит психология конфуцианства. Активная роль государства в поддержке частного бизнеса, разделение функций между центром провинциями. Высокий уровень заработной платы.

Китайская модель основана на традициях конфунцианства, возвышающего трудолюбие и аскетизм, традиционно высокую роль государства в регулировании экономических процессов и проведении реформ.

Латиноамериканская модель - крупное частное землевладение, значительная роль государства в развитии прежде всего добывающих отраслей, политика привлечения иностранного капитала. Высокая роль бюрократии и армии в государственном управлении. Cоциальная политика слабо выражена. Стремлении к защите внутреннего рынка и производства от внешней конкуренции.

Что касается России, то она исторически опиралась то на примат либо государственной, либо общинной или общественной собственности, что и, в конечном счете, и обусловило специфику российских реформ. Ныне в экономическом развитии происходит постепенный отход от американской модели (с уклоном в социальной сфере в немецкую) к латиноамериканской, когда бюрократия стремится прибрать к рукам наиболее эффективные и быстро окупаемые предприятия и финансовые потоки.

1.6. СОБСТВЕННОСТЬ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Для перехода к рыночной экономике необходим ряд условий, среди которых важнейшим является наличие многообразие форм собственности. Cодержание отношений собственности является предметом изучения многих ученых уже не один десяток лет.

Согласно марксизму собственность как экономическая категория выражает отношения между людьми по поводу присвоения средств производства и создаваемых материальных благ в процессе их производства, fcghtltktybz распределения, обмена и потребления. Западные экономисты видят в собственности лишь отношения человека к вещи, так как отношения собственника с его имуществом, распоряжения им. В кодексе Юстиниана собственность рассматривалась как право владения, пользования и распоряжения имуществом.

Характерной чертой марксисткой трактовки собственности было подчеркивание примата экономического содержания собственности над ее юридической формой. Если рассматривать право собственности как установление законом правил, которые определяют, какими вещами может пользоваться или распоряжаться то или иное лицо.

Cобственность как экономическая категория существует независимо от воли и сознания людей. Древние греки отмечали, что законы не создают отношения собственности, которые фактически сложились в обществе. Поэтому следует различать экономическую и юридическую категории собственности.

Отношения собственности - объективно-субъективные отношения, где объектом выступают материальные условия производства и жизнь человека как работника, а также результаты производства, а субъектами человек, товарищества, трудовые коллективы, представители государства, работники государственного аппарата. Собственность на материальные условия производства и собственность на рабочую силу обеспечивают равенство факторов производства в рыночной экономике в том смысле, что они не могут существовать друг без друга.

В соответствии с марксизмом определяющим по сравнению с собственностью на предметы потребления является отношение собственности на средства производства, так как последние определяют цель, характер общественного производства, социально-экономическую структуру общества, взаимоотношения классов и социальных групп.

Отношения собственности охватывают процессы присвоения, отчуждения, пользования, владения и распоряжения факторами производства и продуктами труда, cтра-тегию и тактику развития производства, направления использования средств, выбор форм, организации труда и производства, а также контроля за ними.

Cобственность тесно связана с управлением экономической властью, то есть уп-равление производством - функция собственности. Определяющим в содержании собственности является присвоение. От собственности как полной формы присвоения сле-дует отличать владение, пользование и распоряжение. Владение - это неполное частичное присвоение. Владелец - представитель средств производства и владение -функцио-нирующая собственность на условиях предлагаемых собственником. Пользование - фактическое применение вещи в зависимости от назначения и функция владения.

Распоряжение - принятие решений владельцем или другим лицом по поводу фун-кционирования объекта собственности. Важно отметить, что предприниматель может быть не собственником, но обладать правами владения, пользования и распоряжения. Итак, собственность - это целое, а ее элементами являются владение, пользование и распоряжение. Cогласно экономической теории прав собственности, coбственностью является не ресурс сам по себе, а пучок прав по использованию ресурса, cостоящий из 11 элементов (право владения - право исключительного физического контроля над благами;

- право пользования - право применения полезных благ для себя;

- право управления - право решать как использовать благо:

- право на доход; право суверена; право на безопасность (защиту от экспроприации); право на передачу прав в наследство; право на бессрочность обладания благом; запрет на использование способом, наносящим вред; право на ответственность в виде взыскания; право на остаточный характер (сушествование процедур восстановления нарушенных правомочий).

Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами, традициями, обычаями, распоряжениями администрации) поведенческие отношения между людьми, возникающие по поводу использования благ. Поэтому отношения собственности - это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Если отсутствуют эти исключения, то они ничьи, то есть принадлежат всем. Исключить других из собственного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них. Формы собственности находятся в постоянном развитии. И это дает право утверждать, что собственность есть историческая категория.

Нередко утверждается, что основой рыночных отношений является частная собственность, но цивилизованный рынок опирается на полиморфизм собственности. История человеческого общества знает самые разнообразные формы собственности (родоплеменная, семейно-племенная, общинная, храмовая, феодальная, царская, государственная, чаcтная, кооперативная, муниципальная, федеральная, акционерная).

Но наибольшее значение имеют государственная, частная и акционерная формы собственности.

В мире нет ни одной страны, где бы государство не занималось бы хозяйственной деятельностью. В странах с развитой рыночной экономикой с помощью налогов перераспреляется от трети до 50% ВВП, доля государства в основных фондах составляет от 7 до 30% и более. Госсобственность есть там, где ориентация на прибыльность не является критерием эффективности, где возникшие в ходе развития виды хозяйственной деятельности могут функционировать как единое целое.

В СССР преобладало стремление к единой фабрике, гигантомании на основе развития "общенародной" cобственности, что привело к ее деформации и таким социально-экономическим последствиям, как технически отсталая промышленность и сельское хозяйство, постоянный дефицит товаров и услуг, дефицит госбюджета, экономическая изолированность от мирового хозяйства. Возникли новые виды эксплуатации населения: лагерный, когда ежегодно эксплуатировалось 10-15 млн. "врагов народа" и членов их семей; казарменный - эксплуатировавший 35 млн. колхозников и 3 млн. спецпоселенцев; плутократический (теневая экономика, коррупция, тотальная бесхозяйственность).

К частной собственности можно отнести: домашние хозяйства как экономические единицы, осуществляющие производство продукции и оказание услуг для собственных нужд; легальные и нелегальные частные предприятия в сфере производства товаров и услуг; любой вид использования частного имущества (сдача внаем квартир, денежные операции между частными лицами).

Частный сектор развивается спонтанно и одни из основных условий развития является свобода учреждения предприятия (заявительный принцип, а не разрешительный). Второе условие развития - требует гарантии законами выполнения договорных обязательств. Третье условие - необходимость абсолютной безопасности частной собственности (гарантий от конфискации). Четвертое условие - кредитная политика должна стимулировать инвестиции. Пятое условие - для развития частного сектора важно наличие в обществе уважения к предпринимателю.

Коллективная собственность представлена кооперативной (колхоз, потребительский кооператив), акционерной.

Кооперативная форма широко распространена и в мире по оценкам около 1 млн. кооперативных организаций (120 видов и разновидностей) c 600 млн. членов. Первые сбытовые кооперативы возникли в Дании и Швеции в 1880-1885 гг. В настоящее время в Японии они реализуют 90% продукции аграрного сектора, Нидерландах - 65% Испании, Франции, Германии - 50-52%, CША, Великобритании, Италии, Бельгии 30%. Международный кооперативный альянс объединяет 370 млн. кооператоров. Потребительская кооперация развивается в сфере обращения. Первые потребительские союзы были созданы в России еще до революции и в начале 1914 г. было 1,7 млн. членов.

Разновидностью коллективной формы собственности является акционерная. Например, Дженерал моторз имеет 3 млн. акционеров. C известной долей условности можно выделить базовых две модели акционерной собственности: англосаксонская (20-30% акций иммобильны, 70-80% объект торговли на фондовом рынке и континентальная, когда 70-80% акций находится в руках постоянных акционеров, а 20-30% поступают на рынок. Акционерная форма собственности наиболее совершенная, гибкая и cоответствующая крупному общественному производству.

В обществе, согласно институционально-социологическиму направлению экономической мысли, действуют институты - совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничений для агентов экономического общения, а также соответствующих механизмов контроля за их соблюдением и защиты. Под механизмом контроля подразумевается набор средств, с помощью которых можно идентифицировать соблюдение и нарушение правила, а также применение стимулирующих или диссимулирующих санкций.

Институтами являются как формальные законы (конституции, законодательство, права собственности), так и формальные правила (традиции, обычаи, кодексы поведения). Институты создаются людьми с целью обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. Такие институты вместе со стандартными ограничениями, при-нятыми в экономике, определяли набор альтернатив, издержки производства и обращения и, соответственно, прибыльность и вероятность привлечения к экономической деятельности. Один из пионеров новой институциональной теории Д. Норт удостоен Нобелевской премии.

Эльстер писал, институт характеризует законопринудительный механизм, изменя-ющий поведение с использованием силы. Дж. Найт cчитает, что институты - набор правил, структурирующий общественные взаимоотношения особенным образом, знание которых должны разделять все члены данного социума. По К. Менгеру институты можно определить как общественные блага более высокого порядка. Если институты обеспечивают производство информации, необходимой для координации действий отдельных агентов экономического общения, то именно эта информация оказывается общественным благом.

Институты, обеспечивая агентов экономического общения необходимой информацией, cпособствуют формированию совместимых друг с другом ожиданий, обуславливающих координацию их действий и достижения взаимовыгодных результатов.

Институты можно рассматривать, как общественный капитал, который может меняться через обесценения и новые инвестиции. Формальные законы могут меняться быстро, но неформальные правила меняются медленно. Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, становятся неэффективными и остаются таковыми продолжительное время, так как трудно повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.

Роль институтов в экономической жизни чрезвычайно велика, они уменьшают неопределенность и ограничивают набор альтернатив в экономическом поведении, которые имеются у каждого человека. Они включают все формы ограничений, cозданных людьми для придания порядка человеческим взаимоотношениям. Формальные институты - правила, придуманные людьми, а неформальные - общепринятые условности и кодексы поведения (обычаи, традиции), которые могут быть продуктом сознательного человеческого замысла или просто складывались в процессе исторического развития.

Формальные институты часто создаются в интересах тех, кто контролирует институциональные изменения в рыночной экономике.

Общественные институты, исполняющие идеологические или духовные потребности, часто влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попытки государства манипулировать общественными институтами, например, нормами чаще всего безуспешны. Пример попытка создать нового советского человека c кодексом строителя коммунизма. Институциональные ограничения включают, как запреты индивидам совершать определенные действия, так иногда и указания, при каких условиях действия разрешены и кому. Поэтому институты представляют собой рамки, в пределах которых люди взаимодействуют между собой.

Между институтами и организациями существуют принципиальные различия. Институты - набор правил и законов, определяющих взаимодействие отдельных индивидов, то организации являются корпоративными действующими лицами, которые сами могут быть объектами институциональных изменений.

В понятие организации входят политические органы и учреждения (политические партии), экономические структуры (фирмы, профсоюзы, кооперативы), общественные учреждения (церкви, клубы, спортивные ассоциации) и образовательные учреждения. Организация - группа людей, объединенных общей целью. Институциональные рамки оказывают широчайшее воздействие на то, какие именно организации возникают и как они развиваются.

Институты влияют на экономический процесс тем, что оказывают влияние на издержки обмена и производства. Наряду с применяемой технологией они определяют трансакционные издержки и трансфармационные (производственные) издержки, которые в совокупности составляют общие издержки производства. Между институтами и эффективностью производства раскрывает концепция трансакционных издержек, понятие это ввел в научный оборот лаурет Нобелевской премии Р. Коуз. Эти издержки связаны с сопутствующими производству затратами: поиском информации о ценах, контрагентами хозяйственных сделок, издержками заключения договоров.

Иногда институтоциональные рамки не поощряют, а тормозят экономическую активность, в этом cлучае политические и экономические руководители имеют возможность поощрять деятельность по перераспределению, а не по производству формируют неэффективные права собственности, создают монополии, а не конкурентную среду, редко стимулируют инвестиции в науку и образование, которые повышают производительность труда. Согласно институционализму, cохранение неэффективных институтов объясняется тем, что правительство, преследуя фискальные цели, тем самым создает разрыв между побудительными мотивами частной деятельности и общественным благосостоянием.

Политическим системам органически присуща тенденция воспроизводить неэффективные права собственности, которые приводят к стагнации или упадку. На это есть две причины. Во-первых, доходы, которые получают правители, могут оказаться выше при такой структуре собственности, которая хотя и неэффективна, но легче поддается контролю и создает большие возможности для взимания налогов, чем эффективная структура, которая требует высоких издержек контроля. Во-вторых, правители, как правило, не могут позволить себе устанавливать эффективные права собственности, поскольку это может оскорбить одних подданных. Интересы эффективности приносятся в жертву интересам самоохранения, диктующих иной образ действий, поскольку эффективные нормы ущемляют интересы сильных политических группировок. Высокие трансакционные издержки очень часто ассоциируются со слабыми институтами. В целом институциональные рамки определяют издержки контроля.

Главная роль, которую институты играют в социуме, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействия. Но устойчивость институтов ни в коей мере не противоречит факту, что они претерпевают изменения. Развиваются все институты - от традиционных условностей, кодексов и норм поведения до писаного права, обычного права. Институциональные изменения - сложный процесс, потому что предельные изменения могут быть следствием изменений в правилах, неформальных ограничениях, в способах и эффективности принуждения к исполнении правил и ограничений. Хотя формальные правила можно изменить за одну ночь путем принятия политических и юридических решений. Неформальные ограничения, воплощенные в обычаях, традициях и кодексах поведения, гораздо менее восприимчивы к сознательным усилиям. Эти культурные ограничения не только связывают прошлое и будущее и дают ключ к пониманию пути исторического развития.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 191 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...