Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Неизысканность и простота музы Некрасова



План

I. Честное, настоящее, совершенное в лирике Некрасова.

II. Отшлифованность и завершенность творений поэта.

1. Афористичность стихотворений Некрасова.

2. Неприятие напыщенных, вычурных фраз.

3. Умение передавать язык народа.

III. «Я лиру посвятил народу своему».

Лирика Некрасова имеет свой неповторимый, не схожий ни с чем колорит. В ней нет возвышенности Пушкина, трагического надлома Лермонтова, изысканности и таинственности Блока, красочности Есенина… Но есть в ней нечто такое честное, настоящее, совершенное!

Характерная черта его стихотворений – афористичность. Его фразы настолько метко подобраны, взвешены, отшлифованы, что к ним, как к истинным, завершенным творениям, нечего ни прибавить, ни убавить. Кто из нас не знает слов «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» («Поэт и гражданин»)? А другие, емкие, богатые, сильные фразы из того же стихотворения? Гражданин обращается к Поэту: «… заметен ты,// Но так без солнца звезды видны»; «Блажен болтающий поэт// И жалок гражданин безгласный!» Как он метко характеризует бездеятельных, слабовольных неграждан, пережидающих тяжелые времена:

Мы даром гибнуть не хотим,

Мы ждем: авось поможет время,

И горды тем, что не вредим!

А так восхитительно просто и неожиданно ссору между любящими людьми никто еще, по‑моему, не описывал, как это сделал Некрасов в стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди…»:

Говори же, когда ты сердита,

Все, что душу волнует и мучит!

Будем, друг мой, сердиться открыто:

Легче мир – и скорее наскучит.

Не прибегая к разукрашенным, напыщенным, вычурным фразам, Некрасов нет‑нет, да и ввернет совершенно неожиданное слово, которое придется как нельзя более кстати, придаст особенного колорита его стихам: «Надрывается сердце от муки,//Плохо верится в силу добра», – как «вкусно» звучит в этой фразе обычное слово «плохо» («Надрывается сердце от муки…»)!

Особенно мастерски умеет Некрасов передать живость и красочность народного говора. Самый яркий пример – поэма «Кому на Руси жить хорошо»:

Мужик что бык: втемяшится

В башку какая блажь –

Колом ее оттудова

Не выбьешь: упираются,

Всяк на своем стоит!

А чего стоят описания душевных переживаний простого ямщика в стихотворении «В дороге»! Безыскусно, грубоватыми словами рассказывает ямщик о своем горе – тяжело заболевшей жене:

Слышь, как щепка худа и бледна,

Ходит, тоись, совсем через силу,

В день двух ложек не съест толокна –

Чай, свалим через месяц в могилу…

Недаром Некрасов любим народом, недаром сам он говорит: «Я лиру посвятил народу своему». Кому еще удалось так живописать достоинство и величие русского народа, не закрывая глаза на недостатки и пороки, как это сделал Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? Именно неприхотливой, честной и глубоко любящей музе Некрасова удалось охватить и тонкость чувств, и духовный потенциал, и грубость манер, и невежество простого народа.

Счастье героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

План

I. Главные герои из деревень с говорящими названиями.

II. Поиски счастливого в родном отечестве.

1. Восприятие счастья разными слоями общества.

2. Половинчатое, ущербное, скоротечное «счастье».

3. Авторское понимание истинного счастья.

III. Самый счастливый человек в мире.

Главными действующими лицами в поэме «Кому на Руси жить хорошо» являются семеро простых мужиков «из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Названия их деревень говорят сами за себя: русскому крестьянину счастья не видать. Поэтому, своего счастья не имеючи, хоть на чужое поглядеть захотелось этим мужикам. Но что же, по их мнению, счастье? И где его искать?

Каждый из героев уверен, что счастливее всех живется на Руси помещику, чиновнику, попу, купцу, вельможному боярину, министру государеву или царю. В беседе со встретившимся попом они соглашаются с его пониманием счастья:

– В чем счастие, по вашему?

Покой, богатство, честь –

Не так ли, други милые? –

Они сказали: «Так»…

Но выясняется: не имеет поп такого счастья. Помещик же, встреченный крестьянами далее, рисует картину своего счастья – обладания: землею, всем и всеми, кто на этой земле есть:

Все веселило барина,

Любовно травка каждая

Шептала: «Я твоя!»

Но это все – в прошлом. Реформа, отменившая крепостное право, разрушила помещичье счастье.

На ярмарке другие люди уверяют семерых искателей счастья, что они нашли счастливца: «дьячок уволенный, тощой, как спичка серная» утверждает, что счастье «в благодушестве»:

– …Коль обогреет солнышко

Да пропущу косушечку,

Так вот и счастлив я!

Горькое счастье свое описывает солдат: «…в двадцати сражениях я был, а не убит!», «Я и во время мирное ходил ни сыт ни голоден. А смерти не дался!»; за всякие провинности не раз был жестоко избит, «А хоть пощупай – жив!»

Жалкое лакейское счастье восторженно расписывает бывший «любимый раб»:

С французским лучшим трюфелем

Тарелки я лизал,

Напитки иностранные

Из рюмок допивал…

О недолгом счастье – детстве в родной, любящей семье – рассказывает Матрена Тимофеевна Корчагина. Но это счастье так быстро прошло! «Не дело – между бабами счастливую искать!..» – печально говорит она мужикам. Ведь, как сказала за всех русских женщин бабка‑богомолица:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Так и не находят мужики настоящего счастливца. Все эти поведанные им счастья половинчаты, ущербны, скоротечны. И только в финале поэмы из уст Григория Добросклонова звучит авторское понимание истинного счастья: служить народу своему, бороться за его светлое будущее, за процветание Родины – убогой и обильной, забитой и всесильной одновременно. Некрасов говорит:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Если бы могли заглянуть мужики в его сердце – каким бы пылающим они его увидели! И этот огонь – горячая, пламенная любовь к родному народу (несмотря на то, что Грише, как и многим борцам за долю народа, судьба готовила «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь») делает его самым счастливым человеком в мире.

Женская доля (по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого.

Н. А. Некрасов

План

I. Галерея женских образов в отечественной и зарубежной литературе.

II. Счастье простой крестьянки в понимании Некрасова.

1. Попытка найти счастливого среди простого люда.

2. Счастье юной Матрены Корчагиной.

3. Ад среди мужниной родни.

4. Трагическая смерть Демушки.

5. «Гроза душевная» простых русских женщин.

III. Восхищение Некрасова русской женщиной.

Пожалуй, ни один писатель или поэт в своем творчестве не обошел вниманием женщину. Притягательные образы возлюбленной, матери, таинственной незнакомки украшают страницы отечественных и зарубежных авторов, являясь предметом восхищения, источником вдохновения, утешения, счастья… Но, наверное, ни один творец‑мужчина, кроме Некрасова, не задумывался о том, каково оно – женское счастье, и в особенности – счастье простой крестьянки.

Великий и истинно народный русский поэт Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» отобразил судьбу простого русского народа в период отмены крепостничества. Главные герои произведения ищут счастливых людей по всей Руси. Отчаявшись найти счастливца среди «мужиков», начинают они допытываться у русских селянок, счастливы ли они. О том, каково оно – бабье счастье, поведала им Матрена Корчагина.

Что такое женское счастье и есть ли оно? Матрена вспоминает, что бывала счастливой в детстве и юности:

Мне счастье в девках выпало…

За батюшкой, за матушкой,

Как у Христа за пазухой,

Жила я.

Счастье юной Матрены было вовсе не в том, чтобы подольше поспать да повкуснее поесть: с малых лет приучена она к труду и любит его:

И добрая работница,

И петь‑плясать охотница

Я смолоду была.

На сердце становится тепло от описания немудреного счастья крестьянки: хорошо потрудиться, в баньке освежиться и сил набраться, с подругами песни попеть да на санях прокатиться… Честная, прямая, скромная, Матрена не строит глазки парням, а наоборот, сторонится их. Но все‑таки, «на беду», выискался жених ей из далекого Петербурга и добился‑таки ее любви и руки. «Тогда и было счастьице» – вздыхает Матрена.

А потом – чужая семья, «большущая, сварливая», где всем она глаза мозолит, всяк ее хочет унизить и оскорбить. Тяжкий труд и постоянные упреки мужниной родни, частые разлуки с любимым превратили ее жизнь в ад.

С рождением первенца Демушки жизнь Матрены озарилась божественным светом: с легкостью переносит она теперь любые невзгоды и лишения, терпит любые нападки родни… Но недолго продлившееся счастье оборвалось трагической смертью Демушки. И хоть после Матрена родила пятерых сыновей, первого своего до сих пор забыть не может.

Такое оно – бабье горькое счастье: трудись не покладая рук, терпи да помалкивай, расти детей – «На радость ли? (…) Уж взяли одного!» А так, со стороны посмотришь – вроде бы и жаловаться не на что: здоровая, крепкая, все при ней, и хозяйственная, и мужем не битая. Но Матрена говорит:

По мне – тиха, невидима –

Прошла гроза душевная,

Покажешь ли ее?

Образ Матрены – собирательный образ всех простых русских женщин. Автор раскрыл в нем всю материнскую любовь и боль, на которую способна глубокая и нежная женская душа. Матрена Корчагина – воплощение бесхитростной прямоты, добродушия, нравственной чистоты и супружеской верности. Этот образ берет за душу, несмотря на то, что селянка рассказывает о своей жизни просто, безыскусно, не рисуясь и не стараясь сгустить краски. И каждый читатель находит в ее рассказе что‑то близкое.

Некрасов с почтением и восхищением описывает русскую женщину – любящую жену и мать, которая, одному Богу ведомо, откуда, берет душевные силы, чтобы дарить любимым людям тепло, ласку и счастье, – пусть даже от ее собственного счастья ключи потеряны.

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

План

I. Образ Петербурга в русской литературе XVII–XIX веков.

II. Петербург Достоевского.

1. Идейно‑художественный смысл образа города в романе.

2. Удушливость городского пейзажа.

3. Петербургские трущобы.

III. Петербург – соучастник преступления Раскольникова.

События в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходят в Петербурге. Это произведение иногда называют «петербургским романом».

К образу Петербурга обращались поэты, начиная с XII века. Впервые поэтический образ города был создан В. Тредиаковским. Петербург прославляли Державин, Батюшков. Рубежом в разработке и воплощении темы Петербурга явилось творчество А. С. Пушкина. До Пушкина произведения о Петербурге носили описательный характер. Воспевалась красота столицы, сообщались те или иные моменты ее истории, быта, культуры, знаменательные происшествия. Воздавалась хвала Петру как основателю города. Пушкин‑реалист создал образ современного Петербурга с позиций исторических и социальных, политических и философских.

Тема большого города занимает значительное место в творчестве Н. А. Некрасова. Поэт описал не блеск нарядных улиц столицы, а ее печальные окраины, положение обитателей трущоб.

Ф. М. Достоевский изобразил Петербург 60‑70‑х годов XIX века, в пору стремительного развития российского капитализма. Петербург Достоевского – город кричащих контрастов, символ бесчеловечности самой действительности.

Преступление Раскольников совершает в Петербурге. И это не случайно: самый фантастический на свете город порождает самого фантастического героя. У Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героями, составляют с ними единое целое. В романе есть лишь несколько кратких описаний Петербурга, напоминающих театральные ремарки, но их вполне достаточно, чтобы проникнуть в «духовный» пейзаж.

Городской пейзаж в романе «Преступление и наказание» – пейзаж психологический. Он органически связан с душевным состоянием героя и соответствует больным, диким мыслям Раскольникова, замышляющего убийство.

Блуждая вместе с героем по Петербургу, мы ощущаем прежде всего невыносимую духоту. Это ощущение духоты становится лейтмотивом романа. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши».

Чтобы довершить отвратительную картину города, Ф. М. Достоевский насыщает ее запахами, которые постоянно сопровождают героя: в комнате Мармеладова было душно, «…с лестницы несло вонью…, из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного»; в распивочной «…было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным».

Герои Достоевского далеки от парадного Петербурга. Они живут на шумных и грязных улицах, в многочисленных домах, где ютится нищета. Действие в романе происходит то на улицах, то в каморках‑комнатах, то в грязных гостиницах, то в дешевых номерах. Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои, «бедные люди». Мы входим в «грязные и вонючие» дворы‑колодцы, поднимаемся по темным лестницам.

Быт, рисуемый Достоевским, мрачный, лишенный всякого уюта, нищенский. Он соответствует трагическому положению маленького человека. Комната Раскольникова напоминала то «…клетушку, шагов в шесть длиной, имевшую самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями», то «гроб», то «шкаф». Эта каморка – прообраз более грандиозной, но такой же душной «каморки» большого города.

Недаром Катерина Ивановна Мармеладова говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек. Страшной рисуется в романе жизнь в петербургских трущобах: жизнь, полная отчаяния, беспросветной нужды.

Уже с первых страниц романа писатель подводит нас к выводу, что в таинственном и мрачном Петербурге, среди невыносимой жары и вони, могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента, и Петербург предстает в произведении не просто местом действия, не просто образом, а соучастником преступления Раскольникова.

Евангельские мотивы в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества.

Ф. Достоевский

План

I. Влияние Библии на развитие мировой художественной культуры.

II. Использование библейских мотивов в романе «Преступление и наказание».

1. Связь идейно‑художественного содержания произведения с евангельскими мотивами.

2. Связь библейских образов с главными героями романа.

3. Неслучайные слова, детали, цифры.

III. Роль Библии в жизни человека.

Библия – книга, известная всему человечеству. Велико ее влияние на развитие мировой художественной культуры. Библейские сюжеты и образы вдохновляли писателей, художников, музыкантов различных эпох и народов. Идеями христианства пронизано и творчество многих известных русских писателей. Библейские легенды, образы использовали Л. Толстой и Ф. Достоевский, М. Булгаков и А. Куприн, А. Ахматова и О. Мандельштам, Шолом Алейхем и Ч. Айтматов, А. Блок и Б. Пастернак. В Библии речь идет о добре и зле, о правде и лжи, об утрате гармонии между человеком и Богом. В ней затронуты общечеловеческие проблемы. Недаром ее называют Книгой Книг. Без знания Библии невозможно осмыслить и понять ряд произведений, в том числе и роман «Преступление и наказание».

По‑разному относились и относятся к творчеству Ф. Достоевского как читатели, так и критики. Многие считают Достоевского самым «трудным» классиком. Но, несмотря на это, читатели вновь и вновь обращаются к творчеству этого писателя. Произведения Достоевского интересны не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие проблемы России середины 19 столетия. Главная заслуга писателя в том, что он поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие. Ответы на эти вопросы Достоевский пытался найти, обращаясь к Новому Завету, повествующему о судьбе Иисуса Христа. Достоевский считал, что человек, совершивший грех, способен духовно воскреснуть, если уверует в Христа, если примет его нравственные заповеди. По мнению писателя, Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», совершивший преступление, должен обратиться к Евангелию, чтобы найти ответы на мучающие его вопросы и постепенно духовно возродиться. Достоевский своим романом доказывает, что насилие и добро – понятия несовместимые. И даже если на путь насилия становится человек добрый, жаждущий изменить мир, избавить людей от страданий, он неизбежно принесет зло и себе, и другим.

Используя в романе «Преступление и наказание» библейские легенды и образы, Достоевский размышляет о трагических судьбах мира и России. Во времена Достоевского была популярна идея революции как самого быстро и радикального средства переустройства страны. Но революция неизбежно приводит к крови, к насилию, к жертвам. И революции нужны были такие люди, которые могли бы переступить через нравственные нормы. Идее революции Достоевский противопоставляет мысль о нравственном и духовном очищении человека. По мнению Достоевского, огромную роль в этом должно сыграть христианство. Это обусловило появление в романе библейских мотивов. Образы из Библии перекликаются с образами романа.

Так, легенда о воскрешении Лазаря перекликается с судьбой Родиона Раскольникова. Комната главного героя уподобляется гробу. Именно под камнем он оставил награбленное у убитой старухи, а Христос повелевает «отнять камень», то есть раскаяться, освободить душу. На каторге Раскольников читает Евангелие – ту самую книгу, из которой Соня читала ему о воскресении Лазаря. Судьба Сони, святой блудницы, перекликается с притчей о блуднице Марии Магдалине, прощенной Иисусом Христом. Соня пожертвовала собой во имя любви к ближним, она погубила себя, так ничего и не добившись. Но своей любовью, жалостью, состраданием, самопожертвованием, своей верой в Бога она спасает Раскольникова. Маляр Миколка тоже жертвует собой: он принимает на себя вину, чтобы пострадать.

Есть в романе немало деталей, неслучайных слов, цифр, связанных с библейскими мотивами. Так, «кроткая», «безответная» Соня поселяется у Капернаумова. А Мария Магдалина жила недалеко от этого селения в Галилее, которое любил Иисус Христос. Цифры в романе – одна из тайн Достоевского, который считал, что каждая цифра имеет определенное значение. Ряд цифр перекликается с библейскими сюжетами. К примеру, Свидригайлов за три дня достает билет за границу, предлагает деньги, чтобы помочь Раскольникову бежать: он считает возможным бежать от совести. Достоевский не случайно выделяет число «четыре». Это число тоже относится к библейской числовой символике (четыре варианта Евангелия). После преступления Раскольников четыре дня находится в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону Раскольникову, Лазарь был мертв четыре дня. Кроме того, эта история помещена в четвертом Евангелии от Иоанна. Читая внимательно роман, можно обратить внимание и на другие моменты, имеющие отношение к Библии.

«Я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не могу и не хочу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей». Так считал Ф. Достоевский. Пытаясь разобраться в вечных проблемах добра и зла, милосердия, справедливости, ответственности человека за содеянное, он обращается к Библии. Библия – единственный путь к спасению, по мнению Достоевского. В последних словах романа звучит вера в возрождение души преступника. Это и вера в возрождение всей России.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 627 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...