Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Каким образом осуществляется эволюция (медленное развитие) социальных организмов по Спенсеру? Прежде всего за счет роста населения, а также за счет объединения людей в социальные группы и классы. Люди объединяются в социальные системы либо ради зашиты и нападения, в результате чего возникают «военные типы обществ», либо ради производства предметов потребления, в результате чего появляются «промышленные общества». Между этими типами обществ происходит постоянная борьба.
Механизм социальной эволюции включает три фактора:
§ люди изначально неравны по своим характерам, способностям, условиям жизни, в результате чего возникает дифференциация ролей, функций, власти, собственности, престижа;
§ существует тенденция к усилению специализации ролей, росту социального неравенства (власти, достатка, образования);
§ общество делится на экономические, политические, национальные, религиозные, профессиональные и т. п. классы, что вызывает его дестабилизацию и ослабление.
С помощью механизма социальной эволюции человечество проходит четыре этапа развития:
§ простые и изолированные друг от друга человеческие общества, в которых люди заняты примерно одинаковой деятельностью;
§ военные общества, характеризующиеся временной территорией, разделением труда, ведущей ролью централизованной политической организации;
§ индустриальные общества, характеризующиеся постоянной территорией, конституцией и системой законов;
§ цивилизации, которые включают в себя национальные государства, федерации государств, империи.
Главным в такой типологии обществ является дихотомия военного и промышленного общества. Ниже эта дихотомия по Спенсеру показана в табличной форме (табл. 1).
Согласно Г. Спенсеру, на первом этапе развитие обществознания находилось под полным контролем теологии, которая оставалась доминирующим видом познания и веры примерно до 1750 года. Затем в результате секуляризации общества теологии отказали в статусе привилегированной науки, и эта роль перешла к философии: не Бог, священник, а философ, мыслитель стали считаться источником (и критерием) истинного знания. В конце XVIII в. философов сменили ученые (естествоиспытатели), которые ввели в научный оборот эмпирическое обоснование истинности знаний, а не авторитет Бога или философии. Они отвергали философское обоснование истинности знаний как дедуктивную спекуляцию. В результате возникла позитивистская теория социопознания, которая включает в себя следующие основные положения:
§ объективный мир дан человеку в форме чувственных явлений (ощущения, восприятия, представления), сам человек не может проникнуть в сущность объективного мира, а может только эмпирически описать эти явления;
§ общество является результатом взаимодействия (а) сознательной деятельности людей и (б) объективных природных факторов;
§ социальные явления (факты) качественно те же, что и природные явления, в силу чего методы естественно-научного познания применимы и в социологических исследованиях;
§ общество подобно животному организму, оно имеет определенные органы-системы, взаимодействующие между собой;
§ развитие общества является результатом увеличения численности людей, дифференциации и интеграции труда, усложнения прежних органов-систем и появления новых;
§ наука представляет собой подлинное благо для людей, и развитие человечества непосредственно зависит от развития науки, в том числе социологической;
§ социальные революции представляют для людей беду, являются результатом неправильного управления людьми, возникающим от незнания законов социологии;
§ для нормального эволюционного развития руководители и ведущие классы должны знать социологию и руководствоваться ею при принятии политических решений;
§ задача социологии заключается в выработке эмпирически обоснованных универсальных законов социального поведения, чтобы ориентировать его на общественное благо, разумный общественный строй;
§ человечество состоит из разных стран (и народов), которые движутся по единому пути, проходят одни и те же этапы, а значит, подчиняются одним и тем же законам.
Таблица 1. Военное общество в сравнении с индустриальным
Черты | Военное общество | Промышленное общество |
Доминирующая активность | Защита и завоевание территорий | Мирное производство и обмен товарами и услугами |
Интегративный (объединяющий) принцип | Напряженность, жесткие санкции | Свободная кооперация, договоренности |
Отношения между индивидами и государствами | Доминирование государства, ограничение свободы | Государство обслуживает потребности индивидов |
Отношения между государствами и другими организациями | Доминирование государства | Доминирование частных организаций |
Политическая структура | Централизация, автократия | Децентрализация, демократия |
Стратификация | Предписание статуса, низкая мобильность, закрытое общество | Достигнутый статус, высокая мобильность, открытое общество |
Экономическая активность | Автаркия, протекционизм, самодостаточность | Экономическая взаимозависимость, свободная торговля |
Доминирующие ценности | Смелость, дисциплина, подчинение, лояльность, патриотизм | Инициативность, изобретательность, независимость, плодотворность |
Критикуя позитивистское познание, Хайек пишет: «В соответствии с идеей познаваемости законов <...> предполагается, что человеческий ум способен, так сказать, взглянуть на самого себя сверху и при этом не просто понять механизм своего действия изнутри, а еще наблюдать за его действиями извне. Курьезность такого утверждения, особенно в контовской формулировке, состоит в том, что при открытом признании того, что взаимодействие индивидуальных умов может привести к возникновению чего-то, в определенном смысле превосходящего достижения, доступные отдельному уму, этот самый индивидуальный ум, тем не менее, объявляется не только способным охватить целиком картину общечеловеческого развития и познать принципы, по которым оно совершается, но также способен контролировать это развитие и направлять его, добиваясь таким образом, чтобы оно шло успешнее, чем было бы без контроля».
14 Социология В. Парето /Социологическая система В.Парето.
Наиболее видным социальным теоретиком Италии в начале XX в. был социолог и экономист Вильфредо Парето (1848 - 1923). Основной его труд “Трактат всеобщей социологии” был признан классическим произведением западной теоретической социологии. Ведущими идейно-теоретическими источниками социологии Парето были позитивизм и иррациональные, волюнтаристские концепции А.Бергсона, Ф.Ницше и др. Он предложил логико-экспериментальный метод исследования. По его мнению, социология должна стать такой же точной наукой, как физика, химия и астрономия, в социологических исследованиях следует пользоваться только эмпирически обоснованными суждениями, строго соблюдать логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Привнесение в теорию идейных элементов недопустимо, поскольку ведет к искажению и фальсификации фактов.
Социологическая система В. Парето строилась на теории нелогического действия. Согласно Парето, большинство тех человеческих действий, из которых слагается история, принадлежат к числу нелогических действий. Индивид поступает определенным образом, потому что обладает психическими предиспозициями (установками) и испытывает определенного рода чувства. Эти чувства маскируются при помощи псевдоаргументов, составляющих содержание всех без исключения общественных теорий.
Провозглашая положение о неравномерном распределении разного рода “остатков” (чувств, детерминирующих человеческое поведение) в разных общественных классах, Парето развивал биологически обоснованную теорию элит. Согласно этой теории, существенной чертой всех человеческих обществ является их деление на элиту и неэлиту. Стабилизация и последующая деградация элит, их “кругооборот” являются движущей силой общественного развития и лежат в основе всех исторических событий. Так, индивиды, наделенные от рождения особыми “остатками”, обладают способностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана или способностью применения насилия. Эти способности определяют типы правления, которые приходят на смену друг другу в результате деградации элиты, ведущей к упадку. Если элита не противодействует такой деградации путем кооптации новых членов из низших классов, обладающих в изобилии соответствующими “остатками”, то наступает революция. Смысл революции, согласно Парето, заключается в обновлении персонального состава правящей элиты - верхушки общества. История — это “кладбище аристократии”, а ее динамика находит объяснение в “круговороте элит”.
Парето рассматривал общество как систему, находящуюся в состоянии динамического равновесия. Частями этой системы являются “остатки”, различные идеологии и социальная гетерогенность (неоднородность).
15 Марксистское учение об обществе
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 989 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!