Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Совершенно ясно, что для того, чтобы что-то изучать, надо это сначала увидеть.
Тем не менее в этой ясности скрывается важная проблема: необходимо сначала
"разглядеть" общество, чтобы получить возможность изучать его.
Как получить представление об обществе? Выйти днем на улицу, посмотреть на
оживленную толпу и воскликнуть: "Вот - общество!"? Или собрать статистические
данные о количестве совершенных преступлений и о росте благосостояния и
построить теорию взаимосвязи этих двух статистических переменных? А может, пойти
в библиотеку, набрать массу только что вышедших из печати романов о кризисе
брака, прочесть их и написать доклад о том, как сегодня воспринимается столь
важный общественный институт? На это можно ответить и "да", и "нет", поскольку
"общество" присутствует и на улице, и в статистических таблицах, и в
писательском воображении. Но чтобы эти "данные" стали социологией, их необходимо
поместит!, в социологические референтные рамки. Ведь "общество" существует
повсюду, где есть люди, его можно увидеть везде, где люди действуют. Однако
недостаточно всего лишь непредвзято наблюдать происходящее и затем описывать его
другим, - это еще не будет социологией. Социология - нечто большее, это то, что
должно быть руководством для изучения общества. Сколько бы мы ни изучали
статистические таблицы, сколько бы ни наблюдали совершаемые действия - этого
будет недостаточно, чтобы увидеть общество в социологическом смысле. Сегодня,
когда слово "общество" вошло в сознание всех, довольно трудно представить себе,
что некоторое время назад не существовало этого понятия в его нынешнем значении.
Можно сказать, что современная общественная наука возникла именно тогда, когда
понятие "общество" начало приобретать свое нынешнее содержание - "сумма людей и
их социальных связей". Как это ни парадоксально, именно изменения, происходившие
в феодальном обществе, сделали возможным "открытие" общества или, выражаясь
точнее, сделали возможным создание понятия "общество". Пока жизнь текла в
привычном русле и люди жили в рамках привычных отношений, дававших достоверные
(с точки зрения того времени) объяснения происходившего, не было нужды
сомневаться в содержании понятий, с помощью которых люди понимают мир, и
анализировать их. Однако накапливалось все больше "фактов", не вписывавшихся в
тогдашние модели объяснения мира, что побуждало искать новые понятия и создавать
новые теории.
Первое, что бросается в глаза и что несло угрозу.институтам феодального
общества, - расширение торговли и рост национальных государств. Современные
общественные науки анализируют процесс их возникновения при помощи категорий
экономических и политических отношений. Но в течение XVIII века предпринимались
попытки охватить каким-то единым понятием различные общественные институты и их
взаимоотношения. Появилось понимание того, что в экономических и политических
отношениях присутствуют также мораль, обычаи и традиции, побуждающие людей жить
и действовать определенным образом. Такое представление о неком социальном, что
руководит людьми, впоследствии разрабатывалось французскими социологами и
развилось в единое учение, прежде всего благодаря Эмилю Дюркгейму.
Причина, по которой новые отношения дали толчок возникновению новой общественной
науки, кроется в трех способах отношений, с помощью которых люди могут овладеть
тем, что их окружает. Одни хотели бы объяснить процесс развития, происходивший у
них на глазах. Другие - понять его значение для людей. Наконец, третьи хотели бы
изменить новые общественные отношения в еще более радикальном направлении. Были,
разумеется, и такие, кто имел и два, и даже все три мотива для своих занятий. В
конце концов благодаря этим трем "причинам" возникли различающиеся направления в
науке об обществе, разрабатывавшие свои, отличающиеся от других направлений,
понятия и теории. Почему эти различающиеся между собой подходы были характерны
для тех или иных конкретных личностей - здесь не рассматривается. Это скорее
научно-психологический или биографический вопрос. Зато интересно, как эти
подходы институционализировались в методах и правилах, т.е. процесс
институционализации самой социологии был для нее гораздо важнее прочих процессов
институционализации, которые сама социология изучает. Изучать общество с точки
зрения социологии - значит изучать его с помощью институционализированпых
правил, управляющих предметом. Эти правила тоже являются социально созданными,
они поддерживаются людьми. Однако как политик, власть предержащий, так и лидер
социологической мысли одинаково мало желают осознать происхождение своей власти.
И точно так же, как политик может спрятаться за положительно окрашенным понятием
"демократия", исследователь может укрыться за не менее положительно окрашенным
понятием "наука". Это не означает, что политики или ученые вводят в заблуждение
всех прочих граждан, но следует помнить, что как понятие "демократия", так и
понятие "наука" созданы социально.
Но социология, как и наука вообще, является не только общественным институтом.
Это еще и человеческая любознательность перед лицом неведомого. Если первая
точка зрения на науку лучше всего моделируется картиной парка, в котором люди
могут гулять по существующим там аллеям и тропинкам (символизирующим
установленные правила), то второй больше соответствует море, ограниченное лишь
горизонтом. Первая картина символизирует взаимосвязь правил, вторая же -
стремление расширить горизонты, нанести на карту доселе неизвестное и
поразмыслить о бытии. Точно так же, как и всему в обществе, социологии присуща
двойственность конформизма и обновления, воспроизведения уже известного и
открытие непознанного. Полностью свободная или полностью зарегулированная
социология одинаково немыслима, так же как полностью свободный или абсолютно
несвободный человек. Ни полностью свободный от каких-либо связей, ни скованный
таковыми - ни один человек не живет вне социальных структур. Нет человека, не
имеющего никакой альтернативы. Таким образом, изучение общества - не изучение
изолированных индивидов или "пленников системы". Это изучение отдельного
индивида в системе или, выражаясь другими словами, "лодки на аллеях парка".
Именно этот парадокс "свободных индивидов в тюрьме общества" стал источником и
широты социологии, и невероятного разнообразия того, что изучается, как
изучается и, не в последнюю очередь, для чет изучается этой наукой. Американский
историк науки Томас Кун предположил, что история любой науки (Кун изучает
историю естественных наук, но многие используют его теории и по отношению к
общественным наукам) начинается с борьбы большого количества теорий между собой;
впоследствии побеждает одна особая точка зрения (парадигма), и на какое-то время
наука становится своего рода "normal science", т.е. в этой науке более не
дискутируются основополагающие онтологические и эпистемологические вопросы. Со
временем, однако, накапливается все большее количество фактов, не укладывающихся
в объяснения, предлагаемые существующими теориями, и мало-помалу это доводит
науку до кризисного состояния. В момент кризиса новые теории и воззрения
вступают в борьбу со старыми; если новые теории могут лучше объяснить
накопившиеся эмпирические факты, одна из этих теорий побеждает, и наука вновь
возвращается в "нормальное" состояние. Любая наука проходит, таким образом,
через периоды "уверенности", когда каждый исследователь знает, что и зачем он
будет изучать, чтобы способствовать развитию науки, и периоды кризисов и
революций, когда возвращаются сомнения. Если воспользоваться теорией Куна
применительно к социологии, то легко заметить, что это наука
"многопарадигматическая". Поэтому образы, использованные в первой главе, могут
символизировать различные парадигмы внутри социологии, и многие социологи
пытаются подобрать определения для разных подходов в рамках одного предмета.
Иногда это называют "объективистской" и "субъективистской" социологией; иногда
подыскивают другие названия, вроде "парадигмы социальных фактов" и "парадигмы
социальных определений" или "общественной перспективы" и "индивидуальной
перспективы". Расхожими определениями (еще до Куна) были "позитивистская" и,
соответственно, "непозитивистская" социология. При этом неизбежно создается
впечатление, что между различными подходами к изучению общества лежит глубокая и
непреодолимая пропасть.
Тем не менее преувеличивать размеры этой пропасти не следует. Она заметна, когда
социология изучается "сверху", с обзорной научно-теоретической позиции.
Социологи, исследующие как "общество", так и "людей", редко становятся чистыми
"парадигматиками", они скорее "прагматики". Различия же, которые тем не менее
существуют, должны, видимо, рассматриваться как различия в способах связи
ученого со средой исследования. Именно эти различия могут впоследствии
институционализироваться в различных направлениях и парадигмах.
Уже упоминавшийся ранее немецкий социолог Юрген Хабермас пытался
систематизировать эти различия по способу связи (=способу включить себя в
отношения) с тем, что изучается, выделяя при этом различные познавательные
интересы, которые может иметь наука. Первый, технически-манипуляционный
познавательный интерес воспринимает свой объект познания как нечто, лежащее вне
самого исследователя, нечто, управляемое "объективными законами" и не зависящее
поэтому ни от исследователя, ни от конкретных объектов исследования. Целью
исследования при этом является открытие этих законов, с тем чтобы благодаря
полученным знаниям можно было бы управлять действительностью, - примерно так же,
как законы естественных наук применяются в промышленности. Социологом тогда
называется человек, стремящийся открыть законы, управляющие общественной жизнью
людей, для того чтобы уметь управлять (манипулировать) обществом.
Другой интерес, герменевтический (разъясняющий, понимающий), исходит из того,
что между естественными и культурологическими науками имеется качественное
различие. "Мы объясняем природу, но мы понимаем духовную жизнь", - писал
немецкий историк и философ Дильтей в ходе уже упоминавшейся битвы идей в
Германии XIX века. Целью культурологической (общественной) науки является не
только открытие объективных законов, позволяющих манипулировать обществом, но и
построение теорий, дающих возможность лучше понять других людей, другие
общества, другие исторические эпохи. Такое углубленное понимание не нуждается в
особой легитимизации, ведь все люди стремятся как можно лучше понять
существующие взаимосвязи.
Наконец, третий, критически-эмансипаторский познавательный интерес исходит из
предпосылки, что цель науки - освобождение людей и от скаредности природы, и от
угнетающих структур общества. Поскольку природа (по всей вероятности)
управляется все-таки объективными законами, к ней больше применим технический
познавательный интерес, а "освобождающая" общественная наука в данном случае не
применяется. При критически-эмансипаторском подходе рассматриваются в
большинстве случаев структуры настолько "застывшие", что люди даже не
воспринимают их как созданные и, следовательно, поддающиеся изменениям.
Полученные знания впоследствии должны распространиться среди людей, угнетаемых
этими общественными структурами, и люди обретают возможность освободить самих
себя.
Эти три "интереса познания" довольно близки к трем социологическим традициям,
выделяемым в этой книге. Но основываются они на способах связи с исследуемым
объектом или, выражаясь точнее, на мотивах ученого, исследующего общество.
Объяснить общество, попять общество и изменить общество - вот три направления
современной социологии, и одновременно это три способа взаимодействия с
объектом, которые отдельный исследователь общественной жизни может взять на
вооружение. Эти три направления часто кажутся полностью взаимоисключающими,
поскольку считается, что основываются они на совершенно разных фундаментальных
положениях о том, что такое общество, как оно должно изучаться и почему его
следует изучать. Можно попытаться взять все три подхода, сравнить их недостатки
и достоинства и сделать теоретический синтез, как уже поступали многие
исследователи-практики. Я полагаю, что было бы упрощением выделять эти
направления исключительно на научно-теоретическом уровне. Скорее нужно иметь в
виду, что каждое направление в своей исходной точке упрощает (абстрагирует)
нечто, имеющее принципиальное значение для другого направления. Эти исходные
точки, как уже говорилось, находятся на разных уровнях абстракции, но
впоследствии каждое из направлений должно вернуться к тому, что было
первоначально исключено. Объясняющая социология, таким образом, должна уметь
объяснить, почему люди с готовностью движутся именно "по аллеям парка", а
понимающая социология соответственно должна суметь понять, каким образом такое
количество отдельных людей с самыми разными жизненными понятиями могут создать
стабильную социальную структуру. Социология, исповедующая "изменение" общества,
столкнувшись с инерционным противодействием своим попыткам, должна поставить
вопрос, отчего общественные отношения так трудно изменить и тем, кто ничего о
них не знает, и тем, кто прекрасно их осознает. В качестве отправного пункта
может появиться модель общества без людей (первая картинка - парк рано утром)
при первом подходе; люди вне общества - при втором; и люди в "застывшем"
угнетающем их обществе - при третьем. Эти иллюстрации - вспомогательные
конструкции, которые могут использоваться в познавательных целях различными
направлениями. Общество представляют как нечто, о чем в то же время известно,
что оно является и чем-то другим. Подобные картинки и метафоры применяются
давно, чтобы разъяснить свою позицию и разрабатываемые наукой представления,
подобно тому как в течение долгого времени атом представлялся в виде модели
Солнечной системы. Однако, несмотря на все различия и споры, имеется нечто,
объединяющее всех, кто изучает общество, объединяя тем самым и объекты изучения:
нее живут (или жили) в обществе. Сама возможность изучать общество существует
исключительно благодаря этому обстоятельству. Простая мысль: необходимо быть
частью общества, чтобы иметь доступ к его возможностям, - может быть углублена в
гораздо более фундаментальном смысле: если бы не имел место факт существования
общества, было бы невозможно иметь какое-либо представление о нем. Как члены
общества, мы все в какой-то мере знаем, как общество функционирует, мы обладаем
практическим "know-how", касающимся законов общества и наших возможных (и
невозможных) способов выжить. Нет нужды даже до конца осознавать эти правила,
примерно так же, как не нужно знать грамматические правила, чтобы говорить на
своем языке. Человек и так хорошо говорит на нем, или, если перевернуть этот
образ, язык говорит с нашей помощью. Социология занимается законами общества с
целью изучения и размышления. Жить в обществе - необходимое, но недостаточное
условие для того, чтобы иметь возможность изучать его. К этому нужно добавить
мотив - стремление изучать его, и этот мотив мы можем подразделить на желание
объяснить, понять или изменить общество. Выбранный мотив свидетельствует также о
том, какой способ связи с обществом я привношу, что связывает меня с ним.
Разнообразные научно-теоретические модели - это не только абстрактные мысленные
картины, в которых я каким-либо образом представляю общество. Они являются также
символами отношений, в высшей степени конкретных, постоянно действующими
способами связи с коллективной жизнью, в которой я существую наравне с другими.
Поэтому можно, не осознавая того, искать себя в определенных моделях и
интересоваться различными традициями по сугубо личным причинам. Традиции
социологии в своей основе не что иное, как институционализация подобных способов
связи, какими бы "объективными правилами" они ни казались. Вследствие этого
изучение общества означает, но сути, выявление человеческого в социальном
институте науки.
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 166 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!