Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Становление постсоветской культуры



Поскольку к середине 1980-х годов советское государство исчерпало большую часть своих творческих сил, пришло в стадию стагнации и переоценки социалистических идеалов в силу их резкого расхождения с жизненными реалиями, новый лидер компартии М. С. Горбачев объявил курс на так называемую «перестройку». В период перестройки, начавшейся с новой культурной политики, проповедующей гласность и плюрализм мнений, произошло «возвращение» творческого наследия деятелей искусства, находившихся ранее под идеологическим запретом (А. И. Солженицына, Б. Л. Пастернака, М. А. Булгакова, В. В. Набокова и др.). Однако система образования и фундаментальная наука, долгое время являвшиеся предметом национальной гордости, вследствие неудачного реформирования приходят к состоянию кризиса, из которого они не выбрались до сих пор. Отсутствие государственной поддержки, падение престижа и потеря понимания социальной значимости работы ученого привели к «утечке мозгов» за границу, уходу их в коммерцию и другие сферы деятельности.

В постсоветский период, начавшийся с распада СССР (1991 г.), «шоковых» реформ и радикального переустройства общества и государства на путях становления либеральной демократии, были утеряны многие социальные нормы и ценности социалистического прошлого, в том числе глубоко положительного характера: уважение к труду, неприятие эксплуататорства и стремления к наживе, дух коллективизма и взаимовыручки, социальная справедливость. Русская культура вновь пережила революционные преобразования в самом корне. Государство освободило себя от роли цензора в культуре, исчез идеологический контроль и ушла в прошлое централизованная культурная политика. Вместе с тем исчез и единый духовно-идейный стержень культуры, что создало свободу как для культурного созидания, так и нравственной и духовной деградации. Вполне очевиден переходный характер постсоветского периода в культуре России, будущие итоги которого сложно прогнозировать. Однако среди основных тенденций, формирующих очертания новой культуры, следует выделить следующие.

Переход к рыночным отношениям обусловил возникновение массовой культуры, выразившейся в шоу-бизнесе, коммерческих формах эстрадного, музыкального и кинематографического искусства, что в целом существенно понизило уровень художественного творчества.

Постмодернистские тенденции, воспринятые от западной культуры, также характеры для современной России. Постмодерн пропагандирует плюрализм, отказ от всех канонов, норм и традиций, абсолютных истин и признает равноценными любые явления культуры, к каким бы странам и историческим эпохам они не относились. Стремление к эклектике, соединению несоединимого, дерзкому экспериментированию в последние десятилетия проявилось и в российской культуре, что можно оценивать амбивалентно. К примеру, в литературном творчестве новые ориентиры породили таких безусловно талантливых писателей как В. О. Пелевин (роман «Чапаев и пустота» и др.). Однако воспринятый всерьез и доведенный до логического конца постмодерн с его скептическим отношением к абсолютным ценностям способен размыть национальные основы культурной жизни, губительно сказаться на нравах и духовном здоровье современных поколений.

Атмосфера духовного вакуума, возникшего еще в советское время и наиболее остро ощутившегося в момент краха всей социальной и культурной системы, вызвала жгучую духовную жажду у значительной части российского общества пореформенного периода. Она вылилась в различные формы. С одной стороны, с падением «железного занавеса» культурное пространство России стало стремительно заполняться новыми религиозными учениями и сектами (восточные культы, оккультизм, неошаманизм, неоязычество, миссионерская активность американских протестантов). С другой стороны, началось возрождение традиционной религиозности и православных основ русской культуры, выразившееся в массовом обращении в веру бывших советских атеистов. В киноискусстве России первого десятилетия XXI века тенденцию религиозного возрождения прекрасно выразил фильм П.С. Лунгина «Остров» (2006), получивший множество национальных наград. Весьма примечательно, что главного персонажа фильма, святого отца Анатолия, сыграл П.Н. Мамонов. Рок-музыкант и основатель группы «Звуки Му» испытал настоящее духовное перерождение в постсоветское время наряду со многими другими ключевыми фигурами русского рока поколения 1980-х, такими как Ю.Ю. Шевчук (лидер группы «ДДТ») и К.Е. Кинчев (лидер «Алисы»).

В XX в. русская культура пережила радикальную ломку традиций старой, монархической России, строительство принципиально нового типа культуры, основанного на ценностях социализма. Крах советского государства в конце века привел к очередной резкой смене ценностных ориентиров. В катастрофических для страны 1990-х наметились основные пути дальнейшего развития, среди которых есть как оздоровительные тенденции к возрождению духовного ядра исконной русской культуры, так и тенденции, связанные с издержками рыночного общества в виде массовой культуры, основанной на гедонизме и ориентации на потребление. Будущий облик родной культуры прогнозировать непросто, но ясно, что он будет зависеть от способности современного человека к распознанию истинных ценностей.

Литература

1. Иоанн (Снычёв) митр. Русская симфония. – СПб., 2001. – 493 с.

2. Кравченко А. И. Культурология. – М., 2005. – 496 с.

3. Культурология: Электронный учебник / Л. Н. Дорогова, Ю. В. Пыханов, Е. В. Мареева и др. // http://ido.rudn.ru/ffec/cult-index.html.

4. Рапацкая Л. А. Русская художественная культура: Учебное пособие. – М., 2002. – 608 с.

5. Соскин В. Л. Российская советская культура (1917-1927 гг.): Очерки социальной истории. – Новосибирск, 2004. – 455 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные уникальные черты советской культуры.

2. Что такое «социалистический реализм»?

3. Приведите наиболее яркие примеры проявления идеократии в различных сферах общественной и культурной жизни советской России.

4. Что можно отнести к важнейшим достижениям советской культуры?

5. Какими тенденциями характеризуется состояние современной культуры России?





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 1052 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...