Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А. С. Пушкин



Начало XVIII века стало новым этапом исторического и культурного развития России. Его главной особенностью стало формирование капиталистического строя, связанное с реформами Петра I. В результате реформ сложился новый политический строй – абсолютная монархия, установились прочные контакты с Европой, появились новые отрасли светской культуры: наука, театр, поэзия, журналистика, портретная живопись и др.

Сложность и неоднозначность преобразований Петра нередко вызывали споры относительно их оценки. В настоящее время в науке преобладает точка зрения, что реформы Петра I не означали радикального разрыва с прошлым, но при этом дали импульс к ускоренному развитию России, что и определило своеобразие петровской эпохи. В самом общем смысле содержание реформирования можно свести к двум важным моментам: решительному сдвигу от Средневековья к Новому времени и европеизации всех сфер жизни.

Одним из важных преобразований в сфере общественной жизни, повлиявшим на все культурное развитие страны, стал пересмотр системы государственного управления. Вместо прежней Боярской думы, основанной на наследственном представительстве, Пётр учреждает Сенат. Он осуществляет изменения в сфере церковной жизни, в результате которой относительно независимые прежде религия и церковь оказались под властью государства, что послужило толчком к секуляризации (обмирщению) всей культуры.

Коренные преобразования затронули и экономическую сферу. Петр I придерживался политики меркантилизма, что нашло своё выражение в создании огромного количества мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней и каналов. В итоге к концу петровского правления экспорт русских товаров вдвое превышал импорт.

Существенному пересмотру подверглись также образование и наука. Огромной заслугой Петра было то, что он привил дворянству мысль о необходимости образования. В первой четверти XVIII века, с одной стороны, распространяется практика обучения молодых дворян за границей, а с другой – создается российская система светского школьного образования и воспитания. Возросшая потребность в новых специалистах вызвала необходимость формирования сети учебных заведений, основной целью которых была подготовка кадров в областях, наиболее отвечавших нуждам государства на данном этапе: инженеров, артиллеристов, мореходов, офицеров.

В 1714 году была создана первая государственная библиотека, спустя пять лет открыт первый русский музей Кунсткамера. В итоге было положено начало сбору исторических документов и естественно-научных экспонатов, что послужило основой для создания других русских музеев (так, экспонаты Кунсткамеры в дальнейшем вошли в состав Эрмитажа и Военно-морского музея). В 1725 году по указу Петра открылась Петербургская Академия наук, которая совместила научно-исследовательские и педагогические функции, а также подготовила собственные научные кадры (М. Ломоносов, М. Головин, И. Лепехин, С. Крашенинников и др.). В результате российская наука XVIII века стала значительной частью общемировой науки.

Бурную реакцию в российском обществе вызвало вмешательство Петра в быт и жизненный уклад людей. В своем стремлении избавиться от старых обычаев и нравов и привить новый западно-европейский образ жизни правитель был непреклонен, в результате чего было введено обязательное ношение одежды европейского покроя, запрещено ношение бороды, а также установлено летосчисление от Рождества Христова и начало Нового года с 1 сентября. Своеобразным символом эпохи стали так называемые ассамблеи, введенные по царскому указу в конце 1718 года как новая форма общения высшего круга дворянского общества, на которых подразумевалось обязательное присутствие женщин.

Значительные преобразования затронули архитектуру и строительство. Особенно ярко они проявились в строительстве Санкт-Петербурга. Новая столица России представляла собой резкий контраст с Москвой, которую в то время часто называли «большой деревней». Город Петра создавался на совершенно новых принципах градостроительства, характерными чертами которого были ансамблевый характер сооружений, строгая планировка улиц, площадей, административных зданий и дворцов.

Преобразования Петра в области культуры и образования продолжились и после его смерти. Так, по инициативе М. Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет, ставший ведущим культурным центром России.

Правительницей, продолжившей политику европеизации всей российской культуры, стала Екатерина II. В эпоху её царствования значительно укрепилось международное положение России, усилилось влияние на европейскую политику, расширились южные и западные границы страны. При Екатерине сформировался тип власти, который называется просвещённым абсолютизмом. Его название указывает на широкую образованность императрицы и политику в сфере образования и культуры, направленную на просвещение народа в духе идеалов европейского Просвещения.

Однако этот процесс не был лишен противоречий: идея воспитания нового человека была рассчитана на слишком отдалённую перспективу и должна была сопровождаться нравственным совершенствованием всего общества, резким подъемом культурного уровня всего народа. На тот момент это было невозможно хотя бы в силу низкого уровня грамотности основной части населения.

Главным художественным стилем XVIII века становится классицизм. По своей сути русский классицизм был тесно связан с западно-европейским, но ему присущ ряд отличительных особенностей: патриотизм, обличительный пафос, наличие в одном художественном направлении людей с различными общественными и идейными позициями. Представителями русского классицизма в литературе были А. Кантемир, В. Тредиаковский, А. Сумароков (создатель первой русской трагедии), Д. Фонвизин (комедия «Недоросль»), Г. Державин (автор торжественных од и лирических стихотворений с пейзажными и бытовыми зарисовками).

Русский классицизм в архитектуре представляли И. Старов, Д. Кваренги, В. Баженов, М. Казаков. Первый из них построил Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге. Кваренги создал павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Петербурге. Баженов создал дом Пашкова, а Казаков – старое здание Московского университета, Сенат в Кремле и здание Первой городской больницы в Москве.

Не менее важную роль в художественной культуре XVIII века сыграл стиль барокко, нашедший своё преимущественное отражение в архитектуре. Так, архитектор Д. Трезини построил «здание Двенадцати коллегий» (ныне университет), летний дворец Петра I и собор Петропавловской крепости в Петербурге. В. Растрелли создал Зимний дворец (ныне Эрмитаж) и Смольный монастырь в Петербурге, большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе.

XVIII век стал временем расцвета русской живописи. Жанр парсуны сменяется портретом (А. Матвеев «Автопортрет с женой», И. Никитин «Петр I»). Появляются батальные сцены (И. Никитин «Полтавская битва», «Куликовская битва»), видовые гравюры (братья Зубовы). В это же время зарождается и успешно развивается скульптура, где также ведущее место занимает портрет (Ф. Шубин, Б. Растрелли).

Таким образом, в XVIII веке Россия достигла значительных итогов историко-культурного развития. Сохранение русских национальных традиций и одновременное укрепление связей с зарубежными странами содействовало обогащению русской культуры, проникновению в Россию идей Просвещения. Укрепление государственности было тесно связано с формированием единой русской нации и единого русского языка. Отныне Россия заняла достойное место среди передовых европейских стран.

XIX век в истории России явился продолжением традиций века предыдущего. В то же время он занимает особое место как «золотой век русской культуры», названный так за невиданную ранее интенсивность происходящих в нем культурных процессов.

Большое значение для мощного культурного подъема этого столетия имели исторические события, такие как Отечественная война 1812 года, реформы Александра II и отмена крепостного права. По мнению исследователей, «золотой век» начался с рождением А. Пушкина (1799–1837), а закончился смертью религиозного философа В. Соловьева (1853–1900). В это столетие сформировалось множество социально-общественных движений (разночинство, нигилизм, анархизм, атеизм, богоискательство, народничество, марксизм), точкой соприкосновения которых был антропоцентризм, ставший отличительной чертой российской ментальности XIX века.

Значительными достижениями в это время были отмечены все сферы культуры. Так, наука и техника осваивали новые рубежи. Уже в первой половине века в России появляется отечественное машиностроение. Широкое применение получают паровые двигатели, появляется первый пароход (1815 г.), а между Москвой и Петербургом начинает действовать первая железная дорога (1851 г.).

Основой промышленности становится быстро развивающаяся металлургия, значительный вклад в развитие которой внесли заводы Демидовых на Урале. Успешно развивается текстильная промышленность; в целом рост промышленности способствует укрупнению городов и увеличению численности их населения. Однако обозначенные процессы модернизации социально-экономической жизни и материальной культуры в значительной степени сдерживались в первой половине XIX века явлениями крепостничества и самодержавия.

Не случайно одной из центральных тем русской общественной мысли становится тема будущего России, в разработке которой намечается два полюса. Один из них был представлен западниками, настаивавшими на необходимость копирования Россией западно-европейской культуры во всей её полноте, а другой – славянофилами, которые, не отрицая достоинств западной культуры, требовали более внимательного отношения к национальным корням и традициям, выдвигали на первый план историческую самобытность России. При этом именно «русская идея», ставшая основой славянофильства и представленная в работах мыслителей И. Киреевского, А. Хомякова, К. Аксакова, Ап. Григорьева, В. Соловьёва, Н. Бердяева, С. Франка и других, положила начало развитию оригинальной и самобытной русской философии, основу которой составляет не западный рационализм, а православная религиозность.

Культурный взлет России в XIX веке был бы невозможен без развития образования и просвещения. Если к началу века образовательный уровень населения страны был значительно ниже уровня западных стран, то после реформы 1861 года, отменившей крепостное право, развитие системы образования значительно ускорилось. Успехи в области образования и просвещения способствовали дальнейшему прогрессу российской науки, пережившей во второй половине XIX века подлинный расцвет.

В области математики особенно значительными достижениями стали открытия Н. Лобачевского и А. Маркова. Первый создал неевклидову геометрию, второй разработал так называемые цепи Маркова, положившие начало новому направлению в теории вероятностей. Не менее важными областями научного знания стали физика (отметим, к примеру, открытие А. Петровым электрической дуги, изобретение П. Шиллингом электротелеграфа), где были сделаны важные изобретения в области электронной, атомной и квантовой физики; химия (установление Д. Менделеевым Периодического закона химических элементов, создание А. Бутлеровым новой теории химического строения вещества), биология и медицина (создание Н. Пироговым «Атласа топографической анатомии», применение Н. Склифософским антисептического метода при операциях), астрономия, география и многие другие.

Но наиболее благоприятным и плодотворным XIX век оказался для художественной культуры, которая по праву заслужила эпитет «классической». Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм.

Первое художественное направление проявилось преимущественно в литературе и связано с именем Н. Карамзина (повесть «Бедная Лиза»). Романтизм распространился более широко (литературное творчество Ф. Тютчева, В. Одоевского; композиторское творчество А. Верс­товского – опера «Аскольдова могила»). Однако главным стилем века стал реализм, который охватил практически все сферы художественной культуры (А. Пушкин, Ф. Достоевский, Л. Толстой в литературе; композиторы М. Глинка, А. Даргомыжский, а также представители так называемой «Могучей кучки»: Ц. Кюи, М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков; «художники-передвижники» И. Репин, В. Суриков, В. Перов и др.)

В рамках реализма шло и развитие театрального искусства. В начале века на русской сцене шли произведения Д. Фонвизина, И. Крылова и других русских драматургов. Важными событиями в жизни России стали открытия в 1824 году Малого, в 1825 году – Большого, а в 1832 году – Александрийского театров. Во второй половине XIX века центральное место в репертуаре драматических театров прочно занимают пьесы отечественных авторов, в первую очередь А. Островского. В конце XIX века развивается театральное искусство К. Станиславского и В. Немировича-Данченко.

Таким образом, XVIII–XIX века подвели окончательный итог формированию русской нации и её самобытной культуры. Во всех направлениях российской культуры воплотились гуманистические представления, объявившие ценность человеческой личности вне зависимости от её сословной принадлежности. К XX веку Россия подошла с собственной национальной идеей, сформированной классической художественной культурой и соборным, патриотически-идеологическим характером всего общественного сознания.

Литература

1. Кононенко Б. И. Основы культурологии: курс лекций. – М., 2002. – 208 с.

2. Кравченко А. И. Культурология. – М., 2001. – 496 с.

3. Лотман Ю. М. Беседы по русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начала XIX века). – СПб., 1996. – 412 c.

4. Русская мысль в век Просвещения. – М., 1991. – 278 с.

5. Силичев Д. А. Культурология: учеб. пособие для вузов. – М., 1998. – 352 с.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные направления реформаторской деятельности Петра I.

2. Каковы главные культурные достижения, связанные с петровской эпохой?

3. Охарактеризуйте художественные стили XVIII века на примере конкретных произведений.

4. Почему XIX век вошел в историю культуры как «золотой век русской культуры»?

5. Охарактеризуйте основные тенденции развития образования, просвещения и науки в XIX веке.

6. Перечислите тенденции развития художественной культуры в XIX веке.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 337 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...