Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 12. культура древнего египта



...Египетская душа, стремящаяся со всей страстью к бесконечному, воспринимала весь мир в виде прошедшего и будущего, а настоящее,... казалось только узкой гранью между двумя неизмеримыми пространствами.

О. Шпенглер

Первые известные науке очаги цивилизации возникли в Египте, Месопота­мии и Индии. Между IV-III тысячелетиями до н.э. земледельцами-cкотоводами были освоены долины трёх рек Африки и Азии: Нижнего Евфрата, Нила и Инда. По мере того, как часть населения уходила в степные райо­ны, некоторые группы вынуждены были отойти на равнины, периодичес­ки заливавшиеся водами этих рек. Здесь они встретились с весьма неблагоприятными условиями: большие разливы, засуха, отсутствие металлов. Логически целесообразно было бы отойти на другие, более пригодные и лучшие на первый взгляд земли. Однако же неблагоприят­ные земли в случае тщательной обработки давали такой урожай, о котором нельзя было и мечтать. Сменилось не одно поколение пока обитатели великих речных долин справились с задачей рационального использования разливов для целей земледелия. И это была первая в истории человечества победа над природной стихией, подчинение её человеку – главное условие перерастания первобытной, культуры в вы­сокие культурные организмы. Этот процесс проистекал разными путями.

В долине Нила в Египте разлив начинается в, июне, и держится до октября. Люди научились разгораживать заливаемые поля земляными валами: отстаиваясь между ними нильская вода отлагала плодородный ил; воду спускали и ил между валов долго сохранял достаточно влаги не только для посева, но и для периода взращивания злаков; к тому же ил был прекрасным удобрением. В долине Нижнего Евфрата в Шумере река довольно нерегулярно разливалась весной; воду отводили в спе­циальные водохранилища, откуда её можно было несколько раз пода­вать на поля. Работа была очень тяжелая и трудоемкая. Для создания продуктивного земледелия требовалась кооперация многих общин. Они объединялись под эгидой богатых храмов и культовых вождей, которым поручалась организация мелиоративно-ирригационных работ. Это было вполне логичным; ведь задачей жрецов было путем культовых действий и умилостивления божеств обеспечить общине благополучие. При тогдашнем мироощущении культовые действия должны были представляться не менее целесообразными, нежели действия технические, и естест­венно организацию тех или иных действий поручали лицам наиболее уважаемым и мудрым. Не случайно на древних изобразительных памят­никах Шумера и Египта вождь-жрец – предшественник царя изображался исполняющим земледельческий обряд. Неудивительно, что первые циви­лизации обладали высочайшей религиозной напряженностью.

Итак, труд человека стал производить больше, чем ему необходи­мо. И когда общество начало впервые производить прибавочный про­дукт, которого, конечно, было недостаточно для повышения жизненно­го уровня всех. Пока лишь некоторая часть общества извлекает поль­зу из прибавочного продукта и, следовательно, возникает неравенст­во экономического и социального характера, без такого неравенства невозможно развитие общества вперед. Для организации труда, дис­циплины и порядка возникает государство, которое и закрепляет это неравенство. Государство включает в себя административный персо­нал, территориальный принцип деления управляемых областей, специ­альные вооруженные силы, налоги, собираемые с населения на содер­жание государственного аппарата и вооруженных сил. Налоги могли иметь разную форму, иной раз совсем отличную от современных.

Классовое расслоение общества и государства впервые в мире имело место в Египте и Шумере. Здесь земельная собственность сос­тояла из двух типов: государственной (либо храмовой) и общин­но-частной. Постепенно первая форма получает преобладание над вто­рой. Происходит ужесточение власти, усиление её централизации, а сакральность, как условие стабильности, становится ещё более нап­ряженной. Складывается государственная форма, которая впоследствии получает название восточной деспотии.

В IV тысячелетии до н.э., а именно около 3100 года до н.э., правитель, объединивший общины-номы Нижнего Египта, после ряда войн присоединяет Верхний Египет и становится первым правите­лем-фараоном Египта, открывая I династию раннего царства. Класси­ческая периодизация Египта включает в себя следующие этапы:

Раннее царство - несколько столетий около 3000 года до н.э.; правление I и II династии.

Древнее царство - III тысячелетие до н.э.; правление III-VI-II династии.

Среднее царство - конец III тысячелетия до н.э. - 1600 год до н.э. - правление IX-XVII династии.

Новое царство - XVI-IX века до н.э. - правление XVIII-XXV династии.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 288 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...