Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культурные формы



это те оболочки, в которых представлен тот или иной культурный объект (артефакт). Их нельзя отождествлять с самим объектом. В мире вообще нет явлений, лишенных формы. В культуре формы выступают как упорядоченный способ организации того или иного культурного явления, события. Если содержание культуры характеризует все то, что содержится в ее системе, то К. ф. обнаруживают себя с одной стороны как внешнее выражение содержания, с другой — как ее тип и структура. Это определенная характеристика выявления дискретности и градуированности содержания. Черты культурного объекта, выражающие его праксиологические и символические функции, суть его форма. Понятие К. ф. по-разному применимо в его ипостасях: материальная, духовная, художественная культура, технология деятельности и ее результаты и т. д. К. ф. динамичны, конкретно историчны, в них всегда обнаруживается связь традиций и новаций, родового и локального.
В. Е. Давидович

МИФОЛОГИЯ (от греч. mythos — сказание и logos — слово, учение)

1) научная дисциплина, изучающая сохранившиеся мифы; 2) сами эти мифы в их совокупности. Совокупность мифов включала в себя всю духовно-психологическую жизнь древнего социума. Всякая М. приписывает содержание психики (мифическую реальность) самому бытию. Самой ранней была форма тотемистической мифологии, возникшая в эпоху присваивающей культуры собирателей и охотников. Человек считал себя частью тотемного тела, охватывающего всю территорию локальной группы. Все существа и особенности географического ландшафта включились в тотемную плоть. Бананы, собаки, ящерицы, люди составляли одну якобы родственную группу. С переходом к огородничеству возникает хтоническая М. (греч. chton — земля). Мифическая реальность персонифицируется в виде зооморфных или фитоморфных фигур. Так, в минойскую эпоху Древней Греции хтонической фигурой был Минотавр (че-ловекобык), связанный с подземным миром. Все боги Египетского пантеона были звероподобны. В Греции в эпоху микенской культуры хтонические боги вытесняются Небесными богами с человеческим обликом. Таковы олимпийские боги — Зевс, Аполлон, Афина и др. Жизнь богов на Олимпе стала изображаться по аналогии с жизнью царского двора, где деспотический владыка управляет всеми подданными.

С. Е. Егжова

МОРАЛЬ

регулятив человеческих поступков, наиболее полное выявление человеческого в человеке. Установление нравственного мира с присущими ему представлениями о благе и несчастье, добре и зле, совести, стыде, вине, справедливости есть то, что окончательно выделяет человека из других существ, делая его уникальным феноменом бытия. Сущность М. состоит в возникновении той формы внутривидовой солидарности, в рамках к-рой над-индивидуальные требования Рода, общества, культуры проникают в сознание отдельного человека, воспринимаются как его собственные, сокровенные побуждения, становятся внутренним регулятивом его поступков.

В. Е. Давидович

НАУКА

рационально организованная система познающей мысли. Будучи сегментом культуры, Н. есть деятельность по производству новых знаний о мире и человеке, выражающих внутреннюю сущность исследуемого и обладающих объективной значимостью. В современном обществе Н. представляет собой сложное, многозвенное, глубоко внутренне расчлененное духовное образование. Ее возможности и границы определены очертаниями социальной практики. Н. — это обособившаяся страна практики, позволяющая заглянуть за близлежащие цели, рационализировать весь жизненный процесс. Н. выступает как сложно организованная система знаний и как социокультурный институт, т. е. система органов и организаций с их требованиями, регулирующими научный труд, жизнь, сообщество ученых.

В. Е. Давидович

ПРАВО

форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по регулированию наиболее значимых для жизни человека общественных отношений на основе системы специально выработанных и обеспечиваемых формализованных социальных норм, обязательных к исполнению всеми гражданами данного общества. Собственно П. формируется вместе с государством, однако его предпосылки — обычаи, табу, правила поведения, нормы морали и религии, и т. п. — возникают вместе с человеком и обществом, характеризуют образ жизни как культурный, отличный от животного. Важнейшая культурная функция П. — регулирование отношений в условиях несовпадения интересов членов общества в целях его сохранения и развития. По своему происхождению П. является атрибутом цивилизованного образа жизни, а по функционированию выступает формой социальной культуры, воплощенной в деятельности особых социальных институтов, обеспечивающих выработку и соблюдение социальных норм на основе формализации определенной системы материальных и духовных ценностей. Главной ценностью П. является Закон как “безличностная” форма регулирования общественных отношений. Практическое отношение к нему членов общества является важнейшей характеристикой П. как феномена культуры, конкретизирующего деонтологизированность Абсолюта в земной, общественной жизни.

В. К. Королев

РЕЛИГИЯ (от лат. religare — связывать)

стремление человека к жизни в единстве с Богом, Абсолютом, воплощающим в себе высшее совершенство, могущество и смысл бытия. Основывается на вере и духовном опыте человека, выражается в мировоззрении, культе (поклонении Божеству) и различных формах объединения верующих (церковь, община и т. д.). По представлениям о Божестве и происхождении мира Р. делятся на: а) монотеистические креационистские (иудаизм, христианство, ислам); б) манифестационные языческие (различные формы примитивных архаических культов, политеизма, пантеизма, восточные культы); в) трансформировавшиеся в религиозную традицию философские учения (буддизм, конфуцианство). По степени распространенности в мире различают: а) мировые Р. (буддизм, христианство, ислам), универсалистское мировоззрение к-рых способствует их широкому международному распространению; б) этнолокаль-ные Р. (иудаизм, индуизм, даосизм и др.), влияние к-рых ограничивается рамками этноса или региона. Большинство современных культурных традиций основывается на определенном типе религиозности: христианстве, мусульманстве, иудаизме, буддизме и т. д.

В. О. Моргачев





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 225 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...