Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

БИЛЕТ 24



1. Философия позитивизма

2. Жизнь, смерть и бессмертие. Проблема смысла жизни

1.Философия позитивизма. Философия позитивизма — направление в философии 19 – первой половины 20 вв., объявляющее единственным источником истинного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Возникновение позитивизма было своеобразной реакцией на неспособность «метафизики» (спекулятивной философии) (напр., нем. классического идеализма) решить философские проблемы, выдвигавшиеся развитием наук. Впадая в другую крайность, позитивизм вовсе отверг умозрение как средство получения знаний.

Традиционные проблемы философии (о бытии, сущностях, причинах и т. п.), которые в силу их высокой абстрактности не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, позитивизм объявил бессмысленными. Позитивисты стремились подняться над материализмом и идеализмом, найти «третий путь». Сам позитивизм претендовал на звание принципиально новой, “неметафизической” (“позитивной”) философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. По своей сути позитивизм есть эмпиризм, в определенных отношениях доведенный до крайних логических выводов: коль скоро для него всякое знание есть эмпирическое (опирающееся на опыт) знание, то никакая спекуляция не может быть знанием.

Основателем философии позитивизма был Огюст Конт, который ввел и термин “позитивизм”. Исторически выделяют три этапа в развитии позитивизма. Представители «первого» позитивизма – Конт, Литтре, Лаффит (Франция), Милль, Спенсер (Англия). Наряду с проблемами гносеологии (закон трех стадий развития познания — Конт) и логики (Милль) позитивисты важное место отводили социологии (идея о преобразовании общества на базе науки Конта, органическая теория общества Спенсера). Возникновение второго этапа П.— эмпириокритицизма относится к 70–90-м гг. 19 века и связано с именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно реальных предметов, которого еще придерживались представители раннего позитивизма. В учении Маха проблемы познания истолковывались с позиций крайнего психологизма, переходящего в субъективизм.

Возникновение и формирование новейшего позитивизма, или неопозитивизма, связано с деятельностью Венского кружка (Нейрат, Карнап, Шлик и др.) и берлинского общества эмпирической философии (Рейхенбах, Крауз и др.). Основное место на данном этапе позитивизма занимают философские проблемы языка, символической логики, структуры научного исследования и др. Отвергнув психологизм, представители этого направления пошли по линии по линии формализации гносеологических проблем. Физикализм – физика провозглашается основой всех наук, а язык физики должен стать универсальным языком всех наук.

2. Жизнь, смерть и бессмертие. Проблема смысла жизни. Жизнь – форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и химическая формы, но включающая их в «снятом» виде. Реализуется в индивидуальных биологических организмах и их совокупностях (популяциях, видах и т.д.). Каждый организм является открытой самоорганизующейся системой, для которой характерно наличие процессов обмена веществ с окружающей средой. В ходе этих процессов организм получает извне вещества, снабжающие его энергией и служащие строительным материалом, обеспечивающим его рост, развитие и размножение. Т.е. жизнь можно определить и так: это особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации.

Представления о жизни в философии складывались в рамках гилозоизма, витализма, креационизма, телеологизма и организмизма.

Гилозоизм признает «жизнь» неотъемлемым свойством материи во всех ее проявлениях. Витализм, восходящий к учению об энтелехии Аристотеля, пытался объяснить процессы жизни действием нематериальной «жизненной силы», помещенной в косную материю (нем. биолог Дриш). К этому течению относится и философия Бергсона, рассматривающая жизнь в качестве космической силы – «жизненного порыва», основы непрерывного творчества новых жизненных форм.

С позиций креационизма выступали Линней (признавал одноактное творение организмов богом) и Кювье (признавал повторяющиеся акты творения все более совершенных форм жизни после уничтожения предыдущих в результате “катаклизмов”).

Организмические теории связаны с пониманием жизни как органической целостности, где невозможно существование частей вне целого.

В одной из разновидностей организмизма «холизме» – «философии целостности» (Смэтс) – жизнь рассматривается как процесс творческой эволюции, в ходе которой возникают целостности различного уровня, носителем которых является поле. Целое, синтезирующее в себе объективное и субъективное, носит мистический характер. Высшей формой целостности является личность. В «философии жизни» она выступает как целостная реальность, преодолевающая противоположность духа и материи и постигаемая интуитивно.

Теория эмерджентной эволюции (Александер, Морган) – один из вариантов телеологизма в понимании живого. Все живое рассматривается как результат качественных изменений (эмерджентов), происходящих в результате действия идеальной силы – «низуса», цель которого заключается в стремлении к высшему, к божеству. Концепция Тейяра де Шардена рассматривает жизнь как эволюционный процесс, охватывающий «преджизнь» (литосфера), жизнь (биосфера) и феномен человека (ноосфера). Духовное начало – источник целостности – имманентно всему существующему и является движущей силой эволюции. К концепциям, свойственным метафизическому материализму, относятся гипотеза Аррениуса о занесении спор жизни на Землю из космоса и концепция Бэра об извечном параллельном существовании живой и неживой материи.

В современной философии наблюдается тенденция перехода от интерпретации жизни как космического явления к ее «оповседневниванию». В работах Гуссерля понятие жизни оценивается как схематизация той первичной очевидности, которая выражается в понятии «жизненного мира», мира в его значимости для отдельного человека.

Смерть – необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования живого существа. С точки зрения диалектического материализма С.— необходимый и существенный момент жизни. Для человека С. выступает не только в качестве природного феномена, но и как явление социальное и нравственное, включенное в сложный контекст общественных отношений.

Полное преодоление обреченности перед лицом С. возможно лишь на основе подлинно гуманистического диалектико-материалист. мировоззрения, которое исходит не только из неповторимости человеческой жизни и личности, их самостоятельной ценности, но и из сознания дальнейшей независимости от воли людей совершенных ими поступков, выводящих за физиологические пределы жизни человека.

В христианской религии вера в бессмертие чел. души в определённой мере освобождает человека от страха физической С., замещая его страхом перед карой за совершенные при жизни грехи.

Вопрос о смысле жизни возникает у людей, не склонных обременять себя философскими размышлениями, чаще всего лишь в связи с жизненными невзгодами. Счастливые о смысле своей жизни обычно не думают. Бесконечная череда мелких будничных дел и забот, безостановочная погоня за преходящими жизненными благами угнетают личность, приводят его к мысли о бесцельности жизни. Решение вопроса о смысле жизни, с одной стороны, состоит в том, чтобы выбрать цель жизни и суметь посвятить себя ей. При этом смысл жизни индивидуален, каждый сам должен искать для себя смысл своей жизни. Суть такого поиска – в том, чтобы сделать жизнь осмысленной. Индивидуальная жизнь получает смысл как частица общей, совместной жизни людей. Именно благодаря заботам людей друг о друге жизнь чел. рода не прекращается, хотя смертельный удел постигает каждого.

Сознание того, что смерть есть одинаковый удел всех людей, независимо от их отношения к жизни, не обессмысливает человеческое существование, а лишь подчеркивает общность наших конечных судеб, сближает и объединяет всех нас, способствует взаимопониманию, развитию чувств сострадания, сочувствия, солидарности.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 321 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...