Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Явления, рождающие мифы



Аще бо или сребро или злато скровено будет под землею, то мнози видять огнь горящь на том месте.

Житие Бориса и Глеба, XI в.

У многих народов ходят фантастические и очень близкие по сюжету рассказы о кладах: они таятся под землей, в горах, городищах, курганах, оврагах и пещерах и содержат несчетное количество золота, серебра и самоцветных камней. Эти несметные сокровища хранятся в деньгах, вещах и драгоценностях, а иногда ими доверху наполнены старинные сундуки, бочки, котлы, кареты и лодки.

Проведя тщательный анализ славянских языческих верований, выдающийся русский историк и фольклорист Александр Николаевич Афанасьев нашел объяснение этому феномену. В частности, он обратил внимание на то, что в древних поверьях цветение папоротника всегда сопровождается знамениями грозы. Жуткие крики, стрельба, хохот, удары хлыстов, землетрясение – все это метафоры грома, а огненные языки олицетворяют грозовое пламя. Цвет папоротника отмыкает все замки и двери и обнаруживает подземные клады подобно тому, как удары молнии пробивают розовые облака. Не случайно о папоротнике рассказывают, что его цветовая почка разрывается с треском и распускается золотым цветком или красным, кровавым пламенем. Этот фантастический цветок, безусловно, является олицетворением молнии.

Яркое сияние солнца и пламя грозы с незамапятных времен сравнивали с блеском золота, серебра и самоцветов, а туманы, облака и тучи – с горами, пещерами и мрачными подземельями. Отсюда возник миф, что драгоценное золото солнечных лучей и молний похищается на зиму злыми демонами, которые прячут их в облачных скалах или в подземном мире в виде недоступных для человека кладов.

У славян и у других индоевропейских народов похищение ярких лучей солнца и громовой палицы совершается демонами зимы, туманов и туч. Отсюда и родилось верование, что клады захватываются чертями, змеями, великанами и карликами – обитателями облачных гор и подземелий и искусными в обработке металлов кузнецами. Их воровской характер дал повод называть их разбойниками и грабителями и вместе с тем побудил народную фантазию связать с ними многочисленные предания о сокровищах. Именно они заменили древних великанов и демонов, которые первоначально добывали, а затем прятали и оберегали похищенные ценности. Кроме того, легендарные разбойники из народных песен и преданий должны были куда‑то прятать награбленные богатства. Отнесение кладов к «лихим людям» давало возможность объяснить их происхождение тогда, когда клады стали пониматься уже не как богатства, исконно хранящиеся в земле, а как положенные людьми.

Известный историк и фольклорист А.Н. Афанасьев (1826–1871) нашел исторические корни многих легенд и преданий о кладах

Об этих людях сложилось множество сказок и преданий. У каждого края существует свой легендарный герой или разбойник прежних лет, с которым связывают все найденные и ненайденные клады. Как правило, они на слуху. В восточных губерниях клады «принадлежат» Пугачеву, на Волге – Стеньке Разину, в Средней России – Кудеяру (Кудояру) и другим разбойникам, на Украине – Гаркуше, а также запорожцам и гайдамакам, в Молдове и Румынии – гайдукам и так далее.

Забывая первоначальный смысл метафорических выражений, народ упростил мифическое сказание о небесных кладах до простого и буквального объяснения. Облачные скалы со временем обратились в настоящие горы, в которых добывались благородные металлы, в курганы, где вместе с погребенными зарывалась и часть их сокровищ, а также в пещеры и подземелья, куда древний человек прятал свои драгоценности.

Благородным металлам принадлежит одна из самых видных ролей в системе языческих верований. Язык и мифы приписали им способность светить и гореть, поставили их в ближайшее соотношение с божествами света и наделили целебной силой. Доставляя человеку много жизненных удобств, эти металлы представлялись ему божественным даром. Но вечно враждебная нечистая сила и злые колдуны стали похищать их так же, как похищали они свет и плодородие, и скрывать от людского пользования.

Среди кладоискателей бытует множество рассказов о сокровищах, которые выходят на поверхность в виде дымных шлейфов, огней, красных петухов, являются путникам горящими свечами или блуждающими светлячками и так далее. Если это происходит на болоте, то считается, что клады, объятые пламенем, выходят из грунтовых вод для просушки. И не все здесь выдумка и плод возбужденной фантазии. Как говорится, нет дыма без огня: сквозь его пелену удается иногда разглядеть крупицы реального и понять источник рождения мифа.

Клады всегда зарывались в землю с особыми уловками. Обычно во времена судьбоносных испытаний спрятать ценности так, чтобы никто не знал и не видел, было не только трудно, но часто и некогда. Поэтому нередко горожане и сельские жители заблаговременно закапывали свое добро на кладбищах и различных погостах, в могилах родственников или у наиболее приметных памятников, чтобы затем найти запрятанное.

Разношерстные разбойники с больших и малых дорог, казаки и гайдамаки, а также дикие степняки, возвращавшиеся из походов с богатой добычей, часто шли на следующую хитрость. В случаях невозможности уйти от погони и унести награбленное, они копали ямы будто бы для убитых лошадей. А под них незаметно укладывали добычу, которую очень хотелось сохранить. Сверху бросали туши коней и других животных, а случалось, и тела погибших людей. Такая яма наскоро присыпалась землей, а над ней втыкался простенький крест, пика или другой знак, обозначающий место клада. Но хозяева клада не всегда имели возможность возвратиться за своими трофеями.

Эта практика сохранилась до наших дней. Прятать ценности в могилах приходилось во время Гражданской и Великой Отечественной войн; подобные случаи хорошо известны и в современной юридической практике. Действительно, кому придет в голову разрывать одинокую могилу или искать сокровища на огромном кладбище?

Проходило время. Тела подвергались гниению. И вот тогда появлялись огоньки. Существует простое объяснение подобным огненным «явлениям». Огни на болотах, могилах, кладбищах и курганах, а также в местах захоронений животных иногда действительно пугают окрестный люд и поздних прохожих. Однако ничего магического в них нет. Это выходит на поверхность и самовоспламеняется фосфористый водород, который образовался при гниении отмерших организмов.

В темноте газ светится бледно‑голубым мерцающим цветом. Кого‑то он пугает, кого‑то, наоборот, притягивает своей таинственной и завораживающей красотой. Заметим, что болотные, блуждающие огни, почитаемые предвестниками кладов, до сих пор признаются в Беларуси за одноглазых малюток.

Одновременно родилось убеждение в несчетные богатства, обладаемые чертом. В народе ходит множество рассказов о том, как отчаянные грешники продают свои души дьяволу за серебро, золото и драгоценные камни, и тот наделяет их несметными сокровищами. Но надо помнить, что эти богатства состоят под проклятием, и приобретение их причиняет человеку бедствия и может даже привести к гибели. А так как часто местом обитания разной нечисти являются кладбища, многие люди неосознанно боятся их, предпочитая не попадать туда ночью.

«СМЕЕТСЯ НАД ЧЕЛОВЕКОМ НЕЧИСТАЯ СИЛА…»

Осенне‑серый меркнет день.

Вуалью синей сходит тень.

Среди могил, где все – обман,

Вдыхая стелется туман.

А. Белый. Кладбище

В народе считают, что клады живут своей тайной жизнью. Они не только светятся по ночам, но стонут и плачут, неожиданно появляются и так же внезапно исчезают, завлекая прохожих в объятья нечистой силы. Наверняка для появления подобных преданий были реальные причины. Чтобы не быть голословным, приведу один трагикомический случай.

Более 10 лет я проработал в экспедиции в селе Глиное на Нижнем Днестре, и поэтому знал, что старое кладбище пользуется у местных жителей недоброй славой. Особенно на это не обращал внимания, пока случайно не разговорился с нашей доброй соседкой – Татьяной Григорьевной, по прозвищу Бибиси. Столь редкое для сельской местности определение она получила за уникальную осведомленность обо всех местных происшествиях и их широкую и оперативную популяризацию среди общественности. Именно она однажды рассказала, почему селяне стараются не появляться на кладбище ночью и считают, что там закопаны заколдованные сокровища. Оказалось, что подобные слухи появились сравнительно недавно – лет тридцать назад. А произошло вот что.

Старинное кладбище в селе Глиное, где якобы закопан заколдованный клад (фото автора)

Однажды за хорошую работу колхозные доярки были премированы солидной премией, которую решили отметить после вечерней дойки. По свидетельству той же Бибиси, они закупили в сельмаге изрядное количество полусухого шампанского. Но экзотичный для местной традиции напиток показался дояркам кислым, а газ непривычно бил в нос. Чтобы газ не мешал дегустации, было принято простое решение: шампанское слили в два ведра и долго мешали половником, а затем «для вкуса» добавили в него сладкое крепленое вино. Полученный «коктейль» почти сразу же оказал свое разрушительное действие, и доярки благоразумно остались ночевать на своих рабочих местах. Все, кроме одной разбитной и, вероятно, самой крепкой бабенки, которая слила остатки пиршества в трехлитровую банку и направилась домой к любимому супругу.

Самая короткая дорога с фермы в село вела через кладбище. По ней и пошла бравая доярка. Распевая песни, она не подозревала, что накануне здесь была подготовлена очередная могила, и в темноте рухнула в глубокую яму. Как известно, пьяным везет, и это падение на почти двухметровую глубину прошло для нее без последствий. Мало того, не разбилась и заветная банка с напитком. Тем не менее выбраться самостоятельно она уже не могла и до утра просидела в могиле. Все это время доярка истошно кричала, требуя немедленной помощи. Уцелевшая банка не позволила ей заснуть и периодически придавала силы. Как оказалось позднее, дикие вопли и ругань слышало полсела, но никто не решился появиться на кладбище в тихую безлунную ночь. Лишь утром так и не протрезвевшую до конца и охрипшую от криков бабу вытащили из ямы. И хотя все село знало причину ночных стонов, воплей и виртуозного мата на кладбище, сразу же поползли слухи, что причиной этого стала «нечистая сила». Спустя же несколько десятилетий мало кто помнит об этой истории, а слух о «заколдованном» месте не исчезает.

Показательна также легенда о Коростовском кладе на Рязанщине. Родилась она неслучайно. В сентябре 1891 года в селе Коростово, расположенном на левом берегу Оки, недалеко от Рязани, был найден клад. Нашел его крестьянин, рывший яму для картофеля на своем огороде. На глубине 2,5 аршина он наткнулся на скопление целых и дробленых арабских монет X века. Серебряные монеты лежали кучкой в земле. Горшка, его остатков или какого‑либо другого сосуда, в котором могли находиться деньги, обнаружено не было.

Крестьянин недолго любовался находкой и продал ее в Рязань часовщику Е. Соколову. Впоследствии у него монеты были выкуплены практически целиком. В науке произошло редкое по тем временам событие: клад попал в руки историков почти без утрат. В нем недоставало всего лишь двух монет – арабского дирхема и серебряной монеты Цимисхия. Византийская монета уже была надета на шею матери находчика в качестве талисмана от лихорадки. Но за приличное вознаграждение он ее также уступил историкам.

Клад состоял из 15 целых арабских монет и более 900 их фрагментов различной величины. Вместе с ними были найдены серебряные гривна и круглая подвеска с изображением птицы. Огромное количество фрагментов монет больше всего поразило неграмотных крестьян. В Коростове сразу же появилось поверье, истоки появления которого, безусловно, связаны с находкой данного клада. Вот его оригинальная запись: «Когда Богу угодно наградить честного человека кладом, то нечистый ничего не может поделать против предназначения Господа Бога и волей‑неволей должен отдать клад счастливцу. Однако по своей дьявольской натуре нечистый не в состоянии уступить клад без всякой пакости и, чтобы хоть чем‑то досадить нашедшему клад, так перетопчет деньги, точно их по заказу ломали и рубили».

«Резана» – мелкая разменная монета на Руси из рубленых арабских дирхемов

Не догадывались рязанцы об истинном предназначении разрубленных монет, но история с нечистым объясняла такое большое число «перетоптанных» денег. В то же время историкам хорошо известно, что арабское серебро, когда его резали и дробили, на Руси называли «резана». Делалось это для использования фрагментов дирхемов в качестве мелкой разменной монеты.

Белорусы почитают владетелем кладов мифическое существо, известное под именем Деда, Дзедка. Якобы он ходит по дорогам с сумою, в виде нищего с красными глазами и бородой, и, встретив несчастного бедняка, наделяет его деньгами. На Украине также рассказывают о старом, беловласом и сопливом деде, который бродит по свету, и если утереть ему нос, он тотчас же рассыпается серебром. В Херсонской губернии существует поверье, что клад нередко является в виде старика в изорванной и грязной нищенской одежде. В великорусских рассказах встречаем того же таинственного деда. В качестве примера можно привести рассказ, записанный в Воронежской губернии, о двух бородачах, белом и черном, которые предстали кладокопателям и потом вмиг исчезли.

Еще одна легенда повествует, что заметил мужик светящийся в поле огонек. Подошел поближе и увидел седенького старичка, сидящего у огня. Напротив него стояли три огромных котла: в одном золото, в другом серебро, в третьем медь; по краям котлов горят свечи. Ушел мужик, но ночью явился ему во сне тот же седой старичок и наказал приходить и выкопать клад в указанном месте. Мужик послушался и совсем было выкопал горшок с деньгами, как вдруг – откуда ни возьмись – бежит на него солдат с ружьем. Мужик испугался и убежал без оглядки. Только успокоившись, понял, что это было дьявольское наваждение.

Откуда подобные сказания? Тоже из жизни. Нередко к нам на раскопки приходили местные старики, которые интересовались находками, а затем рассказывали небылицы о различных сокровищах, закопанных поблизости. Такие всезнающие «деды» есть везде. Наверняка подобными рассказами руководствовались неграмотные крестьяне‑кладоискатели, мечтавшие мгновенно разбогатеть. Со временем этот образ мог превратиться в легенду о стариках, охраняющих сокровища. От себя добавлю, что несколько раз беседовал с такими колоритными дедами, и всегда они говорили о золоте и кладах, но никогда мы их не находили.

Зачарованные клады, говорят в народе, имеют свойство, когда их возьмут в карман или привезут домой, превращаться то в черепки, то в угольки и даже в навоз. Существует множество легенд на эту тему. И тоже не случайно. Начиная копать курган, городище или могильник, кладоискатели всегда надеются на ценные и редкие находки. Но в первую очередь им встречается древняя керамика и остатки кострищ, связанные с погребальным обрядом или гибелью исторического памятника. Отсюда и глубокое разочарование в проведенных поисках, и частое упоминание о превращении золота в бесполезные черепки. Собственно говоря, так оно и было – вместо золота кладоискатели чаще всего находили битую посуду и угольки.

СКАЗАНИЯ О «ЖИВЫХ КЛАДАХ»

Горят причудливо краски,

И, как ни мудра голова,

Вы все‑таки верьте сказке.

Сказка всегда права!

Э. Асадов. Созвездие Гончих Псов

Очень сложно объяснить появление легенд о так называемых «живых кладах», хотя они с завидным постоянством встречаются у многих народов Европы. Практически во всех славянских странах существуют рассказы о том, что клады сами приходят к людям. Они могут превратиться в быка или корову, волка, свинью, собаку или кошку, наседку с цыплятами, барашка, козу или теленка, коня, а иногда даже и в человека. Если кому‑нибудь повезло, и он встретил такое животное, то это уникальный случай без особых усилий заполучить клад. Для этого необходимо лишь ударить его наотмашь чем попадя, со словами «аминь, аминь, рассыпься», и клад рассыпется звонкими золотыми или серебряными монетами, или превратится в кубышку с деньгами. Без этого сокровищем не овладеть.

Случалось, что он сам просил, чтобы его толкнули. В Восточной Сибири рассказывают: «Одна женщина стряпала хлеб. Пришла к ней девка в белом. Вот, например, выкатывает она калачики али хлеб. А девка молчит да катает калачи тоже. Вот взяла она веселку, которой тесто‑то мешают, и девку‑то ею задела, а та рассыпалась, и получилось золото, полмешка! Говорят, это клад сам пришел». Другое предание повествует о женщине, которой явилась старушка и попросила бросить в нее челночком, а когда женщина бросила, старушка рассыпалась в деньги. Возможно, подобные рассказы связаны с тем, что клады чаше всего находили в глиняных сосудах, которые, как правило, разбивали, и содержимое со звоном рассыпалось из керамики.

По народным поверьям, клады чаще появляются в виде петуха или золотой курицы, а всем сказочным животным приписывается охранение кладов, ибо в их шкурах спрятано золото солнечного света и грозового пламени. Как правило, серебро является в виде свиньи, жеребенка или лошади, золото – в образе петушка. Эти животные имеют серебряную или золотую шерсть, а иногда просто – белую, желтую, рыжую или красную. При этом надо знать, что белый цвет указывает на серебро, а красный, рыжий и желтый – на золото. Выглядят они настолько непривычно, что с первого взгляда становится ясно: клад!

Этнографы доказали, что удар по такому оборотню символизирует одновременно громовый удар, сверкающую молнию и яркие лучи солнца. Поэтому лужичане и чехи советуют бросать нож или огниво (метафоры молнии) на то место, где горит клад, и думают, что в таком случае подземные богатства не уйдут от рук человека. Между немцами существует поверье, что удары грома приносят с неба золото, и в Тироле тот, кому удастся, вслед за прошедшей грозою, найти монету, носит ее на шее, чтобы быть счастливым.

С белой лошадью обычно связывают клад с серебром

В славянском фольклоре часто встречается один и тот же сюжет: с кладом можно повстречаться не только ночью, но и в дневное время. Приведу монолог некоего деда Антона: «Если ты днем увидел в лесу свинью или жеребенка, то где‑ то рядом серебро, а если тебе повезет, и встретишь в лесочке петушка, будь спокоен – на золоте стоишь. Дед мой учил меня: коль словчишь, да ударишь эту зверюшку или птичку, перед тобой россыпь денег будет. Любой клад охраняется. Тут и замки различные, а в качестве сторожей бывают и души зверей. Кладоискатели рассказывают о жеребцах, что ржали в могилах, волках и кабанах, которые нападали на землекопов, собаках, воющих под землей. Все они были оставлены сторожить сокровища и указывают на клад».

В Поволжье бытует легенда, что в мрачной низине, под корнями столетнего дуба, хранится заколдованный клад, зарытый древними панами. Многие видели бегающих вокруг него белую собаку или белую телку, а также белую птицу.

Достаточно было бросить в них камнем и убить, как зазвенит монетами клад. Но сделать это никому не удалось. Многие бросали, многие подстерегали целыми неделями – все безрезультатно, цель никому не дается.

В Калужской губернии рассказывают об одном крестьянине, который, возвращаясь домой, увидел белую лошадь. Она то и дело забегала вперед и преграждала ему дорогу. Крестьянин ударил ее кнутом – и лошадь разлетелась грудами серебряных денег. В другом рассказе говорится о кладоискателе, который упоминает один интересный эпизод из своей деятельности: «Когда мы рыли, – вспоминает он, – вдруг словно из земли выросла собачка: вся желтая, с одним глазочком во лбу. По цвету собачки нам ясно стало, что в кургане есть золото». Еще один старинный рассказ: пришел мужик ночевать в пустую избушку и только начал засыпать – выскочила рыжая кошка и стала бегать по избе; сама вся светится, словно золото, а где хвостом ударит – там деньгами звякает. Мужик изловил ее, проговорил трижды: «аминь, аминь, рассыпься!» – и кошка рассыпалась на червонцы.

Аналогичный сюжет ходил и в Новгородской губернии. Как‑ то деревенские ребята пошли искать клад и по пути позвали с собой одинокого старика, жившего на краю села в избушке. Старик отказался: «Зачем идти искать – коли бог захочет, так и в окошко подаст». Долго искали клад ребята, но ничего не нашли. На обратном пути увидали под кустом мертвого барана: «Давай подкинем его старику в окошко». Утром увидал у себя старик мертвого барана, взял, благословясь, его за ноги, чтобы выбросить на двор, а баран и рассыпался по избе золотом.

А вот что рассказывали о живых кладах пермские крестьяне: «Был‑жил один бедняк и терпел он страшную нужду. Однажды довелось ему пахать свою пашенку, которая находилась невдалеке от курганов. Вечерело. Вдруг увидел он на одном могильнике коня, а тот весь будто из золота, горит как огонь. Мужик не струсил: погнался за конем. С кургана на курган прыгала чудная лошадь, но вскоре умаялась и остановилась на одном из них. Мужик приблизился к ней, почти касается лошадиной гривы и готовится ухватиться за нее. Глядь – расступилась земля, и конь исчез под курганом.

На другой день, на том же самом кургане, привиделось ему, что горит свечка. Мужик был человек сообразительный и тотчас смекнул, что под курганом находятся сокровища. Он знал, как добываются клады, и, хотя много вытерпел от нечистой силы, достал‑таки себе кучи серебра и золота и сделался первым богачом в своей деревне».

Но самый популярный сюжет – приносящий золото петушок. Не зря же у А.С. Пушкина он имеет золотой гребешок! В ряде губерний России и Украины он повторяется в одном и том же варианте. К одной нищенке, в то время как она шаталась по селу, приставал петух, теребил ее за подол, совался под ноги. Не выдержала старуха и ударила его палкой. И рассыпался петух деньгами…

В народе сохранилось множество рассказов о «живых кладах». Почему же они получили столь широкую популярность? Думаю, что несмотря на свою фантастичность, они появились неслучайно и имеют в своей основе реальные факты. Дело в том, что известны десятки случаев, когда клады находили животные и птицы. Приведу лишь некоторые из них.

В 1845 году на окраине города Борисова была замечена ворона, летавшая с какими‑то блестящими предметами. Любопытные крестьяне проследили за птицей и нашли гнездо. К своему изумлению, они увидели в нем множество серебряных литовских, польских, прусских и русских монет XVI века. Очевидно, где‑то неподалеку был выпахан клад, не замеченный людьми, а эта зоркая и сообразительная птица стала переносить серебро в свое гнездо.

Не случайно в русских сказках петушок имеет золотой гребешок (рисунок И. Билибина)

В 1974 году курица разрыла у забора в деревне Адамовка Речицкого района Белоруссии клад медных и серебряных монет Великого княжества Литовского.

Несколько раз клады выкапывали дикие и домашние свиньи. Так, свинья раскопала кубышку с серебряными монетами прямо во дворе крестьянина Медведева в селе Ивановка Смоленской губернии. Аналогичный случай произошел в Екатеринославской губернии в 1895 году. Убирая свинарник, Михаил Сильцов чуть не потерял дар речи, когда увидел, что его любимый хряк выкопал в углу несколько золотых монет античного времени.

В 1921 году на окраине славного города Слуцка обыкновенная свинья вывернула из‑под земли горшок, наполненный ливонскими и нидерландскими монетами XVII века. Случай, казалось бы, исключительный! Однако документально зафиксировано, что это почтенное животное неоднократно выступало в роли удачливого кладоискателя.

Подобное происшествие произошло на охоте в Московской области в 1952 году. Завалив дикого кабана, охотники обнаружили на его лежке вывернутый из земли бронзовый сосуд, доверху наполненный золотыми женскими украшениями. Клад этот предположительно был спрятан во время революции. Наконец, один из последних случаев был зафиксирован в 1963 году в белорусской деревне Отрубки Докшицкого района. Здесь с помощью свиного пятачка был найден клад серебряных монет Нидерландов и Ливонии.

Самым неожиданным образом нашел клад фермер Мани из города Сант‑Мэрис на острове Тасмания. Вечером он вел доить корову на скотный двор. Внезапно животное провалилось в какую‑то яму и сломало ногу. Фермер, чертыхаясь и проклиная судьбу, стал помогать корове доковылять до хлева. Бросив взгляд в сторону неглубокой ямы, он увидел на дне жестяную коробку, помятую ногой коровы. Когда раскрыл – не поверил своим глазам: в коробке были закупорены 249 золотых соверенов времен королевы Виктории…

Разрывая землю, собаки иногда находили клад

В 1985 году отличилась сторожевая собака по кличке Муха и в якутском селе Павловское. Спасаясь от жары, пес начал рыть нору под стеной продовольственного склада. Вдруг прохожие заметили, как из‑под лап Мухи вместе с комьями земли вылетают блестящие монеты. Прибывший на место сотрудник милиции провел тщательное обследование находок. Оказалось, что пес «нашел» довольно внушительный клад, состоящий из 377 пятирублевых золотых монет, отчеканенных в 1897–1900 годах. По мнению старожилов, клад мог принадлежать богатому купцу Кушнареву, магазины которого когда‑ то стояли на этом месте. Все золото было сдано государству, которое сэкономило на Мухе 25 % его стоимости.

Не менее любопытный случай произошел в деревне Плиски Быховского района в Белоруссии в 1987 году. Здесь по крестьянскому двору собака долго гоняла старый полуспущенный мяч. Так думали хозяева, пока собака не стала рвать мяч зубами и из него посыпались серебряные монеты разных стран Европы XVIII–XIX веков. Старый мяч оказался кожаным мешком.

В 1888 году груда римских серебряных монет I века нашей эры была вытолкнута на поверхность земли кротом. Случай этот произошел в белорусской деревне Новоселки Барановичского уезда. Подобная же история случилась и с моими друзьями на даче под Волоколамском. С Лидой и Витей Стукаловыми мы знакомы уже тридцать лет, с тех пор, когда они впервые приехали в археологическую экспедицию в Молдавию. Так случилось, что за эти годы мы не потеряли связи и удовольствия от общения. Весной 2008 года я увидел у них на столе летней кухни несколько медных пятаков, отчеканенных в царствование Екатерины 11. Оказалось, что у них на участке завелся крот, который перекопал все грядки. Его в конце концов изгнали, но засыпая одну из кротовин, Витя обнаружил возле нее несколько старинных монет. Попытки найти на этом месте еще что‑нибудь не увенчались успехом. А разгорающийся азарт кладоискателя был на корню пресечен супругой, которая запретила вести поиски на ухоженном дачном участке.

Находки кладов при помощи различных грызунов, вероятно, не были особой редкостью. В этой связи уместно вспомнить распространенную во многих странах старинную легенду об узнике, приговоренном к пожизненному заключению в одиночной камере. Единственным живым существом, с которым он общался, была крыса. Она выползала каждый день из норы, расположенной под его кроватью, а он подкармливал ее из своего скудного пайка. Однажды она исчезла, и узник сполна испытал чувство беспросветного одиночества. Но через несколько дней крыса вернулась. Она вспрыгнула на кровать, раскрыла зубы, и перед арестантом упала золотая монета. С этого дня она стала носить ежедневно десятки монет, и когда их собралось несколько сотен, узник подкупил тюремщика и бежал на волю. Вместе с крысой, разумеется. Позднее он узнал, что недалеко от тюрьмы находился монетный двор, на котором чеканились эти самые золотые монеты. Можно предположить, что эта легенда возникла не на пустом месте.

Этот сюжет имеет в России свою специфику. Более ста лет назад этнографами был записан рассказ одного крестьянина. В поисках лошади он ушел далеко в степь и в полдень сел отдохнуть и пообедать. Во время трапезы обратил внимание, что прямо перед ним суслик роет нору и периодически высовывает мордочку из земли. Долго любовался он на суслика, а затем решил его покормить: отщипнул кусочек калача и бросил к норе. Суслик сначала обнюхал кусочек, а потом схватил в зубы и скрылся в нору. Его не было пару минут, а потом он опять появился и выкатил из норы, вместе с землей, серебряную копеечку. За короткое время суслик накатал из норы целую горсть серебряных копеечек. Крестьянин понял, что клад сам ему в руки дается, сгреб все монетки в платок и поспешил домой. А суслику, в благодарность за его услугу, оставил на месте полкалача.

То, что подобное событие реально случилось в жизни, свидетельствует следующее сообщение счастливчика: «А серебряные копеечки были не круглые, а продолговатые, аляповатые, на иных и слова были видны, но не наши, а какие‑то мудреные, с закорючками». В данном случае, скорее всего, описаны арабские дирхемы, клады которых постоянно встречаются в России.

Однако не все старинные предания находят свое объяснение. Некоторые из них до сих пор остаются загадкой.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 468 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...