Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Овен в атласе Я. Гевелия 8 страница



Вопрос об отношении к накоплению материальных ценностей, богатства является одним из основных, встающих перед каждым человеком в его текущем земном воплощении. Причем вопрос этот в том или ином виде возникает в нашей жизни практически ежедневно. Хорошо или плохо быть богатым? Какие пути для этого допустимы, а какие нет? Порок ли бедность? Порок ли богатство? Особенно остры вопросы эти для нашей страны. Именно они, по сути, определяли всю нашу жизнь в последние десятилетия. В советское время господствовало (правда, не в правящих кругах) убеждение, что бедность — это хорошо, богатство — это плохо. Поэтому все законы, все государственное устройство были направлены на то, чтобы не дать людям зарабатывать деньги. Накопить богатство можно было, только нарушая закон. Сейчас, в постсоветский период, когда государственный контроль существенно ослаб, все больше людей склоняются к прямо противоположной точке зрения: богатство — хорошо, бедность — плохо, и значит, хороши любые пути для обогащения. Этому способствует и пассивность служб правопорядка. Маятник качнулся в другую сторону. Решение вопроса об отношении к бедности и богатству осложняется еще и тем, что во многих учениях он или обходится, или не решается достаточно обоснованно, или, наоборот, решается слишком примитивно (обычно материальное обогащение противопоставляют духовности). Зороастрийский подход и здесь основывается на учении о добре и зле, а также на принципе золотой середины. Богатство, как и любое явление жизни, не является изначально хорошим или плохим. Таковым его может сделать только человек, имеющий свободу выбора. Мы живем в земном воплощенном мире, и дробить этот мир, расчленять его на составные части, противопоставляя при этом одну другой, — это значит вносить дисгармонию в мир, увеличивать количество зла в нем. Любое дело нашей жизни мы должны оценивать на соответствие космическим законам. К любому поступку мы должны подходить как к священному обряду, не осквернять его нарушением принципов мироустройства. Поэтому нельзя призывать думать только о духовных плодах и одновременно считать все материальное грязью, недостойной внимания. Наш земной мир — составной элемент целостного мира, и если вы признаете ценность приобретения духовных сокровищ, познания мира, развития ваших способностей, то вы не должны отвергать значимость материальных проблем. Неслучайно в символике домов гороскопа проблемы накопления богатства относятся ко второму дому, но к нему же относятся и вопросы накопления всех других ценностей: знаний, энергетики, вещей, воспоминаний, опыта и т. д. То есть это то, что составляет источник силы человека, то, без чего человек ощущает себя бессильным, лишенным фундамента. Тот, кто ничего не накопил в этой жизни (причем во всех областях), не может считаться выполнившим свою земную программу. Сокровища надо собирать на всех уровнях: как в верхнем мире, духовном, так и в нижнем мире, воплощенном. Итак, богатство не отвергается, но не любое богатство, а только накопленное праведным путем (такое богатство считается священным). И прежде всего его накопление не должно становиться для человека самоцелью, нельзя быть рабом богатства, копить его ради него самого. Человек должен помнить, что все накопленное им ему на самом деле не принадлежит. Об этом в Авесте сказано так: «Ты не должен слишком обустраиваться в этом мире. Ибо мирское устройство человека оборачивается его духовным разрушением. Не прельщайся обретением многих сокровищ и богатства, ибо в конце тебе придется оставить все». Общее правило для всех знаков Зодиака и домов гороскопа: если человек чрезмерно много внимания уделяет проблемам одного знака (дома), то на него начинают сильно действовать проблемы противоположного знака (дома). В нашем случае второму дому противостоит восьмой дом, следовательно, при погружении в проблемы накопления богатства в жизнь вторгаются проблемы разрушения, смерти, духовной гибели, экстремальных ситуаций. Размер своего состояния, по зороастрийским законам, каждый человек должен в течение жизни увеличить не менее чем в 16 раз. При этом состояния должно хватать самому человеку и его детям. Если есть излишки, их надо раздать, иначе они станут источником обольщения. Человек возгордится, будет считать себя «пупом земли» и в конце концов станет служителем зла. Неслучайно именно второй дом гороскопа часто становится для человека дорогой в ад, Porto Inferno — «нижними вратами». В зороастрийских общинах никогда не было нищих. Члены крупнейшей общины последователей зороастризма в Индии — парсы — являются самыми богатыми в стране. Умение зарабатывать всегда считалось священным, но если появились излишки — найди нищего и помоги ему. Пока хоть один человек из твоих сородичей будет страдать, ты не имеешь права пользоваться богатством, так как главная цель накопления богатства — внесение гармонии в этот мир. Если ты работаешь только для себя, становишься рабом богатства, то все, что ты имеешь, обращается в пыль. С другой стороны, не поощрялось нищенство. Если не умеешь ценить накопленное, заработанное, то есть материальные блага, значит, так же не можешь с почтением относиться и к благам духовным. Резко порицается паразитизм, жизнь за чужой счет. В Авесте про таких людей сказано: «Тот, кто ест что-либо не от своих постояннных трудов, но от усердия других, подобен человеку, который держит в своей руке человеческую голову и выедает из нее мозги». Точно так же осуждаются и другие формы присвоения чужого имущества (грабеж, воровство и т. д.). Еще цитата: «Не вымогай от богатства других, чтобы твое ежедневное трудолюбие не перешло в небрежение». То есть человек должен зарабатывать сам, а не выпрашивать себе подачек, как это часто случается сейчас у нас. В то же время каждый труд должен быть оплачен, бесплатный труд не поощряется. Деньги вообще рассматриваются как эквивалент труда, разновидность энергии, и, если человек затратил физическую или умственную энергию, выполняя работу, он должен получить за нее компенсацию — деньги. С другой стороны, нельзя платить деньги ни за что, за невыполненную работу. Нарушение этих принципов ведет к паразитизму или со стороны работодателя, или со стороны работника. Четыре правила приумножения богатства

Какое же богатство может считаться благим? То, которое нажито благими путями. Зороастрийцы выделяют четыре правила приумножения богатства, следовать которым должен каждый человек, зарабатывающий деньги. Первое правило: думай о благе партнера больше, чем о своем собственном. У нас сейчас оно практически не выполняется. Распространено наплевательское отношение к интересам своих клиентов, партнеров по бизнесу, поставщиков, покупателей и т. д. В странах Запада, в Японии бизнесмены обычно следуют этому правилу и с теми, кто его не соблюдает, в дальнейшем просто не хотят иметь дело. Однако в отношениях с партнерами из развивающихся и бедных стран даже они предпочитают не заботиться о выполнении этого правила. Второе правило: святость договора, как устного, так и письменного. Если дал слово, ты обязан его сдержать. «Договор дороже денег». У нас сейчас это правило соблюдается крайне редко. У многих новых бизнесменов в ходу больше другая пословица: «Не обманешь — не продашь». Считается особым шиком удачно обмануть партнера, нарушив заключенный договор. Западные же бизнесмены включают правило соблюдения договора в свой кодекс чести. Нарушающие договоры лишаются доверия других бизнесменов. Однако для того, чтобы богатство считалось благим и бизнесмен считался идущим правильным путем, нужно выполнять и два других правила. Третье правило: богатство можно наживать любым путем, но нельзя нарушать целостности мира, нельзя осквернять благих творений. В частности, запрещается наживаться на убийстве человека, растений, животных, на разрушении природы, осквернении огня, земли, воздуха и воды. Нельзя строить свое благосостояние на строительстве различных вредных производств, на загрязнении воды и воздуха, на засорении земли, на убийстве, на войне, на оружии — это будет богатство от дьявола. И не может здесь быть никаких оправданий: мы, мол, только это и умеем, у нас для этого много заводов, люди останутся без работы, только так мы можем быстро разбогатеть и т. д. Именно в этом случае можно однозначно сказать, что богатство (такое богатство) — зло, и никому счастья оно не принесет. Негативные последствия таких «легких» денег на первый взгляд неочевидны, но уже сейчас многим становится ясно, что они обрушиваются на нас же, причем совершенно неожиданно. Предприятия, выпускающие нужнейшую государству продукцию, начинают уничтожать живущих рядом с ними людей. Сверхприбыльные ликеро-водочные заводы и табачные фабрики подрывают своей продукцией здоровье народа и способствуют его деградации. Оружие, произведенное для нашей безопасности, оборачивается против нас же самих, попадая в руки преступников и врагов, бывших раньше нашими друзьями. Неправедные, корыстные войны не только уносят жизни солдат, но и наносят непоправимый ущерб душам оставшихся в живых. Однако соблазн слишком велик, и политики, от которых ждут мер по росту благосостояния, часто идут по этому пути. Нельзя наживаться на продаже растений (плодов, зерна, леса и пр.), а также скота. Вообще-то такая продажа разрешается, но только нельзя наживать на этом капитал. Можно получать на этом столько денег, сколько тебе нужно на жизнь, избытки ты должен отдавать нищим. В принципе убийство растений не считается неправедным делом, но нельзя варварски истреблять посевы, губить зерно в зернохранилищах, уничтожать плоды. Убийство животных разрешается только при крайней необходимости, например, когда больше нечего есть. На охоте запрещается убивать детенышей, убивать животных ради удовольствия, азарта. Производства всегда считались благими, но только если они не вредили природе, не несли ей гибель. Особенно благим делом считали изготовление лекарственных препаратов. Не считалось благим ростовщичество. Практически вся современная промышленная цивилизация (как у нас, так и за рубежом) создавалась с нарушением этого третьего правила, хотя раньше на Руси его довольно часто соблюдали. Отсюда можно сделать вывод, что очень многие современные состояния, накопленные с причинением огромного вреда природе, не являются благими. Если бы человечество следовало данному правилу, мы не имели бы сейчас такого глубочайшего кризиса окружающей среды, грозящего уничтожением всего живого. И, наконец, четвертое правило: руководствуйся космическими законами, советуйся со звездами, все делай в соответствии с космическими ритмами. Здесь большую помощь должна оказывать астрология. Подбор партнеров, выбор времени начала нового дела, времени заключения сделок, выбор сферы деятельности, наилучшей для конкретного человека или коллектива, — все это должно производиться на основе астрологических рекомендаций. Только состояние, накопленное с соблюдением всех четырех правил, может считаться благим. В противном случае оно считается неправедным, тянущим человека в ад. Считалось, что чем иметь такое богатство, лучше быть бедным. Хотя эти правила сформулированы для накопления богатства, их можно и нужно применять и ко всей остальной жизни. Как уже упоминалось, особенностью зороастризма является положение о том, что помощь служителю Зла равносильна пассивному участию в его злодеяниях. Отсюда, в частности, следует, что если у вас просят в долг, и вы знаете, что эти деньги пойдут на «черное» дело, вы не должны давать ни в коем случае. Более того, если у вас есть хоть малейшие сомнения в намерениях просящего — лучше не давать. Естественно, мы можем ошибиться, не дать тому, кто действительно нуждается, кто употребит деньги на доброе дело, но этот грех всегда значительно менее тяжкий, чем помощь Злу. Нельзя и поддаваться жалости, жалеть Зло, так как оно всегда окажется волком в овечьей шкуре. Точно так же не следует брать денег у служителей Зла за оказываемые им услуги, нельзя способствовать распространению лжеучений, «произведений», увеличивающих количество Зла в нашем мире, информации о фирмах, занимающихся неправедным бизнесом. И никакие оправдания, что мы, мол, на эти деньги будем распространять разумное, доброе, вечное, не снимут греха с тех, кто способствует усилению Зла, смешивает понятия добра и зла. Всегда надо помнить, что мы здесь затем, чтобы делать свой выбор. Особо следует остановиться на христианском отношении к богатству христианского учения. Часто можно слышать от христианских проповедников, различных толкователей Библии, что Иисус однозначно осуждает богатых. Действительно, некоторые высказывания, приведенные в Евангелиях, на первый взгляд можно трактовать таким образом. Однако если внимательно почитать те же Евангелия, то нетрудно понять, что осуждается только неправедное богатство, то есть нажитое нечестным путем: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Матф. 12, 35). Об этом же говорит тот факт, что в своих притчах Иисус неоднократно сравнивает Бога-Отца с богатым и справедливым хозяином, имеющим множество работников. Например, в известной притче о талантах хозяин, раздавший богатство работникам, поощряет тех из них, которые это богатство приумножили, а не зарыли свои таланты в землю. Сам выбор положительного примера говорит о многом. И, конечно же, осуждается в Евангелиях накопление состояния как главная цель в жизни, как самоцель, затмевающая все остальные стороны жизни. В заключение данной главы хотелось бы остановиться на вопросе «жизненного успеха». В настоящее время в развитых странах (прежде всего в США) широко распространено стремление к успеху, под которым большей частью понимается успех именно материальный. При этом доход человека, его состояние зачастую рассматриваются как надежнейший показатель ценности человека. Тех же, кто не может разбогатеть, несмотря на все свои старания, объявляют неудачниками, и их все сторонятся. Это представление проникает и в нашу страну: все чаще можно слышать, что сейчас не может заработать только ленивый, что надо искать дополнительную работу, лучше работать на своем месте и т. д. Однако уровень доходов очень многих людей зависит отнюдь не только от них самих, но и от организации общества. В первую очередь это относится к интеллигенции (врачам, учителям, работникам искусства и т. д.). Немаловажен здесь и уровень духовного развития общества. С другой стороны, существуют виды деятельности, приносящие огромные доходы, но вносящие в мир зло, разрушение (крайний пример — преступность). Поэтому абсолютизировать материальный успех, преклоняться перед теми, кто получил больше денег, конечно же, не стоит. Тем более нелепым выглядит стремление выяснить мнение таких людей по самым разным вопросам и донести это мнение до всех. В нашем мире, сильно пораженном злом, далеко не всякое богатство — от Бога, не всякое богатство обогащает (в истинном смысле этого слова) его обладателя. И, наконец, еще несколько цитат из «Авесты»: «Что является благом — бедность или богатство? Честная бедность лучше богатства, которое приходит от сокровищ других. Что касается того, кто богат, кто является человеком большого состояния, то если его богатство добыто нечестным путем, тогда, даже если он беспокоится о долге, о добрых делах и благочестивых дарах, его доброе дело не является делом его рук, ибо это доброе дело того, у кого отнято богатство». Об этом не мешает помнить многим нынешним бизнесменам, которые пытаются успокоить свою совесть, жертвуя деньги на восстановление храмов, на помощь бедным, на развитие культуры, другие благотворительные цели. Зачастую это не их заслуга. Относительно бедности в авестийских текстах сказано следущее: «Кто беднее из богатых, и кто богаче из бедных? Из богатых беднее тот, кто недоволен тем, что ему принадлежит, и страдает беспокойством оттого, что состояние других возрастает. А из бедных богаче тот, кто доволен тем, что ему дано, и не тревожится о том, чьи доходы растут». Семь священных профессий

А теперь остановимся на семи священных профессиях, овладение которыми дает право на открытие хварны. Они связаны с шестью Амеша-Спента и Ахура-Маздой, а также с семью звездами Большой Медведицы. К людям, овладевшим данными профессиями, относились очень уважительно. Считалось, что если человек овладевал больше чем двумя из них, то он подтвердил свою хварну (тот, кто освоил только одну, замыкается на ней и поэтому подвержен обольщению). Здесь надо отметить, что в наше время очень часто абсолютизируется профессионализм, отличное знание своей профессии. Не говоря уже о том, что многие современные профессии не служат укреплению гармонии мира, способствуют распространению зла, значительные недостатки имеются у любого профессионала. Человек, досконально изучивший все тонкости какой-то одной профессии, овладевший всеми соответствующими профессиональными навыками, часто замыкается на ней, у него сужается кругозор, появляется желание повторять сделанное ранее, боязнь не подтвердить своей высокой репутации и, как следствие, неприятие нестандартных новшеств. Неслучайно многие открытия делаются, по сути, дилетантами — профессионалы слишком хорошо знают, что можно делать, а чего нельзя. К тому же профессионализм нередко порождает стремление противопоставить себя и своих коллег остальным людям, добиться себе привилегий за счет других, приводит к гордыне. Профессионал, вставший на путь зла, гораздо опаснее дилетанта. Конечно же, свои недостатки (и немалые) имеет и дилетантизм. И здесь абсолютизация одной из сторон действительности недопустима. Можно посоветовать всем быть профессионалами, но стараться не помнить об этом и не замыкаться в своем деле, осваивать и другие. Если человек не освоил ни одной из семи священных профессий, считалось, что он не имеет права называться отмеченным даже в случае наличия у него на теле трех признаков хварны, не имеет права становиться ни жрецом, ни царем. Все эти профессии связаны с творчеством, высокой квалификацией, большими знаниями, но в то же время — с врожденными способностями, с высшим даром. Считалось, что государство должно быть устроено таким образом, чтобы люди, овладевшие ими, жили лучше, чем все остальные, чтобы они получали дотации государства, в то время как все другие должны были платить налоги. Несомненно, процесс творчества имеет большое значение, так как он позволяет человеку приблизиться к Богу. Но и творчество не следует считать абсолютной ценностью, так как человек может направить его как на служение добру, так и на укрепление зла. Поэтому каждый, кто сделал какое-то открытие, создал произведение, сделал изобретение, должен прежде всего оценить, чему оно служит или даже потенциально может служить: добру или злу. Если при данном уровне развития общества оно может быть использовано во зло, то гораздо лучше, чтобы никто о нем не узнал. Этим же критерием должны руководствоваться и все другие люди. Поэтому авестийская традиция выделяла запретные для человека области исследования, в частности, использование энергии, скрытой в веществе (атомная энергия), и вмешательство в наследственность человека (генетика). Первые результаты нарушения этих запретов уже известны, но многое нам еще предстоит осознать. Творчество человека не должно противоречить творчеству Создателя, так как иначе это будет не творчество, а разрушение, служащее злу. Самовыражение человека только тогда благо, когда он идет правильным путем. Однако вернемся к благим профессиям и рассмотрим их подробнее. 1. Профессия врача связана с Хаурватом. Чтобы считаться настоящим врачом, мало окончить медицинский институт и получить диплом. Надо иметь постоянную клиентуру, иметь достаточно большое количество вылеченных пациентов, в совершенстве владеть всеми методами медицины, не быть узким специалистом, лечить человека в целом, а не отдельные симптомы болезни. Настоящим врачом не может считаться человек, который излечивает других, беря их болезни на себя, который не может вылечить себя сам (таких «врачей» может припомнить каждый из нас). Врач, как, впрочем, и представители других священных профессий, должен своей собственной жизнью показывать пример другим, должен молиться, просить сил у Бога. 2. Профессия музыканта или поэта связана с Амертатом. Это профессия человека, владеющего ритмами, работающего со словом. Считается, что музыка, поэзия тесно связаны с медициной и даже с бессмертием. Естественно, это должна быть истинная музыка, истинная поэзия, а не низкопробные суррогаты, вносящие дополнительную дисгармонию в наш и так уже оскверненный мир. 3. Профессия учителя связана с Воху-Маном. Настоящий учитель не должен учить за деньги (его обязано содержать государство) и не должен учить бесполезным, ложным, вредным знаниям (например, научному коммунизму). Учитель — это тот, кто преподает истинные знания, соответствующие законам Космоса. Как и в других профессиях, здесь обязательна высокая квалификация. 4. Профессия кузнеца связана с Аша-Вахиштой. Понятие «кузнец» здесь надо толковать в расширенном смысле. Это человек, который создает своими руками что-то принципиально новое, уникальное. Сюда относятся изобретатели, художники, ювелиры, скульпторы, портные и т. д., то есть все истинно талантливые мастера, работающие руками. Настоящим кузнецом не может считаться человек, который делает что-то бесполезное или вредное, в частности, орудия смерти. 5. Профессия земледельца связана со Спента-Армаити. Истинный земледелец — это человек, который возделывает землю, повышая ее плодородие, при этом не засоряя ее химическими удобрениями и всяческими ядами, охраняет леса, животных, разводит сады, создавая вокруг себя мир, гармонию и красоту. Стоит заметить, что генетика, вмешательство в генетический аппарат животных, растений и тем более человека считается запретной областью знаний для человечества. 6. Профессия юриста связана с Шахреваром. Истинный юрист — это тот, кто знает законы, умеет разбираться в любых преступлениях, дает оценку любым деяниям человека, является специалистом права, хранителем закона. При этом он должен действовать в соответствии с законами нашего мира, то есть предполагается, что законы государства должны соответствовать общемировым. В противном случае юрист будет служить правителям, выражать интересы узких групп людей и не может считаться человеком с хварной. 7. Профессия астролога связана со святым духом Спента-Манью и с самим Ахура-Маздой. Настоящий астролог должен не просто владеть астрологическими методами и успешно применять их на практике, он обязан изучать сокровенные знания, быть истинным мудрецом, хранителем учения о Вселенной, настоящим философом, философия которого выражается не в отвлеченных рассуждениях, оторванных от реальности, а является составным элементом жизни. Все люди, не владеющие этими профессиями, занимающиеся другими, нетворческими делами (чиновники, служащие, администраторы, торговцы, люди, занимающиеся неквалифицированным, однообразным трудом), назывались ранее пешатарами (индийский аналог — шудры). Они стояли на ступень ниже в общественной иерархии. Может возникнуть вопрос о других творческих профессиях, не вошедших в число священных. Например, куда относятся ученые? К чистой науке раньше относились настороженно, так как она может стать предметом искушения. Настоящий ученый должен быть или изобретателем (кузнецом), или учителем, или и тем, и другим одновременно. Пешатарами также считались люди, у которых проявляются одновременно как признаки хварны, так и признаки антихварны. Тех, у кого явно проявляются исключительно признаки антихварны, называли аншахриками. Им доверяли только грязную работу, они считались оскверненными. Да, это было кастовое общество, но принадлежность к той или иной группе определялась объективно, а не по желанию правителей, не по толщине кошелька, не по правильным или неправильным словам. Любой пешатар, любой аншахрик мог, работая над собой, перейти в другую социальную группу, заработать хварну. Это, если подумать, истинно справедливое устройство общества, в отличие от распространенной сейчас псевдодемократии, когда к власти приходит тот, кто лучше врет, кто имеет больше денег, кто угодил вышестоящим, когда люди, составляющие главное богатство общества, влачат жалкое нищенское существование. Может быть, и здесь нам есть чему поучиться у древних? Ведь именно носители хварны, эти избранники светлых сил, могут гармонизировать нашу жизнь, вернуть в мир целостность, спасти наш мир от полного разрушения. К вопросу о священности войн

Богу противостоит Дьявол. Подобно Богу, он — только дух. Хормазд и Ахриман — вечные враги, и рано или поздно борьба между ними становится неизбежной. Бог (Хормазд) есть вся доброта и весь свет, тогда как Ахриман — вся злобность и смерть, тьма и ложь. Бог вынужден был сотворить Вселенную, чтобы победить Ахримана. Творение Мироздания для него является необходимостью в его борьбе с Дьяволом, и человек находится на передовой линии этой борьбы — не так, что Бог побуждает его к этому, но поскольку он свободно принимает на себя предложенную ему роль. Каждый человек на земле свободен в своем выборе между добром и злом, и если он выбирает зло, то действует противоестественно, потому что Хормазд — его «отец». Он — сын Бога по природе, так как порожден Хормаздом и рожден Спендармат (землей). Учение магов. Катехизис Что такое война? Какое место она занимает в истории человечества? Каким образом в мировоззрении людей формируется сила, толкающая к уничтожению себе подобных? Каковы корни этого явления «человечности»? Ведь историю существования людей уже невозможно представить без войн… Обращаясь к Толковому словарю Даля, читаем о войне: «ВОЙНА («война», «воевать» — от «бить», «бойня», «боевать», как, вероятно, и «боярин», «воевода» или «боевода») — раздор и ратный бой между государствами, международная брань. Наступательная война — когда ведут войско на чужое государство, оборонительная — когда встречают это войско, для защиты своего. Война междоусобная, усобица — когда один и тот же народ, раздвоившись в смутах, враждует между собою оружием. Война сухопутная, морская, битва на материке, на море. Война подземная, подкопы разных родов, при осаде, с той и с другой стороны. Малая война, аванпостная служба, занятия и обязанности сторожевой части войска. Партизанская война, действия отдельных, мелких частей войска, с крыльев и с тыла неприятеля, для отрезки ему средств сообщения и подвоза. Народная война, в которой весь народ принимает, по сочувствию к поводу раздора, живое участие. Чернильная война, перебранка на письме. Воевать кого, что, с кем, против кого, воеваться с кем, идти на кого войною, идти с войском на бой, наступая или обороняясь, вести войну, ополчиться и ратовать оружием. Воевать народ, землю, государя, идти наступательно, для завоеваний». Здесь же и ряд «военных» пословиц: «Легко про войну слушать, да тяжело (страшно) ее видеть. Хорошо про войну слышать, да не дай бог ее видеть. Хороша война за горами, в мор намрутся, в войну налгутся, нахвастаются. Войной да огнем не шути. Всякая война от супостата, не от бога. И я б шел на войну, да жаль покинуть жену. Собирались грибы на войну идти — из песни. Волки воют под жильем — к морозу или к войне. Воюют, так воруют, то есть плутуют. Кто силен да богат, тому хорошо воевать. В доме-то у них, словно Мамай воевал, велик беспорядок. Знал бы, так и не воевал бы. И еще бы воевал, да воевало потерял. И ратовал, и воевал, да ничто взял. Нужда горюет, нужда воюет». В космическом смысле всякая война подразумевает борьбу Света против Тьмы, или Добра против Зла. В соответствии с зороастрийским космогенезисом даже созвездия неба созданы Хормаздом для противостояния силам Тьмы. Четыре из них выполняют особую роль в Космической битве Добра и Зла, поскольку являются четырьмя стражами Небесного воинства. На них возложена ответственность за сохранение целостности сотворенного Господом Богом космического порядка: «Хормаздом определены места для всех материальных творений, и потому, когда наступает Враг, звезды, подобно воюющей армии, готовой к сражению, побивают своего противника, и таким образом творения спасаются от нападения Злого Духа. Для помощи творениям предназначена каждая звезда из шести миллионов четырехсот восьмидесяти тысяч малых звезд. Среди тех звезд — четыре главных, назначенных полководцами в четыре части света. По указанию этих полководцев в разные части света назначено большое число хорошо известных звезд, и они приданы созвездиям для совместных усилий и могущества. Тиштар — полководец востока, Шатаваэш — запада, Вананд — юга, Хафторинг — севера» [102]. Три формы войны

Достоверных сведений о первых приемах взаимоистребления людей мы не имеем, но можно предположить, что первым оружием «дикого» человека были зубы, камни и палки. На протяжении длительного исторического периода война проявлялась в виде единоборства с целью физического устранения соперников. Со временем стремление выжить «в войне всех против всех» побуждало людей к объединению в группы, что происходило по схожести физических и психических признаков. Появляющиеся группировки контролировали территории такой конфигурации и размера, на которых они могли успешно добывать себе пропитание, защищаться и с которых могли успешно нападать. Это и были первобытные общины, осуществлявшие совместную оборону своих границ и нападение на другие сообщества. Главной социально-психологической особенностью при этом было деление на «своих» и «чужих». Современные ученые утверждают, что если у сообщества нет внешних врагов, то активизируется агрессивность внутри общности, что чревато ее развалом, поэтому поиск внешнего противника для первобытных общин был условием выживания. Главная задача таких войн: убить соперника, завладеть его ресурсами, а оставшихся в живых обратить в рабство. Такая форма войны, называемая физической войной, господствовала тысячелетиями. Несомненно, революционное значение имело изобретение дистанционных средств поражения противника — копий, пращей, стрел и лука. Это полностью перечеркнуло незыблемый постулат природы — побеждает сильнейший, так как теперь слабый воин мог на расстоянии поразить более сильного врага. Наряду с состязанием в силе появилась необходимость в состязании ума — наступил эпохальный перелом. Внутренняя эволюция первобытных сообществ приводила к возникновению управленческой иерархии, экономических связей и однородного населения. Такая общность постепенно становилась этническим государством. С возникновением государств создавались специальные отряды вооруженных людей — армия, позднее — армия и военно-морской флот, что в еще большей степени способствовало истреблению друг друга. По мере эволюции интеллекта люди постепенно стали осознавать, что истребление врагов не всегда выгодно. Порою гораздо выгоднее расставить экономические ловушки, сплести паутину экономической зависимости, запустить незаметно корни к чужому воздуху, воде, земле, мозгам и, «присосавшись» к ресурсам противника, заставить его работать на себя. Так родилась экономическая война, главным принципом которой стало установление ростовщических экономических отношений, а в случае сопротивления — включение физических форм воздействия (государственного давления, вымогательства под угрозой оружия и пр.). Возникновение неравных экономических отношений между государствами имеет объективные причины. Одной из таких причин стал… технический прогресс. Техническая революция и увеличение числа машин в экономически развитых странах потребовало дополнительных людских ресурсов и привело к их поиску за пределами страны. А это, в свою очередь, привело к колониальной экспансии и разделению мира на страны-доноры и страны-потребители. Примером именно такой экономической войны на нынешнем этапе может стать разделение населения планеты на «золотой миллиард» и всех остальных — этакий неовариант западного национал-социализма. Ни для кого не секрет, что отношения Запада с третьим миром представляют собой «политику паразитизма», главным инструментом которой является именно экономическая война. Сущность же простейшей экономической войны одинакова на протяжении всей истории человечества: в старые времена несмышленый туземец менял золото на блестящие стеклянные бусы, в наши времена туземец-«ньюрашн» меняет сталелитейный завод на «Мерседес», а продажный правитель-марионетка принимает инвестиции в добывающие отрасли своей страны, зная, что эти деньги идут сюда только из-за дешевой рабочей силы и дешевых ресурсов и никогда не будут способствовать экономическому процветанию ни его народа, ни его государства. Современная экономическая война осуществляется, в основном, по трем направлениям: перекачивание мозгов, экономическая экспансия и промышленный шпионаж. Правительствами большинства высокоразвитых стран разработаны и внедряются долгосрочные программы «перекачивания» научного потенциала. На это выделяются значительные средства, создаются специальные центры и коммерческие структуры. Внешне их деятельность имеет вполне благопристойный вид: Запад безвозмездно поддерживает ученых из слаборазвитых стран, оказавшихся в затруднительном положении. Существует несколько распространенных схем. Первая заключается в рассылке анкет-опросников для сотрудников научных организаций, в которых под предлогом создания информационных баз данных либо с целью изучения рынка предлагается ответить на ряд вопросов. Анализ ответов способен выявить направленность научных исследований, степень их завершенности, сферы практического применения, круг лиц, задействованных в исследовании. По другой схеме сбор обобщенной научной и экономической информации ведется под предлогом оказания консультативной, экспертной помощи, подготовки или переподготовки специалистов, их стажировки за рубежом и т. д. В начале 1990-х годов была популярна следующая схема. Американский или японский фонд устраивал, например, конкурс на лучшую компьютерную программу среди студентов московских вузов. Победителям обещали неплохие денежные призы. Талантливых молодых людей у нас, как известно, достаточно, и в результате такого конкурса иностранные корпорации совершенно легально и практически бесплатно получили в свое распоряжение несколько сотен перспективных разработок. Доведя их до кондиции, фирмы выпустили готовые программные продукты на рынок. Естественно, под своим именем. Экономическая экспансия тоже имеет самые разнообразные формы: программы по реструктуризации и инвестиционные проекты различных международных валютных фондов; внедрение различного иностранного оборудования вместо поддержания отечественного производителя; повальный завоз в страну гербицидов, химических отходов, другой опасной или низкосортной продукции; сбыт в слаборазвитые страны залежалых и вредных лекарств и многое другое. Экономическая война может осуществляться и путем использования различных пропагандистских лозунгов вроде борьбы за свободу, демократию, экологию, права национальных меньшинств и прочее. В этом случае она тесно связана с войной психологической. Например, под видом борьбы за соблюдение авторских прав рекординговых и софтверных компаний в последние годы была разрушена CD-промышленность некоторых развивающихся государств, которая в перспективе могла составить приличную конкуренцию ведущим сверхдержавам. Экономическая война тесно связана и с большой политикой, поскольку является ключом для лишения «неудобных» правительств общественной поддержки. Экономические санкции, приостановление кредитов со стороны развитых супердержав и международных кредитных фондов создают большие трудности внутри стран, против которых они направлены. Частные капиталовложения в иностранных банках могут быть заморожены (например, под предлогом борьбы с терроризмом), торговые контракты приостановлены или вовсе аннулированы, в результате чего возрастет безработица и снизится уровень жизни большинства населения. В это время «забугорная» пропаганда и «пятая колонна» внутри страны будут утверждать, что виной всему слабость, некомпетентность, коррумпированность и преступность правительства. Результаты подобных программ в Чили при правительстве Альенде и в Югославии времен Милошевича общеизвестны. Однако и физическая и экономическая войны имеют один большой недостаток: рано или поздно они порождают организованное сопротивление. Не существует таких военных сил, или экономических пут, которые могли бы удержать голодный разъяренный народ. Это подтверждает последовательный распад всех колониальных империй, основанных на силе и экономической зависимости. По этой причине для сокрытия истинных механизмов своего богатства, его ростовщической сущности, многие экономически развитые страны вынуждены изобретать мифы о фантастической работоспособности своих народов, о гигантской производительности их труда, что далеко не всегда так. На самом деле нигде так много и тяжело не работают люди, как в экономически отсталых странах, но почему-то не процветают. Значит, одного упорного тяжелого труда мало для процветания. Сокрытие истинных причин процветания одних и нищеты других привело к необходимости создания индустрии лжи. С изменением условий жизни на земле менялись и формы ведения войны. Изобретение средств массового уничтожения поставило под сомнение целесообразность полномасштабных физических войн, т. к. при этом уничтожались территории, ресурсы, рабы, да и сам агрессор мог пострадать в результате применения оружия. Физическое воздействие все больше отходило на второй план, лишь маяча в виде «большой дубинки». Более приоритетной становилась война экономическая — простой грабеж превратился в сложный ростовщический механизм. Однако уже со второй половины ХХ века никто не хотел просто так отдавать свои ресурсы, территорию и добровольно идти в рабство — большинство колониальных стран запротестовало. И вот угрожающие окрики все больше превращаются в тонкую психологическую игру. Совершенствование и усложнение отношений внутри человеческого общества открыли новые возможности психологического воздействия. Ложь, сплетни, слухи, сокрытие истинных действий и намерений стали служить устрашению противника и более легкому достижению цели. Этот этап в истории войн имел такое же судьбоносное значение для человечества, как и изобретение дистанционных средств поражения противника, поскольку позволял одерживать победу слабого над сильным за счет введения его в заблуждение. Эра физического соперничества постепенно перешла в эру соперничества интеллекта. Так была создана новая форма войны — война психологическая. Психологическая война полностью меняет прежнее представление о войне. В ней нет очевидных врагов, как нет и открытых сражений. Главным в такой войне является то, чтобы создать условия, в которых ваш противник сам себя истребит, сам отдаст вам свои материальные и интеллектуальные ресурсы. В физической и экономической войне народ можно уничтожить, но победить — никогда, вся история тому свидетельство. Народ можно победить только в психологической войне. Достичь этого можно, изменив психику человека настолько, чтобы он сам стал послушным орудием и верным рабом. А для этого необходимо погрузить его в мир грез. Поэтому стержневой принцип психологической войны — «жизнь есть сон, а сон есть жизнь», замена реальности вымыслом. Всю реальную жизнь человек проживает как неприятный сон, а «химеры скорого благополучия», которые ему внушает хозяин, вводя его в транс, воспринимает как реальность. Этот принцип издревле применялся для осуществления социального господства, например, как принцип «воздаяния» в христианстве, образ «светлого будущего» при коммунизме в СССР, реализация «американской мечты» в США и пр. На острие психологической борьбы всегда были религия и религиозные деятели. Еще за тысячи лет до Рождества Христова приемы психологического воздействия использовались в религиозно-мистических и политических целях. Так, в папирусе Эберса рассказывается о простейших способах гипнотизации для повышения влияния жрецов на народ. Болеслав Прус в книге «Фараон» описывает приемы воздействия с политическими целями жреца и кудесника Бероэса на молодого фараона. Но молодой Рамсес оказался маловнушаемым и не обнаружил связи между тем, что Бероэс умеет подниматься в воздух, и тем, что Египет должен отдать Финикию Ассирии. В этом эпизоде содержится один из ключевых элементов психологической войны — разрушить барьер здравомыслия и повысить внушаемость человека. Новые формы психологической войны стали появляться с развитием письменности, которая предоставляла возможность распространения анонимной информации. Из истории известно, насколько сильное воздействие на толпу оказывали «предметные грамоты», которые подбрасывались в нужном месте и в нужное время. Через них организовывались массовые акции неповиновения, бунты, сводились счеты с соперниками. Появление печатного слова поставило службу дезинформации на индустриальную основу. Новые горизонты ведения психологической войны открыло радио. В процессе усовершенствования приемов психологического воздействия оно стало практически полностью служить формированию общественного сознания и его управлению. Значительную роль в этом сыграл опять же феномен анонимности радиоинформации. Если газеты и книги можно хранить, перечитывать, сравнивать, изучать фамилии, псевдонимы, прошлый опыт авторов, видеть издателя, определять его принадлежность, то радиоинформация гораздо труднее поддается такому анализу, а для обычного гражданина это и вовсе недоступная задача. Изобретение телевидения и его распространение по миру привело к еще более стремительному манипулированию сознанием людей. В связи с этим естественным образом возник вопрос контроля эфирного пространства — сегодня это одна из важнейших задач любого правящего режима. На это идут колоссальные материальные и интеллектуальные ресурсы. Решающее значение для успеха психологической войны имеет атомизация (дробление) общества, недопущение консолидации государств или политических групп, организация постоянного противостояния и «войны всех против всех». Для этого необходимо разукрупнение стран-противников, создание карликовых государств с марионеточными правительствами, которые осуществляют роль надсмотрщика над своим народом ради благополучия господина, развернув армию штыками внутрь. По этой причине наибольшему давлению всегда подвергаются крупные мощные государства с целью их развала. При этом важное значение имеет формирование в таких странах мощной «пятой колонны», которая может действовать под видом борцов за права человека, за чистоту окружающей среды, за равноправие мужчин, женщин, животных и пр. Главной их задачей является дестабилизация обстановки в государстве. Определенным этапом в развитии форм психологической войны стало возникновение и развитие дипломатии в современном ее виде. Сегодня дипломатические представительства в подавляющем большинстве случаев являются придатком спецслужб и политических кланов, посредством которых соперничающие государства ведут между собой психологическую войну. О колоссальной мощи средств психологической войны свидетельствует тот факт, что в конце ХХ века удалось разрушить, прежде всего, невоенными методами (!), три мощнейших славянских силовых центра: СССР, Чехословакию и Югославию. Как видим, меняться могут лишь внешние формы войны (физическая, экономическая, психологическая), но суть войны остается прежней — разрушение, захват, порабощение. Социально-политические типы войн





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 244 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...