Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Персеполь. Наскальные изображения воинов



Вопрос о Добре и Зле — важнейший в мире, но в наши дни многими людьми считается чем-то устаревшим, излишне высокопарным, неуместно банальным, скучным и даже неприличным. Одни считают, что понятия Добра и Зла самоочевидны и здесь нечего обсуждать, другие полагают, что они чрезмерно абстрактны и их невозможно определить конкретными терминами, с точки зрения третьих, такие понятия вообще не существуют объективно. От подробного анализа соотношения Добра и Зла часто уклоняются даже религиозные проповедники, не говоря уже о других учителях человечества — создателях собственных систем миропонимания. А ведь именно по тому, как решается этот вопрос в той или иной религии, судят о ней. Точно так же с точки зрения Добра и Зла оцениваются государственное устройство той или иной страны, принципы организации цивилизации, каждый отдельный человек, все виды сообществ людей и пр. Если пользоваться терминологией многих современных философов, вопрос о соотношении Добра и Зла — это основной философский вопрос для зороастрийцев. Все учения в целом и каждый конкретный человек в частности тем или иным образом обязательно решают его для себя, порой даже не осознавая этого. Конечно, проблема эта чрезвычайно сложна, и здесь мы рассмотрим только отдельные ее стороны. Прежде всего остановимся на вопросе об абсолютности или относительности Добра и Зла. Практически во всех распространенных религиях утверждается абсолютность этих понятий, то есть Добро и Зло — абсолютные принципы, положенные в основу мира при его создании. Отсюда следуют морально-этические заповеди (указания о том, что следует делать человеку) и понятие о грехах (запретах на совершение тех или иных действий). Вместе с тем во многих философских учениях, особенно появившихся в не очень далеком прошлом, нередко утверждается относительность Добра и Зла. Например, считается, что Добро и Зло — понятия, существующие только в сознании человека, объективно же их нет и быть не может. В этом случае все определяется субъективной оценкой человека, и то, что одному кажется хорошим, другому может казаться плохим, и наоборот, реально же противопоставление Добра и Зла отсутствует. Другая сторона этого подхода — утверждение о том, что представления о Добре и Зле меняются с течением времени: то, что сейчас считается добром, раньше считалось злом, и наоборот, что объясняется обычно особенностями данной стадии развития человечества, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, общественным устройством и пр. Особенно это характерно для тоталитарных режимов: при каждом повороте в своей внутренней или внешней политике они могут провозглашать добром то, что вчера считали злом, и злом то, что раньше полагали добром. При этом часто добром объявляется то, что выгодно, удобно и понятно большинству народа или, как вариант, наиболее передовой его части, а в действительности — самому режиму. Во всех этих случаях происходит подмена понятий. Конечно же, субъективное восприятие Добра и Зла имеет место быть, и для отдельных людей, в зависимости от ситуаций, в которые они попали, это восприятие может быть совершенно различным. Так, ученик, получивший двойку за невыученный урок, считает учителя воплощением зла; убийца, преследуемый полицейским, тоже думает, что убегает от служителя зла — все это реальность, с которой надо считаться. Но столь же реально существуют объективные категории Добра и Зла, причем как для мира в целом, так и для каждого человека в отдельности, ведь каждый человек своими конкретными поступками может изменять соотношение Добра и Зла даже независимо от того, знает ли он об этом. И именно об этих объективных категориях говорится в данной главе. Зороастрийская религия наиболее последовательно решает рассматриваемый нами вопрос в пользу абсолютности Добра и Зла, определяя их как изначальные принципы строения нашего мира, которые находятся в постоянной борьбе между собой, и эта борьба с неминуемой победой Добра и уничтожением Зла составляет основное содержание эволюции нашей Вселенной. С проблемой разделения Добра и Зла в зороастрийской традиции тесно связано понятие о свободе воли или свободе выбора. Считается, что каждый человек практически в любой момент времени свободен в своем выборе и, прежде всего, в выборе между Добром и Злом. Не отрицается, впрочем, наличие периодов торжества рока и фатума, когда от человека уже практически ничего не зависит, но существование таких жизненных моментов является отнюдь не случайным, а определяется выбором человека, сделанным ранее. О таких периодах в Авесте говорится следующее: «Когда предопределение вступает в силу, с ним невозможно спорить, так как трусливый становится храбрецом, храбрый проявляет малодушие, усердный будет ленивым, а лентяй старательно действует». Никто не вправе осудить человека и любую сущность за сделанный выбор. Об этом же говорил и Иисус Христос: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лук. 6, 37). Но, делая выбор, человек всегда должен помнить об обязанности несения ответственности за этот выбор в будущем. Случайностей в мире не существует. Все происходящее является следствием прошлого и, в свою очередь, определяет будущее. Когда мы говорим о случайности, мы просто не знаем всех причин данного события. В то же время, это не значит, что все в мире однозначно предопределено еще при его создании. Существование свободы выбора позволяет выбрать один из многих возможных вариантов развития событий, но когда выбор сделан, выбранная программа начинает действовать и изменить что-либо становится практически невозможным. В целом же свобода выбора и существование Зла очень тесно взаимосвязаны. Если есть свобода выбора — может быть Зло, если свободы выбора нет — не может быть Зла, так как истинная свобода выбора однозначно подразумевает возможность неправильного выбора, который противоречит законам изначального целостного мира. Поэтому, будет ли Зло в действительности, зависит от всех сущностей, имеющих право выбора. Во многих учениях и даже в широко распространенных религиях (в частности, в некоторых направлениях христианства и ислама) утверждается, что все происходящее в мире — «от Бога и по воле Бога», а значит, Бог управляет всем сущим, в том числе всеми поступками, словами и даже помыслами людей. Отсюда следует жесткое предопределение существования мира, так как ничто не может нарушить воли Бога. В этом случае люди лишены какой бы то ни было свободы выбора, хотя иллюзия такой свободы им дана, например, в заповедях, говорящих о том, как поступать можно, а как — нельзя. Но людям только кажется, что они следуют или не следуют этим заповедям, выбирая самостоятельно свой путь, на самом же деле (если все по воле Бога) люди — просто марионетки в руках Всевышнего. Это очевидное логическое противоречие последователи разных религий объясняют тем, что Бога нельзя понять разумом, и надо просто верить и не рассуждать. То есть в данном случае свобода выбора есть только у Бога, и он может «по своему произволу» менять как законы этого мира вообще, так и понятия о Добре и Зле в частности. Таким образом, следуя постулатам данных религий, получается следующее: поскольку Зло в нашем мире все-таки существует, и при этом в мире «все от Бога», следовательно, функция источника Зла переносится на самого Бога. Но разве может Господь Бог быть источником Зла?! Конечно же, нет. И это не богохульство, а стремление докопаться до истины, обнажив тем самым суть как множества лжеучений, так и всех «ловцов человеческих душ», которые за ними стоят. Подобное отношение к категориям Добра и Зла совершенно неприемлемо для зороастрийцев. В авестийской традиции Бог — это источник Добра, который не имеет ничего общего со Злом, так как Добро изначально противостоит Злу. Отнюдь не случайно зороастризм называют «Доброй Религией». Личная ответственность каждого индивидуума за совершенные им деяния ставится в религии Заратуштры превыше всего, ибо, согласно зороастрийскому космогенезису, человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, является высшим из созданий Хормазда, и именно ему принадлежит право своим выбором менять окружающую действительность. Маздаяснийское учение не приемлет концепции о том, что смерть одного человека может искупить грехи всего человечества — каждый должен внести свою лепту в дело восстановления утраченной гармонии Мироздания. Что же касается сознательного свободного выбора, то в авестийской традиции его должен совершить каждый человек, вступающий в лоно зороастрийской религии. Обычно это происходит по исполнении пятнадцати лет. К этому возрасту инициируемые юноши и девушки должны были ответить на ряд вопросов, связанных с основными положений религии, среди которых были вопросы о природе Добра и Зла: «Кто я есмь? Кому я принадлежу? Откуда я пришел? И куда я вернусь? Из какого я рода и племени? Какова моя роль и каков мой долг на земле? И какова моя награда в этом мире, куда я пришел? Вышел ли я из невидимого мира или всегда был в этом мире? Принадлежу я Хормазду или Ахриману? Принадлежу я богам или демонам? Добрым или нечестивым? Человек я или демон? Сколько путей ведет к спасению? Какова моя вера? Что идет мне на пользу? Кто мне друг, а кто враг? Существует ли один первопринцип или их два? От кого исходит добро, а от кого зло? От кого свет, а от кого тьма? От кого благоухание, а от кого зловоние? От кого порядок, а от кого разрушение его? От кого милосердие, а от кого безжалостность?» Чтобы ответить на подобные вопросы, необходимо было иметь как определенные знания, так и собственную точку зрения на окружающую действительность. И те юноши и девушки, которые сумели правильно дать ответы на все вопросы мобедов (жрецов), а также пройти инициацию посвящения в маздаяснийскую веру, считались полноценными членами зороастрийской общины. Каждый, кому повязывался священный пояс Кушти (символ принадлежности к зороастрийской религии), брал на себя тяжкое бремя религиозного долга, заключающегося не только в неприятии никаких форм Зла, но и в неукоснительном следовании всем принципам морально-нравственной основы зороастризма, коими являются: добрые мысли, добрые слова и добрые дела. Морально-этические принципы доброй религии

Как в своей повседневной жизни должен вести себя человек, чтобы приносить благо? Как избежать поступков, увеличивающих количество зла в мире? Как сделать правильный выбор? Конечно, каждый человек уникален, у каждого своя судьба, своя карма, свои взаимоотношения с силами Света и Тьмы, свои основные цели текущего воплощения. Однако существуют общие для всех людей принципы, правила поведения, следуя которым всегда и при любых обстоятельствах можно с большой степенью вероятности избежать ошибок. Поняв и приняв эти правила, человек сумеет стать на путь Света и жить, облагораживая окружающий мир, а также более успешно противостоять силам Зла, очистившись от зла в себе самом. Система морально-этических принципов содержится практически во всех сложившихся религиях. Обычно она включает в себя две части: указания, как надо себя вести в тех или иных обстоятельствах, и запреты, чего нельзя делать ни при каких условиях. В разных религиях эти системы проработаны более или менее детально, регламентируя всю жизнь человека или отдельные ее стороны. Иногда морально-этические принципы в разных религиях не совпадают и даже противоречат друг другу. Однако значительно чаще знакомство с ними наводит на мысль о едином источнике их происхождения. Например, широко известно так называемое золотое правило: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причинили тебе», или в другой формулировке: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матф. 7, 12). Это правило в том или ином виде содержится не только в христианстве, но и во многих других религиях и учениях. Его же использовал немецкий философ И. Кант при разработке своего известного категорического императива. Это правило восходит еще к Заратуштре, а возможно, и к более древним пророкам, поскольку главной задачей Заратуштры было вернуть учение к изначальным чистым истокам. Заратуштра оставил нам три заповеди, три морально-этических принципа зороастризма, являющихся тремя проявлениями божественного огня. Эти принципы выражаются тремя авестийскими словами: «Хумат, Хукст, Хуварст» — «Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело». Эти три слова надо постоянно помнить, повторять и следовать им, причем все три понятия должны находиться в непрерывной гармонии. Нельзя отказываться ни от одного из них, ибо они определяют три вселенских начала, лежащих в основе нашего мира и проявляющихся на всех уровнях бытия. В китайской философии им соответствуют начала «Ян» [63], «Инь» [64] и «Дэн» [65]. При этом «Ян» соответствует Благой Мысли, «Инь» — Благому Делу, «Дэн» — Благому Слову. Эти же три начала отражены в христианском понятии о Божественной Троице: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. В индуизме они соответствуют богу Брахме (активному и творческому началу), богу Вишну (сохраняющему и гармонизирующему началу) и богу Шиве (преобразующему и трансформирующему началу). В зороастризме три заповеди Заратуштры связаны с тремя формами мира: миром духа Меног, миром души Ритаг, миром физических тел Гетиг, — и призывают нас не способствовать увеличению зла в каждом из миров, а стремиться восстановить в них гармонию. Очень часто приходится слышать: «Мысль — материальна». Что это означает? Любое наше дело, любой поступок рождается под действием изначальной мысли, являющейся проявлением духа, как активного творческого начала в нас, то есть сначала появляется замысел, идея, желание что-то сделать. Затем мы четко формулируем, что же, собственно, мы хотим, объясняя это себе и, возможно, другим, то есть составляем план действий — слово служит проводником, оно связано с воплощением мысли в конкретные дела. И, наконец, дело — это то, что рождается под действием мысли, воспринимается посредством слова и является результатом, накапливаясь и сохраняясь. На всех трех стадиях данного процесса мы должны соизмерять свои действия с законами нашего мира — служить Добру, а не Злу. И только тогда, когда это выполняется, результат может считаться благим, продвигающим нас вперед по пути эволюции, то есть мы должны постоянно контролировать свои и мысли, и слова, и дела. Если будет только одно из качеств, и не будет двух других, или же будут два, но не будет третьего, то ничего хорошего не получится. Если мы в одном из миров увеличиваем количество добра и одновременно в другом мире способствуем укреплению зла, то это будет проявлением манихейства — служением и Богу и Дьяволу одновременно, что в конце концов может стать очередным шагом к порабощению нас силами Зла. Мысли, слова и дела должны быть чистыми и находиться в гармонии между собой. Любое расхождение между ними создает условия для проявления сил Зла. Благая Мысль означает — не греши идеей, не возводи хулу на Святой Дух. Иметь Благую Мысль — это, прежде всего, иметь веру, не иметь сомнения, потому что грех сомнения вытекает как раз из осквернения Благой Мысли. При этом имеется в виду не то, как верить, а то, во что верить, что гораздо важнее. Любой неверующий человек, вносящий раскол в этот мир на уровне идеи, — осквернитель Благой Мысли. Человек должен развивать в себе частицу Божественного Огня, но он не имеет права противопоставлять себя миру, ступая, таким образом, на путь Зла. Да, он индивидуален, но ему не следует забывать, что даже при всей его исключительности он тоже является «частью Вселенной», то есть частицей общего Мироздания. Благое Слово означает — не греши в словах, не оскверняйся через слово, не оскверняй через слово окружающий мир, не служи Злу словом. Человек не должен лгать, обманывать, искажать действительность осознанно или бессознательно. Ложь — один из самых страшных грехов. И в конце формулы — Благое Дело. Поступки, как воплощенные деяния человека, это и есть те дела, по которым человека судят. «Из мыслей, речей и дел важнейшими являются дела», — сказано в зороастрийских текстах. Судят именно по делам, по воплощенному результату и мыслей, и слов. После совершенного плохого поступка или злого дела можно все, что угодно, думать, успокаивая собственную совесть, и все, что угодно, говорить, оправдываясь перед другими, но дело сделано и его уже не изменишь. В свою очередь, благое дело не должно оскверняться дурными мыслями и словами. Еще один основополагающий морально-этический принцип зороастризма — принцип «золотой середины». Сейчас многие считают его изобретением Аристотеля, однако постулаты этого принципа гораздо старше. «Золотая середина» — это то, что соответствует целостности мира, поэтому принцип «золотой середины» органически вытекает из зороастрийского учения о Добре и Зле. Во всех областях жизни существует оптимальный путь — «золотая середина», и отклонение от этого пути как в одну, так и в другую сторону нарушает закон «золотой середины». Например, в религии осуждается как полное неверие, так и фанатизм. В области питания неприемлемым для нормального функционирования организма считается как обжорство (чревоугодие), так и неоправданные ограничения в еде (полная аскеза). Надо помнить, что и избыток и недостаток одинаково служат Злу. Здесь особенно справедлива мысль о том, что крайности сходятся, смыкаются между собой. Поэтому одной из основных жизненных стратегий человека является осознание «золотой середины» и следование ей во всех своих делах, за исключением вопроса о разделении Добра и Зла. В наше время гораздо больше распространено вульгарно-упрощенное понимание мира: «Чем того-то у нас больше (как вариант — меньше), тем лучше. И слишком много (или мало) этого быть не может». В результате мы видим постоянные «шараханья» из стороны в сторону: диктатура — анархия, атеизм — религиозный фанатизм, роскошь — нищета, болтливость — замкнутость, ожирение — истощение, и т. д. Причем это касается как отдельных людей, так и господствующих умонастроений в обществе. Осознать «золотую середину» в том или ином вопросе несколько сложнее, чем абсолютизировать ценность того или иного понятия, но именно она соответствует правильному, гармоничному миру. Согласно зороастрийскому миропониманию, человек, который следует принципу «золотой середины», попадает под защиту невидимой ограды и защиты, в Авесте она называется «вара». Другими словами, он как бы находится в центре бури (в той самой точке, где «сияет Солнце и спокойно море» — моряки называют ее «глаз бури»), в то время как вокруг вздымаются огромные волны и ревет ураган. Любые отклонения от этой точки резко повышают уязвимость человека и делают его беззащитным. Единственный вопрос, который в принципе не может быть решен с позиции принципа «золотой середины», — это вопрос взаимоотношений Добра и Зла, здесь никакой середины нет и быть не может. Любой отход от Добра увеличивает количество Зла, поэтому не может быть никакой «золотой середины» между пороком и добродетелью, между грехом и праведной жизнью. Нельзя согрешить наполовину, неполный грех — это тоже грех, тоже зло, за которое рано или поздно придется расплачиваться. Принцип «не согрешишь — не покаешься», разрешающий делать зло, а затем в нем раскаиваться, зороастризм не приемлет. Не признается зороастризмом и другой известный принцип: «испробуй все — придерживайся лучшего». Говоря об основных принципах зороастрийского учения, нельзя не остановиться на таком качестве, присущем зороастризму, как оптимизм, вбирающий в себя такие понятия как радость жизни, любовь, созидание, творческое раскрытие, надежда на будущее, которое будет непременно лучше, чище и светлее. Этот оптимизм совершенно обоснован и исходит из самой сути учения — торжества сил Добра (пусть даже в конце времен), понимании сущности Зла и его конечного уничтожения. Даже те люди, которые попадают после смерти в ад, не будут находиться в нем вечно (как считается, например, в христианстве), а, отстрадав свое, выйдут оттуда. Здесь надо отметить, что в ад, как место страшных мучений, согласно зороастризму, попадают только те люди, которые полностью перешли на службу силам Зла и не сохранили своей божественной сущности, так что человеку придется очень сильно постараться, очень сильно нагрешить, если он захочет после смерти попасть в ад. Все эти соображения по поводу оптимизма и приведенные к ним доводы определяют, так сказать, глобальный оптимизм, основанный на самой сути учения и связанный с эволюцией мира. В доказательство процитируем зороастрийские тексты, в которых описываются шесть видов утешения в беде: «Во-первых, когда меня постигает какая-нибудь неудача, я доволен уже тем, что она — не самая худшая. Во-вторых, если несчастье сваливается на мое тело, я благодарен за то, что оно не затронуло душу, ибо лучше, чтоб оно поразило тело, чем душу. В-третьих, я благодарю за то, что из всех бед, предназначенных для меня, по крайней мере одна уже прошла. В-четвертых, я благодарен судьбе за то, что я еще хороший человек, раз проклятый и ненавистный Ахриман и демоны наслали эту напасть на мое тело вследствие моей добродетели. В-пятых, поскольку кто бы ни совершил злое дело, непременно должен пострадать либо сам, либо его дети, то я благодарен, что сам расплатился за все, а не мои дети. И, в-шестых, я благодарен еще за то, что, поскольку весь вред, который проклятый Ахриман и его демоны могут причинить созданиям Хормазда, ограничен, то всякая беда, выпавшая на мою долю, — это потеря из копилки Ахримана, и он не может наслать ее во второй раз на другого доброго человека». В одном из авестийских текстов сказано, что человек должен одну треть своих дней «отдавать посещению духовной школы и советам мудрости святых людей», другую треть — «возделывать землю, делая ее плодородной», то есть проявлять себя на земном уровне, и третью треть — «есть, отдыхать и веселиться». Как видно из приведенной цитаты, земным радостям в своей жизни зороастрийцы отводили немалое место. Зороастризм, в отличие от многих других религий, считает, что человек, проявляющий себя через скорбь и страдания, не только не просветляется сам и уж тем более не просветляет мир, но даже наоборот — вносит боль и страдания в этот мир, поскольку является частицей целостного мироздания. А вот если он весел, радостен, здоров, творчески реализует себя, несмотря ни на какие тяжести жизни, этим он несет в мир гармонию. Конечно, очищение души, вследствие определенного катарсиса, здесь не отрицается, но не надо создавать себе трудности искусственно, не надо доводить себя до исступления — не надо стремиться к страданиям ради самих страданий. Очень большое значение придается в зороастризме чувству юмора, как «божественному смеху», который считается одним из лучших орудий против бесов. Веселье, юмор и смех поощрялись, что нашло отражение даже в наставлениях зороастрийских мудрецов: «Слов, от которых нет особой пользы, кроме тех, [что] для веселья, не говорите, а для веселья учитывайте место и время» — гласит одно из изречений Адурбада, сына Махраспанда («Изведать пути и дороги праведных»). «Сумейте всем страхам в лицо рассмеяться» — поется в одной из песен и вовсе не без основания. Тот, кто лишен чувства юмора, кто не может посмеяться над собой, с разумной (!) долей иронии воспринимая многие свои неудачи, тот вряд ли сможет победить грех уныния, преодолеть скорбь, уменьшить страдания. Ведь если подумать, то человек, относящийся ко всему с юмором, никогда не совершит тех страшных грехов, которые вполне по силам тому, кто абсолютно серьезен. Чрезмерная серьезность, излишняя озабоченность, преувеличенное восприятие даже какой-либо одной из сторон жизни может направить человека на путь фанатизма — преследования людей, несогласных с ним в этом вопросе. «Все преступления в мире совершаются с самым серьезным выражением лица», — абсолютно точно подмечено в фильме «Тот самый Мюнхгаузен». В дополнение к вышесказанному приведем лишь несколько цитат из авестийских текстов: «Принимай все легко»; «Выкинь из головы все, что прошло, и не беспокойся о том, что еще не пришло»; «Говори кратко и только после многих размышлений, ибо есть время, когда лучше говорить, а есть время, когда лучше хранить молчание, но в целом молчать лучше, чем говорить». Таким образом, если человек следует перечисленным трем морально-этическим принципам, руководствуется в своей повседневной жизни правилом «золотой середины», оптимистично смотрит на жизнь, умеет посмеяться над собой, он уже находится на правильном пути, ведет праведный образ жизни, гармонизируя и себя, и окружающий мир, а значит, может рассчитывать на посылаемую ему помощь и защиту свыше со стороны Господа Бога и вверенных ему светлых сил. Три зороастрийские заповеди — три хварны, три священных огня

Согласно зороастрийской традиции, три вселенских начала (мысль, слово и дело), лежащих в основе нашего мира и проявляющихся на всех трех уровнях бытия (в мире ментальном, астральном и материальном), находят свое отражение в существовании трех священных огней, с которыми в зороастризме связано понятие трех видов времени (прошлого, настоящего, будущего) и трех видов хварны — божественной благодати, даруемой человеку за определенные заслуги.




Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 325 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...