Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Заратуштра



В те далекие времена действительно существовал культ Сириуса — самой яркой звезды в созвездии Большого Пса, управляющей небесными водами. Ее значимость подтверждают и тексты Авесты, в частности, «Тиштр-яшт»: «Звезде блестящей Тиштрии помолимся счастливой, что создана Ахурой главой и надзирателем быть для всех прочих звезд, как людям — Заратуштра, которой Ангра-Манью не может навредить, которую не могут ни колдуны, ни ведьмы, ни чародеи смертные и ни все дэвы вместе погибели предать». Современные же персидские знатоки авестийского языка, переводчики Гат Заратуштры (Вахиди, Дустха, Ушидари), убеждены, что имя Заратуштра следует переводить как «Сияющая звезда». О жизни великого пророка, к сожалению, известно немного. Согласно текстам «Денкарта», он был из рода Спитамы, его отца звали Порушасп (в «Бундахишне» — Паитирасп), а мать — Дукдауб (в «Бундахишне» — Дукхда). Этимологически «дукхда» — это авестийское слово «девица». «Заратуштра-намаг» — позднее пехлевийское сочинение так повествует о жизни и рождении великого пророка: «О Дукдауб известно, что когда она еще находилась в утробе собственной матери, по воле Ахура-Мазды в ее тело проникли Хварна и священное вещество из света пламени алтарного огня. Когда же Дукдауб родилась, а было это глубокой ночью, все вокруг озарилось светом. В дальнейшем при ее приближении к очагу огонь вспыхивал ярко, как Солнце. Входя в комнату, она освещала ее. Когда девочке исполнилось пятнадцать лет, силы Зла наслали на ее племя многие бедствия, а сельчанам внушили, что Дукдауб — колдунья, наворожившая страшные беды. «Я не знаю, почему она светится, но уверен: колдунья так сиять не может!» — ответил Фрахимраван, отец Дукдауб, разъяренной толпе, требовавшей того, чтобы его семья навсегда ушла из племени. Покидая родину, Дукдауб услышала с Небес громоподобный голос: «Ступай в широкую бескрайнюю страну Спитамы, куда твой отец держит путь. Ибо ты прославишь ее и сделаешь святой землей ту деревню, где будешь жить». Действительно, за три дня до рождения Заратуштры небесным светом осветилось селение, мир ликовал, а звери и птицы на своем языке рассказывали друг другу о грядущем рождении пророка. Благие творения Ахура-Мазды окружили роженицу защитой. Сияние Огня и Хварны были настолько невыносимы для дэвов, что те даже не смогли приблизиться к дому. Как только Заратуштра появился на свет, Воху-Мана (Благая Мысль) вошел в его разум, и от этого новорожденный малыш не заплакал, а звонко и счастливо рассмеялся. «Это небесное знамение! Я видел божественный свет, который исходил от моего сына, когда он засмеялся», — воскликнул Порушасп. И тут произошло второе чудо — младенец заговорил, произнеся слова священной молитвы «Ахунвар», которая по своей силе и значимости может быть сравнима разве что с молитвой «Отче наш» в христианской традиции. Многие историки-языковеды пытались дословно перевести эту молитву, но единый вариант так и не был достигнут. Суть ее слов сводится к следующему утверждению: Поскольку Он избран Миром,
то суждение, исходящее из самой Истины,
да перейдет на деяния Благого Помысла в Мире,
равно как и сила Мазды Ахуры,
который поставлен пастырем над людьми.

Никто из присутствовавших не понял этих слов. И только Ахура-Мазда и Амеша-Спента (Бессмертные Святые) знали, что новорожденный пророк принял веру и праведное учение от самого Господа Бога, который «словами духовного мира» ответил своему ставленнику: «Ты должен сделаться моим первым жрецом и пророком! Ты принесешь в грешный мир истинную веру и праведность. А я, Ахура-Мазда, буду твоим покровителем и наставником». В этот миг, чуя приближающуюся кончину, содрогнулся в преисподней Дух Зла, Ангро-Манью и возопил: Все божества не в силах расправиться со мной,
Один лишь Заратуштра расправится со мной;
Он бьет меня молитвой «Ахуна Вайрья» мощной,
Сражая, словно камнем величиною с дом;
Он жжет меня молитвой «Аша Вахишта»,
Словно расплавленный металл; с земли меня сгоняет,
От одного бегу я, Спитамы Заратуштры.

Такова священная легенда чудесного рождения основоположника маздаяснийской веры. Свое первое откровение Заратуштра получил в возрасте тридцати лет. Случилось это во время весеннего праздника, когда он пошел на реку за водой для приготовления священного напитка — хаомы. Желая набрать самой чистой воды, Заратуштра вошел в реку, стремясь достигнуть середины потока. И вдруг он увидел идущего по берегу прекрасного, осиянного божественной славой мужчину, похожего на небожителя. Это был один из Бессмертных Святых — Воху-Мана, или Благой Помысел, повелевший Заратуштре следовать за ним на собрание семи Амеша-Спента. Когда Заратуштра приблизился к ним, то не увидел своей собственной тени на земле, столь ярким было их сияние. Заратуштра, осознав значимость момента, стал задавать верховному божеству волновавшие его вопросы. «Что в этом телесном мире наиболее совершенно, во-первых? что — во-вторых? и что — в-третьих?» — вопрошал Заратуштра. «Во-первых, добрые помыслы. Во-вторых, добрые речи. И в-третьих, добрые дела», — ответил Ахура-Мазда. Он поведал пророку о двух изначальных Духах — Благом и Злом и сделанном каждым из них свободном выборе: «Оба Духа, которые уже изначально в сновидении были подобны близнецам, и поныне пребывают во всех мыслях, словах и делах, суть Добро и Зло. Из них обоих благомыслящий правильный выбор сделал, но не зломыслящий. Когда же встретились оба Духа, они положили начало Жизни и тленности и тому, чтобы к скончанию веков было бы уделом лживых — наихудшее, а праведных — наилучшее. Из этих двух Духов избрал себе Лживый — злодеяние, Праведность — избрал для себя Дух Священный, чье облачение — небесная твердь». Затем Творец явил пророку свой Божественный Разум, который был столь велик и всеобъемлющ, что голова его касалась купола небес, ноги — дна, а руки — краев неба, востока и запада. Амеша-Спента посвятили Заратуштру в таинства открывшейся ему истинной веры. Все это коренным образом изменило не только жизнь самого Заратуштры, но и качественно повлияло на весь ход последующей мировой истории. Как утверждают древние зороастрийские тексты, для того чтобы пробудить «спящее» человечество, на исходе эпохи Смешения в мир был послан Заратуштра — провозвестник святой маздаяснийской веры, миссия которого заключалась в утверждении в умах людей идеи Единого Бога — Творца материального и духовного миров, а также в необходимости борьбы со злом во всех его проявлениях. Рождение пророка маздаяснийской религии ознаменовало собой начало космической эпохи Разделения Добра и Зла. Заратуштра учил тому, что существует один Бог, Творец Вселенной, — Ахура-Мазда. По принятой в науке классификации, зороастризм — это чистый монотеизм, хотя широко распространено убеждение, что все древние религии — языческие, основанные на многобожии. Строго говоря, многобожие в чистом виде вообще не признается нигде. То, что в древних религиях называется богами, — это на самом деле разные проявления единого Бога, то есть его творения, отвечающие за различные сферы жизни. В христианстве богам Древнего мира соответствуют архангелы, например, архангел Гавриил обычно выполняет роль вестника Бога, доносящего его волю до людей. Некоторые древние религии выродились и не сохранили изначального учения о едином Создателе, поэтому в их мифах боги часто действуют сами по себе. Надо также учитывать, что зороастрийские мифы не следует понимать слишком прямолинейно, в их тайный смысл были посвящены далеко не многие.




Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 309 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...