Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Кушанское царство



Политическая история. Ку­шанская держава - одно из крупнейших полити­ческих объединений древнего мира – образовалась на развалинах греко-бактрийского царства, распавшегося ввиду внутренних междоусобиц и неурядиц. В пору своего расцвета она занимала огромную территорию от границ ханьского Китая до парфянских владений в Восточном Иране. Кушанская цивилизация оставила заметный след в истории мировой культуры, соединив дости­жения многих народов. Однако история этой мировой державы плохо известна и лишь в последние годы стала привлекать пристальное внимание исследователей.

Основным ядром Кушанского государ­ства первоначально была территория Бакт­рии. Здесь после падения Греко-Бактрии существовали мелкие политические образования.

В I в. до н. э. в Бактрии проводятся новые каналы, соз­даются целые земледельческие оазисы, строятся города. Один из правителей по имени Герай помещает на монетах свое изображение в виде вооруженного всад­ника, символизирующего тесную связь с кочевым миром. Еще более интересно этни­ческое название этого правителя — он име­нует себя кушанцем. Дальнейший рост это­го небольшого владения Герая привел в конечном итоге к созданию огромной Кушанской державы.

Ее основателем был Кадфиз I, который подчинил 4 княжества ко­чевых племен на терри­тории Бактрии. Вся Бактрия оказалась объединенной под властью нового правителя, который прини­мает пышный титул «царя царей». Эти события приходятся предположительно на I в. н. э. Новая держава направила свои устремления по традиционным путям на юг, за перевалы Гиндукуша, где Кадфизу I уда­лось утвердиться в ряде областей. Выпуск монет с индийскими надписями свидетель­ствует о том, что в состав его владений вошло и индийское население. При Кадфизе I центр Кушанского государства составляла Бактрия, а столицей скорее всего был город Бактры.

Дальнейшее расширение кушанских гра­ниц произошло при сыне и преемнике основателя государства — Кадфизе II. Он присоединил к Кушанской державе Северо-Западную Индию. В результате Кушанская империя стала одной из круп­нейших мировых держав, охватывающей значительную часть Средней Азии, терри­торию современного Афганистана, большую часть Пакистана и север Индии. Кадфиза II был склонен к ин­дуизму, и с его помощью стремился укре­пить авторитет кушанской династии.

Наибольшую известность из числа ку­шанских правителей получил Канишка (II в. н.,э.). При нем произо­шло определенное смещение главного центра Кушанской державы в сторону ин­дийских владений. Столицей был город Пурушапура, современный Пешавар. Более всего Канишка известен как покровитель буддизма. Однако в покровительстве попу­лярной религии скорее всего следует видеть трезвый расчет опытного политика.

Поскольку границы кушанских владений на западе непосредственно соприкасались с Парфией, а на востоке — с ханьским Китаем, нередко имели место военные столкновения. Особенно упорной была борьба в Восточном Туркестане в конце I—начале II в. н. э., где кушанской армии удалось в конечном счете остановить ханьскую экспансию. В III в. н. э. кушаны потерпели поражение в столкновении с Сасанидским государством, пришедшим на смену Парфии. Некоторое возрождение кушан отмечается в IV в., но они уже не достигли былой славы.

Экономика, общество и государственное управление. Кушаны унаследовали развитое сельское хозяйство Бактрии, основанное на поливном земледелии. При кушанах продолжалась активная градострои­тельная политика. Развитая внутренняя и внешняя торговля составляла характер­ную черту Кушанского государства. На одном из первых мест стояли торговые связи с западными странами — с Римской империей. В Рим направлялись пряности, бла­говония, драгоценные камни, слоновая кость, сахар. Из Китая шли шелк, кожи. Ввозилась золотая и серебряная римская монета. Внутренняя торговля вела к раз­витию денежного обращения, хорошо про­слеживаемого по находкам кушанских мо­нет. Наряду с золотом кушанские прави­тели в огромных количествах выпускали мелкую медную монету, предназначенную для розничной торговли. Кушанское правительство получало немалые доходы в ре­зультате взимания таможенных пошлин с привозимых товаров. Царь считался владыкой гава­ней, рудников и таможен.

Кушанская держава представляла со­бой, во всяком случае в пору расцвета, централизованное государство во главе с «царем царей», личность которого иногда обожествлялась. Кушанские правители стремились создать особый династийный культ, посвящая ему специальные храмы. Глава государства опирался на разветвлен­ный административный аппарат. С ослаблением центральной власти, особенно при неудачах во внешних столкновениях, роль и значение правителей отдельных, прежде всего бога­тых, областей возрастали, что в конечном итоге повлияло на распад единой державы. Городами, возможно, также управляли цар­ские наместники.

Наиболее сложен вопрос о социальной структуре Кушанской державы. Основной производственной единицей в сельском хо­зяйстве являлась сельская община нало­гоплательщиков. Вместе с тем здесь су­ществовали и крупные централизованные хозяйства, принадлежавшие храмам и круп­ным собственникам. Можно предполагать, что в этих хозяйствах значительную роль-играл труд рабов. Скорее всего формы эксплуатации в кушанском обществе были весьма разнообразны, включая различные варианты рабского и полурабского состоя­ния.

Кушанская культура. Длительный пе­риод относительного мира и благополучия, расцвет городов, интенсивные связи с основными центрами древнего мира привели к необычайному расцвету культуры кушанской эпохи. Ее характерной чертой явля­ется тесная связь с городами и распростра­нение урбанизированной культуры в сель­ской местности. Распространение буддизма.Буддизм выработал новый взгляд на личность, проповедовал равенство людей, по крайней мере в духовной области. Утвердившийся при Канишке вариант буд­дизма значительно упростил «путь к спа­сению», иногда ограничивая его простыми дарами, совершаемыми подносителями. Все это способствовало превращению буд­дизма в подлинно массовую религию, по­пулярную как у рядовых горожан, так и в среде городской верхушки.

Вместе с тем увлечение буддизмом не привело к вытеснению местных народ­ных культов и зороастризма. Продолжали сооружаться монументальные храмы огня и небольшие домашние святилища, в кото­рых центральное место занимал алтарь для возжигания священного пламени. В кушанской архитектуре, скульптуре и живописи определенное отражение и преломление нашли три художественные традиции: древ­ние традиции бактрийской культуры, греческое искусство, искусство Индии, пришедшее с рас­пространением буддизма.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 958 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...