Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Система жанров английского романтизма



1.Английский романтизм начался с поэзии, в ней широкое распространение получили лирические жанры и лиро-эпическая поэма.

2. В прозе появился новый жанр – исторический роман.

3. В драматургии была широко распространена романтическая форма драмы – «драмы для чтения», или лирические драмы, которые в силу своего условно-символического характера не могли быть поставлены на сцене (примеры – «Каин» Байрона, действие которого происходит преимущественно во Вселенной).

В английском романтизме принято выделять два поколения романтиков:

а) старшие романтики – У.Блейк, поэты «озерной» школы;

б) младшие романтики – Байрон, Шелли, Джон Китс.

Вне этой схемы – Вальтер Скотт, поэт и романист.

«Озерная» школа (лейкисты)

Поэзия занимает большое место в английском романтизме, что во многом обусловлено богатыми традициями английской поэзии 18 века.

Свое название лейкисты получили по месту своего проживания в северных графствах, где было много озер. Это такие поэты:

Вильям Вордсворт (1770 -1850;) Сэмюэл Колридж (1772 – 1834)

Роберт Саути (1774 – 1843).

Вклад лейкистов в литературу: они совершили революцию в английской поэзии. Они воспевали жизнь на природе, осуждали цивилизацию. Демократизировали язык поэзии, введя в него элементы разговорной речи. Их стихотворения вошли в литературу как произведения внешне простые, но глубокие по содержанию.

Джордж Гордон Байрон (1788 -1824)

С именем Байрона связано представление не только об английском романтизме, но и о романтизме вообще.

Байрон – яркий символ романтизма. Его жизнь и творчество стали благодатным материалом для создания романтического мифа: обстоятельства его судьбы, оппозиционный характер его творчества, глубина его произведений, его ранняя смерть в 36 лет, воспринятая современниками как героическая, и даже его внешность: Байрон был одним из самых красивых мужчин своего времени. Достаточно вспомнить оценку, данную поэту Пушкиным в стихотворении «К морю», в котором он ставит Байрона рядом с Наполеоном: Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.

Огромное значение для формирования Байрона как поэта и как личности имели обстоятельства его судьбы, которые, как считают исследователи, сформировали его мятежный, бунтарский характер.

- свою задачу поэта он видел в том, чтобы «сатирой едкой защищать от зла добро».

Так начинается

«лондонский» период в творчестве Байрона.

Возвращаясь к сборнику «Часы досуга», следует отметить, что в своем первом произведении Байрон впервые обозначает темы и мотивы будущей лирики: это конфликт Поэта и «презренного света», которому он предпочитает царство Природы («Хочу я быть ребенком вольным» (пер. В.Брюсова):

По аристократической традиции свое образование Байрон завершает двухлетним путешествием на Восток. Он посещает страны - Португалию, Испанию, Албанию, Грецию, где шла национально-освободительная война.

На материале этого путешествия были созданы 2 произведения Байрона.

«Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812) – 1-2 песни.

- первое произведение поэта, которое принесло ему ошеломительный успех. По этому поводу он сделал в своем дневнике следующую запись: «В одно прекрасное утро я проснулся и узнал, что я знаменит…».

В чем была причина такого успеха?

«Паломничество» представляет собой путевой дневник Автора и героя, молодого аристократа Чайльд-Гарольда.

1.Байрон обращается к жанру лиро-эпической поэмы, известной еще со времен английского средневековья. Но он наполняет ее современным содержанием: это обращение Автора к современным проблемам, поддержка им национально-освободительных движений, обличение тирании.

2. Введение в повествование нового типа героя, который представляет собой первый вариант «байронического» героя – Чайльд-Гарольда.

Новое в сюжете: в центре повествования оказывается не путешествие, а душевное состояние этого героя, так как его переживания отражают общие настроения его времени. Это одиночество, пресыщенье жизнью, душевная старость, желание быть любимым и в то же время неспособность глубоко любить:

На материале восточного путешествия были создан и цикл

«Восточные поэмы»(1813-1816),

в который вошли такие поэмы, как «Гяур», «Корсар», «Лара» и др.) Всего 6 поэм.

Успех поэм: возвращение в литературу «восточной» темы. Восток романтиками всегда воспринимался как современное средневековье, где открыто проявляются страсти, их непримиримая борьба. Интересной для современников была и экзотика Востока: гаремы, наложницы, восточные обычаи и нравы.

Как цикл «Восточные поэмы» обладают такими общими признаками:

- тема борьбы против тирании;

- общий тип главного героя, героя («байронический» герой);

- острый конфликт героя с обществом;

- фрагментарная композиция, которая создает занимательность повествования и подчеркивает загадочность героев.

Задание. Подготовиться к совместному анализу поэмы Байрона «Корсар».

Второй период в творчестве Байрона (1816-1822)

(Швейцария, Италия Греция).

В Италии Байрон создал несколько мистерий, из которых самой значительной стала мистерия

«Каин»(1821) – посвящена Вальтеру Скотту.

Мистерия – произведение на религиозную тему. Эта мистерия представляет собой байроновскую интерпретацию ветхозаветной истории об убийстве Каином своего брата Авеля.

По библии Каин был «нрава злого и жестокого». Завидуя своему брату, убил его и тайно похоронил. Был наказан Богом проклятием и изгнан из семьи, обречен на вечные скитания.

У Байрона Каин предстает перед нами как первый мятежник на Земле против Бога.

«Дон Жуан» (1818-1823).

По жанру произведение может быть названо как романом в стихах (по его композиционной форме), так и сатирической поэмой (по его идеям). Произведение не было завершено: из задуманных 24 глав было написано только 16.

В поэме мы видим уже сочетание романтического и реалистического начал в творческом методе Байрона. Сама эпоха, поведение главного героя, который пытается приспособиться к обстоятельствам, обычность Дон Жуана как типа свидетельствуют о близости Байрона к реалистической манере. В то же время мы встречаемся с яркими примерами романтической иронии.

Байрон пытается описать многое: семью, общество, нравы, обычаи.

В романе две сюжетные линии: эпическая (событийная) и лирическая, в которой раскрывается образ веселого, остроумного и мудрого Автора, который постоянно прерывает повествование то шутливыми замечаниями, то лирическими отступлениями, то философскими размышлениями на общечеловеческие темы и проблемы. Этот автор, несомненно, сам Байрон.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 1605 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...