№
п/п
| Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Общая трудоёмкость (вчасах)
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
|
|
|
|
| Учебная работа
| В.т.ч.
активных форм
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
|
| всего
| лекции
| практ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Национальное своеобразие русской литературы пушкинской поры
|
|
|
|
|
|
| Освоение материала лекции
| 4-5 недели:
Коллоквиум
|
| Творчество К.Н. Батюшкова и В. А. Жуковского
|
|
|
|
|
|
| Подготовка стихотворного минимума
| Письменный опрос на лекции
|
| Поэты пушкинской поры
|
| 3-4
|
|
|
|
| Самостоятельное изучение. 1 час
| Письменный опрос
|
| Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»
|
| 2,3
|
|
|
|
| Подготовка стихотворного минимума
| Письменный опрос по теме лекции
|
| А.С. Пушкин: творческая биография. Лирика.
|
|
|
|
|
|
| Чтение художественных текстов, подготовка стихотворного минимума. 2 ч.
| Прием стихотворного минимума
|
| Жанр поэмы в творчестве А. С. Пушкина
|
|
|
|
|
|
|
Подготовка и сдача стихотворного минимума
| Собеседование по текстам Пушкина
|
| Драматургия А. С. Пушкина
|
|
|
|
|
|
| Освоение материала лекции
| Собеседование по текстам Пушкина
|
| Роман в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин”
|
|
|
|
|
|
| Освоение материала лекции, чтение художественных текстов
| Письменный опрос по теме лекции
|
| Проза А.С. Пушкина
|
| 8,9
|
|
|
|
| Освоение материала лекции
| Собеседование по текстам Пушкина
|
| М. Ю. Лермонтов: творческая биография. Лирика
|
|
|
|
|
|
| Чтение художественных текстов, подготовка стихотворного минимума. 2 ч.
| Прием стихотворного минимума
|
| Жанр поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова
|
|
|
|
|
|
| Освоение материала лекции, чтение художественных текстов
| Тест на знание текстов, проверка конспектов
|
| Проза М. Ю. Лермонтова. “Герой нашего времени”
|
|
|
|
|
|
| Освоение материала лекции, чтение художественных текстов
| Проверка конспектов
|
| Драматургия М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя.
|
|
|
|
|
|
| Освоение материала лекции, чтение художественных текстов
| Проверка конспектов
|
| Н. В. Гоголь: творческая биография. Поэтика первых сборников: «Вечера» и «Миргород»
|
|
|
|
|
|
| Освоение материала лекции, чтение художественных текстов
| Проверка конспектов
|
| Поэтика сборника «Арабески». Петербургские повести.
|
|
|
|
|
|
| Освоение материала лекции, чтение художественных текстов
| Тест на знание текстов
|
| Поэма «Мертвые души» и духовная проза Н. В. Гоголя
|
| 16,
|
|
|
|
| Освоение материала лекции, чтение художественных текстов
| Тест на знание текстов
|
№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
| Результат обучения, формируемые компетенции
|
| Национальное своеобразие русской литературы пушкинской поры
| Общая характеристика историко-литературного процесса 1/3 XIX в. Война 1812 г., восстание 1825 г. Декабризм. Литературные направления: сентиментализм, романтизм, классицизм в формировании национального своеобразия литературы.
Особенность русского романтизма. Эстетические принципы. Понятие романтического конфликта. Жанровая система.
Литературные кружки, салоны.
| ОК-1, ОК-2, ОК-3.
ПК-5. ПК-6
ПСК-1, ПСК-2
|
| Творчество К.Н. Батюшкова и В. А. Жуковского
| Становление романтизма. Творчество К.Н. Батюшкова и традиции «легкой поэзии», композиция и проблематика сборника «Опыты в стихах и прозе».
Творчество В.А. Жуковского в истории становления романтической эстетики, религиозно-нравственной доминанты национальной литературы. Жанровая система: эволюция, переводческая деятельность. Формирования романтического словаря: эстетические манифесты, патриотическая лирика.
| ОК-1, ОК-2, ОК-3.
ПК-5. ПК-6
|
| Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»
| Литературно-эстетическая позиция Грибоедова. Романтическая комедия “Горе от ума”: история создания, проблематика, система персонажей, конфликт. Тема ума и безумия; поэтика названия.
«Горе от ума» в критике, литературоведении. Пушкин, Гончаров о комедии Грибоедова “Горе от ума”; исследовательские концепции ХХ в. (С.А. Фомичев, А. Зорин, О.Б. Лебедева). Сценическая история пьесы.
| ОК-1, ОК-2, ОК-3.
ПК-5. ПК-6
ПСК-1
|
| А.С. Пушкин: творческая биография. Лирика.
| Этапы жизни и творчества А. С. Пушкина. Лирика как художественная система: проблема эволюции. Лицейский период: элегическое направление (любовная и историческая элегии), традиции “легкой поэзии” и мотив лицейского братства (“Пирующие студенты”), тема творчества.
Романтические тенденции в лирике 1820-24 гг. Мотивы добровольного бегства и тайного чувства в лирике н. 1820-х гг. Поэтический миф о Тавриде, образ вольной стихии. Романтическая философия жизни и творчества
Гражданские мотивы и проблема идеала в лирике михайловского периода. Цикл “Подражание Корану”: поэтика, образ пророка, мотив пророческого слова. Поэтика и проблематика стихотворения “Пророк”.
Онтологическая лирика Пушкина. Мифологизация творчества в лирике к. 1820-30-х гг. Миф о рифме и самосознающие жанры 1830 г. Поэтика и проблематика Каменноостровного цикла 1836 г.
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-8.
ПК-5. ПК-6.
ПСК-1, ПСК-2
|
| Жанр поэмы в творчестве А. С. Пушкина
| Лироэпос в жанровой системе Пушкина. Поэтика романтических поэм: тип героя, особенность конфликта, композиция. Первые публикации и сценические постановки.
Преодоление романтизма. Жанр повести в стихах. Пародия на историю и апокалипсические мотивы в “Графе Нулине”. “Домике в Коломне”: анекдотический сюжет и самопародия.
Историческая тема и повести в стихах. Поэма “Полтава”: особенность романтического конфликта. Любовный и исторический сюжеты. Петербургская повесть “Медный всадник”: реальный и инфернальный сюжеты (Б. Гас-паров). Тема маленького человека. Наводнение и мифологема потопа. Образ Петра I и петербургский миф.
| ОК-1, ОК-2, ОК-3.
ПК-5. ПК-6
|
| Драматургия А. С. Пушкина
| Драматургия Пушкина в истории литературы и театра. Тема самозванства и ее отражение в “Борисе Годунове”. Особенность конфликтной ситуации. Поэтика времени и пространства. Философская природа финала.
Болдинский драматический цикл “Маленькие трагедии”: особенность конфликта, единство замысла. Оксюморонный принцип номинации произведений. Темы скупости, зависти, любви, смерти. “Скупой рыцарь”: конфликт трагедии, пространственная организация. Тема творчества в “Моцарте и Сальери”; “Реквием” и образ “черного человека”. “Каменный гость”: Ахматова о пушкинском Дон Гуане; тема любви и ее интерпретация в произведении. “Пир во время чумы”: мотив преодоления страха смерти. Образ пира и поэтика песен.
| ОК-1, ОК-2, ОК-3.
ПК-5. ПК-6
ПСК-1
|
| Роман в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин”
| История создания и публикации. Композиция произведения. Композиционные пропуски – молчание –умолчание - тайна в структуре текста.
Жанровое своеобразие. Стих и проза в романе. Система персонажей, эпические и лирические формы как организующий принцип “жизненной позиции” героев. Хронтоп.
Образ Автора: биографические черты Пушкина; Автор-герой и Автор-творец, мифологизация творчества и образ Музы; понятие идеала. Автор и читатель. Проблема “возможного сюжета” (С.Г. Бочаров) и обман читательского ожидания.
Журналисты и периодические издания в романе.
| ОК-1, ОК-2, ОК-3.
ПК-5. ПК-6
|
| Проза А.С. Пушкина
| Движение от поэзии к прозе в творческой эволюции Пушкина. Программная статья «О прозе». Поэтика прозаического цикла “Повести Белкина”: особенность повествования, игра с сентиментальными и романтическими штампами.
Проблематика повести «Дубровский». Эстетика игры в повести “Пиковая дама”. Анекдот о беспроигрышной игре и мотив мгновенного обогащения. Образ Германна. Проблема метатекстуальности. Лотман Ю.М. о карточной игре в русской литературе XIX в. Преступление и наказание, поэтика эпилога.
«Путешествие в Арзрум»; место в эволюции пушкинской прозе.
Роман “Капитанская дочка” и “История пугачевского бунта”. Екатерининская эпоха в историческом труде и в художественном произведении.
Исторические, фольклорные, литературные источники романа; конфликт, характер повествования. Литературный и фольклорный пласты организации художественного мира (Ю.М. Лотман). Поэтика эпиграфов. Любовный и исторический сюжеты. Принцип зеркальной композиции. Проблема испытания героев в кризисный исторический момент. “Семейный” способ отражения исторических событий и поэтика Вальтера Скотта.
Роман в контексте “Современника”.
| ОК-1, ОК-2, ОК-3.
ПК-5. ПК-6
|
| М. Ю. Лермонтов: творческая биография. Лирика
| М.Ю. Лермонтов: периодизация творчества. Основные мотивы лирики, лирический герой Лермонтова. Ранняя лирика. Стихотворение “Ангел”: мотив предсуществования души (Платон). Ночной цикл Лермонтова. Астральный миф в лирике Лермонтова: поэтика романтических контрастов.
Поэтика и проблематика сборника стихотворений 1840 г. (религиозные мотивы, любовная лирика, патриотическая тема, тема творчества). Журнальная полемика 1840 г. (“Отечественные записки” и “Сын отечества”) и стихотворение “Журналист, читатель и писатель”.
Последние произведения Лермонтова. Стихотворения 1841 г., записанные в книжке В. Одоевского: лирическая и балладная проблематика. Концентрация ключевых тем и мотивов в стихотворениях “Сон”, “Свиданье”, “Листок”, “Выхожу один я на дорогу”, “Пророк”; демонические мотивы и мифотворчество (“Тамара”, “Морская царевна”).
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-8.
ПК-5. ПК-6
ПСК-1
|
| Жанр поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова
| Лироэпос в художественной системе Лермонтова. Ранние поэмы.
Фольклорные образы и мотивы в “Песне про купца Калашникова”: композиция, образ гусляров, поэтика финала. Мир Кавказа в творчестве Лермонтова (“Кавказский пленник”, “Аул Бастунжи”; “Измаил Бей”) и поэма “Мцыри”; языческие и христианские мотивы поэмы.
Философская поэма “Демон”: история создания, конфликт. Библейский сюжет (сотворение мира - грехопадение - изгнание; миф о падшем ангеле) и его воплощение. Пространственно-временная организация поэмы. Вселенское одиночество Демона, испытание Тамары. Поэтика финала.
Стихотворные повести: “Сашка”, “Сказка для детей”.
| ОК-1, ОК-2, ОК-3.
ПК-5. ПК-6
ПСК-1
|
| Проза М. Ю. Лермонтова. “Герой нашего времени”
| Проза Лермонтова: историческая тема и светские сюжеты («Вадим», «Княгиня Лиговская»).
«Герой нашего времени»: история создания и публикации. Мотив книги и его философское обоснование.
Предисловие к роману и поэтика названия. Вариации героического сюжета в романе Лермонтова. Особенность композиции: роль двухчастной структуры романа, сюжетное и фабульное развитие действия, образы рассказчиков. Мир естественных людей; европейское сознание.
Философская основа самопознания, его трактовка в “Княжне Мери”. Мотивы игры и двойничества. Поэтика финала, функция “оборванного повествования”. Роман в оценке современников и в литературоведении XX в.
| ОК-1, ОК-2, ОК-3.
ПК-5. ПК-6
|
| Драматургия М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя.
| В. Э. Мейерхольд о драматургии Лермонтова и Гоголя.
Источники лермонтовской драматургии, эволюционные тенденции. Драма “Маскарад”. История создания. Поэтика названия, конфликт произведения. Эстетика и философия игры. Бал и маскарад в пьесе. Образ Арбенина. Семейный и общественный сюжеты. Поэтика финала, образ Неизвестного. Г.П. Макогоненко, Ю.В. Манн о концепции пьесы. Тема карточной игры в “Штоссе” и “Тамбовской казначейше”. Сценическая история драм Лермонтова.
Гоголь о драме. Комедия “Ревизор”. Особенность драматического конфликта. Пространственная организация. Система персонажей. “Миражная интрига” (Ю.В. Манн). Смех и Страх как организующие элементы драматического действия. Поэтика условности. Немая сцена: грех и возмездие, мотив Страшного Суда.
Премьера “Ревизора” 1836 г. в Петербурге и в Москве. Реакция Гоголя на сценическую версию комедии. Редакция “Ревизора” 1841 г. Сценическая история пьес Н.В. Гоголя.
| ОК-1, ОК-2, ОК-4.
ПК-5. ПК-6
|
| Н. В. Гоголь: творческая биография. Поэтика первых сборников: «Вечера» и «Миргород»
| Н.В. Гоголь: творческая эволюция. “Вечера на хуторе близ Диканьки”: особенность повествования и образы рассказчиков (пасечник Рудый Панько; дьяк диканьковской церкви Фома Григорьевич; панич из Полтавы; Степан Иванович Курочка; автор). Языческие и христианские мотивы, календарно-обрядовый цикл (русальная неделя, купальский обряд, Рождество).
“Миргород”: поэтика названия и эпиграфов. Логика циклообразования: идиллия и ее разрушение в “Старосветских помещиках”, героическое прошлое Малороссии, казацкая общность и ее судьба (“Тарас Бульба”); “Вий”: внешний и внутренний конфликты; разрушение мир-города в повести о двух Иванах.
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-8.
ПК-5. ПК-6
ПСК-1
ПСК-2
|
| Поэтика сборника «Арабески». Петербургские повести.
| “Арабески”: поэтика названия, композиция сборника. Проблематика статей (архитектура, живопись, литература, история). Энциклопедизм авторской позиции.
Образ Петербурга в творчестве Гоголя; конфликт мечты и действительности в “Петербургских повестях”.
«Невский проспект»: тема творчества, образ города. «Нос»: христианская основа «фантастического» сюжета». Поэтика и проблематика повестей «Шинель», «Портрет», «Записки сумасшедшего».
| ОК-1, ОК-2, ОК-3.
ПК-5. ПК-6
|
| Поэма «Мертвые души» и духовная проза Н. В. Гоголя
| Эволюция творчества Гоголя от художественной прозы к духовной. Поэма “Мертвые души”: история создания и замысла поэмы. Обложка к первому изданию 1842 г. Поэтика названия. Символический характер сюжета. Чичиков: тип странствующего героя; поливалентность облика. Предыстории Плюшкина, капитана Копейкина и проблема омертвения души. Вещь в художественном мире поэмы. Особенность повествования, образ Автора в поэме.
Мифологизация пространства, мотив путешествия от первого тома ко второму. Миссия России и символика финала I тома.
Поэма в литературоведении XX в. (Ю.В. Манн, С.А. Гончаров, Е.А. Смирнова).
Традиции учительной прозы; II том “Мертвых душ” и “Выбранные места из переписки с друзьями” в творческой эволюции Гоголя.
| ОК-1, ОК-2, ОК-3.
ПК-5. ПК-6
ПСК-1
ПСК-2
|