Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Анаксагор и последние натурфилософы V века



Анаксагор из Кладзомен близ Смирны (от 500 г. до 428), современник Эмпедокла и Левкиппа, впервые насадил филосо­фию в Афинах (40 лет от роду). Он имел весьма значительное влияние на аттическое просвещение, принадлежа к кружку Перикла, который был его учеником, точно так же как и Еврипид. Из "Апологии" Платона (26 D) мы узнаем, что в начале IV в. его учение бьшо известно всякому образованному афинянину и что книги его можно было купить в книжной лавке всего за одну драхму. Он был не только философом, но и ученым – астроно­мом, геометром, истолкователем Гомера. Первый философ, учив­ший в Афинах, он первый подвергся преследованиям за свою философию: он был обвинен в атеизме, заключен в тюрьму и вы­нужден оставить Афины. Он переселился в Лампсак, где напи­сал свое философское сочинение; по-видимому, там он основал особую школу (Eus. prarp. evang. X, 14, 13); во всяком случае, он имел выдающихся последователей, как Архелая, Метродора из Хиоса, и Платон упоминает о последователях Анаксагора (___ ________________________, Kratyl. 409 А). Он умер в 428 г. и жители Лампсака поставили ему памятник – жертвенник, посвященный Уму и Истине.

Замечательно, что Афины, будучи центром умственной жизни Греции и допуская самую широкую свободу слова (Plat. Gorg. 461 Е... __________ _____________, __ ___ _______ ________ _____ _________ ___ _______), вместе с тем более других греческих госу­дарств преследовали философию – может быть, именно вследст-вие^еболыного влияния. Правда, в судьбе Анаксагора большую роль сыграла его дружба с Периклом, и процесс философа был вызван такими же происками врагов Перикла, как и пресле­дования против Фидия и Аспазии. Еще в тридцатых годах, по предложению одного из ревнителей древнего благочестия


218 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии

(Диопейфа), были официально запрещены занятия метеоро­логией, затем состоялось изгнание Анаксагора. Но преемник его Архелай беспрепятственно перенес свою деятельность в Афины. В 424 г. в своих "Облаках" Аристофан выступает против метео­рологии и философии и в лице Сократа указывает на великую общественную опасность этой новой силы. Затем Протагор был изгнан из Афин, и "безбожник" Диагор осужден на смерть (415). Наконец, в 399 г. состоялся знаменитый процесс и казнь Сокра­та. Аттическая комедия и диалоги Платона достаточно показы­вают, как сильно было отрицательное отношение к философии в известных кругах общества и вместе – как могущественно бы­ло увлечение ею. Связь между нею, между просвещением и раз­ложением прежнего нравственно-религиозного миросозерцания была несомненной; но эта связь не всеми одинаково понималась и оценивалась.

Анаксагор – прежде всего физик и астроном, и его "безбо­жие" заключалось в его метеорологии – естественном объясне­нии небесных явлений. Его философия, подобно учению Эмпе-докла и Левкиппа, есть попытка разрешить проблему, постав­ленную элеатами древнеионийской физике, – объяснить гене­зис и движение путем признания множественность элементов; вместе с тем он стремится понять и единство мироздания, его цельность.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 265 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...