Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Власть богов



Сознание ограниченности богов, которым обуслрвливает-ся вся внутренняя драма греческой религии, сказывается в пред­ставлениях о происхождении богов, об их воцарении и о самом их царстве, об управлении миром. В XV песне "Илиады" Посей­дон отвечает Ириде, посланнице Зевса (185 – 200):

Так могуществен он; но слишком надменно вещает, Ежели равного честью меня укротить насильно грозится. Трое нас братьев от Кроноса, Геей рожденных, – Зевс громовержец, да я и Анд, преисподних владыка; На трое все делено, и каждому царство досталось; Жребии бросившим нам в обладание вечное пало: Мне – седовласое море, Аиду же мрак преисподней, Зевсу широкое небо досталось, в эфире и в тучах,


78 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии

Общею всем остается земля и Олимп многохолмный. Нет, по внушениям Зевса жить никогда я не стану, С миром пускай остается на собственном третьем уделе, Силою рук он меня, как ничтожного, пусть не стращает: Дщерей своих и сынов для Зевса приличнее будет Грозным глаголом обуздывать – тех, что на свет

породил он, Кои веленьям его покоряться должны поневоле.

Под конец Посейдон покоряется, хотя разгневанный (______-_________) и с угрозами:

Ныне, хотя негодуя, воле его уступаю,

Но объявляю: и в сердце моем сохраню я угрозу...

Таким образом, согласно этим представлениям, власть над миром делится между несколькими богами. Зевс был только старшим и высшим из них (по Гесиоду, он моложе своих братьев), а потому, несмотря на свое превосходство, он не может играть роль всемогущего Промысла, управляющего миром. Такое понятие, правда, так или иначе, всегда связывается с представ­лением о "богах", вообще о "боге" и в особенности о верховном боге. Но вместе с тем, поскольку и такой бог сознается огра­ниченным, он сам подчиняется року, судьбе. С одной стороны, "богам" или верховному богу приписывается царство, с другой – они подчиняются безымянной силе, которая олицетворяется в образе Фемиды, Мойры и т. д. Это противоречие присуще как всему религиозному миросозерцанию греков, так и воззрениям их отдельных поэтов и мыслителей. Так, уже у Гомера судьба, рок является как нечто положенное самими богами (______ _____, ______ ______, _________); с другой стороны, сам Зевс и боги под­чиняются судьбе. Зевс взвешивает на весах жребий героев, жре­бий смертных, но он не может отвратить судьбу, изменить жре­бий своих любимцев. Боги блюдут исполнение того, что "поло­жено", чему суждено быть, но отношение их к судьбе остается неопределенным: они сами покорны ей и потому смотрят, чтобы ей подчинялись и смертные.


Глава II.Религия древних греков 79





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 151 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...