Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Некто Сюй Син, проповедующий учение Божественного Земледельца,[472] прибыл в Тэн[473] из Чу. Вступив на порог дворца, он сказал царю Вэнь-гуну:
– Пришедший издалека наслышан о гуманном правлении государя. Хотелось бы получить землю для поселения и стать вашим подданным.
Вэнь-гун указал ему место.
Последователей Сюй Сина было несколько десятков; все они были одеты в сермяги, а дабы снискать себе пропитание, плели туфли и вязали циновки.
Ученик конфуцианца Чэнь Ляна Чэнь Сян и его младший брат Цзай взвалили на плечи свои сохи и пришли в Тэн из Сун и сказали:
– Мы наслышаны о совершенно-мудром правлении государя. Вы совершенно-мудрый человек, и мы хотим быть вашими подданными!
Чэнь Сян встретился с Сюй Сином и испытал великую радость. Он отринул то, чему учил сам, и стал учиться у Сюй Сина.
Чэнь Сян встретился и с Мэн-цзы и передал ему речи Сюй Сина:
– Тэнский государь поистине мудрый правитель, однако же не слыхал о Пути. Мудрые пашут вместе с народом ради пропитания, сами готовят пищу и сами управляют людьми. Ныне же у государя есть и амбары и сокровищницы, чтобы кормиться, он обирает народ, это ли мудрость?!
Мэн-цзы сказал:
– Учитель Сюй, разумеется, ест лишь хлеб, который вырастил сам?
– Да, это так.
– Учитель Сюй, разумеется, носит платье из ткани, которую выткал сам?
– Нет, учитель просто надевает сермягу.
– Носит ли учитель Сюй шапку?
– Носит.
– Какую же?
– Из белого холста.
– А холст он выткал сам?
– Нет, выменял на зерно.
– Отчего же он не сам его выткал?
– Это помешало бы хлебопашеству.
Затем Мэн-цзы сказал:
– А ведь учитель Сюй готовит пищу в железных котлах и глиняных мисках и пашет железом?
– Да, это так.
– Сам ли он их делает?
– Нет, выменивает на зерно.
– Ах, так. Но разве, когда зерно меняют на железные котлы и глиняные миски, не обирают гончаров и плавильщиков? Да и когда гончары и плавильщики меняют сосуды на зерно, разве не обирают они землепашцев?! Почему же учитель Сюй сам не мнет глину и не плавит железо? Почему он не изготовляет все, что ему нужно, у себя дома? Отчего он без конца то одно, то другое выменивает у ремесленников? Разве это учителя не удручает?!
Чэнь Сян ответил:
– Нельзя же промышлять столькими ремеслами и пахать землю!
– Выходит, с землепашеством можно сочетать только управление Поднебесной?! Несогласен! Есть удел великих людей и есть удел малых. Когда бы каждый сам делал все, что способны принести человеческому телу сто ремесел, да и пользовался бы только тем, что сделал сам, весь народ не знал бы отдыха. Потому и говорят: «Можно утруждать ум, и можно утруждать тело. Утруждающие ум управляют людьми, а утруждающие тело людьми управляются». Управляемые кормят других, а управляющие от них кормятся. Таков всеобщий закон Поднебесной.
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 203 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!