Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
(221 - 207).
Предпосылки объединения.
1) развитие товарно-денежных отношений
2) налаживание постоянных хозяйственных связей между царствами
3) появление в IV – III вв. металлической монеты, стихийная унификация
4) консолидация этнической общности китайце: «Срединные царства», общелитературный древнекитайский язык
5) выгодность союза, для дальнейшего покорения соседей: «вертикальный союз» Чжао Чу и «горизонтальный союз» Цинь и Ци
Процесс объединения.
6) 288 – договор о разделе сфер влияния между Цинь и Ци: после победы циньский правитель становится «Западным императором», а циский – «Восточным»
7) первое врямя успех сопутствует Чу – разгром Юэ, Лу и др.
8) 246 – на престол в Цинь взошел тринадцатилетний Ин Чжэн
9) 238 – он подавил заговор против своей власти, укрепил свое положение
10) 230 – Цинь наносит решительное поражение Хань
11) 228-221 – разгромлены Чжао, Вэй, Чу, Ци, Янь
12) 221 – процесс объединения страны завершился, Ин Чжэн принимает титул Цинь Шихуана («первый император династии Цинь»)
Построение централизованного деспотического государства.
- Реформа государственного аппарата
а) Административное деление
13) 36 крупных административных округов – во главе их начальники и окружные управления, командующие войсками
14) уезды - начальники
15) волости
16) общины – выборные старейшины
б) Полновластный наследный правитель страны – император.
в) У императора есть два советника, которым подчиняются центральные ведомства
г) Ведомства:
17) военное ведомство – командующий всеми армиями империи
18) судебные ведомства
19) финансовые ведомства
20) личное специальное ведомство императора (Государственный архив, инспектирование округов)
- Введение единого законодательства (система поручительства для простолюдинов). Наказания отличались особой жестокостью.
- Унификация монеты, мер и весов для нужд налогообложения.
Внешняя политика Цинь Шихуана.
21) конец V – начало IV в. до н.э. – консолидация племен сюнну на территории Внутренней Монголии.
22) 215 – 300-тысяч китайцев одерживают победу над сюнну
23) 214 – циньская армия закрепляется на северном берегу Хуанхэ. Восстановлена граница вдоль старой стены царства Чжао. Начало строительства Великой Стены. Создано 44 уезда вдоль стройки.
24) 214 – начало войны с племенем юэ (юго-восток, приморье). Поражение в начале кампании. Номинальное присоединение Наньюэ (Намвьет) и Аулак, создание новых округов. Колоссальное напряжение сил и ресурсов империи, истощение страны.
Народная война в конце III в. до н.э.
25) Покушения на Цинь Шихуана: 227, 218, 216 гг. Как следствие подозрительность и жестокость (400 конфуцианцев закопано живьем).
26) Увеличение налога на крестьян: поземельный налог = 2/3 урожая!
27) Смерть Цинь Шихуана в 210 году ускорила назревающий кризис империи.
28) 1-й этап (209-208) - восстание бедноты. Уроженцы Чу захватили ряд городов и избрали царя.
29) 2-й этап (207) – во главе повстанцев встают представители старой знати, один из отрядов возглавил чиновник Лю Бан. Его отряд захватил ключевой пункт – Саньяну, затем разгромил остатки правительственных войск и овладел столицей.
30) Территория поделена. Два вана: «ван Хань» Лю Бан и «ван Чу» Сян Юй.
Противостояние Чу и Хань.
Вспыхивает ожесточенная борьба за власть. Несмотря на преимущество в средствах Сян Юя, Лю Бан, получив поддержку у местной общинной администрации, введя в армии строжайшую дисциплину в 202 году до н.э. одерживает решающую победу. Лю Бан стал основателем новой династии Хань, принял титул императора Гао-цзу. Возникла империя Хань.
61. Китайская империя в III в. до н.э. – I в н.э.
Империя Хань. Основатель Гао-цзу.
Внутренняя политика.
1) Экономика:
1. уменьшение налогов – поземельный налог = 1/15 урожая, в случае стихийных бедствий налоги не взимались
2. земельные и налоговые льготы на 12 лет воинам и семьям с новорожденными
3. возвращение полей и жилищ их хозяевам
4. освобождение вынужденных рабов
2) Государственное управление:
5. семь крупных военачальников получили титулы ванов + привилегию назначать своих чиновников и устанавливать повинности самостоятельно
6. 130 соратников Гао-цзу получили владения и титул хоу
7. восстановлен циньский центральный административный аппарат, но наравне с ним существовали и органы местной власти в каждом владении.
3) Сепаратизм:
8. 195 - смерть Гао-цзу
9. правитель царства У Лю Би организовал «мятеж семи ванов» (200-тысячная армия восставших ванов)
10. провал «мятежа», лишение ванов права назначать чиновников и иметь свое войско
4) «Золотой век У-ди»
11. ваны обязывались не передавать свое владение старшему сыну, а делить его между всеми сыновьями, что привело к уменьшению их реальной власти
12. восстановление ведомства инспекции
13. назначение наиболее способных и грамотных на должности чиновников, создание академии
14. ограничение прав первого советника
15. попытка унификации идеологии на основе конфуцианства с примесью легизма
Внешняя политика.
1. Сюнны – кочевые скотоводы. К III веку складывается структура сюннского примитивного государственного образования. Его глава – шаньюй, власть наследственная. Каждый мужчина-сюнну обязан служить. Армия состояла почти исключительно из конных отрядов.
16. 200 – Гао-цзу потерпел от них поражение. Заключен «союз мира и родства».
17. 127-119 – первые победы У-ди над сюнну. Постепенно Хань переходит к экспансии.
2. 139 – У-ди отправил посла Чжан Цяня на поиски массагетов. Через 13 лет тот принес многочисленные сведения о Бактрии, Парфии, Фергане и др. Во время второго посольства, были установлены дипломатические отношения со многими этими странами. Начался обмен культурными и материальными ценностями
3. 111 – тяжелая победа над наньюэ и присоединение их территории.
4. Предпринимаются попытки выйти к Индии. Завоеваны большие территории «юго-западных варваров» и объединения Дянь.
5. 109 – захват на Корейском п-ове государства Чосон и создание округов.
Вторая половина II в. до н.э. стала временем могущественного подъема Хань, которое могло сравниться даже с Римом и Парфией.
Кризис империи.
Опустение госказны и истощение ресурсов страны пришлось компенсировать введением
а) государственных монополий
18. 120 - на добычу соли
19. 120 - изготовление железных изделий
20. 98 - на изготовление продажу вина (отменена в 81 году)
б) системы военных поселений на завоеванных территориях
«Золотой век У-ди» закончился.
Социально-экономические отношения.
1. ранговая система:
21. 1-8 – простолюдины, земледельцы, ремесленники, торговцы
22. 9-18 – лица, получающие ряд привилегий, нет повинностей
23. 19-20 – лица, получавшие «кормление» на несколько дворов и право собирать с них налог в свою пользу
24. В 18 году была установлена фиксированная цена за один ранг – 1000 монет
2. рабы в ханьском обществе
25. частные – разорившиеся простоюдины
26. государственные – родственники преступников
27. ребенок раба – раб
28. широко распространена работорговля, сделка оформлялась купчей
29. цены: старики и молодые – 15 тыс. монет, женщины – 20 тыс., мужчины – 40 тыс.
3. налоги:
30. поземельный – уменьшение было выгодно крупным землевладельцам
31. подушный – постоянное увеличение душило рядового земледельца
4. повинности – от 20 до 56 лет нести воинскую и трудовую повинность, можно откупиться
5. купля-продажа земли была возможна с разрешения общины («угощения» свидетелей)
6. расслоение мелких земельных собственников привело к обезземеливанию значительной части крестьянства и работе на арендованной земле при арендной плате в половину урожая, распространяется наемный труд, многие попадают в рабство
7. в 6 году до н.э. провалилась попытка ограничения частного владения землей и рабами
62. Китайская империя I – III вв. н.э.
Обострение социальных противоречий и народные восстания I в. н.э.
1. в конце I в. до н.э. проходит волна выступлений крестьян против господствующего класса.
2. 9 г.н.э. – родственник императора по женской линии Ван Ман захватил власть и объявил о начале новой династии. Проведен ряд реформ:
запрет купли-продажи земли и объявление ее госсобственностью
система «колодезных полей» (каждой семье - надел)
запрет работорговли (раб => частнозависимый)
3. Через 3 года после начала реформ Ван Ман уступил богачам и разрешил куплю-продажу земли и рабов
4. 14 год – страна пострадала от засухи нашествия саранчи. Вспыхивают голодные бунты
5. 18 год – начало восстания «краснобровых». Предводитель – Фан Чун – ввел строгую дисциплину
6. 22 год – правительственные войска потерпели поражение в решающей битве с «краснобровыми». Те несколько округов и среднее течение Хуанхэ.
7. 22 год – на юге развернула борьбу «армия Люйлинь»
8. 23 год – восставшие одержали победу над Ван Маном и захватили столицу.
9. 24 год – Лю Сюань, лидер «армии» провозгласил себя императором
10. 25 год – «краснобровые» захватили Чанъань, и Лю Сюань покончил с собой. На столицу двинулся Лю Сю – командир «армии зеленого леса», захватил ее. Фань Чун оправился в Шандун, по дороге окружен и убит. Лю Сю объявил себя императором, принял имя Гуан У-ди и перенес столицу в Лоян.
Восточная Хань в I – II вв. Основатель – Гуан У-ди (25 – 57)
Внутренняя политика.
Экономика:
восстановление и сооружение новых оросительных каналов
применение на юге тягловых пахотных орудий с жел. наконечником
интенсивное освоение бассейна реки Янцзы
Социальная политика:
31 – рескрипт о добровольном освобождении обращенных в рабство в период, непосредственно предшествовавший реставрации Хань
37 – объявлено об освобождении всех проданных в рабство за 32-37 годы
35 – отмена закона о смертной казни раба, ранившего свободного
Внешняя политика.
взаимоотношения с сюнну:
воспользовавшись ослаблением Хань, сюнну подчинили многие государства «Западного края»
в середине I века сюнну раскололись на две части. Южная признала власть Хань, северная продолжала бороться
73 – нанесено поражение северным сюнну, ослабело их влияние на западе.
В «Западном крае» начинает свою военную и дипломатическую деятельность Бань Чао. Он, будучи наместником в зависимых от Хань областях, установил связи со многими крупными государствами Центральной Азии.
98 г. – неудачное посольство Бань Чао в Рим
I – II вв. Хань имеет постоянные дипломатические и торговые отношения с Парфией
конец I века - земли сюнну захватили племена сяньби, к середине II века – вторгаются в ряд северных округов, атакуют западные границы Хань
II век – появление на северо-западных границах племени цян. Они нападают на ряд ханьских округов и в 140 году сжигают пригороды Чанъани. Лишь в 60-е годы большие контингенты подчинившихся цянов переселены во внутренние районы империи.
Демографические и этнические процессы в I – II вв.
2 г.н.э. – перепись населения – 60 миллионов человек
густо заселена китайцами – Среднекитайская равнина
мало заселены китайцами – провинции Фуцзянь и Гуйчжоу, здесь проживают местные племена
пограничные округа имеют группы китайского населения только вокруг административных центров
начало I века – резкое сокращение численности населения, восстановленное лишь во II веке
140 г.н.э. – перепись населения
северо-запад «–» 6.5 млн. чел.
северо-восток «–«11 млн. чел.
бассейн Янцзы «+» 9 млн. чел.
Сычуань и Юньань «+» 2 млн. чел.
Увеличение плотности населения вдоль трактов Хунань – Гуандун
Фуцзянь – белое пятно на карте Китая
С увеличением числа китайцев на юге растет их культурное влияние в регионе
Север – политика переселения групп кочевников в пограничные районы (южные сюнны во II веке). Увеличение числа сюнну и цянов в регионе – «варваризация» населения. Конец III века – в столичной области близ Чанъани из 1 млн. чел. 50% цянов и сюнну.
Социальные отношения в I – II веке.
Большие масштабы концентрации земельной собственности и разорения мелких землевладельцев, утрата контроля над крестьянином
Гуан У-ди (25 - 57) проводит ревизию подворных списков налогоплательщиков (мера против «сильных домов»)
закрепощение арендатора
280 г.н.э. – государство признало право землевладельца на зависимого крестьянина
появление поместий – самодостаточных хозяйственных и социальных единиц (описаны в сочинении Цуй Ши II века)
Восстание «желтых повязок» и падение империи Хань.
Острая политическая борьба: «ученые»-конфуцианцы против евнухов императора
169 г.н.э – император Лин-ди начал репрессии против «ученых»
184 г.н.э. – амнистия «ученым» после восстания «желтых повязок»
весна 184 г.н.э. - выступление даоских сект во главе с Чжан Цзяо
осень 184 г.н.э. – смерть Чжан Цзяо
октябрь 184 г.н.э. – поражение восставших в Гуанцзуне, гибель не менее 80 тыс. чел.
185 г.н.э. – новая вспышка восстания, армия «черной горы» создает базу на северном берегу Хуанхэ близ столицы, но несогласованность действий повстанцев позволяет правительственным войскам разбить их по частям
188-207 гг. – разрозненные выступления жестоко подавляются
189 г.н.э. – смерть Лин-ди, заговор против евнухов. Против руководителя заговора Юань Шао выступает Дун Чжо и возводит на престол малолетнего сына Лин-ди, переносит столицу в Чанъань
192 г.н.э. – убийство Дун Чжо, междоусобицы приводят к распаду империи.
Период Троецарствия: Вэй, Шу и У
Феодализм знаменует начало средневековья.
63. Культура древнего Китая.
Общие черты. Культ образованности и грамотности. Человек – венец природы. Философия и мифология долгое время неотделимы. Сильные пережитки ПО. Неравномерность общественного развития. Земледельческий народ, а значит, как и другие подобные, созерцательный. Наблюдение за светилами, очень точные расчеты. В 7 в. – первая комета, в 5 в. – созвездия. Великая китайская стена III в. д.н.э. Потребности ирригации и фортификации => развитие механики. Сначала писали царапающим инструментом на бамбуковых планках, затем перешли к письму тушью на шелке => развитие лит-ры.
Космогония: инь и ян – из первобытного хаоса, ян – на небо, инь – на землю, вместе – человека и все остальное. Также миф о Паньгу.
Философия. Основное учение – Дао, т.е. путь, которым следуют все вещи. Связан с астрономией, т.к. упорядоченность движения светил. Сначала – идея ци. Ци – это первоматерия, легкая часть которой воспаряет к небу, а тяжелая и мутная – к земле. То, что наверху – ян-ци, то, что снизу – инь-ци. Они взаимодействуют и получается 5 первоначал, а из них – все сущее. «Хунфань» («Великий план») – 5 элементов. «Ицзин» («Книга перемен») – в основе 8 триграмм. Тайцзи («великий передел») в дальнейшем трактуется как основа для появления инь и ян. Взаимодействие инь и ян – и есть Дао.
Эпоха Чжаньго. Сер. 1 тыс. Обострились социальные отношения между сословиями, а также – их с государством. Отсюда – выделение четырех основных школ:
Конфуцианство. 6-5 вв. Конфуций – странствующий проповедник (Учитель Кун). Любил диалоги, типа Платон. Диалоги это записаны в трактате («Луньюй» - «Беседы и суждения») его учениками. Главная цель его учения «усовершенствование благородного мужа». Открыл первую школу, где учил грамоту любить и др. Постепенно конфуцианство развивалось от одного из учений до догматического, а в конце древности даже претендовало на роль мировой религии, но не судьба. Триада «Небо-Человек-Земля». Пережитки тотемизма и связь с природой. Мир неизменен, занятия людей предопределены раз и навсегда. Т.е. если ты сявка, то это надолго. Независимость знания от практики. В период империи Хань конфуцианство – практически гос-доктрина. После смерти Конфуция в конфуцианстве – 8 школ, 2 основные Мэнцзы и Сюнцзы.
Мэнцзы. Гуманное правление – почитание традиций. Культ предков. Четыре добродетели присущи всем, т.е человек изначально добр. Следование конфуцианству позволяет занять подобающее место на том свете.
Сюньцзы. Тоже предопределенность социального статуса. Учение о ритуале (ли). Закон - для народа, ритуал – для аристократии. Человек изначально зол. Жесткая иерархия и единая власть.
Даосизм. Лаоцзы. 5-4 вв. Оппозиция конфуцианству. Экологическая мудрость. Нет насилию, войнам, жесткой централизованной власти!!! Никакого социального предопределения. Небо не обожествляется, оно – часть природы. Природа не обожествляется. Боги – тоже материя. Никакого культа предков. Мир состоит из мельчайших неделимых частичек. Все перетекает. Основные философы – Лецзы и Чжуанцзы.
Лецзы: вещи сами рождаются из семян и в них же возвращаются. Потустороннего мира нет.
Чжуанцзы: у каждого м.б. своя мораль. Со смертью тела исчезает душа чела.
Моизм. Мо Ди. 5-4 вв. Оппозиция конфуцианству. Вера в духов, в Волю Неба, НО: эта воля познаваема, а социального предопределения нет. Большое внимание – подтверждению знаний опытом. Культ предков – и простым людям тоже. Богатство – добродетель, к нему надо стремиться. В общем, против традциционной аристократии в поддержку новой, выделившейся из простых людей. Равенство государств как основа мирной внешней политики. Осуждение захватнических войн и поддержка оборонительных (искусство фортификации).
Легисты. В отличие от моистов – во власти, но тоже в оппозиции конфуцианству. Шан Ян (тот самый), Хань Фэйцзы. Против старой аристократии, за единые гласные законы, их строгое исполнение. Особая связь с политикой. История – поступательный замкнутый процесс. Венец ее – бюрократическая монархия о всей Поднебесной. Нет традициям. Нет вере в духов. Официальное признание в империи Цинь.
Империя Хань.
Астрономия. Уточнение календарей. Солнечные пятна.
Физика. Система мер и весов. Компас. Резонанс. Число пи. Солнечные часы. Глобус. Водоподъемный насос. Усовершенствование плуга.
Почвоведение. …
Медицина. Эпидемология.
Архитектура.
Маткультура. Изобрели лак. Краски. Шелк – по ВШП во всем мире. Бумага.
История. Сыма Цянь и др.
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 693 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!