Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Римская монументальная живопись. Стили росписей в Помпеях

Любой вид живописи на стенах архитектурных сооружений и других стационарных основаниях называется монументальной. Монументальная живопись самая древняя (росписи в пещерах, например).

Основные техники монументальной живописи это:
Фреска
Мозаика
Витраж.

Фреска (от итал. fresco — свежий). Живопись по сырой штукатурке. Очень долговечна. Краска впитывается в штукатурку, а известь, содержащаяся в штукатурке при высыхании образует прозрачную кальциевую пленку. Как бы каменеет – отсюда долговечность.
Противоположность – роспись а секко – по сухому. Сейчас фреской могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.).
Писать а фреско (если я правильно изображаю, раньше только слышала) очень сложно, так как исправлять написанное сложно и надо успевать, пока штукатурка не высохла. Обычно расписывают стены фрагментами.

В Древнем Риме мозаика и фреска были распространены исключительно широко, в том числе — в оформлении частных жилищ.
Некоторые из настенных росписей сохранились, как ни странно, благодаря одной из самых страшных и крупных катастроф, случившейся в Римской империи. Во время сильного извержения вулкана Везувий города Помпеи, Геркуланум и Стабии были полностью засыпаны пеплом. Под метровыми слоями лавы, вулканических пород и пепла сохранились не только дома, но и настенные росписи на виллах состоятельных людей.
Росписи в основном в технике фрески, но иногда писали и восковыми красками.

Четыре стиля древнеримской росписи.

Все они имеют общее название – помпейские или помпеянские стили – это условное обозначение стадий развития древнеримских стенных росписей со II века до нашей эры до 3 четверти I века нашей эры. Такое название они получили потому, что изучались на основе нескольких сохранившихся городов – Помпей, Геркуланума и Стабии.

Итак, мы имеем 4 помпейских стиля (системы – так называют стили в Европе):

- инкрустационный (2 век до н.э. – 80-е годы 1 века до н.э.)

- архитектурный (или перспективный) (с 80-х годов до н.э. – 20-х годов 1 века н.э.)

- орнаментальный или стиль канделябров (с 15 года н.э.)

- декоративный или иллюзорный (развивался почти параллельно со стилем канделябров).

Первый помпейский стиль - Инкрустационный (эпоха Римской республики)

Картинка для сравнения


Стена расписывалась в подражание кладке стены из цветного мрамора – темно-красного, желтого, черного, белого. То есть, имитировала цветные мраморные панели. Все архитектурные элементы украшения стены (пилястры, карнизы и др.) выполнялись из стука.

Вот пример реконструкции Фрески из Дома Sallustio



Пилястра - вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки, см. про строение храма) базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Служит для укрепления стены или просто для украшения. То есть, получается эффект прилепленной к стенке колонны или вдавленной в нее.
Стук – это гипсовая лепнина (точнее, смесь гипса, мраморной крошки и клея), имитирующая мрамор.

В первом стиле были расписаны Самнитский Дом и Дом Фавна.

Каждый сохранившийся дом в раскопанных городах имеет свое название. Например, Дом Фавна назван так потому, что в его атриуме находилась скульптура фавна.


Второй помпейский стиль - Архитектурный или Перспективный стиль (эпоха Римской республики).

Картинка для сравнения


В нем стены расчленяются живописно-иллюзорно (в переводе на русский – живоподобно, как будто не нарисованные, а настоящие) эффектно исполненными колоннами и портиками; декорации как бы раздвигают стены дома и увеличивают пространство интерьера. Между колоннами появляются стенные картины, часто воспроизводящие произведения греческих художников. В их композициях раскрываются перспективы улиц, домов, ландшафты гор и равнин. Очень часто художники пишут картины на мифологические сюжеты с многофигурными композициями.

Все архитектурные элементы изображались не лепкой (стуком), а росписью, рельеф отсутствует.

Фреска из виллы в Боскореале

Наверное, самые знаменитые фрески второго "стиля" - это так называемый "дионисийский цикл" Виллы Мистерий.

Роспись Залы Мистерий



А вот еще обряд – бичевание посвящаемой и танец уже посвещенной

Вот еще замечательная фреска из Виллы Мистерий

Третий помпейский стиль - Орнаментальный или Стиль Канделябров. Эпоха ранней империи

Картинка для сравнения


Стиль живописи отмечен плоскостностью и орнаментальностью архитектурных мотивов, среди которых преобладают легкие ажурные сооружения типа трельяжей, обвитые гирляндами и лентами, легкие колонны.

Этот рисунок дает очень хорошее представление о третьем стиле.


В этом стиле встречаются египетские мотивы. Живопись меняется. Картины становятся миниатюрнее. Они не полностью заполняют пространство, а помещаются в серединке, как клейма.

Содержание их уже не так активно действует на зрителя, как в предыдущем стиле, они больше созерцательные, окутанные дымкой. Используются яркие чистые цвета, мягкие тональные переходы.

роспись «Сад и птицы» из виллы Ливии в Прима Порта

Почему этот стиль называют еще и стилем канделябров? А потому, что в росписи стен появляется новый орнаментальный мотив – ажурное сооружение, напоминающее высокий металлический канделябр – он разделяет фрагменты росписи.

Фреска из Дома Марка Лукреция Фронтона


Четвертый помпейский стиль - декоративный или иллюзорный.

Также этот стиль называют фантастическим стилем или перспективно-орнаментальным. Он закрепляется в годы правления Нерона и отличается от других добавлением фантастических композиций и сценичностью.

Картинка для сравнения


Четвёртый стиль характеризуется изобилием богатств, но в тоже время отсутствием новых элементов. В основе четвертого стиля лежит стиль первый – имитация облицовки стен мрамором и ее членение, в нем используются фиктивные архитектурные элементы, характерные для второго стиля, украшение канделябрами, вьющимися растениями, характерными для третьего стиля.



Но он резко отличается от предыдущих стилей динамичностью пространственных композиций картин, их нарочитой театральностью, обилием фигур, находящихся в сильном движении и тела, и души.

В Доме Веттиев в Помпеях находятся примеры фресок этого стиля.



Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 11727 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...