Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Толковый словарь понятий и терминов 6 страница. [1102]Повесть о Куликовской битве / Под ред



[1099]См.: Шабульдо Ф.М. Указ. соч. С. 107.

[1100]См. там же. С. 105—106.

[1101]См. там же. С. 115.

[1102]Повесть о Куликовской битве / Под ред. Д.С. Лихачева, пер. О.П. Лихачевой. Л., 1980. С. 9.

[1103]Там же. С. 12.

[1104]Там же. С. 26.

[1105]См.: Шабульдо Ф.М. Указ. соч. С. 134.

[1106]См. там же. С. 129.

[1107]См.: Бегунов Ю.К. Об исторической основе «Сказания о Мамаевом побоище» // Слово о полку Игореве и памятники Куликовского цикла. М.; Л., 1966. С. 506—509; Экземплярский А.В. Указ. соч. Т. II. С. 586—587.

[1108]См.: Шабульдо Ф.М. Указ. соч. С. 132.

[1109]См. там же.

[1110]ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 141.

[1111]См.: Комарович В.Л. Китежская легенда. М.; Л., 1936. С. 83 и след.

[1112]См. там же. С. 84.

[1113]См.: Экземплярский А.В. Указ. соч. Т. II. С. 415.

[1114]См. там же. С. 588, со ссылкой на В. Татищева.

[1115]«Тюфяк» — от персидского слова «тупанг» (трубка) — железный ствол, запаянный с казенной части; заряжался с дула пороховым зарядом, который был запыжен осколками железа. Содержал до пяти зарядов, сквозь которые был пропущен фитиль, поджигаемый с дула и стрелявший последовательно 5 раз, как картечь. Дальность поражения была мала, но для ближнего боя достаточна. «Тюфяк» был вытеснен пушкой (гарматой) в 1389 г.

[1116]Цит. по: Покровский М.Н. Указ. соч. Т. I. С. 177.

[1117]Там же. Указ. соч. Т. I. С. 176.

[1118]См.: Экземплярский А.В. Указ. соч. Т. II. С. 586—587.

[1119]Комарович В.Л. Указ. соч. С. 84.

[1120]См.: Экземплярский А.В. Указ. соч. Т. II. С. 416—419.

[1121]Покровитель Дионисия князь Борис Константинович был женат на дочери Ольгерда, но и это не помогло.

[1122]См.: Тизенгаузен. Т. II. С. 109. Слово «талба» оставлено без перевода.

[1123]Там же. С. 151.

[1124]Там же. С. 110.

[1125]См.: Экземплярский А.В. Указ. соч. Т. II. С. 416—417, 419.

[1126]См. там же. С. 589.

[1127]См. там же. С. 419.

[1128]Тизенгаузен. Т. II. С. 156.

[1129]За это митрополит Алексей отлучил Святослава (см.: Шабульдо Ф.М. Указ. соч. С. 107).

[1130]Стихотворение Хафиза: «Если ширазская турчанка понесет руками мое сердце, за ее индийскую родинку я отдам и Самарканд, и Бухару». Взяв Шираз, Тимур велел найти Хафиза и грозно ему сказал: «О несчастный! Я потратил жизнь на возвеличение моих любимых городов — Самарканда и Бухары, а ты хочешь отдать их своей шлюхе за родинку!» Хафиз ответил: «О повелитель правоверных! Из-за такой моей щедрости я и пребываю в такой бедности». Тимур расхохотался, велел дать поэту халат и отпустил его. В Тимуре странным образом сочетались жуткая жестокость с великодушием и храбростью. Деятельность его была такова, что породила очередной зигзаг истории, распрямившийся только через 100 лет.

[1131]См.: Тизенгаузен. Т. II. С. 154.

[1132]См. там же.

[1133]См.: Мюллер А. История ислама. Т. III. 1896. С. 319.

[1134]GroussetR. L’Empire… P. 500—503.

[1135]См.: ПСРЛ. Т. 8. СПб., 1859; ср.: Никоновская летопись (ПСРЛ. Т. 11. С. 121); Рогожский летописец (ПСРЛ. Т. 15. Изд. 2. Вып. 1) и Симеоновская летопись (ПСРЛ. Т. 18. под годом).

[1136]См.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Джучиды.

[1137]Цит. по: Соловьев С.М. История России… Кн. II. Т. IV. С. 660.

[1138]Тизенгаузен. С. 160.

[1139]«Того же лета (1391. — Л.Г.) поиде князь великий Василий Дмитриевич в орду, позван царем» (ПСРЛ. Т. III. 1841 — Новгородская I летопись).

[1140]Тизенгаузен. Т. II. С. 164. Примеч. 2; имеющуюся разноречивость текстов я понимаю так, что с прибытием подкреплений войско Тохтамыша было бы вдвое многочисленнее, чем у Тимура. Но подкрепления опоздали. «Князь Василий Дмитриевич отъехал от царя Тохтамыша за Яик (Ик. — Л.Г.)» (ПСРЛ. Т. IV. Ч. 1. 1925 — Новгородская IV летопись).

[1141]Тизенгаузен. Т. II. С. 15.

[1142]Софийский временник (ПСРЛ. Т. V. Ч. VI. СПб., 1851).

[1143]В опубликованном тексте — Яик, но это неверно (см.: Тизенгаузен. Т. II. С. 294, комментарий).

[1144]Устюжский летописный свод. М.; Л., 1950. См. под 1390 г. (6898): «Того же лета на Тактамыша приде ин царь силен ис Шамархийския (Самаркандской. — Л.Г.) земли, и бысть им сеча велика. Того же лета князь великий Василеи Дмитриевичь бысть во Орде в ту сечу у Тактамыша и за малым утече у сечи и за Волгу. И бежа за Дон, блюдяся погони, и вожи облудилися, и прибеже на Киев» (Архангелогородский летописец).

[1145]Тизенгаузен. Т. II. С. 171—172.

[1146]См.: Экземплярский А.В. Указ. соч. Т. II. С. 420—421.

[1147]См.: Тизенгаузен. Т. II. С. 118.

[1148]Там же. С. 173. Примеч. 2.

[1149]Там же. С. 178, 212, 214.

[1150]Две конфедерации туркмен, оттесненных вторжением монголов (см.: Босворт К.Э. Мусульманские династии. С. 221).

[1151]См.: Джанашиа С.Н. и др. История Грузии. Тбилиси, 1946. С. 293.

[1152]Цит. по: Грумм-Гржимайло Г.Е. Джучиды. С. 35.

[1153]Тизенгаузен. Т. II. С. 174.

[1154]Там же. С. 212, 214.

[1155]Там же. С. 178.

[1156]Там же. С. 37. Примеч. 17.

[1157]Принято считать, что фанатичные мусульмане Золотой Орды в конце XIV в. приняли имя узбеков в честь хана, обратившего их предков в ислам, что подтверждается сообщениями Шереф ад-Дина о большом числе «неверных» в окружении Тохтамыша. Это указывает на внутренний раскол улуса Джучиева, так как в это же время появляются «ногаи» — сторонники Едигея, а немного спустя — казахи, противники «узбеков». Современные узбеки — разноплеменные тюрки Средней Азии, принявшие имя своих завоевателей и слившиеся с ними в единый этнос.

[1158]Елец был единственным русским городом, разрушенным войсками Тимура.

[1159]Тизенгаузен. Т. II. С. 180, 121.

[1160]Там же.

[1161]Там же.

[1162]Там же. С. 187.

[1163]Там же. С. 187—188.

[1164]См.: Шабульдо Ф.М. Указ. соч. С. 142.

[1165]Там же. С. 145.

[1166]Там же. С. 147.

[1167]Соловьев С.М. История России… Кн. II. Т. IV. С. 357.

[1168]Там же. Т. III. С. 364—365.

[1169]Там же. С. 365.

[1170]См.: Шенников А.А. Княжество потомков Мамая // Депонировано в ИНИОН. № 7380. Л., 1981. С. 20—22.

[1171]См.: Шабульдо Ф.М. Указ. соч. С. 150.

[1172]Тизенгаузен. Т. II. С. 188.

[1173]Экземплярский А.В. Указ. соч. С. 426.

[1174]ПСРЛ. IV. С. 108; цит. по: Комарович В.Л. Китежская легенда. С. 67.

[1175]См.: Экземплярский А.В. Указ. соч. С. 591.

[1176]См.: Соловьев С.М. История России… Кн. II. Т. IV. С. 369.

[1177]Полотнище держалось на девяти копьях, причем на каждом висело по бунчуку (конскому хвосту).

[1178]Соловьев С.М. История России. Кн. II. Т. IV. С. 635.

[1179]См. там же. С. 658—659.

[1180]Краткость и обобщенность изложения хода событий отчасти восполнены синхронистической таблицей 1402—1461 гг.

[1181]В XV—XVI вв. ногайцы обитали и в Причерноморье (см.: Шенников А.А. Жилые дома ногайцев Северного Причерноморья // Славяно-русская этнография. Л., 1973. С. 46).

[1182]См.: Шенников А.А. Червленый яр. Л., 1987. С. 44.

[1183]См.: Соловьев С.М. История России… Кн. II. Т. IV. С. 493.

[1184]См.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Когда произошло и чем было вызвано распадение монголов на восточных и западных?

[1185]См.: Владимирцов Б.Я. Турецкие элементы в монгольском языке.

[1186]См.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Указ. соч. С. 177.

[1187]О терминах «орда» и «племя» см.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки. С. 177.

[1188]Этногенез — процесс, идущий по ходу времени: от пассионарного толчка к гомеостазу при рассеянии энергетического заряда. Поэтому движение «вперед» вовсе не означает постоянного улучшения и потому не может быть названо прогрессивным. Ведь на организменном уровне последовательное развитие системы ведет к старости и распаду на элементы для очередного обновления. На этническом уровне закономерность та же.

[1189]Ожесточение против великороссов в Литве было столь сильно, что при разрыве Витовта с Василием Дмитриевичем все москвичи, гостившие в литовских владениях, были перебиты (см.: Соловьев С.М. История России… Кн. II. Т. IV. С. 599).

[1190]См. там же. С. 428—429.

[1191]См.: История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. II. С. 102—104.

[1192]Западная половина империи тоже сменила самоназвание: с принятием христианства она стала именоваться Гесперия.

[1193]См.: Соловьев С.М. Указ. соч. С. 414—415.

[1194]См. там же. С. 409.

[1195]См. там же. С. 429.

[1196]См.: Голобуцкий В.А. Указ. соч. С. 3—9.

[1197]См.: Симоновский Л. Краткое описание о казацком малороссийском народе. М., 1841. С. 4.

[1198]О трех смысловых вариациях термина «козак» см.: Шенников А.А. Червленый яр. С. 98 и след.

[1199]См.: Гумилев Л.Н. Этнос и категория времени.

[1200]См.: Гумилев Л.Н. Внутренняя закономерность этногенеза (ландшафт и этнос. XIV) // Вестн. ЛГУ. 1973. № 6. С. 94–103.

[1201]См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

[1202]Там же. С. 449.

[1203]Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Вып. I. ВИНИТИ, 1979. С. 4.

[1204]См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Вып. 3. ВИНИТИ, 1979.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 127 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...