Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 11. Эволюция религии в современном мире



История человечества и история религии свидетельствуют о непрерывных изменениях в религиозной сфере. Менялись типы религий, исчезали различные формы национальных религий, укреплялись и развивались мировые религии, происходили изменения в самих религиях. Этот процесс изменения форм религии у разных народов и в различных регионах не всегда происходил мирным путем. Так, история распространения христианства, а также ислама свидетельствует о насильственном вытеснении старых верований в ходе завоевания стран и народов.

Достаточно вспомнить арабские завоевания в VII-VIII вв. Палестины, Сирии, Египта, Средней Азии, Северной Африки и Пиренейского полуострова, в ходе которых под знаменем священной войны среди порабощенных народов насаждалась религия Аллаха. В ходе колониального освоения Латинской Америки и других «языческих» краев насильственным путем насаждалось христианство. Более сложным и неоднозначным было утверждение и распространение протестантизма в государствах Западной Европы, которое нередко сопровождалось настоящими военными столкновениями и кровопролитием. Таким образом, в истории религии имели место различные эволюционные и «революционные» процессы.

Под эволюцией религии в широком смысле слова можно понимать сравнительно мирный, постепенный процесс изменений, появляющийся как в возникновении и исчезновении тех или иных форм религий, так и во взаимовлиянии различных религий, а также в виде изменений в рамках определенной религии, происходящих под воздействием изменяющихся общественных отношений.

Эволюцию можно оценить как объективный исторический процесс, независимый от воли и желания людей, хотя и протекающий через борьбу и столкновения представителей различных организаций. В этом процессе нельзя игнорировать личные качества основателей тех или иных религиозных течений.

Эволюцию религии в настоящее время признают и теологи и религиоведы. В утверждении воззрения на религию как на исторически изменяющийся феномен культуры важную роль сыграли усилия религиоведов, этнографов, археологов, историков разных стран с середины XIX в.

Современная эпоха с ее все более ускоряющимся темпом изменений, приобретающих глобальный характер, более отчетливо выявляет и зависимость между развитием научных знаний, научно-техническим прогрессом, изменением образа жизни людей и эволюцией религии. Конечно, эту зависимость нельзя упрощать, а тем более утверждать, что с развитием науки сфера влияния религии автоматически сужается, что то или иное научно-техническое достижение является свидетельством в пользу «опровержения религии». Например, в 50 -60-е гг. много говорили (причем даже теологи) о «кризисе религии» в современном мире, Какую-то реальность подобные суждения отражали, но вряд ли правомерно говорить о «глобальном кризисе» религии.

В действительности, зависимость между эволюцией религии и развитием науки, техники, социальных отношений, образа жизни людей более сложная и опосредованная, она специфически проявляется на разных уровнях религиозного сознания, культа, религиозной деятельности. Дело в том, что человек живет не только в природном мире, но и в мире «второй природы», в мире материальной и духовной культуры, создаваемой и изменяемой самими людьми.


.

Преобразуя ее, он меняет себя, свои взгляды и представления, привычки и обычаи, нормы отношений между отдельными людьми и народами. Все это не может не отражаться в религии, в изменении всех ее компонентов, ведь и верующие и богословы живут в этом же меняющемся мире. Изменения же, происходящие за последние годы, носят глобальный характер, они затрагивают все страны и народы, проживающие в разных уголках земного шара.

Современный этап научно-технической революции, начавшийся на рубеже 70-80-х годов, открывает широкие перспективы развития производительных сил общества. Ведущими направлениями этого этапа НТР являются такие новые научно-технические отрасли, как микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология, создание материалов с заранее заданными свойствами. Продолжаются исследования, изучающие возможности создания новых источников энергии, в том числе и энергии термоядерного синтеза. На основе научно-технических достижений, по мере их распространения в различные регионы мира усиливается взаимосвязь и взаимозависимость всех экономических, социальных и политических процессов в мире. Можно без преувеличения сказать, что бурному научно-техническому развитию сопутствуют столь же значительные социально-политические процессы. Коренным образом меняется политическая карта мира. Почти исчезли колониальные страны и на мировую арену вышли в качестве влиятельной политической силы государства и союзы государств, которые еще недавно относились к зависимым странам - Индия, Индонезия, страны Арабского Востока, Бразилия и др. Все эти научно-технические и социально-политические перемены приводят к переменам в образе жизни разных народов, в их сознании, в том числе и в сфере религии.

1.Секуляризация. Одним из таких заметных изменений является процесс секуляризации, который наиболее отчетливо проявляется в развитых странах Европы, дает о себе знать в других странах и регионах. В средневековой Европе термин «секуляризация» означал обращение церковных или монастырских земель в государственную собственность. Этим же термином обозначалась и передача каких-либо функций из церковного ведения в распоряжение гражданских властей. В настоящее время под секуляризацией понимается сложный многогранный процесс освобождения различных сфер общества и культуры от господства религиозных институтов и символов.

Если речь идет об институтах и обществах, относящихся к новейшей истории Запада, здесь секуляризация проявляется в утрате христианской церковью сфер, прежде находившихся под ее контролем или влиянием: в отделении церкви от государства, в экспроприации церковных землевладений, в освобождении системы образования из под власти церковных авторитетов. Если же мы говорим о культуре и символах, то под секуляризацией понимается нечто большее, чем социальный процесс. Она оказывает влияние на всю целостность культурной жизни общества. Ее можно наблюдать по снижению роста религиозной тематики в искусстве, философии и литературе, и, что самое важное - по развитию науки как автономного, чисто светского взгляда на мир. У процесса секуляризации есть и субъективная сторона: наряду с секуляризацией общества и культуры существует и секуляризация сознания. Это означает, что современное общество порождает все больше индивидов, которые в своем отношении к миру и самим себе не пользуются религиозными идеями.


Если секуляризацию рассматривать как глобальный феномен, характерный для современной эпохи, то очевидно, что этот процесс в мире идет неравномерно. На различных группах населения он сказывается по-разному. Исследования специалистов показывают, что мужчины более восприимчивы к влиянию секуляризации, чем женщины, люди средних лет - чем молодежь и старики, горожане - чем жители сельской местности, представители социальных слоев, непосредственно связанных с современным производством, - чем люди, занятые более традиционным трудом и т.д.

Одним из наиболее очевидных воздействий секуляризационного процесса начала века стал «кризис доверия» к религии. Можно сказать, что секуляризация явилась результатом широко распространившегося разочарования в истинности традиционных религиозных определений реальности. Если современный человек проявляет равнодушие к вопросам, связанным с религией, то он объективно сталкивается со множеством религиозных и внерелигиозных инстанций, каждая из которых по-своему определяет реальность. Эти инстанции ведут борьбу между собой, оспаривая внимание к своим позициям религиозных определений реальности.

В настоящее время во многих развитых странах мира церковь отделена от государственных структур. Право, политика, экономика, наука и искусство в осуществлении своих функций все чаще апеллируют не к тем или иным догматам, а главным образом к «мирским» интересам человека, общества, отдельных социальных групп. Так, Организация Объединенных Наций, как международный орган, объединяющий почти все государства земного шара, в своем Уставе и Декларации прав человека провозглашает одним из важнейших принципов своей деятельности обеспечение прав личности на достойные условия жизни независимо от расовой и религиозной принадлежности. Международными организациями приняты декларации, признающие право человека на выбор нерелигиозного мировоззрения, равно как его право на религиозный выбор.

Все указанные факторы свидетельствуют, что сейчас возможно говорить о том, что наряду с различными формами религиозного мировоззрения формируется и развивается также нерелигиозное, секуляризованное мировоззрение. Оно не представляет собой внутренне целостной системы и объединяет его, по существу один признак нерелигиозность. На разных уровнях общественного сознания степень, глубина, осознанность этой нерелигиозности различны и определить общие характеристики такого мировоззрения весьма сложно. Вероятно его основной чертой можно считать интуитивное осознание, ощущение возрастающей роли самого человека в изменении всех условий своего бытия. Для такого мировоззрения основным принципом ценностной ориентации становится признание, что главной ценностью для человека является сам человек, независимо от его отношения к религии. На теоретическом уровне данное мировоззрение представлено множеством различных течений направлений, философских концепций. Среди них можно выделить естественнонаучное, социологическое и антропологическое направления. Наиболее общим названием для всех представителей этого нерелигиозного мировоззрения установившимся в литературе, является «свободомыслящие». Кроме этого ими используются для обозначения своих позиций и такие понятия, как «агностик», «скептик», «атеист», «секулярист», «гуманист» и др. В то же время наиболее общими особенностями этого секуляризованного мировоззрения являются гуманизм и ориентация на науку.

Среди свободомыслящих достаточно хорошо известных отечественному читателю можно назвать Л. Фейербаха, З. Фрейда, Б. Рассела, А. Камю, П. Сартра и др.

Итак, на протяжении большей части человеческой истории религия обладала монополией на право регулировать индивидуальную и общественную жизнь. В настоящее время мы являемся свидетелями того, что секуляризация ведет к формированию радикально иной ситуации - ситуации плюрализма. Эта ситуация, демонополизируя религию, затрудняет сохранение жизнеспособных религиозных структур и создание новых. В рамках современного общества становится все труднее сохранять прежние позиции религии, а также религиозные верования как вечные и неизменные истины. Эти явления в совокупности образуют «кризис доверия» к религии.

Плюралистическая ситуация приводит к увеличению числа разнообразных конкурирующих друг с другом религиозных структур. Религия все больше становится «делом индивидуального вкуса», делом субъективного предпочтения, а религиозные традиции утрачивают характер универсальных символических систем.

В настоящее время у религиозных организаций имеется две возможности. Они могут либо приспособиться к ситуации, либо попытаться сохранить жизнеспособности перед лицом многочисленных конкурентов. Оба варианта невозможно осуществить без решения проблем, которые и образуют то, что называется «кризисом религии в современном обществе».





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 403 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...