Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные жанры христианской дидактической словесности: проповеди, жития, примеры, видения. Их общие черты и отличительные особенности каждого



Клерикальная литература – церковная литература, зародившаяся в раннем средневековье и имеющая целью наставить верующих на путь истинный, развить благочестие, усмирить страсти, научить жить по библейским заветам. Не случайно, что неисчерпаемым источником клерикальной литературы, как в области идей, так и в области художественного, была Библия – Ветхий и Новый Заветы. Нравственные ценности доминировали над ценностями эстетическими.

Создавалась такая литература в основном служителями церкви. К ней относятся следующие жанры:

- жития;

- примеры, или exempla (содержавшие в себе сведения по какому-либо вопросу либо рассказы о добрых и дурных поступках);

- видения (назидательная цель достигалась в результате того, что ясновидцу открывалась судьба грешных и праведных душ);

- проповедь

1) Жития святых пользовались огромной популярностью. Ранние жития повествовали по преимуществу о мученичестве христианских праведников. В X в. складываются канон жанра, твердый тип героя (епископа, миссионера, девственницы и др.), обладавшего повторяющимся набором добродетелей, а также формулы восхваления идеализируемого персонажа. “Спрос” на жития был так велик, что они довольно рано начали пересказываться и по-французски. Таково, например, «Житие Алексея, человека Божия» (середина XI в.), где рассказывается о подвиге святости, совершенном знатным римским юношей Алексеем, который, презрев мирские блага и дав обет девственности, 17 лет провел вдали от дома, живя милостыней; вернувшись же неузнанным, прожил еще 17 лет при доме своего отца, творя молитвы и безропотно снося насмешки слуг. Подвижничество героя открывается лишь после его смерти, а святость подтверждается тем, что одно только прикосновение к его мертвому телу исцеляет больных и увечных. Важнейшей чертой житийной литературы является то, что, наряду с дидактикой, выражавшей идеологию церкви, в жития активно проникал мотив чудес и чудотворства, отвечавший запросам народной религиозности, а вместе с ним - интерес к авантюрности и фантастике. Популярность житий привела к тому, что, с одной стороны, отрывки из них читались в церквах во время богослужения, а с другой - сами рассказы о святых стали собираться в своды. Наиболее известный из них – «Золотая легенда» Якова Ворагинского (ХШ в.), получившая распространение по всей средневековой Европе.

2) Примеры, или exempla

Это назидательные рассказы, восходящие к книжной или устной традиции. Использовались в качестве притч в церковных проповедях. Подобные притчи нередко представляют собой живые зарисовки средневековых обычаев и нравов, близко напоминая отдельные фаблио и шванки.

Примеры примеров: «О сыновьях, пронзивших стрелами труп отца», «Об отроке, пожелавшем сохранить для отца своего часть сукна», «О юноше, надевшем перстень на палец статуи Венеры».

3) Видения

До XII в. все видения (кроме скандинавских) написаны по-латыни, затем они появляются на народных языках. Наиболее законченная форма видений представлена в латинской поэзии. Жанр этот тесно связан с канонической и апокрифической религиозной литературой и близок по своей целенаправленности к церковной проповеди.

Редакторы видений (они всегда из среды духовенства и их нужно отличать от самого «ясновидца») пользовались случаем от имени «высшей силы» пропагандировать свои политические взгляды или обрушиться на личных врагов.

В X в. возникают пародические видения. С другой стороны, видения становятся обрамлением любовно-дидактической аллегории в куртуазной рыцарской поэзии («Роман о Розе» Г. де Лорриса).

Примеры видений: «Видение о Петре-Пахаре», «Видение Карла Великого», «Видение Тнугдала».

4) Проповедь

Основная масса общества оставалась неграмотной. Для того, чтобы мысли социальной и духовной элиты стали господствующими помыслами всех прихожан, их нужно было “перевести” на доступный для понимания всех людей язык. Этим занимались проповедники. Приходские священники, монахи, миссионеры должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей.

Проповедь предполагала в качестве своего слушателя любого человека - грамотного и неграмотного, знатного и простолюдина, горожанина и крестьянина, богатого и бедного.

Наиболее известные проповедники строили свои проповеди таким образом, чтобы в течение длительного времени удержать внимание публики и донести до нее идеи церковного учения ввиде простых примеров.

Некоторые пользовались для этого так называемыми “примерами” (exempla) - короткими рассказами, написанными ввиде притчей на житейские темы.

Эти “примеры” - один из ранних литературных жанров и представляют особый интерес для более полного понимания миросозерцания рядовых верующих. “Пример” был одним из наиболее действенных средств дидактического воздействия на прихожан.

В этих “ случаях из жизни” виден изначальный мир средневекового человека, с его представлениями о святых и нечистой силе как о реальных участниках повседневной жизни человека.

Однако наиболее известные проповедники такие, как Бертольд Регенбургский (XIII в), в своих проповедях не пользовались “Примерами”, строя их преимущественно на библейских текстах. Этот проповедник строил свои проповеди в виде диалогов, адресовал призывы и высказывания к определенной части слушателей или профессиональных категорий. Широко использовал способ перечисления, загадки и другие приемы, делавшие его проповеди маленькими спектаклями.

Служители церкви, как правило, не вносили в свои проповеди сколько-нибудь оригинальных идей и высказываний, от них этого не ожидалось и прихожане были бы неспособны оценить это. Удовлетворение публика получала как раз от слушания вещей привычных и известных.

_______________________________________________________________________________________________________________________________





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 645 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...