Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Толковый словарь понятий и терминов 7 страница



1024. ПСРЛ. Т.IX. С.33.Цит.по: Хорошев А.С. Указ.соч.С.109.

1025. Roublev Michel. The periodicity of the mongol tribute as paid by russian princes during the fourteenth and fifteenth centuries // Forschungen zur osleuropaischen Geschichle. Band!5. Berlin. 1970. S. 7.

1026. Голобуцкий В.А. Запорожское казачество. Киев. 1957.С.23‑26.

1027. См.: Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII‑XIV вв. М., 1985. С. 51.

1028. Покровский М.П. Указ.соч. Т.1.С.180‑181.

1029. См.: Прохоров Г.М. Повесть о Митяе.Л.,1978.С.51.

1030. См.: Хорошев Л.С. Указ. соч. С. 111. Приведены цитаты из В.О. Ключевского, Л.Е. Преснякова, С.В. Пахрушина, М.Н. Тихомирова, Д.С. Лихачева и Л.В.Черепнина, не расходящихся в оценке заслуг владыки Алексея.

1031. Митяй умер по дороге к Константинополь. Посвященный в митрополиты Пимен, переяславский архимадрит, не был принят на Москве. Великий князь сослал Пимена, а в 1381 г. пригласил Киприана, которого поддерживал Сергий Радонежский (см.:Прохорон Г.М.Указ.соч.С.137 и след.). Дмитрий, подозревая Пимена в отравлении Митяя, снял с него белый клобук и заточил его (см.: Трайчевский А. Учебник русской истории. Ч.I. С.161).

1032. Хорошев А.С. Указ. соч. С. 112.

1033. Там же. С. 112; ср.: Прохоров Г.М. Указ. соч.

1034. Хорошев А.С. Указ. соч. С. 115.

1035. Там же. С. 114.

1036. Там же. С. 121

1037. См.: Толстов С.П. По следам исчезнувших цивилизаций. М.; Л., 1948. С. 318– 319.

1038. См.: Трайчевский А. Указ. соч. С. 120.

1039. Насколько неприятна чехам была немецкая экспансия, показала гуситская война, вспыхнувшая в 1419 г. Об ожесточенности войны говорит тот факт, что население Чехии за 200 лет сократилось с 3 млн. до 800 тыс. (Трайчевский А. Указ. соч. С. 120).

1040. См.: Шабульдо Ф.М. Земли юго‑западной Руси в составе Великого княжества Литовского. С. 10.

1041. Там же. С. 38.

1042. Там же. С. 9, 55.

1043. Там же. С. 66.

1044. Рашид‑ад‑Дин. Т. 1. Кн. 2. С. 275.

1045. В 1251 г. Батый послал в Монголию для поддержки своего двоюродного брата Мункэ‑хана 30 тыс. воинов, а во время битвы между Тохтой и Ногаем в 1299 г. сражались якобы около 900 тыс. воинов (Рашид‑ад‑Дин. Т.II.С.86) – это явное преувеличение (в 9‑10 раз). См.: Myнкуев Н.Ц.//Татаро‑монголы и Азии и Европе. М., 1970. С. 370‑371.

1046. Половина регулярного войска находилась в ставках ханов Белой орды (Орды‑Ичэна) и Синей орды (Шейбанз).

1047. Халиков А.X. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. Казань, 1978. С. 90.

1048. Там же. С. 90‑91.

1049. Там же. С. 23.

1050. Тизенгаузен. Т.II. С. 151.

1051. См.: Халиков А.X. Указ.соч. С.9

1052. Эквивалентно нынешнему «щеголь», точнее «пижон».

1053. Сапунов Б.В. Книга в России в XI‑XIII вв. Л., 1978.

1054. См.: Свирин Л.Н. Искусство книги Древней Руси XI‑XVII вв. М.. 1964. С. 11; ср.: Розов Н.Н. Книга Древней Руси XI‑XIV вв..M., 1977.

1055. Русских мечей XI‑XIII вв. сохранилось доныне всего 183, а шлемов – еще меньше, хотя их очень берегли (см.: Сапунов Б.В. Указ. соч.).

1056. См.: Свирин А.Н. Указ. соч. С. 12‑13.

1057. Начальная фраза показывает, что русский переводчик дал не буквальный, а смысловой перевод, скорее пересказ, что понятно, ибо язык подлинника крайне сложен и малоизучен. Но откуда такие познания были у русского переводчика – неясно.

1058. Плерома – полнота всего сущего, эманирующая зоны – частицы света, облекаемые «низкой материей», не имеющей самостоятельного бытия и по мере воспарения эонов обратно в Плерому превращающейся в ничто – мэ он.

1059. Праджня – запредельная интуиция; учение, возникшее в рамках буддизма в I в. н. э. и широко использованное в махаяне, постулирующей иллюзорность мира, включая познающего субъекта.

1060. Манихейство – вариант антиохийской школы гностицизма, признававшей две стихии: Свет и Мрак. Мир, по Сатурнилу и Мани, – разорванное тучами мрака тело Первочеловека (вероятно, Ормузда), страдающее в тенетах мрака. Свет приравнивается к Духу, Мрак – к материи; обе стихии безличны.

1061. Все три учения пессимистичны, т.е. жизнеотрицающи, и атеистичны.

1062. Атман, согласно философской системе Веданты, – бессмертная душа, подвластная карме – закону причинности.

1063. Учение о сатане как о возмутившемся ангеле идет из книта Еноха и распространилось как попытка связать строгий, примитивный монизм с духовным опытом христиан и мусульман.

1064. Шуньята – пустота, которую можно увидеть лишь в момент смерти, как «ясный свет чистой реальности», – учение тантричсского буддизма.

1065. В древности люди не считали себя «венцом творения» и «царями природы». Предполагалось, что они занимают промежуточное положение, а выше и ниже их есть существа, которых они называли «демоны». Существа на порядок ниже ныне обнаружены – это микроорганизмы и вирусы. Те, которые на порядок выше, не открыты и потому считаются несуществующими. Сведения о них присутствуют только в фольклоре и фантастической литературе.

1066. См.: Вернадский В.И. Химическое строение биосферы... § 200.

1067. См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С.388.

1068. Там же. С. 390‑391.

1069. См.: Гумилев Л.Н. Гуманитарные и естественные аспекты исторической географии. Л., 1984. С. 42‑57.

1070. См.: Буниятов З.М. Государство хорезмшахов – Ануштегинидов, 1097– 1231. М., 1986. С. 137.

1071. Grousset R. L'Empire des Steppes. P. 448‑451.

1072. См.: Грумм‑Гржимайло Г.Е. Западная Монголия...С.508.

1073. См.: Очерки истории Китая с древности до «опиумных войн» /Под ред. Шан Юз. М., 1959. С. 382.

1074. Там же. С. 388.

1075. См.: Боровкова Л.А. О борьбе китайского народа против монгольских завоевателей в середине XIV в.//Татаро‑монголы в Азии и Европе. С. 426.

1076. Очерки истории Китая...С. 398.

1077. Грумм‑Гржимайло Г.Е. Западная Монголия...Т.II. С.510.

1078. Моголы – условное название тюрок Джагатайского улуса, предков казахов Старшего джуса. Могулистан располагался в северо‑восточных степях улуса: в Притяньшанье, Восточном Туркестане и Семиречье.

1079. Grousset R. L'Empire...P. 414.

1080. Ibid. P.414‑415.

1081. Грумм‑Гржимайло Г.Е. Указ.соч. С.515.

1082. У К.Э. Босворта (мусульманские династии. С. 197) смерть Тоглук‑Тэмура ошибочно датирована 1370 r.

1083. См.: Якубовский А. Ю. История Узбекистана. Ташкент, 1950. С.337.

1084. Groussel R.Op.cil..P.500‑501.

1085. К сожалению, в западной историографии принято деление не на три, а только на две орды; Синяя орда необоснованно опущена (см.: Grousset R. Op.cit. P. 470).

1086. Экземплярский А.В. Великие и удельные князья северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. Т. II. СПб., 1891. С. 405.

1087. Там же. С. 408.

1088. Там же. С. 104.

1089. Синяя орда, располагавшаяся между Тюменью и Мангышлаком, была менее затронута влиянием мусульманской культуры, нежели Золотая и Белая. Воины в ней сохранили древнюю свирепость и выступали как ревностные защитники традиционной степной культуры. Последним ханом Синей орды был Тохтамыш.

1090. Экземплярский А.В. Указ. соч. С. 405.

1091. Там же.

1092. Грумм‑Гржимайло Г.Е. Джучиды: Рукопись//Архив ГО.

1093. См.: Экземплярский Л.В. Указ.соч. С.104.

1094. В земле камских болгар правил Пулад‑Темир; в земле мордвы – Тагай; в Сарае – Шейбаниды; в Астрахани, Сарайчике и Крыму – самостоятельные князья; в Причерноморье – Мамай, который попытался наладить через генуэзские колонии в Крыму контакт с Западом.

1095. См.: Якубовский Л.Ю. Тимур и его время//История народов Узбекистана. Ташкент, 1960. С. 353.

1096. Захватив власть, эмир Тимур стал носить титул «его величество султан – воитель за веру» (Тизенгаузен. Т. II. С. 131. Примеч. 3).

1097. См.: Шабульдо Ф.М. Указ.соч. С.66 (разобраны расхождения в датировках).

1098. Там же. С. 60‑62.

1099. ПСРЛ. Т.ХV. С.89‑90.

1100. См.: Шабульдо Ф.М.Указ.соч.С.107.

1101. См.: там же.С.105–106.

1102. См.: там же. С. 115.

1103. Повесть о Куликовской битве //Под ред. Д.С. Лихачева, пер. О.П. Лихачевой. Л., 1980. С. 9.

1104. Там же. С. 12.

1105. Там же. С. 26.

1106. См.: Шабульдо Ф.М. Указ. соч. С. 134.

1107. См.: там же. С. 129.

1108. См.: Бегунов Ю.К. Об исторической основе «Сказания о Мамаевом побоище» // Слово о полку Игореве и памятники Куликовского цикла. М.; Л., 1966. С.506‑509; Экземплярский Л.Н. Указ. соч. Т.II. С.586‑587.

1109. См.: Шабульдо Ф.М. Указ. соч. С. 132.

1110. Там же.

1111. ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1.Стб. 141.

1112. См.: Комарович В.Л. Китежская легенда. М.; Л.,1936.С.83 и след.

1113. См.: там же. С. 84.

1114. См.; Экземплярский А. В. Указ. соч. Т. II. С. 415.

1115. См.: там же. С. 588, со ссылкой на В. Татищева.

1116. «Тюфяк» – от персидского слова «тупапг» (трубка) – железный ствол, запаянный с казенной части; заряжался с дула пороховым зарядом, который был запыжен осколками железа. Содержал до пяти зарядов, сквозь которые был пропущен фитиль, поджигаемый с дула и стрелявший последовательно 5 раз, как картечь. Дальность поражения была мала, но для ближнего боя достаточно. Тюфяк был вытеснен пушкой (гарматой) в 1389 г.

1117. Цит. по: Покровский М.Н. Указ. соч. Т. I. С. 177.

1118. Там же. Указ. соч. Т. I. С. 176.

1119. См.: Экземплярский А.В. Указ. соч. Т.II. С.586‑587.

1120. Комарович В.Л.Указ. соч.С.84.

1121. См.: Экземплярский Л.В. Указ.Соч. Т.II. С.416– 419.

1122. Покровитель Дионисия князь Борис Константинович был женат на дочери Ольгерда, но и это не помогло.

1123. См.: Тизенгаузен. Т.II. С.109. Слово"талба" оставлено без перевода.

1124. Там же. С. 151.

1125. Там же. С. 110.

1126. См.: Экземплярский А.В. Указ. соч. Т.II. С.416‑417, 419.

1127. См.: там же. С. 589.

1128. См.: там же. С. 419.

1129. Тизенгаузен. Т.II. С. 156.

1130. За это митрополит Алексей отлучил Святослава (см.: Шабульдо Ф.М Указ. соч. С. 107).

1131. Стихотворение Хафиза: «Если ширазская турчанка понесет руками мое сердце, за ее индийскую родинку я отдам и Самарканд и Бухару». Взяв Шираз, Тимур велел найти Хафиза и грозно ему сказал: «О несчастный! Я потратил жизнь на возвеличение моих любимых городов – Самарканда и Бухары, а ты хочешь отдать их своей шлюхе за родинку!» Хафиз ответил: «О повелитель правоверных! Из‑за такой моей щедрости я и пребываю в такой бедности». Тимур расхохотался, велел дать поэту халат и отпустил его. В Тимуре странным образом сочетались жуткая жестокость с великодушием и храбростью. Деятельность его была такова, что породила очередной зигзаг истории, распрямившийся только через 100 лет.

1132. См.: Тизенгаузен. Т. II. С. 154.

1133. См.: там же.

1134. См.: Мюллер Л. История ислама. Т.III. 1896.С.319

1135. Grolisset R. L'Empire... P.500‑503.

1136. См.: ПСРЛ. T. 8. СПб.. 1859; ср.: Никоновская летопись (ПСРЛ. Т. II, С. 121), Рогожский летописец (ПСРЛ. Т. 15. Изд. 2. Вып. 1) и Симеоновская летопись (ПСРЛ.Т. 18.под годом).

1137. См.: Грумм‑Гржимайло Г.Е. Джучиды.

1138. Цит.по: Соловьев С.М. История России...Кн. II. Т. IV. С.660.

1139. Тизенгаузен. С. 160.

1140. «Того же лета (1391. – 71.Г.) поиде князь великий Василий Дмитриевич в орду, позван царем» (ПСРЛ. Т. III. 1841 – Новгородская I летопись).

1141. Тизенгаузен. Т.П. 164. Примеч. 2: имеющуюся разноречивость текстов я понимаю так, что с прибытием подкреплений войско Тохтамыша было бы вдвое многочисленнее, чем у Тимура. Но подкрепления опоздали. «Князь Василий Дмитриевич отъехал от царя Тохтамыша за Яик (Ик. – Л.Г.)» (ПСРЛ. T.IV. Ч. 1. 1925– Повгородская IV летопись).

1142. Тизенгаузен. Т.П.С. 15.

1143. Софийский временник (ПСРЛ. Т. V. Ч. VI. СПб., 1851).

1144. В опубликованном тексте – Яик?, но это неверно (см.:Тизенгаузен. Т. II. С. 294, комментарий).

1145. Устюжский летописный свод. М.; Л., 1950. См. под 1390 г. (6898): «Того же лета на Тактамыша приде ин царь силен ис Шамархийския (Самаркандской. – Л.Г.) земли, и бысть им сеча велика. Того же лета князь великий Василеи Дмитриевичь бысть по Орде в ту сечу у Такътамыша и за малым утече у сечи и за Волгу. И бежа за Дон, блюдяся погони, и вожи облудилися, и прибеже на Киев» (Архангелогородский летописец).

1146. Тизенгаузен. Т. II. С. 171‑172.

1147. См.: Экземплярский Л.В. Указ.соч.Т.II.С.420– 421.

1148. См.: Тизенгаузен. Т.II.С.118.

1149. Там же. С. 173. Примеч. 2.

1150. Там же. С. 178,212,214.

1151. Две конфедерации туркмен, оттесненных вторжением монголов (см.: Босворт К.Э. Мусульманские династии. С.221.).

1152. См.: Джанашиа С.Н.и др. История Грузии, Тбилиси, 1946. С. 293.

1153. Цит. по: Грумм‑Гржимаило Г.Е. Джучиды. С. 35.

1154. Тизенгаузен. Т. II. С. 174.

1155. Там же. С. 212, 214.

1156. Там же. С. 178.

1157. Там же. С. 37. Примеч. 17.

1158. Принято считать, что фанатичные мусульмане Золотой Орды в конце XIV в. приняли имя узбеков в честь хана, обратившего их предков в ислам, что подтверждается сообщениями Шереф ад‑Дина о большом числе «неверных» в окружении Тохтамыша. Это указывает на внутренний раскол улуса Джучиева, так как в это же время появляются «ногаи» – сторонники Едигея, а немного спустя – казахи, противники «узбеков». Современные узбеки – разноплеменные тюрки Средней Азии, принявшие имя своих завоевателей и слившиеся с ними в единый этнос.

1159. Елец был единственным русским городом, разрушенным войсками Тимура.

1160. Тизенгаузен. Т. II. С. 180. 121.

1161. Там же.

1162. Там же.

1163. Там же. С. 187.

1164. Там же. с. 187‑188.

1165. См.: Шабульдо Ф.М. Указ.соч.С.142.

1166. Там же. С. 145.

1167. Там же. С. 147.

1168. Соловьев С.М. История России. Кн. II. Т. IV. С. 357.

1169. Там же. Т. III. С. 364‑365.

1170. Там же. С. 365.

1171. См.; Шенников А.А. Княжество потомков Мамая // Депонировано в ИНИОН. №7380. Л., 1981.С.20‑22.

1172. См.: Шабульдо Ф.М. Указ. соч. С. 150.

1173. Тизенгаузен Т. П. С. 188.

1174. Экземплярский А.В. Указ.соч.С.426.

1175. ПСРЛ.ГУ. С.108; цит. по: Комарович В.Л. Китежская легенда. С.67.

1176. См.: Экземплярский А.В. Указ. соч.С.591.

1177. См.: Соловьев С.М. История России...Кн.II. T.IV.С.369.

1178. Полотнище держалось на девяти копьях, причем на каждом висело по бунчуку (конскому хвосту).

1179. Соловьев С.М. История России. Кн. II. Т. IV. С. 635.

1180. См.: там же. С.658– 659.

1181. Краткость и обобщенность изложения хода событий отчасти восполнены синхронистической таблицей 1402‑1461 гг.

1182. B XV‑ХVI вв. ногайцы обитали и в Причерноморье (см.: Шенников А.А. Жилые дома ногайцев Северного Причерноморья // Славяно‑русская этнография. Л.,1973. С. 46).

1183. См.: Шенников А.А. Червленый яр. Л.1987.С.44.

1184. См.: Соловьев С.М. История России... Кн. II.Т.IV. С.493.

1185. См.: Грумм‑Гржимайло Г.Е. Когда произошло и чем было вызвано распадение монголов на восточных и западных?

1186. См.: Владимирцов Б.Я. Турецкие элементы в монгольском языке.

1187. См.: Грумм‑Гржимайло Г.Е. Указ. соч. С. 177.

1188. О терминах «орда» и «племя» см.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки. С.177.

1189. Этногенез – процесс, идущий по ходу времени: от пассионарного толчка к гомеостазу при рассеянии энергетического заряда. Поэтому движение «вперед» вовсе не означает постоянного улучшения и потому не может быть названо прогрессивным. Ведь на организменном уровне последовательное развитие системы ведет к старости и распаду на элементы для очередного обновления. На этническом уровне закономерность та же.

1190. Ожесточение против великороссов в Литве было столь сильно, что при разрыве Витовта с Василием Дмитриевичем все москвичи, гостившие в литовских владениях, были перебиты (см.: Соловьев С.М. История России... Кн. II. Т. IV. С. 599).

1191. См.: там же. С. 428‑429.

1192. См.: История СССР с древнейших времен до наших дней. Т.II. С. 102‑104.

1193. Западная половина империи тоже сменила самоназвание: с принятием христианства она стала именоваться Гесперия.

1194. См.: Соловьев С.М. Указ. соч. С.414– 415.

1195. См. там же. С. 409.

1196. См.: там же. С. 429.

1197. См.: Голобуцкий В.А. Указ. соч. С.З‑9.

1198. См.: Симоновский П. Краткое описание о казацком малороссийском народе. М., 1841. С. 4.

1199. О трех смысловых вариациях термина «козак» см.: Шенников А.А. Червленый яр. С. 98 и след.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 171 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...