Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение. От народной живописи к фантасмагории можно проследить существенное изменения в стилистике Гойи



От народной живописи к фантасмагории можно проследить существенное изменения в стилистике Гойи. И если говорить о стиле как о воплощении мировоззрения, то сюда можно отнести не только характерные формальные приемы, но содержания работ. Таким образом, процесс эволюции художественных образов в работах Гойи можно рассматривать как изменение мировосприятия художника. На разных этапах своего творчества Гойя обращался к разным темам и техникам. Уникальность живописи Гойи с точки зрения развития стиля позволяет рассматривать её не только в контексте перехода от эпохи барокко к романтической эпохе, но и в контексте искусства XX века. Такой подход в изучении искусства Гойи использовал Ф. Лихт. «Именно тема отчаянья человека в творчестве Гойи представляется автору наиболее важной, и именно она, по его мнению, связывает художника с искусством последующих столетий»[7, с. 10]. На основе этой концепции в данной работе сделана попытка к рассмотрению эволюции стилистики художника в контексте эволюции стилей XX века.

Всю живопись Гойи можно назвать монументальной. На это указывает не только масштаб полотен, но в первую очередь значительность их идейного содержания, глубинная трактовка на первый взгляд народных жанровых сцен, неистовость воображения автора и смелая манера письма. Главная и единственна тема его живописи – страстное и глубокое постижение испанской жизни. В этом стремлении Гойя соединяет реальные наблюдения с причудливыми фантазиями. «Но рожденные современной действительностью его живопись выходит за рамки места и времени и превращается в универсальный образ человеческих страданий и пороков, страстей и заблуждений» [10, с. 34]

С другой стороны Гойю называют первым художником новой эпохи, с него началась живопись нового времени. А значит, с Гойи начался новый стиль. Стиль как отражение мироощущения. Но в то же время именно в XIX веке происходит «окончательный распад стилевого единства как целостной устойчивой системы художественных методов, форм и приемов, охватывающих все виды искусства»[7, с. 7]. Таким образом, в самом времени, когда возникает гений Гойи, уже заключен парадокс. Рождается новый стиль, который ознаменует собой распад стиля как такового. Но во многом Гойя предвосхищал свою эпоху. «Гойя выступает в одиночку, с трудом вписываясь в систему живописи своего времени. Его творческая манера была настолько неповторима, что ему никогда не подрожали, а только подделывали после смерти»[16,с. 352].Он не был похож ни на кого из своих современников. Но также он не нашел и последователей среди них. Так как же возник Гойя? Моя задача изучить то влияние, под которым сформировался Гойя, а так же то влияние, которое он оказал на последующую историю.

В данной работе не ставиться вопрос, к какому стилю принадлежит живопись Гойи. Интерес представляет то, какие стили можно отнести к работам Гойи. В этом исследовании я постараюсь проследить, как возникает и меняется восприятие и мироощущение Гойи, а вместе с ним и стиль его работ. А также тот потенциал будущих направлений живописи, который содержало в себе искусство Гойи.

Для последовательного рассмотрения развития стилистики Гойи я выбрала следующие этапы его творчества: его ранние религиозные росписи в церкви Эль Пилар в Сарагосе, картезианском монастыре в Аула Деи, изготовление картонов для королевских мануфактур, росписи церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде и росписи «Дома глухого».

Анализ этих работ следует проводить не с позиции исторической последовательности направлений искусства того времени, а отталкиваться непосредственно от личности художника и тех факторов, которые её сформировали. Потому что само время предполагает иной подход к трактовке искусства. Искусство XIX века «есть искусство художников, а не искусство стилей» (В. Воррингер). И действительно, коренным переломом было та творческая свобода, которую получил художник, независимость в выборе сюжетов и формальных приемов для выражения личного понимания, разрушения эстетических и жанровых ограничений. Гойя - художник нового времени не потому, что время его жизни совпадает с хронологическими рамками данного периода. Именно яркая индивидуальность, мощная сила характера, страстность натуры художника дает повод изучать его творчество с позиции новой эпохи. То есть трактовать развитие его стилистики не только в связи с историческим контекстом, но и внутренними ощущениями и переживаниями автора. Его работы отражают концепцию всей эпохи, но в первую очередь его индивидуальное восприятие мира. Гойя предельно эмоционален, субъективен, он находиться в прямой взаимосвязи со своими образами, свободно выражает свое отношение к ним. Он создает свой собственный стиль, свою внутреннюю логику развития, эстетические законы, символическую систему, свой формальный язык.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 223 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...