Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Хунны и гунны



Предки гуннов, хунны, были небольшим народом, сложившимся в IV в. до н.э.

на территории Монголии. В III в. до н.э. они переживали тяжелые времена,

так как с востока на них давили кочевники-сяньби, с запада нажимали

согдийцы, которых китайцы называли юечжи. Неудачными оказались и попытки

хуннов принять участие в китайских междоусобицах. В Китае тогда шло

объединение страны, известное в китайской историографии как "война царств".

Из семи царств осталось одно, при этом погибло две трети населения страны.

С китайцами, которые пленных не брали, лучше было не связываться. Хунны

оказались союзниками побежденных, и получилось так, что первый хуннский

шаньюй (правитель) платил дань и восточным, и западным соседям, а южные

плодородные степи уступил Китаю. Но тут сказались последствия пассионарного

толчка, формирующего этнос.

Хуннский царевич по имени Модэ не был любим своим отцом. Его отец, шаньюй,

как все хунны и все кочевники имевший несколько жен, очень любил младшую

жену и сына от нее. Он решил послать нелюбимого Модэ к согдийцам,

потребовавшим от хуннов заложника. Далее царь замыслил совершить набег на

Согдиану, чтобы толкнуть согдийцев на убийство сына. Но тот угадал

намерения отца и, когда шаньюй начал набег, царевич убил своего стражника и

бежал. Его побег произвел такое впечатление на хуннских воинов, что они

сошлись во мнении: Модэ достоин многого. Отцу пришлось поставить нелюбимого

сына во главе одного из уделов государства.

Модэ приступил к обучению воинов. Он стал применять свистящую стрелу (в ее

наконечнике делались отверстия, и при выстреле она свистела, подавая

сигнал). Однажды он приказал воинам наблюдать, куда он пустит стрелу, и

стрелять из луков в том же направлении. Приказал и вдруг пустил стрелу в...

своего любимого коня. Все ахнули: "Зачем же убивать прекрасное животное?"

Но тем, кто не выстрелил, отрубили голову. Потом Модэ выстрелил в своего

любимого сокола. Тем, кто не стрелял в безобидную птицу, также отрубили

голову. Потом он выстрелил в свою любимую жену. Нестрелявших - обезглавили.

А потом, во время охоты, он встретил шаньюя, своего отца, и... выпустил

стрелу в него. Шаньюй мгновенно превратился в подобие ежа - так утыкали его

воины Модэ стрелами. Не стрелять не рискнул никто.

Модэ стал царем в 209 г. Он договорился о мире с согдийцами, но от него

потребовали дань восточные кочевники, которые назывались дун-ху. Сначала

они пожелали получить самых лучших лошадей. "Тысячелийный конь" (ли -

китайская мера длины, приблизительно равная 580 м) - так красиво назывался

быстроногий жеребец. Некоторые хунны говорили: "Нельзя отдавать скакунов".

"Не стоит воевать из-за коней", - не одобрил их Модэ и тем, кто не хотел

отдавать коней, отрубил, по своему обыкновению, голову. Затем дун-ху

потребовали прекрасных женщин, в том числе и жену царя. Тем, кто заявил:

"Как можно отдать наших жен!" - Модэ отрубил голову, сказав: "Жизнь наша и

существование государства стоят дороже, чем женщины". Наконец, дун-ху

потребовали кусок пустой земли, которая служила границей между ними и

хуннами. Это была пустыня на востоке Монголии, и некоторые считали: "Эта

земля не нужна, ведь мы на ней не живем". Но Модэ сказал: "Земля -

основание государства. Землю нельзя отдавать!" И отрубил им голову. После

этого приказал воинам немедленно двинуться в поход на дун-ху. Он победил

их, потому что хунны стали подчиняться ему беспрекословно.

Затем Модэ вступил в войну с Китаем. Казалось бы, эта война была не нужна.

Кочевники жили в степи, а китайцы обитали южнее, за своей Великой стеной во

влажной и теплой муссонной долине. Но у хуннов были причины напасть на

Китай.

Войско Модэ окружило передовой отряд китайцев, с которым находился сам

император Лю Бан. Хунны все время обстреливали китайский отряд из луков, не

давая ему передышки. Китайский император запросил мира. Некоторые из

вельмож Модэ предлагали убить врага, но Модэ ответил: "Глупцы, зачем нам

убивать этого китайского царя - они выберут себе нового. Пусть он живет.

Ведь основные силы китайцев стоят в арьергарде, мы с ними еще не воевали".

И Модэ заключил с этим императором, основателем династии Хань, договор

"мира и родства" (198 г.). Это означало, что обе стороны будут жить, не

покушаясь на земли друг друга. Хунны привыкли кочевать в степи, их не

смущал холод. А китайцы любили мягкий климат долины Хуанхэ и совершенно не

собирались выходить в степь.

В это время китайцы уже научились изготовлять шелк - драгоценный товар

древности. Была достигнута договоренность, что хунны дают китайцам лошадей,

а китайцы платят за коней шелком. Шелк в те времена был крайне нужен и

оседлым народам, и кочевникам. Людей мучили насекомые-паразиты, спасением

от которых были только шелковые одежды. И если какая-нибудь хуннка получала

шелковую рубашку, ей уже не приходилось все время почесываться.

С помощью согдийских купцов китайский шелк покупали и римляне. У них была

та же беда. Мыла в ту пору не было, и римляне натирали тело маслом, затем

счищали его скребками вместе с грязью, а после распаривались в горячей

ванне. Однако мерзкие паразиты через некоторое время появлялись вновь.

Красавицы римлянки, соблазнительные и влиятельные, требовали у мужей и

поклонников шелковые туники. Эти туники стоили безумно дорого, почти так же

дорого, как золото. Римляне тратили на шелк огромные деньги, покупая его у

купцов-посредников в Иране и Сирии, дарили своим женам, любовницам и... не

имели средств расплатиться со своими солдатами. Из-за неуплаты жалованья

солдаты поднимали восстания. Императоры и вельможи гибли в огне мятежей, но

эта страшная политика, погубившая Рим, продолжалась еще двести лет (I-III

вв.).

Очень неприятная ситуация была и в Китае. Китайцы получали за шелк или

лошадей от степняков, или предметы роскоши из Средиземноморья. Кораллы,

пурпурная краска, драгоценности доставались знати, а шелк брали у крестьян.

Все желали получить как можно больше драгоценного товара, чтобы, продав

его, ублажить своих жен и дочерей. Естественно, что у китайцев развилась

система, при которой все делалось, как бы сегодня сказали, "по блату". Все

жены и наложницы императора (а императору полагался гарем) стали

протаскивать своих родственников на должности правителей и начальников. Эти

родственники, получив право на управление какой-либо областью, немедленно

начинали прижимать крестьян, чтобы добыть деньги на взятки. Их

преступления, естественно, не могли оставаться секретом для правительства:

китайцы все время писали друг на друга доносы, благо среди них было много

грамотных. Наместников время от времени казнили. Но те, предвидя горькую

судьбу, закапывали в землю клады, сообщая места своим детям. И потому

правительство, хорошо зная нравы соотечественников, стало казнить не только

преступника, но и всю его семью.

Итак, торговля шелком оказалась губительной для обеих империй: Римской и

Китайской.

Между тем противостояние Хунну и Китая продолжалось. И хотя в Китае было 50

миллионов населения, а всех хуннов - около трехсот тысяч, борьба, вызванная

потребностью кочевников в шелке, муке и железных предметах, шла на равных.

Кони китайцев были намного хуже, чем скакуны степняков. Экспедиции в

хуннские степи обычно заканчивались гибелью конных китайских отрядов. Когда

китайцам удалось узнать, что в Средней Азии есть "небесные жеребцы" -

породистые кони, похожие на лошадей арабской породы, - они отправили туда

военную экспедицию. Осадив город Гуйшан (район современной Ферганы),

китайцы потребовали выдачи лучших жеребцов. Осажденные уступили, и китайцы,

вернувшись с добычей, приступили к разведению новой породы. Преуспев в этом

деле, они стали совершать удачные набеги на хуннов. Мало того, они

уговорили соседей-кочевников с востока, севера и запада выступить против

хуннов.

В 93 г хуннский шаньюй проиграл решающую битву, бежал на запад и пропал без

вести. Держава хуннов развалилась на части. Одни племена рассеялись в

южносибирских степях, другие ушли в Китай, ибо в это время в Великой степи

наступив засуха. Стала расширяться пустыня Гоби на севере Китая, и хунны

смогли передвинуться на засохшие китайские поля, где образовались милые их

сердцу сухие степи. Часть же хуннов направилась в Среднюю Азию и дошла до

Семиречья (район современной Алма-Аты). Здесь и осели "малосильные хунны.

Самые отчаянные двинулись на запад. Они прошли через весь Казахстан и в

50-х годах II в. вышли к берегам Волги, потеряв при этом большую часть

своих женщин. Те физически не смогли вынести такой переход, да и из мужчин

выжили лишь самые крепкие.

Хунны быстро освоились в новых, удобных для скотоводства местах, где их

никто не трогал. Женщинами они обзавелись сделав набег на аланов, а

объединившись и породнившись с народом вогулов (манси), хунны создали новый

этнос -западных гуннов, так же мало похожих на старых азиатских хуннов как

техасские ковбои на английских фермеров. Эти западные гунны (для простоты

мы их будем называть гуннами) начали войну с готами.

Сначала гунны завершили разгром аланов, истощив их силы бесконечной войной.

Государство гуннов расширилось и заняло просторы между реками Урал (Яик) и

Дон. Готы пытались удержаться на рубеже Дона, но они были обессилены

изнурительной борьбой со славянами. Поэтому, когда гунны через Керченский

пролив, Крым и Перекоп вышли готам в тыл, те побежали. Остготы покорились

гуннам, визиготы, переправившись через Дунай, оказались в Римской империи.

Гибель державы готов обеспечила свободу действий славянам. Но память о

былом господстве в южнорусских степях готов, некогда захвативших

славянского вождя Божа и распявших 70 славянских старейшин, сохранилась.

Вернемся к готам, укрывшимся в Византии. Они исповедовали христианство по

арианскому обряду [†2], а в Восточной Римской империи восторжествовало

никейское православие. Союза и дружбы не получилось. Римляне потребовали,

чтобы переходящие Дунай готы сдавали оружие, и те согласились. Но когда

императорские чиновники стали обирать готов, требовать с них взятки,

отнимать жен, детей и имущество, оказалось, что готы сохранили достаточно

оружия, чтобы поднять восстание. В 378 г. при Адрианополе восставшие

сразились с римлянами, разбили их, убили императора Валента и подошли к

стенам Константинополя. Хотя город был хорошо укреплен, у готов были все

шансы его взять. Однако римлянам помог странный случай.

В римской армии был отряд конных арабов. Всадники кружили вокруг пеших

готов. Один из готов отстал, и арабский всадник нагнал его и, ударив

копьем, сбил с ног. Затем, спрыгнув с коня, перерезал врагу горло, напился

крови, закинул голову и... завыл. Испуганные готы решили, что это

оборотень. Они отступили от Константинополя и отправились грабить Македонию

и Грецию. Усмирить их оказалось нелегко даже Феодосию Великому. Но мы

оставим готов сводить счеты с Римской империей и вернемся в Восточную

Европу к славянам и русам [†3].

Славяне участвовали в готско-гуннской войне и, естественно, на стороне

гуннов. К несчастью для гуннов и славян, великий вождь и завоеватель Аттила

в 453 г. заболел и умер. После него осталось 70 детей и молодая вдова, даже

не потерявшая невинность. Возник вопрос о наследнике: все сыновья Аттилы

претендовали на престол отца, а покоренные племена поддерживали разных

царевичей. Большинство гуннов встало на сторону вождя Эллака, но против

него выступили гепиды и остготы. В битве при Недао (славянское название

этой реки - Недава) гунны были разбиты, и Эллак погиб (454). Попытки гуннов

бороться с византийцами привели их к поражению на Нижнем Дунае. На востоке,

в Поволжье, гуннов разбили (463) и подчинили себе сарагуры. Часть уцелевших

гуннов ушла на Алтай, другие - на Волгу, где, смешавшись с аборигенами, они

образовали народ чувашей. Место действия осталось пустым.

ХУННУ-ГУННЫ"

История наших прапредков

Прародина нашего народа находиться в Центральной Азии. На той территории в древности жили многие народы и племена. Они положили начало истории тюрко-монгольских народов, потомки которых расселились далеко на Запад, создали свои государства, стали известны под разными именами.

В первом тысячелетии до новой эры на историческую арену в Центральной Азии вышел народ хунну. Кочевья хуннов находились северней Китая. Они были скотоводами, содержали крупный и мелкий рогатый скот, разводили верблюдов, ослов и лошадей лучших пород. Перекочевывая с мета на место в поисках хороших пастбищ и водопоя, занимались охотой и совершенствовали военное мастерство. Как сообщают древние источники, способные ездить верхом на баране, стреляли из лука в птиц и зверьков, а подростки стреляли уже в лисиц и зайцев. Научившись владеть луком, - поступали в латную конницу. «Длинное их оружие есть лук со стрелами, короткое оружие – сабля и копье». Одежду изготавливали из кожи, меха, шерсти, питались мясом домашних и диких животных.

В IV веке до н.э. хунны настолько усилились, что стали совершать набеги на Китай, именно с тех пор они стали известны и китайской историографии, а памятником той эпохи осталась Великая Китайская стена.

Возникновение державы хуннов история связывает с именем шаньюя Модэ. Жизнь и деятельность великих людей всегда сопровождается легендами. Такая легенда сохранилась и о Модэ. Отец его шаньюй Тумань имел двух сыновей от разных жен. Чтобы престол оставить младшему любимому сыну, Тумань отдал Модэ в заложники соседнему племени, надеясь, что он будет убит при его нападении. Но Модэ удалось бежать и вернуться домой. Отец был восхищен его храбростью и отдал ему удел в 10000 семейств. Получив удел, Модэ приступил к созданию своей армии. Он изобрел стрелу, издающую при полете свист, - свистунку. Отец Иакинф (Н.Я. Бичурин), ссылаясь на китайские источники, писал, что Модэ начал упражнять своих воинов в конной (верховой) стрельбе из лука. При этом он повелел: «Всем кто пустит стрелу не туда, куда свистунка полетит, отрубить голову; кто на охоте пустит стрелу не туда, куда свистунка полетит, тоже отрубить голову». Подготовив таким образом своих воинов к выполнению своего повеления, однажды Модэ пустил свою стрелу-свистунку в собственного аргамака. Некоторые из воинов не осмелились стрелять. Модэ отрубил им головы. В следующий раз Модэ пустил стрелу в свою любимую жену, те из воинов, которые, испугавшись, не посмели стрелять, тоже были обезглавлены. В третий раз Модэ выехал на охоту и пустил стрелу в аргамака своего отца. Все воины пустили свои стрелы в цель. Из этого он сделал вывод, что воины уже готовы осуществить замысел предводителя. Следуя за отцом на охоту, Модэ пустил свою свистунку в Туманя, и все воины последовали его примеру. Расправившись с семьей отца, он объявил себя шаньюем хуннов в 209 г. до н.э.

Следующие рассказы свидетельствуют о государственной деятельности Модэ. Однажды к нему пришли послы соседнего народа – дунху. Они потребовали отдать им замечательного коня шаньюя. Советники шаньюя были оскорблены этим, но Модэ им возразил: «К чему, живучи с людьми в соседстве, жалеть одной лошади для них?» И отдал им аргамака. Через некоторое время снова пришли послы и потребовали его любимую жену для своего правителя. Советники снова возмутились, называя дунху бессовестным народом. Но Модэ и на этот раз возразил: «К чему, живучи с людьми в соседстве, жалеть одной женщины для них?» - и отправил жену к правителю дунху.

В третий раз послы дунху потребовали полосу пограничной необжитой земли. Модэ спросил совета у своих приближенных, и те сказали ему: это неудобная земля, можно ее отдать, а можно и не отдавать. На что Модэ в чрезвычайном гневе сказал: «Земля есть основа государства, как можно отдать ее?» - и всем, советовавшим отдать землю, отрубил голову. Реформировав и усовершенствовав законы своего правления, Модэ выступил в поход, покорил все соседние племена и народы и создал хуннскую державу.

Во главе хуннской державы стоял шаньюй, что в переводе означало «величайший». Шаньюя Модэ называли мудрым, что вбирало в себя такие понятия как «способнейший, образованнейший, доброжелательнейший, добродетельнейший». Власть шаньюя не была абсолютной, но он был первым среди равных родовитых старейшин, которых было 24 по числу родов. Старейшины имели свои вооруженные дружины. Выборность шаньюя сохранялась, а при выдающихся личностях этот титул становился наследственным по завещанию. Но церемония возведения на престол оставалась обязательной и неизменной.

В первой луне нового года старейшины родов съезжались в храм, находящийся при шаньюе; в пятой луне приносили жертву своим предкам, небу, земле и духам. Шаньюй утром выходил из лагеря и поклонялся всходящему солнцу, а вечером поклонялся луне.

У хуннов наблюдался распространенный у многих народов похоронный обряд. Когда умирал шаньюй, убивали и хоронили вместе с ним до ста человек приближенных и наложниц. Хоронили в гробах, при этом употребляли наружный и внутренний гробы., облаченные в меховое, золотое и серебряное покрывала, что подтверждается современными археологическими раскопками.

Успешные военные походы хуннов во главе с Модэ позволили им создать великую державу, с которой считался императорский Китай. Держава хуннов занимала огромную территорию, на которой жили как родственные им племена, так и покоренные народы. Модэ умер в 174 г. до н.э., созданная им империя просуществовала 3000 лет, часть хуннов ушла на запад и стала известна в Европе как гунны. Л.Н. Гумилев, говоря о пассионарности деятельности и личности Модэ, писал, что за его свистящей стрелой устремились уже не охотники до чужого добра, а пассионарные воины, верившие в своего вождя и подчиненные сознанию долга. Отец Иакинф в исторических примечаниях к своим сведениям о народах Средней Азии заметил, что Модэ известен в азиатских историях под именем Огуз-хана, сына Кара-хана. Ему приписывают победу над Татар-ханом, покорение Китайской империи, Тангутского ханства и завоевание всех владений, лежащих от Монголии на юг до Индии, на запад до Каспийского моря. «Несмотря на несходство собственных имен исторический очерк Модэ шаньюя под именем Огуз-хана и порядок главных событий во времени довольно верны, особенно у Абулькази-хана. И по китайской истории Модэ покорил восточных монголов; после чего подчинил себе Китай и Тангут, а потом покорил весь Туркестан от Хами до Каспийского моря».

Вопрос о том на каком языке говорили хунны, до сих пор остается дискуссионным. Анализируя мнение ученых-лингвистов по этому вопросу, Л.Н. Гумилев подытожил, что «общность известная нам хуннских и монгольских слов объясняется культурным обменом между народами которых тесно связывала историческая судьба».

Термин хунны (гунны) относится к определённой исторической эпохе и служит во всех источниках для обозначения политических образований. Этнонимом этот термин в большинстве случаев не является, поскольку в смысле этнического происхождения не значит ровным счётом ничего. Под этим именем скрываются самые разные, любые народы этой эпохи (и отчасти даже последующих эпох) -- лишь бы они входили в политический союз, объединяющий некие силы, осуществляющие в данный момент натиск на Рим или Византию -- по принципу, так сказать, "наших бьют". То есть, это -- все те, как говаривали эллины, варвары ("вар"х2!), которые противостоят народам, считающим себя цивилизованными. К примеру, в Империалистическую войну 1914-1918 гг. французы в открытую в прессе называли гуннами "диких кочевников"(!) аллеманов (немцев)...

В аланскую (позднесарматскую) эпоху в большинстве случаев, если даже не во всех, хуннами в области Северного Причерноморья называли различные политические объединения булгар. В глубине же Европы так именовали кого ни попадя. Например, "Песнь о Нибелунгах", описывая несметные орды хуннов, посылаемые на Нибелунгов хуннским королём Этцелем (Аттилой), в числе хуннских полчищ называет:

Иринга, маркграфа датского, с его дружиной;

Хаварта, короля датского, с его воинами;

Ирнфрида, ландграфа Тюрингенского, с его дружиной;

-- и так далее, и тому подобное...

Около 370 года хунны сразу сломили сопротивление алан, чья держава занимала местность между Волгой, Кавказом и Доном. В глазах историков выглядит непонятным, как вдруг возникли бесчисленные полчища хуннов, обрушившихся на Аланию вроде бы ниоткуда. Однако совершенно ясно, что они сломали Аланию не снаружи, а изнутри. Это было то большинство населения Алании, что более не желало столетиями терпеть иранский культурный стереотип Ахура, что предпочло ему индийский вариант культуры, Дэва. Эти люди не считали себя более аланами и вернулись к сарматскому идеалу. Они стали булгарами, бол-к-ар, балкар, бел-ар, белояр. Это значит "арии Солнца, солнечные арии" и прямо перекликается с арийским этнонимом гаргар, бытовавшим среди киммерийцев.

По норманистской версии восставшие против культурного стереотипа Ахура булгары приняли у себя нескольких (а больше их и не было!) хуннских беженцев с Востока. Бежавшие от китайского разгрома одиночные хунну -- всего их было не более нескольких десятков или сотен (причём, совсем без женщин и детей!) -- оказались, видимо, хорошими военными специалистами, почему восставшие против Ахура белояры и взяли их к себе на службу. Во всяком случае, методы войны булгар с этих пор изменились по сравнению с методами войны алан или готов, стали более страшными, небывалыми, революционными, хуннскими.

Вероятно, именно так (как термин со стороны посторонних наблюдателей), по внешнему признаку (новому способу ведения войны) и появилось впервые наименование хунны применительно к булгарам. В дальнейшем хуннами-белоярами назывались булгары и те другие народы, что присоединялись к нарастающим булгарским этническим волнам, подобно тому, как растёт снежный ком, катящийся с горы. А собственно термин булгары (как и возродившийся сарматы) распространился позднее. Как отмечает М. И. Артамонов, одни и те же группы назывались у византийских хронистов гуннами, а у западных -- болгарами.

Гуннами историки-норманисты договорились называть этот великий народ Европы ("Хунну и гунны", Л., 1926. К. А. Иностранцев): "По удачному предложению К. А. Иностранцева за восточными хуннами сохранено название "хунны", а западная их ветвь, перемешавшаяся с другими племенами и составившая новый народ, именуется "гунны"" (М. И. Артамонов, "История хазар"). Я же не могу принять такое предложение и буду всё-таки использовать в качестве основного термин "хунну, хунны", а термин "гунны" буду считать просто синонимом -- как и было раньше, до предложения Иностранцева.

Объявившаяся в Причерноморье группа хуннов осталась в истории благодаря редкому сочетанию случайного (возвышение хунну совпало по времени с мощным взрывом булгаризации-сарматизации) и закономерного (хунну были превосходными воинами и стали замечательными военными учителями) факторов. Приди хунну сюда за пятьсот, или за двести, или за пятьдесят лет до того, они бы просто исчезли, растворились, не оставив имени, как это и происходило с другими группами пришельцев. Но хунну появились на гребне могучей волны тектонических сдвигов в культуре и политике. Поэтому они оказались востребованы, вовлечены в эти сдвиги и использованы в общих интересах насколько возможно полно.

Но я не склонен принять постулат о якобы имевшем место приходе хунну с Дальнего Востока. Я считаю хунну местным явлением Арии-Сарматии и Западной Европы. О какой миграции хунну на запад можно говорить, если китайские войска на востоке якобы борются со своими хунну-сюнну точно в то время, как римские в Европе -- со своими! Легенды о миграциях кочевых народов с Востока вообще заимствованы из "древних" китайских хроник, которые были написаны для китайских монархов как переводы европейских хроник только в 17 столетии (такое мнение имеет место и набирает всё большую силу -- слишком уж много буквальных совпадений в событиях на западе и "событиях" на востоке!). Очень уж похоже на то, что известная нам так называемая "китайская история" является на деле лишь отражением реальной истории Европы. Отсюда и эта двоичность всех событий, всех народов...

В 371 году хунны внезапно обрушились на готскую державу Германариха в Северном Причерноморье и сокрушили её. В это время царём хуннов был Баламбер (Белояр). Вестготы ушли от хуннов в пределы Римской империи (376 г.). Остготы подчинились хуннам, но вскоре под предводительством нового короля Винитара восстали против власти хуннов, освободились и пользовались свободой около года. Баламбер подавил восстание готов, Винитар был убит в битве на реке Эрак. Вместе с хуннами остготы пришли потом на Дунай.

Разрушительным походом хуннов (булгар!), называемых также скифами, на Ближний Восток в 4-м столетии, в 395 году, предводительствовали вожди Васих и Курсих. Эти имена хорошо соотносятся с именем готского вождя Германариха. Кстати, и готов также называли скифами (на что указывал Евнапий, очевидец хуннского взрыва в Сарматии).

Как пишет Артамонов со ссылкой на Приска Панийского и римского посла у Аттилы в 488 Ромула, гунны большими силами в 395 году форсировали Азовское озеро, через 15 дней прошли Кавказ и вступили "в Мидию, персидские владения в Закавказье, откуда разлились по всей Передней Азии". В сирийской хронике Иешу Стилита сказано, что в дни Гонория и Аркадия (395 -- 408), сыновей Феодосия Великого, вся Сирия была в руках гуннов. Они не только разоряли и грабили города, но и массами уводили население в рабство. Бар-Гебрей, иудейский автор 13 века, под 397 годом сообщает по сирийским источникам, что гунны так опустошили Сирию и Каппадокию, что они обезлюдели. По словам современника событий латинянина Иеронима, ряд городов Месопотамии подвергся осаде, в том числе Антиохия. Иерусалим и Тир готовились в ожидании врага. "Аравия, Финикия, Палестина и Египет пленены страхом. Гунны захватили огромное количество пленных и добычи". Назад вожди повели хуннов не тем путём, которым они вторглись в Закавказье (по берегу Чёрного моря), а кавказским берегом Каспия...

В дунайскую Паннонию хунны пришли под руководством своего вождя по имени Ругила, или Руя. В 434 году хунны осадили Константинополь, и лишь чудо спасло ромеев. В том же году Ругила умер, а власть над хуннами досталась его племянникам: Аттиле и Бледе. В 445 году Аттила (хуннский Этцель из Песни о Нибелунгах) убил Бледу и стал единоличным государем хуннов.

Главным оружием хуннов-булгар традиционно был мощный лук. А вошедшие в хуннский союз племена различного происхождения использовали привычное им оружие.

С хуннской эпохой связан целый ряд новинок в области оружия. В первую очередь, это стремена, давшие всадникам совершенно новые возможности и создавшие базу для появления настоящей кавалерии. Стремена давали надёжную опору всаднику и при стрельбе из лука (тогда их подтягивали высоко, а наездник ещё привставал на них), и при таранном ударе копьём либо при рубке мечом (тогда стремена опускали низко, и всадник глубоко всовывал в них ступни -- что сообщало особую силу его ударам).

Чрезвычайно важным новшеством стало и седло, которое хотя, возможно, и было известно чуть раньше, но только в хуннскую эпоху получило современную завершённую форму и окончательное широкое распространение. Сёдла были двух основных типов: для стрелков из лука использовались сёдла плоские, без развитой передней и задней луки, высоко расположенные на спине лошади (это давало стрелку выгодное для стрельбы высокое положение); а для тяжеловооружённых всадников с мечом и копьём применяли сёдла глубокие, с сильно развитой передней и с ещё более выраженной задней лукой, низко расположенные на спине лошади (что обеспечивало лучший упор корпусу всадника при рубке и копейном ударе).

Лук хунны использовали особого, нового типа, так называемый гуннский. Такой лук был намного больше размером, чем относительно небольшой скифский лук, и гораздо более мощным. Хуннский лук достигал в длину 180 сантиметров и относился к типу сложносоставных и предварительно напряжённых луков. По отзывам современников, лук, бесспорно, был основным оружием хуннов, которые владели им мастерски. Дальность прицельного выстрела из хуннского лука достигала 300 метров! Повторю, речь идёт о прицельном выстреле. Вообще же, стрела вполне могла лететь гораздо дальше. Известен задокументированный выстрел на дальность (и почти прицельный), сделанный из подобного (но уже татарского) лука гораздо позднее, пославший стрелу за семьсот метров!

Меч имел для хуннов гораздо менее важное, вспомогательное значение; использовался, главным образом, длинный прямой обоюдоострый меч -- сарматская карта.

Важным инструментом войны был для хуннов и ременной аркан, который они ловко набрасывали на противника; стащив его с лошади, они волочили его за собой, чтобы затем, в зависимости от обстоятельств, взять в плен или прикончить. Аркан, в названии которого тоже слышен вездесущий корень Арии "ар", стал действенным средством разрушения плотного вражеского строя.

В 6-9 столетиях (в эпоху расцвета булгар-новосарматов, а также краткого подъёма империи авар) у воинов Сарматии происходила смена набора основного оружия. Ушёл в прошлое длинный обоюдоострый меч сарматского типа. Взамен приблизительно в 7-м веке появилась карта другого типа -- длинный узкий прямой клинок с одним лезвием, предшественник сабли. Но, поскольку конные воины нуждались в двуостром оружии, а карта не могла заменить в этом качестве меч, то её дополнил боевой топор, достаточно простой в производстве (из дешёвого железа) и удобный в использовании (помимо лопасти с более или менее широким лезвием топор имел обух, которым можно было эффективно как парировать, так и наносить удары). Топор всадника, имевший значительно меньшие размеры, чем тяжёлый топор пеших воинов, поначалу имел прямое лезвие и предназначался, соответственно, для прямых ударов рубящего типа. Но постепенно лезвие конного топора закруглялось для удобства нанесения более совершенных ударов рассекающего типа. Со временем эти два вида оружия окончательно разделились (заодно определилась и терминология): топор с прямым лезвием предназначался для рубящих, а секира с закруглённым лезвием -- для секущих ударов.

Кроме карты и топора, на вооружении сарматских всадников оставались луки (которые стали ещё больше и дальнобойнее), всякие ножи и кинжалы, копья таранного типа (также потяжелевшие и удлинившиеся) и метательные дроты-сулицы, а также всевозможное ударное оружие: палицы, брусы, булавы, шестопёры, буздыханы, кистени, мэры (боевые молоты)...

О ДРЕВНЕМ КОРНЕ " ХН-КН" И О ХУННУ

Древнейший корень "кн-хн" распространён очень широко среди всех народов и везде означает старца, родового старейшину, вождя, управителя:

хан и кан ("князь, вождь, король"), каган ("вождь, король, император, царь");

древнееврейский титул коэн -- "предводитель, вождь"; латинский титул консул ("вождь, предводитель") и канис ("собака" -- "идущий впереди, вожак, поводырь, ведущий по следу");

древнерусский кнес и князь, древнелитовский кунигас (хунигас), английский кинг (король), нордический коннунг, германский кёниг (король, император); хун, хон, хунно, хунни -- родовой старейшина "древних германцев"; хунны -- новосарматский народ, булгары, "старцы, вожди";

"Но к концу эпохи переселения народов исчез даже последний след рода как воинской части, и даже исчезло само это слово (в том случае, если слово "войско" -- Truppe -- этимологически тождественно слову "деревня" -- Dorf)" (там же).

"...те условия, в которых протекало переселение, приводили к тому, что могущество, авторитет и имущество хунно необычайно возрастали, поднимаясь над общей массой" (там же). Речь здесь идёт о 4-5 веках, но ведь это и есть эпоха расцвета Хуннской державы!





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 1249 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.023 с)...