Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ЦВЕТ В КАРТИНЕ



Цвет используется художниками как одно из средств композиционного решения произведений. Если в одной части композиции будут сосредоточены тяжёлые, а в другой лёгкие цвета, то возникает ощущение её неуравновешенности. Поэтому наряду с композиционными эскизами карандашом необходимо сделать и эскиз в цвете.

Важную роль в живописи играет объединение цветов. Когда древнегреческого философа Платона спросили, в чём состоит искусство композиции, он ответил: "Искать единство в разнообразии". То же самое можно сказать и о живописи. Хорошо объединяются цвета близкие по светлоте и цветовому тону, особенно, если они отличаются друг от друга в равной мере. Выпадает лишь тот цвет, который более отличается от других. Среди насыщенных хроматических цветов выделяются ахроматические цвета, и, наоборот.

В группе однородных по тону цветов не трудно усмотреть общий средний тон. Так, если группу составляют цвета оранжевые, жёлтые и жёлто-зелёные с преобладанием жёлтых цветов, то общий тон можно определить как золотистый. Чем больше различий между цветами, составляющих цветовую группу, тем труднее усмотреть её общий тон. Понятие тональности в живописи аналогично понятию тональности в музыке, где звук, выпадающий из тональности, воспринимается как чуждый, фальшивый.

Уяснив понятие тональности, можно ответить на вопрос, что такое колорит. Колорит - это совокупность цветов живописной композиции, тонально объединённых между собой.

Неотъемлемая черта искусства - его эмоциональная выразительность. Картина кажется мрачной, если в ней тёмными красками написаны предметы в действительности более светлые. Пейзаж, написанный в сероватых, тусклых тонах кажется холодным и дождливым. Краски в руках художника - мощное средство эмоциональной выразительности.

Все предметы внешнего мира существуют не раздельно, а во взаимосвязи и взаимной цветовой обусловленности. Один из основных факторов объединяющего начала - это цвет освещения. Рефлекс от неба придаёт теням холодноватый оттенок, а солнечное освещение - теплоту

освещенным поверхностям. Утром преобладают золотисто-розовые оттенки, а вечером - желтовато-оранжевые, при слабом свете луны преобладают серо-голубые зеленоватые тона. Таким образом, колорит представляет собой сочетание цветов, обладающих единством, гармонию и красоту цветовых сочетаний, а также богатство цветовых оттенков. По этой причине в природе любые, самые неожиданные цветовые контрасты находятся в "родстве,"так как цвет освещения,ложась на все предметы, образует соразмерное цветовое единство.

Именно естественное единство многообразия красок, принявших на себя цвет освещения, служит основой для создания гармонического колорита. Куинджи советовал рассматривать природу через цветные стёкла, тогда ясно видны особенности колорита при заходе солнца или в лунную ночь.

Чем больше красок применяет художник, тем меньше у него возможностей достичь колористического единства. В.Серов рекомендовал своим ученикам поначалу писать только тремя красками: белилами, охрой светлой и костью жжёной. Он считал, что живописное произведение будет убедительнее, если все цвета этюда связаны между собой единым оттенком цвета. Известно, что старые мастера использовали 7 - 10 красок, и, кроме того, использовали для объединения цветные грунты, подмалёвок гризайлью, лессировки и покрытие лаком, который, имея тепловатый оттенок, передавал его всем цветам поровну.

Краски в чистом виде почти не употребляются. Чистая краска сама по себе не может передать тонких и многообразных оттенков цвета, наблюдаемых в природе. Чтобы передать цвета натуры, художнику приходится прибегать к различным смесям. И здесь начинающие художники часто задают вопросы о том, как составить цвет тела, или, какими красками надо пользоваться, чтобы получился воздух и т.д.

В живописи не существует определённого цвета человеческого тела, воды или неба. Предметный цвет меняется от окружающей среды, освещения, удаления и т.д. Цвет тела человека в комнате - один, в солнечный день на воздухе - другой. Кроме того, цвет каждого предмета зависит от тона и цвета соседних предметов и фона. Например, мазок зелёной краски в зависимости от фона может быть чем угодно - фонарём светофора в вечернем пейзаже, листочком освещенного солнцем дерева или изумрудом в перстне. Следовательно, материальность цвета изображаемых предметов достигается в живописи не составлением локального цвета предмета, а нахождением правильных цветовых и тональных отношений.

Колорит предполагает гармонию красок, образующих некое оптическое целое, но не может быть сведён только к цветовой гармонии (комбинации окрашенных фигур). Колорит - это не точная копия

цветовых отношений природы, допускается и несколько повышенное звучание цвета, но не обязательно и употребление только чистых насыщенных цветов. В зависимости от преобладающей в нём цветовой гаммы, он может быть холодным, тёплым, светлым, золотистым, и т.д.

Сетовые волны солнечного света различны по длине и цвету. В зависимости от длины волн световых лучей, воздействующих на наш глаз, мы ощущаем тот или иной цвет.
Цвета, входящие в солнечный спектр, и соответствующая им длина световых волн следующие (в ммк):
Фиолетовый 400-430
Синий 430-470
Голубой 470-500
Зеленый 500-535
Желтый 535-595
Оранжевый 595-620
Красный 620-700
Глаз человека воспринимает лучистую энергию как видимый цвет с длиной волн 400-760 нанометров.
Цвета спектра, расположенные то кругу, образуют замкнутый круг с непрерывным переходом от одного цвета к другому. Основные и наиболее яркие цвета в цветовом круге - желтый, красный и синий. В цветовом круге они расположены на вершинах вписанного в него равнобедренного треугольника; Между каждыми двумя основными цветами расположены дополнительные цвета.

Цвета спектра, расположенные по кругу.

Единицей измерения длины волны оптической области спектра излучений является нанометр (нм);

1 нм = 1 х 10 -3 мк (микрон) = 1 х 10 -6 мм (миллиметров).





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 416 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...